Сегодня в Казани в ДК «Юность» судья завершил оглашение приговора по делу гибели «Булгарии», которое он начал зачитывать еще в четверг. Главная обвиняемая, субарендатор «Булгарии» Светлана Инякина, получила 11 лет колонии общего режима, чиновник Ространснадзора Ирек Тимергазеев был осужден на 6 лет колонии, его коллега Владислав Семенов — на 5. Как передает корреспондент «БИЗНЕС Online», недовольство потерпевших вызвало решение судьи по снижению сумм в качестве моральной компенсации — с 300 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Сегодня в Казани в ДК «Юность» завершено оглашение приговора по делу гибели «Булгарии» |
СУД НЕ ПОВЕРИЛ СЕМЕНОВУ
Сегодня в доме культуры «Юность» на процессе по делу гибели «Булгарии» судья Сергей Якунин продолжил начатое еще в четверг зачитывание приговора. По словам потерпевших, осталось огласить 60 листов — в фойе ДК они говорили о том, что судья читает примерно по 100 листов в день.
В качестве обвиняемых по делу проходят гендиректор компании-субарендатора «Булгарии» ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина, старпом «Булгарии» Рамиль Хаметов, старший эксперт Камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и бывший главный госинспектор этого отдела Владислав Семенов.
Сегодня Якунин начал с того, что продолжил оглашать материалы об осмотре доказательств, а именно самого затонувшего дизель-электрохода и места крушения.
Судья сообщил, что считает достоверными данные, которые Семенов давал во время предварительного следствия. В 2012 году, когда ему предъявили обвинение, он отказался от частичного признания вины, сославшись на то, что в обмен следователи обещали ему изменить меру пресечения.
Суд также полагает, что Тимергазеев, находясь в дружеских отношениях с Инякиной, потребовал, чтобы Семенов дал положительное заключение «АргоРечТуру» о готовности к перевозке пассажиров. Семенов подписал документы, зная при этом, что проверку судно не проходило и имеет ряд технических недостатков.
Еще один ключевой документ, на который опирался суд, — расшифровка телефонного разговора между Инякиной и неким Мочкаевым, который фиктивно был назначен ответственным за безопасность на теплоходе лицом. Из телефонного разговора следует, что в действительности Мочкаев отвечал за безопасность судна лишь на бумаге.
Сергей Якунин дал обвиняемым в общей сложности 33 года |
Второй телефонный звонок был сделан Инякиной также 11 июля. После звонка Мочкаева женщина связалась с Семеновым и потребовала, чтобы тот уничтожил все документы, которые свидетельствуют о том, что ответственным по безопасности на корабле был Мочкаев.
Суд критически отнесся к словам Тимергазеева о том, что он якобы не водил дружбу с Инякиной. Многочисленные очевидцы подтвердили, что мужчина, зная о том, что теплоход не готов к сезону, лично ездил на «Булгарии» в июне 2011 года в рейс до Чебоксар. При этом он не только употреблял спиртные напитки с Инякиной, но и часто общался в рубке с капитаном Александром Островским.
33 ГОДА НА ВСЕХ
После часового перерыва Якунин перешел к главному — срокам наказания.
Итак, Инякиной — генеральному директору и единственному участнику общества с ограниченной ответственностью «АргоРечТур», которое являлось субарендатором и эксплуататором теплохода «Булгария» в сезон 2011 года, суд назначил наказание в виде 11 лет лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, суд запретил заниматься деятельностью в сфере оказания туристических услуг на 3 года.
Инякина обвинялась в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 143 («Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека), ч. 3 ст. 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»), ч. 3 ст. 263 («Нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух и более лиц») УК РФ.
Ивашов — старший эксперт камского филиала Российского речного регистра, выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году, получил наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Но был освобожден по амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ, передает корреспондент «БИЗНЕС Online». Освобожден в зале суда.
Тимергазеев — начальник Казанского отдела Ространснадзора, получил наказание в виде 6 лет лишения свободы в колонии общего режима (с лишением права занимать должности в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, сроком на 3 года).
Светлане Инякиной (слева) суд назначил наказание в виде 11 лет лишения свободы в колонии общего режима |
Семенов — главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора, получил наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии общего режима (с лишением права занимать должности в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, сроком на 3 года).
Хаметов — выживший в катастрофе старпом капитана «Булгарии», получил наказание в виде 6,6 года колонии общего режима (с лишением его права заниматься деятельностью, связанной с управлением и эксплуатацией пассажирского и грузового водного транспорта, сроком на 3 года). Он был взят под стражу в зале суда.
Вместе с тем суд частично оправдал двоих подсудимых: Инякину по ч. 3 ст. 263 УК РФ и Ивашова по ч. 3 ст. 238 УК РФ за отсутствие в их деяниях состава преступления.
Ранее гособвинение просило суд наказать Инякину 14,5 годами лишения свободы, Ивашова — 7, Тимергазеева и Семенова — 8 годами, а Хаметова — 6 годами и 10 месяцами лишения свободы в колонии общего режима. Таким образом, вместо чуть более 44 лет, которые в общей сложности просило обвинение для обвиняемых, Якунин присудил им 33 года.
Отметим, что потерпевшие остались недовольны освобождением Ивашова, а также решением судьи о выплате моральной компенсации. В общей сложности сумма компенсаций составляла около 300 млн. рублей (по делу проходят более 200 потерпевших), однако судья снизил общую сумму до 100 млн. рублей. Свое недовольство потерпевшие высказали в зале суда.
Кроме того, Якунин вынес частное представление главе следственного комитета России Александру Бастрыкину за «нарушение следственных действий». О чем именно идет речь, не уточнил.
Приговор по делу о гибели «Булгарии», который оглашали три дня, сами участники процесса восприняли неоднозначно. Очевидно, что в ближайшие несколько дней решение судьи Якунина будут внимательно изучать адвокаты подсудимых, представители прокуратуры и потерпевшие. К примеру, интересна мотивировочная часть приговора, в которой судья объяснял, какие обстоятельства учитывал, назначая наказание. Так, в случае с Инякиной он учел, что для субарендатора теплохода это первая судимость, а на иждивении у нее имеется 5-летний ребенок и престарелые родители. В случае с Ивашовым учитывался возраст подсудимого — ему 65 лет — и ряд заболеваний, которые подтверждены медицинскими справками.
Интересная деталь выяснилась во время оглашения приговора в части компенсаций. Якунин сообщил о том, что потерпевший Валерий Незнакин — бывший гендиректор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», компании, которой принадлежала «Булгария», отозвал иск о компенсации. Правда, причину отзыва искового заявления и сумму, которую пытался взыскать Незнакин, судья не назвал. Хотя известно, что во время судебного следствия было установлено: компания потеряла от 28 до 30 млн. рублей.
Выходя из зала суда, старший помощник прокурора татарской транспортной прокуратуры Евгений Дикарев заявил, что пока не может сказать, будет ли надзорное ведомство обжаловать приговор. Он добавил, что сумма компенсации, назначенная судом, заметно отличается от суммы, которую просили потерпевшие. Они в общей сложности пытались взыскать с подсудимых около 300 млн. рублей, суд же взыскал компенсации приблизительно в 100 млн. рублей. Многие потерпевшие выходили из зала со слезами на глазах. Кроме того, что они остались недовольны размером компенсации, их разочаровала амнистия Ивашова, которого, по их мнению, отпустили только из-за преклонного возраста.
«СРОКИ ДОСТАТОЧНО СУРОВЫЕ, ХОТЯ…»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», разделились во мнении относительно суровости наказания.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Оценивать действие суда всегда не совсем корректно. Но я уже в самом начале эпопеи, помнится, сказал, что судья Сергей Якунин достаточно опытный и то, что этот процесс шел так долго, объясняется тем, что судье понадобилось разобраться во всех нюансах. И как адвокату мне кажется, сроки наказания вынесены достаточно жесткие. Для тех людей, кто ранее не судим, получить срок свыше 5 лет значит уже не попасть ни под какую амнистию. Потому что все амнистии у нас относятся к срокам до 5 лет и Семенов, который получил именно этот срок, попадет только под будущую амнистию. Если она еще будет. Так что сроки достаточно суровые, хотя и есть шанс выйти по условно-досрочному освобождению. Но там еще и иски есть, и этот аспект тоже будет влиять: выплачивал ли осужденный иски или не выплачивал. И это тоже будет влиять на условно-досрочное освобождение…
Я бы отметил, что еще не каждый судья возьмется за такое дело. Он как под огнем большого числа потерпевших, вся пресса здесь, и плюс обвиняемые и их адвокаты. Так что он был в очень сложной ситуации.
Лаврентий Сичинава — адвокат:
— Конечно, не зная материалов дела, сложно говорить об этом. Единственное, что я могу прокомментировать, соразмерность наказания наступившим последствиям. Весь мир знает, что последствия очень тяжкие: 122 погибших. И если учесть, что прокуратура просила для Светланы Инякиной 14 лет лишения свободы, то, с моей точки зрения, прокуратура назначила 11 лет лишения свободы с учетом всех положительных характеристик, наличия малолетнего ребенка, отношения к содеянному… На первый взгляд может показаться, что это очень тяжелое наказание, но если учесть тяжесть наступивших последствий, 122 человек к жизни уже не вернешь. А сколько еще покалеченных судеб? Поэтому я думаю, что наказание все-таки соразмерно преступлению. Инякина рано или поздно все равно выйдет на свободу. И полностью она, наверное, весь срок отбывать не будет. Вопрос об условно-досрочном освобождении будет стоять. Но даже если брать по максимуму, она через 11 лет вернется, а погибших людей уже не вернешь…
Справка
Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул в Куйбышевском водохранилище на пути из Болгар в Казань 10 июля 2011 года в 3 км от берега. Погибли 122 человека, 79 спаслись. Слушание дела в суде началось 6 мая 2013 года. Объем уголовного дела составил 113 томов, по делу проходят более 200 потерпевших.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.