ДВУКРАТНОЕ ПАДЕНИЕ К 2011 ГОДУ

Согласно опубликованному на минувшей неделе ежеквартальному отчету, выручка ОАО «Нижнекамскшина» в первом полугодии обвалилась на 19,1%: с 8,16 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 6,6 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. Другими словами, доходы завода снизились на одну пятую часть. А в сравнении с 2011 годом (тогда произошел уход «Нижнекамскшины» от давальческой схемы) мы наблюдаем двукратное (!) падение.

А вот основные издержки сократились менее существенно: минус 15,9% до 6,16 млрд. рублей по итогам первого полугодия 2014 года. Это привело к резкому падению валовой прибыли на 46,9%: с 826,4 млн. рублей за 6 месяцев 2013 года до 438,5 млн. рублей за 6 месяцев 2014 года.

Разумеется, главным фактором падения выручки выступает слабый спрос на новые автомобили в России. По данным АЕБ, рынок в первом полугодии просел на 7,6%. При этом значительная доля продукции «Нижнекамскшины» уходит именно на первичную комплектацию новых авто. По итогам 2013 года на вторичный рынок было направлено 5,28 млн. шин, а на комплектацию — 2,33 млн. шин.

Напомним, что одним из крупнейших заказчиков нижнекамского завода выступает АвтоВАЗ. А дела у LADA шли из рук вон плохо, согласно отчету АЕБ, падение продаж составило 15%: с 226,7 тыс. авто за январь-июнь 2013 года до 192,8 тыс. авто за январь-июнь 2014 года. Усугубляется воздействие фактора ослабления спроса на авто внутри страны невысокой долей экспорта «Нижнекамскшины» (по итогам 2013 года 20%).

УБЫТОК ПОКА ТОЛЬКО РАСТЕТ

Ради справедливости отметим, что менеджмент стремился оптимизировать затраты по всем направлениям. Так, управленческие расходы были урезаны на 16,9%: с 407 млн. рублей за 6 месяцев 2013 года до 338,1 млн. рублей за 6 месяцев 2014 года.

Однако операционная прибыль «Нижнекамскшины» рухнула на три четверти до 100,4 млн. рублей по итогам первого полугодия 2014 года. Были предприняты попытки сэкономить на процентных платежах. Так, выплаты процентов снизились в 1,2 раза до 30,7 млн. рублей. Сам же портфель кредитов и займов полегчал почти на 8%: с 3,2 млрд. рублей на 30 июня 2013 года до 2,95 млрд. рублей на 30 июня 2014 года.

Вдобавок ощутимо улучшился баланс прочих статей. Отрицательное сальдо прочих доходов и расходов сократилось в 1,5 раза: со 197,9 млн. рублей за 6 месяцев 2013 года до 135,2 млн. рублей за 6 месяцев 2014 года.

Попытки менеджмента смягчить последствия ухудшения ситуации очевидны, но недостаточны. Вместо чистой прибыли в размере 123,7 млн. рублей в первом полугодии 2014 года «Нижнекамскшина» получила чистый убыток в размере 72,5 млн. рублей в первом полугодии 2014 года. Это самый слабый результат компании как с момента ухода от давальческой схемы, так и за весь посткризисный период.

Подчеркнем, что в сравнении с итогом первого квартала текущего года объем чистого убытка увеличился (на 26,4 млн. рублей, или 57%), а значит, ситуация продолжила ухудшаться. Таким образом, на сегодня пострадавшими от снижения спроса на новые автомобили стали не только производители автомобилей и их дилеры, но и представители смежных отраслей, в нашем случае шинники.

Лучом света в темном царстве шинников может стать масштабная программа утилизации, проект которой готовится минпромторгом РФ. Новая программа будет включать в себя поддержку не только автопрома, но и других отраслей. Но никакой конкретики по программе пока нет.

ПРОИЗВОДСТВО ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ПОГРУЖАЕТСЯ В КРИЗИС

Динамику финансовых показателей «Нижнекамскшины» газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— В первую очередь такие показатели объясняются сохраняющейся стагнацией в экономике, снижением спроса на продукцию компании. Из статданных видно, что ситуация в машиностроении в целом и в автопроме в частности остается сложной. Так, по данным Росстата, индекс производства по виду деятельности «производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» в январе-апреле 2014 года (более поздних данных нет) составил 93,5 проента по сравнению с АППГ. Во-вторых, это может объясняться растущей конкуренцией на шинном рынке и постепенным увеличением доли иностранных производителей, из-за чего доля российских производителей уменьшается. В-третьих, не исключено, что ухудшилась ситуация на тех зарубежных рынках, куда компания поставляет свою продукцию, и объемы ее экспорта могли сократиться.

Дальнейшее развитие ситуации на отечественном авторынке в 2014 году в первую очередь будет зависеть от того, как будет развиваться экономика, удастся ли преодолеть негативные явления в ней, которые наблюдались в 2013 году, наступит ли улучшение ситуации, хотя, как можно видеть из вышеприведенной статистики, этого пока не происходит. Если ситуация в экономике в целом начнет меняться к лучшему, то есть если у потенциальных покупателей появится определенная уверенность в своем будущем, станет яснее ситуация с их занятостью, а значит, и с доходами, если говорить о физических лицах. И будет ли улучшаться ситуация в отдельных отраслях, если говорить о покупателях автотранспорта — юридических лицах, то они могут принять решение о приобретении машины, что поддержит всех автопроизводителей, а значит, и производителей комплектующих, в том числе и шинников. С другой стороны, конкуренция на российском шинном рынке растет, иностранные производители постепенно увеличивают свою долю, и не факт, что улучшение ситуации в экономике существенно поддержит наших шинников. Вместе с тем поддержку компании может оказать вторичный рынок, то есть поставки шин для уже эксплуатируемых автомобилей.

5656566.jpg
(фото:shinakama.tatneft.ru )

Вряд ли программа утилизации сможет существенно поддержать автопром. Во-первых, она уже действовала в нашей стране и за счет нее автопарк страны значительно обновился, автохлама стало гораздо меньше, то есть нечего сдавать по программе. Во-вторых, даже если программа будет принята, автовладельцы все равно будут смотреть в первую очередь на свои собственные экономические перспективы, на то, какие доходы у них будут, гарантирована ли им занятость, и не факт, что они примут решение о приобретении нового автомобиля даже с учетом сдачи старого. А с учетом того, какие решения были приняты и как уже развивается ситуация на продовольственном рынке страны, можно ожидать, что многие, очень многие автовладельцы откажутся от обновления автомобиля и деньги потратят на закупку продовольствия.

С учетом той выручки, что получила компания, такой убыток не критичен для нее. В случае улучшения ситуации со спросом компания с легкостью избавится от него и получит прибыль.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Производство, ориентированное на внутренний рынок, все сильнее погружается в кризис — отчетность «Нижнекамскшины» это еще раз подтвердила. Производство шин в первом полугодии сократилось на четверть, что стало следствием слабого внутреннего спроса и падения уровня продаж автомобилей в России. Кроме того, приостановки производств автомобилей также сыграли свою негативную роль.

Не исключено, что по итогам 2014 года рынок шин сократится еще на 5 - 7 процентов, что делает прогнозы на второе полугодие текущего года такими же сдержанными

В том случае, если правительство организует различные программы поддержки, как это следует из инициативы минпромторга, производство несколько восстановится в объемах, но относительно спроса ожидания все такие же осторожные. Вряд ли картина в шинной отрасли серьезно улучшится в следующие 6 - 10 месяцев.

Павел Симоненко — директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA:

— Снижение выручки «Нижнекамскшины» было вполне ожидаемым — на фоне падения продаж и производства автомобилей, а также ослабления спроса на экспортных направлениях денежный поток сократился на 5 процентов до 3,8 миллиарда рублей. При этом я оцениваю данный результат позитивно, поскольку на фоне падения продаж автомобилей (в среднем на 9 процентов за первое полугодие по всем видам транспортных средств) падение выручки на 5 процентов можно оценить как эффективность менеджмента, что является позитивным сигналом.

Чистый же результат в минус 72,5 миллиона рублей также вполне был ожидаемым из-за роста издержек (особенно на импортные составляющие и первичное сырье), каких-то серьезных последствий для финансовой устойчивости компании я тут не вижу в связи с этим. Однако я в целом ожидаю сохранения подобной динамики и во втором полугодии — спад выручки может составить в итоге до 6 процентов, общая годовая выручка в итоге составит около 7,6 миллиарда рублей. Оживление продаж возможно лишь не ранее третьего квартала 2015 года (в том числе благодаря мерам правительства по утилизации, особенно если будет восстановлена программа субсидирования автокредитования), пока что же менеджменту, очевидно, придется действовать в условиях кризисной ситуации.

В первую очередь в качестве антикризисной меры менеджменту следовало бы увеличить производительность труда, оптимизировать персонал и постараться сократить себестоимость производства основного вида продукции. В дальнейшем все будет зависеть от ситуации на рынке.

Основные экономические показатели ОАО «Нижнекамскшина»

Наименование показателя

6 мес. 2013

6 мес. 2014

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. рублей

8157

6601

-1556

-19,1

Себестоимость, млн. рублей

7331

6162

-1169

-15,9

Затраты на 1 рубль продукции, рублей

0,899

0,933

0,035

3,9

Валовая прибыль, млн. рублей

826,4

438,5

-387,9

-46,9

Управленческие расходы, млн. рублей

407,0

338,1

-68,9

-16,9

Операционная прибыль, млн. рублей

419,4

100,4

-319,0

-76,1

Проценты к уплате, млн. рублей

36,9

30,7

-6,2

-16,8

Прочие доходы, млн. рублей

59,2

105,2

46,0

77,7

Прочие расходы, млн. рублей

257,1

240,4

-16,7

-6,5

Чистая прибыль (убыток), млн. рублей

123,7

-72,5

-196,2