Гульназ Кадырова
Гульназ Кадырова

«Я ЗАСТАЛА ЕЩЕ БЕХА, НЕОБЫКНОВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

«Я сама родом из Набережных Челнов и впитала в себя дух этого города. Это город, где велась стройка века, на которую съезжались энтузиасты. Детьми мы наблюдали за тем, как велось строительство и завода, и города. И это повлияло на мой характер, безусловно», — призналась в интервью, опубликованном на сайте ГК «Ростехнологии», Гульназ Кадырова, ставшая первой в истории женщной, занявшей пост заместителя министра промышленности и торговли РФ.

Она назвала себя перфекционистом, именно поэтому решила поступать на факультет планирования промышленности КФЭИ, на который был один из самых высоких конкурсов и который она с отличием окончила в 1987 году. «Я получила распределение на КАМАЗ на должность экономиста и застала еще Николая Ивановича Беха, необыкновенного человека. При нем КАМАЗ очень активно рос и развивался, стал акционерным обществом. Позже мне довелось работать с председателем исполкома Юрием Ивановичем Петрушиным, который фактически строил этот город. КАМАЗ строился, и город не отставал: у нас было трамвайное депо КАМАЗа, детские сады и школы КАМАЗа. Автогигант пополнял бюджетную часть доходов города, и все это направлялось на развитие инфраструктуры. Встреча и работа с такими людьми формировали мое отношение к жизни и профессии», — говорит Кадырова.

Согласно официальной биографии, размещенной на сайте минпромторга РФ, в 1989 - 1990 годах Кадырова работала экономистом финотдела челнинского исполкома, а в 1990 - 1997 годах — в городской налоговой инспекции. То время она вспоминает так: «В 1991 году было принято решение о создании налоговой инспекции. Наш финансовый отдел разделили на две части: часть осталась в исполкоме, а часть пошла создавать налоговую. Это был очень интересный период. Тогда вышел закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, началось активное развитие малого и среднего бизнеса. Возникла необходимость в большом количестве бухгалтеров. Мы тогда ежеквартально принимали тысячи бухгалтерских отчетов. Тогда бухгалтеров класса малого и среднего бизнеса еще не было, только крупные предприятия, и, по сути, эти бухгалтеры выросли на наших глазах. В налоговой я отработала 7 лет и, когда поняла, что как профессионал уже там состоялась, подумала, чем бы я могла заняться, и в этот момент как раз был принят закон об аудиторской деятельности, в городе было организовано обучение. Я тогда подумала: а почему бы и нет? Получила квалификационный сертификат аудитора общего аудита».

АЛТЫНБАЕВ ТРЕБОВАЛ ИДЕАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА

Далее Кадырова рассказывает, что в течение года в качестве ИП сама ходила и проверяла предприятия. За это время она поняла, что ее уровень профессионализма позволяет давать хорошие консультации предприятиям, на тот момент ее консалтинговые услуги были больше востребованы, нежели все другие.

Роман Беков и Гульназ Кадырова
Роман Беков и Гульназ Кадырова

Несколько странно, что Кадырова, вспоминая работу советником тогда мэра Рафгата Алтынбаева, почему-то не называет его фамилию. «Главой города в то время был человек советской школы, с очень серьезными подходами к работе — требовательный и строгий руководитель. Помню, как иногда нам приходилось переписывать письма по несколько раз — до тех пор, пока результат не соответствовал идеалу. Даже теперь, когда я читаю деловое письмо или документ, обращаю внимание на те вещи, о которых он говорил, например, что последний абзац определяет все, и в нем должно быть максимально концентрированно выражено все, что ты хочешь сказать. А еще он уделял большое внимание тому, как выглядят все сотрудники: прийти на работу в неглаженых брюках или стоптанных туфлях считалось недопустимым. И я думаю, что это правильно: от того, как ты выглядишь и как себя представляешь, зависит и то, как ты работаешь, как организуешь процесс. Отношение к делу и профессии проявляется в деталях», — говорит Кадырова.

По каким-то причинам она не сочла нужным назвать фамилию и другого главы города, с которым ей пришлось вместе поработать, а именно Ильдара Халикова — ныне премьер-министра Татарстана. «После рождения второго ребенка мы переехали в Казань, — вспоминает Кадырова. — Через год новый глава города позвонил мне и сказал, что хотел бы видеть меня своим заместителем. Мы живем в Казани, меня приглашают на работу в Набережные Челны. Нужно было сделать выбор. И в тот момент для меня было очень важно, что меня поддержал мой муж (о нем чуть ниже — прим. ред.). Он поддерживает все мои смелые инициативы. И даже если я начинала сомневаться в себе, в успехе дела, он убеждал меня в том, что я обязательно справлюсь. От поддержки близких почва под ногами крепче и многое становится по плечу».

В те годы Кадыровой было нелегко. Она призналась, что в понедельник вставала в четыре утра, заворачивала младшую дочь в одеяло, укладывала ее на заднее сиденье машины и с водителем мчалась на работу в Челны. Кадырова оставляла дочь в детском саду, а сама — на деловой понедельник. «Детсад был круглосуточный, но я не оставляла ее на ночь и забирала в любое время, когда освобождалась. При этом за неделю — пара-тройка поездок в Казань, на совещания к руководству республики. Муж со старшей дочерью, которая тогда оканчивала школу, жили в Казани, возвращались домой в пятницу. Так мы прожили год», — вспоминает Кадырова.

При этом она заметила, что чувство вины за то, что проводила не так много времени со старшей дочерью в период, когда она оканчивала школу, у нее, конечно, было. «Это очень тонкий и чувствительный момент для меня, наверное, как и для любой матери, — говорит Кадырова. — А окончила она школу с золотой медалью, и я горжусь этим. Но когда ей исполнилось 18 лет, она сказала нам, родителям, что для нее очень важно то, что мы показывали ей своим примером, как нужно самоотверженно отдавать себя профессии. И кто может с уверенностью назвать рецепт баланса времени, которое родители должны проводить с детьми? Кто знает, если бы я все время проводила только с детьми, любили бы они меня сильнее?»

«ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЛАЮТ РАЗ В ЖИЗНИ»

В мае 2004 года Кадырова получила приглашение из Москвы перейти на работу в федеральное агентство по промышленности (Роспром), которое тогда возглавлял Борис Алешин. «Были сомнения. Несмотря на то, что работала тогда на два города — Казань и Набережные Челны, мне все нравилось, мы только разработали стратегию развития города, и надо было приступать к ее реализации. Я рассказала об этом предложении главе города, и он меня отпустил, сказав, что такие предложения делают раз в жизни», — рассказала Кадырова, опять же не назвав фамилии Халикова.

Она призналась, что одним из определяющих моментов стало то, что в том году ее старшая дочь поступала в институт в Москве, и Кадырова подумала, что это знак. «Два года мы жили на два города — у супруга был бизнес в Казани, он жил там, я жила в Москве с двумя детьми, мы встречались по выходным и праздникам. Потом мы поняли, что так жить очень тяжело, и он перебрался в Москву. По сути, с его стороны это была жертва, у него там был состоявшийся бизнес, наработанные контакты, он его продал, начал все заново», — говорит Кадырова.

Возможно, речь идет о бизнесе, связанном с продажей питьевой воды под брендом «Олероли». А на сегодня, по данным системы «Контур-Фокус», Раиф Кадыров — супруг заместителя министра промышленности РФ, является 100-процентным учредителем казанского ООО «Раиф и К», специализирующегося на покупке и продаже земельных участков, также 100% уставного капитала ему принадлежит в московском ООО «Продюсерский центр «Voice Music» (организация театральных и оперных представлений, концертов). 40% уставного капитала Кадыров контролирует в ООО «Сарал» (растениеводство), зарегистрированном в селе Габишево Лаишевского района РТ. 60% контролирует Ильсур Дияров, который также является гендиректором компании.

Кроме того, как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», в активах Кадырова числится 50% уставного капитала московских ООО «Мио Чичероне» и 80% УК ООО «Мио Сан» (оба — комплексное туристическое обслуживание), 20% УК казанского ООО «Лидер Плюс» (подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества). Ранее Кадыров значился в числе учредителей казанского ООО «Маркетстрой» (подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества), московского ООО «Консалтцентр» (оптовая торговля сельхозсырьем), московского ООО «Метамаркет» (оптовая торговля металлами и металлическими рудами).

«МОСКВА МЕНЯ ИЗМЕНИЛА»

«Можно сказать, приезд в Москву был для меня первой ломкой стереотипов, — продолжает Кадырова. — Это город с другими подходами к работе, ментальностью, людьми. Я стала себя менять. Не знаю, получилось это или нет, но мне кажется, что я ушла от той жесткости и консервативности, которые были мне присущи до переезда. Бывает, конечно, время от времени это проявляется, когда оперативно решаешь сложные задачи. Но, мне кажется, Москва изменила меня. В министерство я перешла на работу в 2006 году, министром был Виктор Борисович Христенко. Надо отметить, что Виктору Борисовичу удалось сформировать командный дух министерства, особую атмосферу — и я в ней растворилась. Это была команда единомышленников, мы могли до позднего вечера сидеть, обсуждать что-то. Кроме рабочих отношений в коллективе складывались и дружеские. Это было просто замечательно. И этот дух сохранился до сегодняшнего дня».

Говоря об основном потоке бюджетных инвестиций, Кадырова называет в приоритете авиацию, автопром и медицину. При этом она подчеркивает, что нельзя терять своих компетенций в радиоэлектронике и судостроении. «В первую очередь проект должен быть эффективным для экономики страны, с элементами синергии. Есть новые направления в госпрограмме по развитию промышленности и конкурентоспособности, в законе о промышленной политике. В этих документах есть целый ряд новых идей, в частности, идея Дениса Мантурова о создании фонда развития промышленности, которая, на мой взгляд, должна «выстрелить», — говорит Кадырова.

Она подчеркивает, что, как человек, работавший в регионе, считает особенно важными подписание соглашений с субъектами федерации о совместной реализации государственной промышленной политики. «Я сама пришла из региона и давно думала о необходимости такого решения. Я работала на уровне города, на уровне субъекта и на уровне федерации и понимаю, какие проблемы присутствуют на каждом из этих уровней. И основная проблема макрохарактера, которая всегда была и есть, — это синхронизация стратегических целей, задач, показателей с каждым уровнем власти. Когда мы разрабатывали стратегию развития города, мы ориентировались на стратегию субъекта; когда мы работали в субъекте, хотели ориентироваться на стратегию федерального бюджета. Недавно в минпромторге создан департамент регионального развития, который находится в стадии формирования. То, что внутри министерства появился департамент, который будет заниматься региональной политикой, очень важно не столько с точки зрения государственной политики в общем и целом, сколько с точки зрения практической реализации. Денис Мантуров обратил на это внимание, принял такое решение. В частности, речь идет о том, что субъекты РФ будут участвовать в обсуждении наших нормативно-правовых актов», — поделилась Кадырова.

«ИНОГДА НУЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ И НАСЫТИТЬ СЕБЯ ЭНЕРГИЕЙ»

Касаясь темы благотворительности, Кадырова вспомнила об уроках экс-мэра Набережных Челнов Рашита Хамадеева и снова предпочла не называть фамилию. «В моем календаре план и стратегия (профессиональное, личностное, социальное). Есть люди, которым я помогаю просто так, по-человечески, есть какие-то проекты, в которых я участвую, есть такие проекты и в рамках работы. Глава города, который скоропостижно ушел из жизни, нас время от времени вывозил в детские дома, мы называли это «почистить душу». Такие мероприятия всегда тебя возвращают на землю, когда ты вдруг начинаешь отрываться, что, мне кажется, свойственно всем. Это дает возможность не растерять человеческое. Поэтому я с удовольствием по возможности принимаю участие в таких проектах, возможно, еще и потому что я женщина, я мать», — отметила Кадырова.

Затем она скокетничала. На вопрос «Сегодня вы женщина в политике, как вы себя чувствуете в этой роли?» она ответила: «Боже мой, неужели я там?» — и посмеялась. Затем серьезно добавила: «Думаю, когда в политике есть женщины, то и политика, и государство становятся более социально ориентированными, потому что женщина другим взглядом смотрит на социальные вопросы. Я против того, чтобы женщинам квотировать определенное количество мест в политике. Могу сказать, что мне везло и не приходилось сталкиваться с предвзятостью со стороны мужчин, я в этом плане работала в хороших коллективах».

Кадырова честно призналась, что ей доводилось для достижения определенных целей пользоваться в работе тем, что она женщина, правда, не целенаправленно, а скорее интуитивно. «Я не рассчитываю на снисходительность со стороны окружающих и скидку на пол. Я очень требовательна к себе. Сказать, что я женщина и что мне что-то дозволено, что не дозволено другому, этого я себе не позволяю никогда. И вообще, когда ты на работе, нет разделения на мужчину и женщину. А в некоторых сферах дамы даже стараются мимикрировать под мужчин. В этом плане я не руководствуюсь шаблонами или запретами. И могу прийти в любом наряде, главное — чтобы он соответствовал обстоятельствам, месту встречи, предмету и теме. Но я никогда не отказываю себе в том, чтобы лишний раз подчеркнуть своим внешним видом, что я женщина, а не какой-нибудь брюзжащий чиновник», — заявила Кадырова.

Она уже 6 лет занимается йогой, что помогает Кадыровой поддерживать себя в форме, восстанавливать энергетику. Около полутора лет она занималась с мастером, который разработал для нее курс специальных дыхательных и физических упражнений. «Помню, когда мы с ним познакомились, он меня привел к очень простым вещам. Однажды он мне сказал: «Представь, что ты села за руль, выдавила газ и мчишься по дороге 5 минут, 10 минут, полгода, год. Как ты думаешь, машина выдержит?» Тогда он мне сказал, что необходимо иногда останавливаться и насыщать себя энергией», — говорит Кадырова.

В конце большого интервью она рассказала один из своих любимых анекдотов. Едет супружеская пара: он депутат Госдумы, она состоявшаяся красивая женщина. Останавливаются на бензоколонке заправиться, и в этот момент на тракторе по полю едет парень, машет ей рукой и говорит: «Привет!» Она подходит, общается с ним, потом садится в машину, они едут, и депутат спрашивает: «А кто это был?» Она: «Это был молодой человек, с которым мы в школе встречались». Он: «Ну, вот видишь, какой правильный выбор ты сделала. Если бы ты вышла за него замуж, ты бы была женой тракториста, а сейчас ты жена депутата». Она отвечает: «Дорогой, если бы я вышла замуж за него, депутатом был бы он».