Победителями в конкурсе на получение частот для вещания в Казани, прошедшем два дня назад в Москве, стали «Комсомольская правда» и «Наше радио». Федеральная конкурсная комиссия рассмотрела и три заявки от казанских соискателей, однако удовлетворены они не были. Один из заявителей Марат Ибляминов в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, кто стоял за концепцией радиостанции «Дастан FM», почему федеральные холдинги так активно пытаются выйти на радиорынок Казани и по какой причине федеральная комиссия настойчиво не желает дать зеленый свет развитию национального радиовещания в столице республики.
Марат Ибляминов: «В ближайшее время комиссия инициирует новый конкурс на частоты. Надеюсь, одну из этих трех частот все-таки займет татароязычный контент» |
«РЫНОК РАДИОРЕКЛАМЫ ОСТАЕТСЯ САМЫМ СТАБИЛЬНЫМ»
— Марат, расскажите, как проходит сама процедура конкурса на получение частот? Чем был интересен именно этот конкурс? На него, помимо прочего, заявилось рекордное количество соискателей на получение частот в Казани.
— За два месяца до того, как проводится конкурс, происходит заседание федеральной конкурсной комиссии, где определяется следующий город, в котором будут разыграны частоты, определяются номиналы частот согласно территориальному частотному плану (ТЧП) и вывешивается объявление о проведении заседания комиссии. После объявления даты конкурса дается 30 дней на сбор и подготовку документов.
Для того чтобы участвовать в конкурсе, соискателям необходимо обязательно иметь зарегистрированное предприятие со всеми кодами, соответствующими видами деятельности, все юридические выписки (ЕГРЮЛ, свидетельство о регистрации, постановке на налоговый учет, выписка из реестра акционеров, если это акционерное общество, и прочее). Также необходимо иметь свидетельство о регистрации СМИ и универсальную лицензию. Сам процесс получения свидетельства о регистрации СМИ и лицензии довольно долгий, поэтому если до объявления даты конкурса у претендента не было этих документов, то за 30 дней он не успеет их сделать.
2014 год стал очень знаковым для электронных средств массовой информации, особенно для телевидения. После того как были сняты ограничения по антимонопольному законодательству, был снят 35-процентный порог, произошло объединение крупнейших рекламных селлеров в лице «Алькасара» и «Видео Интернешнл». Сейчас начался процесс перераспределения информационных потоков и идет тенденция к укрупнению.
Очень серьезным и сильнейшим игроком на рынке стал «Газпром-Медиа», потому что под собой он объединяет несколько корпораций, которые раньше были разрозненны. Это в том числе переход контроля над холдингом ВКПМ — несколькими телеканалами и огромной сетью радиостанций. Понятно, что «Газпром-Медиа» будет выводить все свои дочерние предприятия в ближайшее время в регионы. Мы видим это по ситуации, которая уже произошла в Казани с появлением самостоятельного холдинга ВКПМ в Казани и объединением под ним «Авторадио», «Радио Энерджи», «Эха Москвы», «Детского радио» и так далее, — в ближайшее время в Казани возникнет очень сильный радиохолдинг. Он будет контролировать существенную долю рынка. Вместе с этим «Газпром-Медиа» будет выводить на региональный рынок все остальные форматы, в том числе «Камеди радио», с которым они заявлялись на этот конкурс.
Ситуация с телевидением сейчас очень сложная, потому что ограничения, которые вступят в силу с 1 января 2015 года, не позволят кабельным каналам, не имеющим эфирной лицензии, размещать рекламные материалы. Соответственно, остается один выход — уходить на субсидию, дотацию региональных инвесторов, что практически нереально. На последней конференции НАТ (независимая ассоциация радиовещателей) этот вопрос очень серьезно обсуждался. 2 октября появилось разъяснение по дальнейшему развитию кабельных вещателей, аналогового телевидения, и сейчас я могу однозначно сказать, что многие телерадиокомпании находятся под угрозой либо закрытия, либо изменения формата работы. Рынок печатных СМИ имеет тенденцию к снижению, с рекламой на щитах начали наводить порядок, появился регламент, города преображаются в лучшую сторону, но рекламных полос при этом становится меньше.
В этом ключе наиболее стабильным остается рынок радиорекламы. Условия работы просты, понятны, и с точки зрения достижения коммерческого успеха для рекламодателей радиостанции дают значимую аудиторию, и в то же время по количеству контактов на единицу вложенных денег она имеет низкую себестоимость.
— У частот есть свои особенности. Реально ли начать вещание на них?
— Этот конкурс с частотами 96,8 и 98,0 меня очень сильно удивил. Это неразработанные частоты. Они есть лишь теоретически в территориальном частотном плане (ТЧП), но для того, чтобы на них вещать, нужно еще пройти очень долгую процедуру разработки согласования с военными, авиацией, федеральной службой охраны и так далее. Возможно, после разработки этих частот финальные данные будут сильно отличаться от конкурсных и вместо 1кВт разрешения дадут лишь на 0,5 а то и вовсе на 0,1кВт — предугадать это очень сложно. Победителям конкурса я желаю удачи в разработке этих частот, потому что если они попадут на международную правовую защиту — так называемая процедура МПЗ — с Казахстаном, Китаем или другой страной, то процедура разработки этой частоты может затянуться до двух-трех лет.
Я имею опыт прохождения разработки частоты и согласования с военными, получения МПЗ. Например, у меня была процедура по частоте 100,9 FM — мы проходили МПЗ с Казахстаном. Более того, в настоящий момент на федеральной конкурсной комиссии у нас лежат заявления с инициализацией конкурса на частоты 87,8, 95,5 и 96,0 МГц. Их разработал я, они «живые», есть в Казани, по ним есть документация, но эти конкретные частоты не выставляются на конкурс. Выставляется то, что можно разработать только в теории. Этот момент не совсем понятен. Надеюсь, в ближайшее время комиссия инициирует новый конкурс на названные мной частоты. Надеюсь, одну из этих трех частот все-таки займет татароязычный контент.
«РАССТРОЕН, ЧТО МЫ ПРОИГРАЛИ»
— Насколько сильнее были ваши конкуренты в борьбе за частоты?
— Среди всех участников конкурса я хорошо ориентируюсь, потому что являюсь завсегдатаем заседаний комиссии. Со многими федеральными игроками и холдингами знаком лично, и получается, что это некая тусовка, где все мы общаемся, узнаем о планах друг друга, но тем не менее четко понимаем, что являемся конкурентами.
Я не помню, чтобы на каком-то из конкурсов было 17 соискателей. Это говорит о высоком интересе медиакорпораций к казанскому рынку. Казанский радиорынок остается стабильным, высокодоходным и очень перспективным, поэтому желание застолбить место и иметь свои форматы в столице Татарстана у федеральных игроков очень высокое. Присутствие в Казани им дает повышение стоимости общефедеральных рекламных блоков и повышение уровня капитализации сети на рынке IPO. А вот до интересов региона и потребностей населения им, как правило, уже дела нет.
Перед конкурсом в кругу радийных форумов, конечно, были определенные ставки, делалась аналитика, назывались шансы того или иного участника. Явными фаворитами в борьбе 26 ноября были «Газпром-Медиа» с «Камеди радио», за которым стоит Михаил Лесин, и ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА», потому что это патриотическое СМИ, за которым стоит министерство обороны. У «Комсомольской правды» были высокие шансы, потому что издательский дом осуществлял отнюдь не первую попытку выхода на казанский рынок. Большие шансы на победу отдавались «Коммерсанту», потому что у него помимо качеств, которые заключаются в формате вещания, была еще и существенная государственная поддержка. «Дорожное радио», входящее в холдинг Европейской медиагруппы, также имело шансы, — это также был один из фаворитов на получение частоты. У «Нашего радио» есть существенная поддержка в Москве, и само по себе отсутствие в Казани формата рок-радио являлось одним из залогов успеха того, что шансы на победу велики.
Не буду скрывать, два-три года назад у меня было подписано соглашение о сотрудничестве с «Нашим радио», и в предыдущие разы мы выставлялись с концепцией «Нашего радио», потому что я четко представляю себе казанский радиорынок и понимаю, что этот формат имел бы определенный успех в Казани. Но в этот раз «Наше Радио» пошло на конкурс самостоятельно. В итоге голосовать, конечно, будет слушатель. Формат интересен, ниша была свободная.
— Расскажите о концепции радиостанции «Дастан FM», с которой вы заявились на конкурс. Есть информация, что к ней имеет отношение известный певец Салават.
— Из 27 существующих на сегодня радиостанций в Казани на татарском языке вещают всего две. Я не беру в расчет радио «Курай», потому что оно вещает на УКВ-диапазоне, ведь приемники такого рода уже не производятся, в автомобилях таких приемников тоже нет, поэтому прослушивание затрудняется. Соответственно, на FM-диапазоне вещают только «Булгар FM» и «Татар радиосы».
Я с большим уважением отношусь к вашему изданию, но не мог раскрыть карты заранее и заблаговременно сказать, что «Дастан FM» — это проект, с которым на конкурс идет известный певец и народный артист Татарстана Салават Фатхетдинов. Но раз уж это вам стало известно, то расскажу информацию из первых рук, чтобы потом не было разных слухов. Давая это интервью, я не скрываю, что очень расстроен, когда говорю, что мы конкурс проиграли. Нам не дали возможность получить частоту, но мы не ушли без боя. В общей сложности на заседании федеральной конкурсной комиссии я получил 11 вопросов от членов комиссии. Наверное, так долго не мучали ни одного из участников. Были соискатели, которые заходили буквально на минуту, кратко представляли свои концепции, к ним не возникало никаких вопросов. Нас же вопросами засыпали. В общей сложности конкурс на две частоты занял почти два часа.
По «Дастан FM» нами была проведена очень серьезная работа в плотном сотрудничестве с Салаватом Фатхетдиновым. Мы подготовили концепцию вещания, все документы, заплатили конкурсный взнос — за участие в каждой частоте плата была по 112 тысяч рублей. Если бы получили частоту, нужно было бы еще заплатить 5,6 миллиона рублей.
На конкурс я приехал не с пустыми руками. На руках у меня были письма и ходатайства от президента Татарстана Рустама Минниханова, от первого президента республики Минтимера Шаймиева, от министерства культуры, творческих коллективов, театра имени Галиаскара Камала, Казанской государственной филармонии, от министра сельского хозяйства Марата Ахметова, институтов. Это была огромная пачка ходатайств, за каждым из которых стоят огромные коллективы. Практически вся республика просила оказать содействие в получении частоты для «Дастан FM». Я надеюсь, что, в конце концов, мы добьемся и получим частоту.
А буквально полгода назад до конкурса в Казани был проведен конкурс в Набережных Челнах на получение частоты. В холдинге «Татмедиа» в Челнах более 17 лет вещает радио «Кунел». Так же, как у «Курая» в Казани, у «Кунел» в Набережных Челнах есть только УКВ-частота. Поэтому первое, что я начал делать, придя в «Татмедиа», — это пытаться вывести «Кунел» на FM-частоту, чтобы радио было доступным, чтобы была достойная конкуренция тем же «Булгар FM», «Татар радиосы». Не без гордости могу сказать, что, придя в «Татмедиа», моя первая работа была нацелена на то, чтобы все наши радиостанции появились не только в интернете, но к ним имелся доступ и через зарубежные сервера. Мы эту работу провели, завершили, и теперь такие радиостанции, как «Арча радиосы», «Саба дулкыннары», «Нократ» и так далее, можно слушать через сервера Microsoft, Apple, Google. Работа дает свои результаты, и география подключения к серверам огромная. Так, наши радиостанции «Татмедиа» через интернет слушают в Тунисе, Египте, Турции, Финляндии. По электронной почте нам присылают письма из Китая. Про такие страны, как Казахстан, Узбекистан, я даже не говорю.
Одним из наших аргументов на конкурсе в Челнах с «Кунел» было то, что мы 17 лет вещаем в эфире, есть в интернете, на что члены комиссии сказали нам, чтобы нас продолжали слушать через интернет. Тогда татароязычная концепция не прошла, победило «Радио Дача».
— Почему радиостанция называется «Дастан»?
— Само слово «дастан» тюркское и означает «эпос». Раньше у тюрков был такой вид народного творчества, как дастан, — это художественный рассказ, перемешанный со стихами и песнями. В концепции мы планировали сделать высококачественный радиопроект с большим количеством литературных произведений, драматургии. Салават Закиевич является и спортсменом, и какую-то часть эфира у нас занимало бы спортивное вещание. Казань — спортивный город, успехи наших спортивных команд доказывают это. Определенную часть эфирного времени мы бы хотели посвятить истории татарского народа, развития искусства, рассказом о биографиях и судьбах наших великих деятелей.
— Какими были аргументы отказа комиссии в получении частоты?
— В этот раз на конкурсе, когда я представлял концепцию «Дастан FM», у нас спросили, есть ли мы в интернете. Я ответил, что пока нет, но с выходом в эфир выйдем и в интернет. «Зря. Вещайте в интернете, и у вас будет свой слушатель», — сказали члены комиссии. Те аргументы, которые я приводил на челнинском конкурсе, были забракованы. Помня ошибки челнинского конкурса, в этот раз я приводил совершенно другие аргументы, но и они точно так же были отвергнуты.
Один из членов федеральной конкурсной комиссии повернула письма и ходатайства, которые были направлены в адрес комиссии от Татарстана, сказав: «Посмотрите, какое административное давление оказывается на конкурсную комиссию». Хотя тексты обращений носили именно рекомендательный характер и были оформлены в виде ходатайств. Но на конкурсе, где выставлялся «Орфей», я предоставлял точно такие же ходатайства и просьбы, в том числе от московских чиновников и ведомств. Реакция на те ходатайства была весьма положительной, а на «Дастан FM» — негативной. Может, потому, что ходатайства были за татароязычную концепцию вещания?!
Однозначно могу сказать, что сейчас, по результатам нескольких неудачных конкурсов в Москве с радиостанциями «Салават», «Дастан FM», «Курай» и «Кунел», есть некая тенденция к тому, чтобы не выдавать лицензию на вещание национальным СМИ. Я уже говорил, что в Казани всего две радиостанции вещают на татарском языке, хотя 47 процентов населения, по данным переписи, является татароязычным. Знаем, что существует определенный перекос. Русскоязычных станций любого формата очень много. Качественного татарского контента в эфире очень мало, его существенно не хватает.
На конкурсе я, кстати, обратился к статье в «БИЗНЕС Online» о нем. Когда ожидал объявления конкурса на вторую частоту — 98,0, мне прислали ссылку на статью. Я прочитал ее и обратил внимание, что из 33 комментариев читателей на тот момент 16 было в поддержку именно татароязычного контента. Зайдя на вторую частоту, я привел этот аргумент комиссии как мнение народа. Комиссия никак не отреагировала на это, сказав, что это не является основополагающим мнением.
К сожалению, мы не получили от членов федеральной конкурсной комиссии ни одного голоса. За нас проголосовали лишь три участника — это представители от региона, третьим был полномочный представитель президента РФ по Приволжскому федеральному округу.
Конечно, я ехал на этот конкурс с большой надеждой, что в Казани появится еще одно радио на родном языке, которое бы стало объединяющим для людей культуры, искусства, певцов, творческих коллективов. Но, увы, попытка в этот раз оказалась неудачной.
«СИЛЬНОГО ПОТРЯСЕНИЯ НА РАДИОРЫНКЕ С ПОЯВЛЕНИЕМ НОВЫХ ВЕЩАТЕЛЕЙ НЕ БУДЕТ»
— Думаете о разработке какой-то новой концепции?
— У меня есть еще одна мечта — запустить в Казани детское татарское радио. С одной стороны, критики могут сказать, что это абсурдная идея. Но это должен быть совместный с министерством образования проект, который нацелен на школьное и дошкольное воспитание.
Если мы будем покрывать подобной радиостанцией весь Татарстан, например, в 8 утра во всех детсадах проходит утренняя зарядка. Мы говорим о единых стандартах воспитания, образования, чтобы они были по всему Татарстану, но до некоторых районов методические материалы могут не доходить, или уровень педагогов может не соответствовать. Утром под одну музыку все делают гимнастику — синхронно во всех садиках. Есть время дообеденной прогулки, и можно включить репродуктор на улице, который будет вещать нужную, правильную музыку. Перед дневным сном можно включать детскую сказку, и педагогам не надо будет читать ее. Во время сна у детей можно транслировать образовательные программы для воспитателей, интерактивные уроки по воспитанию. Когда заканчивается время работы детских дошкольных учреждений, вечером можно пускать в эфир специальные программы для родителей. Было бы здорово, если бы все эти образовательные стандарты были едиными по всей республике, а уровень дошкольной подготовки был бы одинаково высоким как у сельских, так и городских детишек.
Этот проект нашел бы своего слушателя и был бы очень важным в социальном аспекте.
— Как теперь изменится расстановка сил на радиорынке Казани?
— Думаю, особо сильного потрясения на радиорынке Казани с появлением новых вещателей в лице «Комсомольской правды» и «Нашего радио» не будет. Радиостанции довольно нишевые, и сейчас ушло то время середины 90-х, когда одно радио было для всех аудиторий. Сейчас мы идем западным путем, по западным технологиям, когда много радиостанций и они нишевые. Не думаю, что на рынке сейчас будет передел маркетингового пирога, изменение финансовых потоков.
«Комсомолка» делает большой упор на информационную составляющую, «Наше радио» — на русский рок. Несомненно, они найдут своего слушателя и займут свое место в рейтинге. Но великих изменений на рынке я не предвижу.
— Что вы планируете делать дальше?
— Однозначно могу сказать, что сдаваться мы не собираемся. Будем заявляться на дальнейшие конкурсы, будем выходить на следующие частоты. Сейчас, раз поддержка первых лиц республики не нашла понимания в Москве, я думаю о том, что в следующий раз нужно ехать на конкурс с 30 или 50 тысячами подписей от потенциальных слушателей, граждан Казани, которые поддерживают нашу концепцию. Может быть, тогда нам удастся пробить брешь и донести до сознания федеральной конкурсной комиссии, что этот проект действительно востребован и Казань нуждается в нем.
«Непонятно, почему татароязычным радиостанциям не дают пробиться. В том числе радио «Курай». С Вячеславом Долгополовым (на снимке) мы чаще встречаемся на заседаниях комиссии в Москве, чем в Казани» |
В любом случае в своей работе я не собираюсь останавливаться и буду придерживаться той линии, что количество радиостанций и СМИ, которые вещают, пишут, показывают на татарском языке, должно быть пропорционально татароязычному количеству населения, которое живет в столице Татарстана. Вопросам развития языка, языковой среды необходимо уделять должное внимание. Должно быть и понимание федерального центра.
Сейчас мне непонятно, почему татароязычным радиостанциям не дают пробиться. В том числе радио «Курай», которое выходит на конкурс то ли пятый, то ли десятый раз. С Вячеславом Долгополовым мы чаще встречаемся на заседаниях комиссии в Москве, чем в Казани. Простейшая аналитика за последние два-три года показывает, что ни одно национальное СМИ, к сожалению, не получило ни одной лицензии ни в Татарстане, ни в Башкортостане, ни в Чувашии, ни в Удмуртии. Не знаю, с чем это связано, но надеюсь, что положение изменится. Россия — многонациональное государство, в этом наша сила, наше преимущество. В Казани много свободных частот, и искренне надеюсь, что на них найдется место таким радиостанциям, как «Дастан ФМ», «Кунел», «Курай» и «Детское татарское радио».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.