Реализация алкогольной продукции в Набережных Челнах в первом квартале 2014 года сократилась на 9%. Больше всего падение касается водки — 21%, а на нее приходится 71% рынка в денежном выражении. Эти и другие цифры стали известны накануне после совещания в мэрии по ситуации на алкогольном рынке. Причиной падения называют резкий рост акцизов и, соответственно, цен на спиртное, который спровоцировал нашествие на рынок нелегальной продукции. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что немаловажную роль при этом сыграли не до конца продуманные решения по таможенному союзу Россия — Казахстан — Беларусь.
ПРИВОЗНАЯ «БОРМОТУХА» ДЕШЕВЛЕ, ЗНАЧИТ, ВОСТРЕБОВАННЕЕ
Текущий момент на алкогольном рынке обсудили вчера на совещании в мэрии Набережных Челнов. Прессу на него почему-то не пустили — мол, оно проводится «в закрытом режиме». Какую гостайну охраняют чиновники автограда, остается лишь догадываться. Однако по окончании мероприятия корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось выяснить у руководителя Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Гульшат Вафиной, что с января по апрель 2014 года в городе было реализовано 208 тыс. дал алкогольной продукции. Это 91% к уровню прошлого года, то есть снижение составило 9%. В то же время водки было продано всего 92,2 тыс. дал или 79% к уровню прошлого года — снижение продаж 40-градусной составило 21%. Заметим, что водка занимает львиную долю на алкогольном рынке — 71% в денежном выражении.
При этом, по данным Госалкогольинспекции, в Челнах растет количество точек по продаже спиртного. Так, на данный момент 186 организаций имеют лицензии на ее розничную реализацию. Алкоголем торгуют на 467 объектах, в том числе на 97 предприятиях, предоставляющих услуги общественного питания. В это число, кстати, входят и бары в жилых домах, которые, по сути, являются обычными магазинами шаговой доступности, торгующими спиртным круглосуточно. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, общее количество лицензированных торговых объектов увеличилось на 41. За выдачу им разрешающих документов была получена госпошлина в сумме 636 тыс. рублей, которая поступила в бюджет республики.
Объем продаж алкогольной продукции в расчете на душу населения по городу составляет 4 литра. При этом, заметим, этот показатель снизился на 10% (было 4,4 литра). Однако в данном случае речь идет о потреблении официально купленного спиртного. Для сравнения: уровень потребления алкоголя в Казани составляет 4,1 литра, по РТ — 3,5 литра.
Вафина считает, что на падение легального розничного рынка алкогольной продукции значительно повлияло увеличение фактов нелегального оборота. Суррогат в Челны чаще всего поступает даже не из России, а из стран СНГ. Наибольшая доля контрафактного алкоголя произведена в Казахстане. Специалистами набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции из незаконного оборота с начала года изъято 8112,4 литра алкогольной продукции. Из этого числа 7871 литр (15742 бутылки емкостью 0,5 литра) приходится на Казахстан.
«Увеличение потока контрафактной продукции наблюдается перед праздниками, — сообщила Вафина. — В декабре-январе шел рост контрафакта, в феврале-марте — спад. К майским праздникам мы снова ожидаем увеличения объемов нелегальной водки на рынке города».
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПАДЕНИЕ РЫНКА НЕИЗБЕЖНО
Тенденция стремительного снижения реализации и соответственно производства алкоголя характерна не только для Набережных Челнов. Так, итоги производства алкоголя в России в первом квартале года иначе как катастрофическими не назовешь. В частности, спиртзаводы страны произвели водки почти на 22% меньше, чем в первом квартале 2013-го. По данным Росстата, в первом квартале 2014 года российские производители разлили 10,74 млн. дал водки. За аналогичный период 2013 года этот показатель составлял 12,92 млн. дал. Впрочем, тенденция снижения производства водки началась вовсе не в прошлом году, а в позапрошлом. Так, в первом квартале 2012 года было разлито российскими спиртзаводами около 15 млн. дал водки. Иными словами, за два года падение составило уже 38%.
Татарстан не выделяется на общем фоне. В 2013 году, по информации руководителя Госалкогольинспекции РТ Игоря Марченко, общее снижение реализации алкоголя составило 970 тыс. дал по сравнению с 2012-м. Водки было продано на 1,06 млн. дал меньше. Снижение составило 19 и 24% соответственно. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков отметил, что такого резкого снижения доли легального алкоголя не наблюдалось очень длительное время.
«Ситуация близка к чрезвычайному происшествию, — отметил премьер на коллегии Госалкогольинспекции в начале года. — Если бы это был признак снижения потребления водки, мы бы этому только рукоплескали. Но данные МВД, минздрава говорят об обратном». Татарстанцы пить меньше не стали, просто отдают предпочтение «левой» водке, о чем свидетельствует статистика отравлений алкоголем. В частности, в 2013 году зафиксировано почти 1,6 тыс. случаев отравления, а годом ранее их было 1,1 тыс., что на 40% меньше.
Причины изменения ситуации на алкогольном рынке очевидны — рост акцизов и, соответственно, минимальных цен на спиртное. Так, акцизы увеличились с 300 рублей за литр стопроцентного спирта в 2012 году до 500 рублей в 2014-м. В результате, стоимость водки в магазинах сначала возросла со 120 рублей до 170, потом — до 199. И в ближайшее время ситуация не изменится. Минувшей осенью президент РФ Владимир Путин подписал закон о ставках акцизов на 2014-2016 годы. Согласно документу, в ближайшие три года цены на алкоголь могут вырасти еще на 30%. Минимальная отпускная цена на поллитра водки в России к концу лета возрастет до 220 рублей, самый дешевый коньяк подорожает до 320 рублей. Аналитики Euromonitor прогнозируют, что падение производства водки продолжится, и к 2015 году рынок сократится еще на 17% в натуральном и на 14% в денежном выражении
КАЖДАЯ ВТОРАЯ БУТЫЛКА — СУРРОГАТ
Легальные производственники, понятное дело, бьют тревогу. Не случайно «алкогольный» вопрос был поднят на Красноярском экономическом форуме-2014. Там в частности сообщили, что доля нелегальной продукции на рынке приближается к 50%. То есть фактически каждая вторая бутылка покупается на черном рынке. Аналогичной статистики не было в России с 2008 года. Бороться с этим, по мнению участников рынка, можно только одним способом — заморозить акцизы на нынешней отметке на ближайшие два-три года. Это сохранит хоть в какой-то степени доступность легального спиртного и может сократить рынок нелегальный.
Однако правительство пока не планирует отступать от своего первоначального плана — поэтапного повышения тарифов. С контрафактным алкоголем и вообще пьянством предлагают бороться иными способами, а не заморозкой роста цен. В частности, в Госдуму РФ внесен законопроект об ужесточении уголовной ответственности за производство, хранение и продажу суррогата. Например, за сбыт в особо крупных размерах можно попасть за решетку на 20 лет, за небольшой объем сбыта предлагается наказывать обязательными работами до 120 часов со штрафом в размере 100 тыс. рублей. За преступление, совершенное группой или в крупном размере, будет грозить лишение свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в размере 1 млн. рублей. К слову, под «крупным размером» авторы законопроекта подразумевают оборот суррогата на сумму от 1 до 10 млн. рублей, под особо крупным — от 10 миллионов.
«ДВА ГОДА НАЗАД НЕЛЕГАЛЬНОЙ ВОДКИ В ТАТАРСТАНЕ ПОЧТИ НЕ БЫЛО»
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя («ЦИФРРА») Вадим Дробиз считает, что причина снижения продаж легального алкоголя в России заключается в том, что в свое время ситуация на рынке была пущена на самотек. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он напомнил, что Росалкогольрегулирование было создано в 2009-м и около года проходило административное оформление, адаптацию. И в это время почти по всей стране, включая весь федеральный ритейл в Москве, нелегальная водка продавалась свободно и открыто, по 50 - 60 рублей. В 2010 году было введено понятие «минимальная розничная цена на водку», стоимость акцизов начала расти примерно на 10% в год.
«В 2010 году легальную водку продавать можно было минимум за 89 рублей, — напомнимл Дробиз. — Это сразу на 15 процентов снизило объем ее реализации в рознице. В целом по России продажи ликеро-водочных изделий упали на 200 миллионов литров. В 2011 году водка подорожала до минимума в 98 рублей, в 2012-м — до 120 рублей. И до этого момента в Татарстане нелегальной водки почти не было. А с конца 2012 года в РТ начала поступать суррогатная продукция. Пика все это достигло в прошлом году, когда минимальная цена составила уже 170 рублей. И эта цена становится для основной массы Татарстана слишком высокой».
Татспиртпром, по словам Дробиза, снизил объемы производства по итогам 1 квартала на 20% |
Дробиз считает, что бороться с нелегальной водкой невозможно, так как на нее есть спрос населения, которого почти не было, пока водка стоила в магазинах не дороже 125 рублей. Дальнейшее подорожание привело к наплыву нелегальной продукции, так как уровень зарплат в России достаточно низок. «Немец на свое пособие по безработице может купить 200 бутылок водки, — подсчитал Дробиз. — У нас в регионах зачастую люди получают по 8 - 9 тысяч рублей. Это 40 бутылок водки — разницу видите? У нас произошла разгармонизация цен относительно зарплаты и относительно необходимого уровня потребления алкоголя — есть такой, и его снизить очень сложно, пока никто сделать это не смог. Это и создало предпосылки к появлению на рынке суррогата».
Аналитик отметил, что в прошлом году по отдельным районам Татарстана падение продаж легальной водки составило 90%. По итогам года, в РТ общее снижение реализации спиртного составило 25%. Этот процесс продолжится, считает Дробиз. Тем более что «Татспиртпром», по его словам, снизил объемы производства по итогам первого квартала на 20%. А компания, как известно, половину продукции разливает для партнеров из других регионов. Снижение производства означает уменьшение количества заказов.
Однако бюджет России не пострадал от уменьшения продаж алкоголя, утверждает наш собеседник. Вроде парадокс: легальные продажи сокращаются, а поступления в казну растут. Дробиз объясняет это тем, что доля легальной продукции на рынке и раньше в России была невысока — порядка 55% в 2007 году, остальное занимают суррогат и спиртное, продающееся с ворованными акцизами. «Раньше ставка акциза росла на 10 процентов в год и особой прибавки бюджету это не давало, — поясняет эксперт. — С 2012 года она растет на 30 процентов в год. В то же время легальный рынок настолько не падает, ну на 10 - 20 процентов. То есть рост ставки акциза превышает в два-три раза любое возможное падение легального рынка. Дело в том, что сейчас формируется, а в некоторых регионах уже сформировалась группа потребителей, которые будут покупать легальную алкогольную продукцию уже по любым ценам. Пусть водка будет стоить 220 рублей в августе, в следующем году 260, через два года 300 рублей. Для них это несущественно. Вот за счет них-то государство будет и дальше получать свой доход от продажи акцизов».
«НЕЛЕГАЛЬНЫЙ АЛКОГОЛЬ — ЭТО СЛЕДСТВИЕ ТОГО БАРДАКА,
КОТОРЫЙ ТВОРИТСЯ У НАС С ТАМОЖЕННЫМ СОЮЗОМ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», разошлись во мнениях, в чем причина падения продаж алкоголя и как дальше могут развиваться события.
Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):
— Я вообще не очень понимаю наше правительство в плане повышения цен на алкоголь. С одной стороны, оно хочет, чтобы акцизы на водку пополняли бюджет — это одна из основных статей. С другой стороны, правительство борется за дезалкоголизацию населения. Эти две линии никак друг с дружкой не стыкуются. Скорее всего, паленая водка продается в розницу или из-под полы, что вполне вероятно, потому что цены на алкоголь катастрофически растут последние два года. Население с достатком ниже среднего не всегда может позволить себе качество. Если власти хотели снизить потребление легального алкоголя, то они этого добились. И не нужно им теперь плакать по деньгам, которые не попали в бюджет.
Алкогольную декларацию мы, рестораторы, сдаем ежемесячно. Естественно, мы имеем право покупать водку только у оптовиков. Можно пересчитать по пальцам те фирмы, которые имеют оптовую алкогольную лицензию. Откуда у них появляется эта водка, мы не знаем. Может, она уже «левая» идет от них? Что касается питья, то часть населения переключилась на такие напитки, как виски, естественно, импортные. Это сейчас один из любимых напитков россиян.
Сергей Майоров — председатель совета директоров группы компаний «Магнолия»:
— Повышение акцизов произошло значительное, так что снижения продаж следовало ожидать. И казахская контрабанда здесь почти не виновата, потому что при покупке в магазине невозможно угадать, легальная это водка или нет. Где-то на этом уровне потребление водки и останется, дальнейшего падения не будет. С другой стороны, хорошо, что цены на водку выросли, и акценты сейчас смещаются в сторону употребления вин и, к сожалению, пива. Мы ведь не видим уменьшения продаж этих напитков.
Чтобы народ стал пить еще меньше, ни в коем случае нельзя применять запретительные меры. Скорее, это должна быть пропаганда здорового образа жизни. Те же нормы ГТО, которые сейчас возвращаются — хорошо забытое старое, из советского прошлого. Сейчас правило хорошего тона — ходить в спортзал, ездить на велосипеде. Если сегодня ты увидишь, что партнер по бизнесу злоупотребляет спиртными напитками, ты, скорее всего, ничего не скажешь, но крепко подумаешь, нужно ли иметь с ним дело. Нетрезвый партнер — опасный партнер в плане исполнения своих обязательств.
Владимир Иванов — директор ООО «Бизнес-центр»:
— Нелегальный алкоголь — это следствие того бардака, который творится у нас с таможенным союзом Россия — Казахстан — Белоруссия. Решения, связанные с ним, были приняты поспешно, наверняка не успели согласовать все постановления и законы. Виноватыми остались производители российской водки, которые сейчас терпят убытки.
Снижение продаж водки связано и с тем, что народ стал меньше пить, потому что у большинства жителей города сейчас есть автомобили. Ответственность водителей за употребление алкоголя очень серьезная. Честно говоря, я ни разу не видел казахскую водку. Но если такая водка и присутствует на рынке Челнов, она, скорее всего, стоит дешевле, чем в обычных магазинах.
Я считаю, что повышение цен на водку — это правильно. Трезвомыслящий народ будет думать, тратить деньги на нее или нет. Карательные меры не помогут при дезалкоголизации населения. Должен быть комплексный подход к проблеме, потому что это прежде всего социальный вопрос. Власти должны думать о том, как занять население. Ведь народ начинает пить от безысходности. Если каждый человек будет чем-то занят — малым предпринимательством, работой, семьей, — то меньше будет думать о выпивке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.