1.jpg

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ И ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ДОКТОРОВ

На крупнейший научно-клинический форум заявилось беспрецедентное количество участников — порядка 5 тыс. специалистов в области кардиологии и кардиохирургии, что даже КРК «Корстон», где проходит мероприятие, с трудом вместил всех прибывших на конгресс.

Весомость форума подчеркивало участие в нем ведущих российских и зарубежных специалистов. Таких как президент российского кардиологического общества, академик Евгений Шляхто, академик РАН и РАМН, главный кардиохирург минздрава РФ Лео Бокерия, академик РАН Рафаэль Оганов, президент европейского кардиологического общества (Португалия) Фаусто Пинто, паст-президент американской коллегии кардиологов Вильям Зогби и многие другие. Программа форума (мероприятие организовано российским кардиологическим обществом при поддержке минздрава РТ и президента республики Рустама Минниханова) предусматривает проведение сразу нескольких симпозиумов, дискуссионных сессий, и не удивительно, что доктора не упустили возможность погрузиться в научную атмосферу вместе с ведущими экспертами в кардиологии, задать вопросы и получить профессиональные ответы из первых рук. В конгрессе принимают участие и ведущие российские и европейские компании-производители лекарственных препаратов и медицинского оборудования: их экспозиции заняли два этажа комплекса, потеснив на время торговые ряды. Интересен сам подход к организации стендов: помимо традиционных рекламаций в виде бумажных буклетов с описанием фармакологических свойств препаратов и оборудования, компании организовали интерактивные игры, викторины, где докторам предлагалось проявить свои знания на предмет действия препаратов последнего поколения, тематические лекции. Также любой желающий мог пройти диагностику артериального русла на стенде японской компании Fukuda Denshi.

Этим стендом заинтересовалась и корреспондент «БИЗНЕС Online». Его презентовали японские представители компании и российский дистрибьютор ООО «Мед-Лин». Как выяснилось из беседы с коммерческим директором российской компании Дмитрием Тентюковым, японцы привезли в Казань скрининговый прибор диагностики артериальной стенки. Идеология этого прибора — выявление на ранней стадии сердечно-сосудистых заболеваний и избежание последующих затрат на лечение. Что интересно, этот прибор уже прошел успешную апробацию в казанских клиниках — МКДЦ, клинической больнице №7 и республиканском центре профилактики. И сегодня на специальной сессии эксперты представят свое заключение по его эффективности.

«В Японии такие приборы установлены практически в каждой поликлинике, — поделился с нашим изданием Тентюков, — Они очень хорошо себя зарекомендовали с точки зрения эффективности проявления сердечного риска». По словам эксперта, данный прибор позволяет диагностировать доклинические формы атеросклероза у условно здоровых людей. Его место в программе диспансеризации населения.

IMG_1481.jpg

Как отметил Тентюков, в Японии диагностика пациентов на данном аппарате входит в страховую медицину, но вот в России не принято проверять условно здоровых: «У нас, к сожалению, чтобы случай признали страховым, у человека действительно должен быть инфаркт или ИБС. Передовая психология — предотвратить болезнь, а не лечить ее, она, к сожалению, для нас еще не совсем близка», — констатировал эксперт, впрочем, выразив надежду, что казанские клиники все же примут на вооружение японскую технологию. Не отстают от зарубежных коллег и российские производители. Директор Санкт-Петербургского филиала — руководитель телемедицинских проектов ООО «Атес Медика софт» Юрий Богодухов рассказал «БИЗНЕС Online», что оборудование его компании в настоящее время проходит тестирование в РКБ-1 и на станции скорой медицинской помощи в Казани. Это телемедицинские системы, позволяющие передавать результаты ЭКГ из любой точки страны в специализированные центры для консультаций со специалистами. К примеру, фельдшер у постели больного может снять ЭКГ и передать результаты кардиограммы посредством системы, скажем, в клинику областного центра. И получить консультацию кардиолога.

IMG_1386.jpg

«Мы сделали российский прибор, программа наша недорогая, но она экспертного класса, такая программа на Западе стоит во много раз дороже, — сообщил Богодухов. — Мы раньше покупали в Италии, а теперь итальянцы приглашают наших программистов к себе для установки нашей программы».

ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ СТРЕССЫ

Но главные действующие лица конгресса — это эксперты в области кардиологии. Некоторые из них поделились с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своим видением проблемы сердечно-сосудистых заболеваний в России, где, как известно, почти 60% смертей происходит из-за болезней кровообращения.

«Заболеваемость инфаркта миокарда у нас очень высокая по сравнению с остальными странами мира, — поделился с нашим изданием профессор Научно-исследовательского института терапии сибирского отделения Российской академии медицинских наук Валерий Гафаров. — Мы видим, что в течение длительного времени у нас заболеваемость стоит на одном месте. Никуда не движется». Профессор недавно вернулся с европейского конгресса кардиологов, который проходил в Барселоне. Так вот в Европе уже давно развито движение stent for life — стентирование для жизни (стентирование — это оперативное вмешательство с целью установки стента — специально изготовленной в форме цилиндрического каркаса упругой металлической или пластиковой конструкции, которая помещается в просвет полых органов и обеспечивает расширение участка, суженного патологическим процессом прим. ред.) К этому движению присоединяется и Сибирь. В чем его суть: «Мы, наконец, пришли к осознанию того, что необходимо стентировать всех пациентов с острым коронарным синдромом, что уже европейцы доказали 10 лет назад. Если у вас забилась труба на кухне и вы топите соседей, вы же быстро стараетесь позвать слесаря. То же самое, если забился сосуд, его нужно по-быстрому открыть. Стент устанавливается в течение 90 минут, если больше, уже плохо. У нас пациент обращается в среднем через 6 часов от того момента, как заболел. А вы понимаете, насколько важно время!»

гафаров.jpg
Валерий Гафаров

Как отметил профессор, в нашей стране «прыжок» в заболеваемость происходит в основном у мужчин в возрасте 40 - 49 лет, на Западе это люди 70 - 80 лет. Что интересно, поменялись акценты в рисках: «Мы ведем мониторинг рисков и обратили внимание, что сегодня у нас на первый план выходят не вредные привычки, не избыточная масса тела, не гиподинамия. А психосоциальные факторы, то есть стрессы! Именно стрессы — причина смертности в России, они приводят к резкому «прыжку» инфаркта миокарда. Стресс как причина сердечно-сосудистых заболеваний отвечает более чем за 50 процентов случаев летального исхода!» — высказал экспертное мнение профессор.

Профессор российского кардиологического центра (Москва) Анатолий Самко убежден, что для снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний необходимо сделать три вещи: убеждать людей в том, что не нужно терпеть боль, а сразу обращаться за помощью к медикам. Второе: обеспечивать быструю доставку пациентов в клиники. И третье уже относится к специалистам: максимально быстро восстанавливать кровоток: «У нас, к сожалению, больные очень терпеливые, по два часа ждут, что пройдет боль. Сегодня только 42 процента больных поступают в сосудистые центры, где можно быстро восстановить кровоток. А нужно, чтобы этот показатель был не ниже 70 процентов», — выразил свою точку зрения профессор.

«ДОКТОР ДОЛЖЕН ЛЕЧИТЬ ПАЦИЕНТА, А НЕ БОЛЕЗНЬ»

Отметим, что интерес к симпозиуму настолько велик, что в залах «Корстона» (а в комплексе были одновременно задействованы почти все залы под симпозиумы и лекции) не хватало стульев для слушателей — многие доктора стояли в проходах, возле стен. Но настоящий бум вызвала лекция блестящего кардиохирурга, академика РАН и РАМН, директора центра им. Бакулева Лео Бокерия. Позже, на пресс-конференции, он признался: «Когда вы приезжаете на такие конгрессы в Америку, никогда не бывает свободных мест, приезжаете в Европу — почти не бывает, у нас же на больших конгрессах половина зала пустует. Этот съезд произвел огромное впечатление, в залах не хватало мест, люди стояли в проходах, это говорит об одном: медицинское сообщество республики очень хорошо подготовлено к восприятию нового. Я получил кучу вопросов, и они очень деловые, очень профессиональные, и это самые важные впечатления».

В свою очередь, президент российского кардиологического общества Евгений Шляхто отметил, что в последние годы много сделано для медицины: «Я посмотрел статистику: за 8 месяцев этого года почти на 10 процентов снизилась смертность по сравнению с аналогичным периодом прошлого года! По Татарстану смертность ниже, чем по России, мы ориентируемся на ваш опыт», — признался Шляхто.

Министр здравоохранения РТ Адель Вафин «расшифровал» посыл коллеги: «Что удалось сделать в Татарстане: сегодня в республике работает 7 центров чрескожного коронарного вмешательства в 4 городах: Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске. Там реализуются самые современные технологии, и там же активно развивается кардиохирургия. С 2007 года мы в 10 раз увеличили количество операций по аортокоронарному шунтированию, в 21 раз увеличили количество коронарографий при ишемической болезни сердца. Но самое главное, что в год проводится коронарное стентирвоание порядка 3 тысяч человек. И более чем 2 тысячам было проведено экстренное коронарное стентирование. Эти люди были спасены, они не стали инвалидами, вернулись к активной жизни».

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, насколько требовательным стал современный пациент, Бокерия воскликнул: «Это самая болевая точка! Мы не создали инфраструктуру, которая бы сделал отношения между врачом и пациентом намного лучше. Причем, к сожалению, это и воздействие средств массовой информации, которые, и это не секрет, порой делают «заказуху», — неожиданно отреагировал академик. И тут же пояснил свою мысль: «Вы знаете, что в России полно офисов клиник из нескольких стран мира. Вот почему такая странная позиция у нас в стране по трансплантологии, почему пересадка сердца не развивается? Да потому что он [врач из иностранной клиники] получает за операцию 350 тысяч евро в стране, куда особенно любят ездить наши [чиновники]. Поэтому и процессы возникают... Они ничем не обоснованы! Тут есть только один путь: в больших центрах мощно развивающихся республик, областях показать пример того, о чем мы сегодня говорили. И мне кажется, что реально в Татарстане, и это без подхалимажа, все-таки процесс очень успешен. Это вопрос доверия к врачу».

Не менее эмоционально отреагировал Лео Антонович и на вопрос о том, почему отечественная медицина уступает западной. «Мне всегда смешно, когда говорят, что наша медицина хуже зарубежной. Если сегодня взять Бакулевский центр и поместить в любом городе США, там все «высохнет», потому что мы делаем самое большое количество операций на открытом сердце и у нас очень хорошие результаты. Другое дело: у нас не очень хорошо стоят дела с тиражированием», — признался академик.

С другой стороны: «Мы сделали гигантский скачок по сравнению с 1995 годом. Если мы продолжим эту тенденцию, то где-то через 8 - 10 лет мы по объемам оказания помощи окажемся наравне с ФРГ. Нет беды медицины, как на духу могу покреститься. Наши врачи — идеальные врачи. Это же не секрет, потому что врач, который сидит на поликлиническом приеме, он мало что имеет, у него нет одноразовых принадлежностей, нет лекарств, нет инструментария. Он каждый год должен иметь 500 часов непрерывного образования — он их не имеет», — вступился за коллег Бокерия.

Работа конгресса продолжится еще два дня, по его окончании предстоит выработать национальные рекомендации к подходу в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, главный посыл которых, как отметил Шляхто, в том, что «доктор должен лечить пациента, а не болезнь».