ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ КАК СПАСЕНИЕ ОТ РАЗОРЕНИЯ

Сегодня газете «БИЗНЕС Online» стало известно, что директор ООО «Витарус» Дао Тхи Кой после пожара на управляемом ею Вьетнамском рынке отправила письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой о помощи. Об этом нам сообщил юрист компании Михаил Островский.

«В письме, адресованном на имя президента, администрация рынка «Витарус» просит помочь с отсрочкой существующих у предпринимателей кредитов на срок, пока пострадавшие не развернут торговлю на новых местах», — рассказал он.

По его словам, к мадам Кой с такой просьбой обратились сами предприниматели, правда, письмо подписано лишь непосредственно директором рынка. Каким образом президент может повлиять на пролонгацию кредитов, юрист компании затруднился сказать. Газета «БИЗНЕС Online» дозвонилась до мадам Кой, которая подтвердила факт обращения за помощью к президенту Татарстана, однако сам текст письма предоставлять отказалась, сославшись на то, что документ адресован лично президенту республики. На какую сумму набрано кредитов у предпринимателей и в каких банках, она сказать не смогла. В своем интервью, данном нам ранее, мадам Кой объяснила, что никто из предпринимателей, торговавших на рынке, свой товар не страховал: «Товар не страхуют, потому что это практически невозможно — сегодня они привезут на 500 тысяч, завтра продадут на 250, — объяснила она. — Чтобы застраховать, надо показать все, как есть, по накладным. А кто из людей это показывает? Я даже не знаю, кто и сколько потерял, точного ущерба я не знаю, остается верить на слово. Это их секреты».

На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», устроила бы предпринимателей с Вьетнамского рынка помощь, аналогичная той, которая была оказана предпринимателям из «Новой Туры», мадам Кой затруднилась ответить. Смотря какую сумму, под какой процент, на сколько смогут выдать предпринимателям. При существующих же ставках взять новые кредиты практически невозможно, отметила она, это может привести к разорению предпринимателей.

При существующих ставках взять новые кредиты практически невозможно, это может привести к разорению предпринимателей

Напомним, за помощью к руководству республики обращались и предприниматели, пострадавшие в ходе пожара в «Новой Туре» в мае 2013 года, однако помощь им была оказана по схеме, отличной от той, что просит мадам Кой. Через неделю после пожара тогда первым вице-премьером Равилем Муратовым было подписано письмо «О кредитном продукте для предпринимателей технополиса «Новая Тура». В нем руководители татарстанских банков информируются о возможности получения целевых средств из гарантийного фонда РТ под 3% годовых для выдачи кредитов погорельцам из «Туры».

Каждому из 500 пострадавших тогда предложили кредит до 500 тыс. рублей сроком до 2 лет. В итоге был заявлен лимит помощи в размере 250 млн. рублей. Предприниматели могли получить эти средства под ставку Центрального банка РФ — 8,25% годовых. Дополнительными бонусами кредита являлись отсрочка по уплате основного долга до 6 месяцев и отсутствие требования залога, а также платы за предоставление кредита. Дешевле и выгоднее кредит на банковском рынке тогда вряд ли можно было найти.

Тем не менее предприниматели просили, чтобы им дали не кредиты и ссуды, а безвозмездную компенсацию, как погорельцам. Однако для этого необходимо было закончить уголовное дело по факту пожара, в рамках которого все предприниматели, потерявшие имущество, были признаны потерпевшими. Но, как известно, дело было приостановлено.

Всего на рынке сгорело почти 1 тыс. торговых мест

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ СЕЙЧАС НУЖНЫ ДЕНЬГИ, НО ДЕНЬГИ МЫ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ

Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов в разговоре с «БИЗНЕС Online» заявил, что в целом просьбы предпринимателей-погорельцев с Вьетамского рынка о помощи уместны, но говорить о какой-то конкретной форме помощи пока рано. «Насколько получится помочь, пока рассуждать трудно. В данной ситуации вполне логично, что помощь в том или ином виде будет оказана, чтобы у людей была возможность элементарно перекредитоваться, — объяснил бизнес-омбудсмен. — После пожара в «Новой Туре» тоже проводилась работа с местными банками, чтобы предприниматели-погорельцы получили новые кредиты с более длинным сроком для оплаты, чтобы рассчитаться с текущими долгами».

Сам Нагуманов пока письмо мадам Кой не видел и надеется, что в зависимости от решения президента удастся помочь хотя бы некоторым предпринимателям.

«Предпринимателям сейчас нужны деньги, но деньги мы не предоставляем. Тем не менее ведется следствие, и в случае, если в его рамках будут как-то ущемляться права предпринимателей, мы однозначно будем реагировать по этому поводу и постараемся повлиять на то, чтобы предпринимателям помогли по разным каналам. Сами погорельцы ко мне пока не обращались», — рассказал он.

Тимур Нагуманов
Тимур Нагуманов: «Помощь в том или ином виде будет оказана, чтобы у людей была возможность элементарно перекредитоваться»

НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ТОЙ ЖЕ СХЕМЕ, ЧТО И В СЛУЧАЕ С «НОВОЙ ТУРОЙ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что юридически правительство не может повлиять на банки.

Шамиль Агеев председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— У меня сразу возникает вопрос: а при чем здесь правительство? Никто из них не страховался, а сейчас просят отсрочки по кредитам. Есть сложившаяся практика страхования имущества, и в данном случае почему государство должно за них рассчитываться? Мы и раньше с мадам говорили о том, что необходимо создать страховое общество, резервный фонд, а то получается, что живем по законам капитализма, а чуть что — просим социалистическое государство. Нормальная организация 20 процентов от прибыли всегда отправляет в резервный фонд, а мадам предпочитала, видимо, оставлять всю прибыль полностью, игнорировала страховку. С другой стороны, мы как Торгово-промышленная палата солидарны с тем, что, раз уж такое случилось, в духе российского народа помогать ближнему в тяжелой ситуации. Погорельцам надо помочь, но какие административные рычаги при этом включить, правительство само определит.

Хайдар Халиуллин — председатель совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Президент Татарстана, если захочет помочь, может повлиять на татарстанские банки, не на филиалы федеральных. Может попросить их сделать определенное снисхождение, процент понизить или договориться об отсрочке платежа. Но мне кажется, что он не будет этого делать. И для этого есть несколько причин, одна из которых состоит в том, что товар не был застрахован. По логике у нормального предпринимателя весь товар должен быть застрахован, в других странах так и происходит. Конечно, предпринимателей жалко, для них 2 - 3 миллиона рублей — это огромные суммы, у всех семьи, дети. Понятно, что им надо помочь, и я бы хотел, чтобы президент республики помог им, может быть, выдал материальную помощь, если, конечно, есть средства в бюджете.

Дилюс Шавалиев — генеральный директор ООО «Аттика»:

— Вопрос отсрочки банки могут решить и без вмешательства правительства. Если клиент стал неплатежеспособен, то он как здравомыслящий человек не будет бегать от банка, а придет к менеджеру и объяснит, что если с него сейчас начнут взыскивать долги, то полностью расплатиться по сумме кредита он не сможет. Управляющий и кредитный отделы, как правило, идут в таких экстренных случаях навстречу клиенту, ведь если дать отсрочку, предприниматель имеет шансы быстро встать на ноги и через полгода или через год полностью рассчитается с банком, а банк при этом получит свои упущенные проценты. И клиент будет спасен, и банк свои доходы получит — это разумное решение для обеих сторон. Это нормальная ситуация, просто с банком надо уметь договариваться. Конечно, таким образом банки обычно с крупными клиентами договариваются, но в данном случае если будет некая воля президента, то банки, безусловно, смогут уделить особое внимание и обычным предпринимателям, прокредитовавшимся у них. Причем это прямая обязанность государства — помогать и поддерживать предпринимателей. Не могу сказать про федеральные, но повлиять на местные банки они в силах.

Лаврентий Сичинава — адвокат:

— Если бы у них имущество было застраховано, проблем бы не было. Но поскольку имущество не застраховано, то необходимо действовать по той же схеме, что и в случае с «Новой Турой»: им придется добиваться поиска виновного, доказывать свою правоту в суде. По-другому никак. Вся беда в том, что люди владеют имуществом, но его не страхуют.