Прокуратура РТ накануне открыла горячую линию, призвав жаловаться на замеченные нарушения правил пожарной безопасности в торговых объектах. «БИЗНЕС Online» решил организовать свой импровизированный рейд и обнаружил, что даже трагедия в ТЦ «Адмирал» мало изменила отношение к проблеме: многие недостатки, которые бросаются в глаза, можно исправить за три копейки — было бы желание.
ЗВОНИТЕ ДО ПОЖАРА
После пожара на «Адмирале» ожидаемо начались проверки в местах массовых скоплений людей. Такое поручение дал президент РТ Рустам Минниханов в первые же дни после трагедии. По требованию прокуратуры РТ до 16 апреля ревизоры МЧС побывают на 239 объектах.
Есть возможность «выпустить пар» и у обычных граждан: накануне прокуратура запустила горячую линию (843) 291-19-25, с помощью которой можно пожаловаться на замеченные нарушения требований пожарной безопасности. Сообщения о нарушениях и предложения в указанной сфере можно отправлять по электронной почте: rt.prok@tatar.ru либо обратиться в интернет-приемную на официальном сайте прокуратуры www.prokrt.ru.
Не подменяя контролирующих органов, корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» решил пройтись по нескольким торговым центрам города и выяснить, насколько эти объекты хороши в плане пожарной безопасности, по крайней мере, на вид. В помощь мы пригласили независимых экспертов, пожелавших остаться анонимными. Это бывший сотрудник пожарной инспекции с 27-летним стажем (он попросил называть его Михаилом) и специалист по организации службы охраны и безопасности на различных объектах (Евгений).
Обойти решили вещевые торговые центры, по формату так или иначе напоминающие сгоревший «Адмирал». В нашу задачу входило по внешним признакам определить, насколько здание отвечает требованиям пожарной безопасности. Для анализа взяли «Муравейник», что находится в центральной части города, базар XL рядом с одноименным торговым центром и рынок «Бик Зур», что на Журналистов.
Чувствовалось, что даже угроза возможной проверки со стороны прокуратуры после «Адмирала» не сильно напугала руководство ТЦ.
ПОКУПАТЕЛЬ И ТАЙНАЯ КОМНАТА
Первым, на что обратил внимание бывший пожарный уже на входе в «Муравейник», это в какую сторону открываются входные двери. «Если вы выходите из торгового центра, то они всегда должны открываться от себя. В противном случае при экстренной ситуации, если дверь нужно тянуть на себя, это может заблокировать вход или создать давку». Михаил отметил, что, несмотря на трагические ситуации, которые происходили как в Казани, так и по всей стране, в подсознании у нашего человека не выработался инстинкт самосохранения.
«Мы не смотрим при входе на план эвакуации, находимся в расслабленном состоянии и делаем покупки в случае, если пришли на рынок, или отдыхаем — если в развлекательный центр».
План эвакуации из «Муравейника» нам пришлось поискать. Располагался он не всегда на видном месте. Еще одно нарушение мы обнаружили при переходе из одного корпуса здания в другое: «Двери внутри помещения на пути к пожарному выходу должны закрываться за человеком так же, как и входные. А мы видим, что администрация торгового дома преднамеренно оставила их распахнутыми для удобства покупателей. Делать это ни в коем случае нельзя. Дело в том, что двери являются барьером для распространения огня и дыма из одной части торгового комплекса в другой. В зависимости от интенсивности пожара, пламя может быть сдержано до получаса». Кстати, такой же недочет позже был и на рынке «Бик Зур».
Следующее грубое нарушение — это запасный выход. Во всех трех торговых центрах они были закрыты. В «Муравейнике» у одного из выходов красовалась надпись: «Ключи находятся в 25 комнате у охраны». Где искать эту потайную комнату с ключами в случае ЧС, указаний не было. По версии Михаила, администрация закрывает на ключ эти двери для охраны от несанкционированного доступа. Но по противопожарной безопасности это делать строго запрещено. «Можно установить видеокамеру, которая фиксировала бы все передвижения, и снабдить дверь самозакрывающимся замком. Так, чтобы изнутри здания дверь можно было бы открыть, а вот снаружи — нет...»
«НЕ КУЛАКОМ РАБОТАТЬ НАДО, А БЕЖАТЬ»
Под потолком мы обнаружили систему пожарной сигнализации. Однако разглядеть заветный маленький огонек, который должен мерцать, сообщая, что сигнализация находится во включенном состоянии, мы, как ни пытались, не смогли. Некоторые руководители сигнализацию отключают, потому что система оповещения часто срабатывает из-за ложных вызовов. Следующим элементом, который привлек наше внимание, оказался шкаф, в котором хранились противогазы. Для того чтобы их достать, нужно сначала выдавить стекло и дальше по тексту...
— Вот как вы будете выбивать стекло в случае пожара? — спросил Михаил нашего фотографа.
— Кулаком.
— Бежать надо, а не выбивать стекло. На это можете потратить драгоценное время. С одной стороны, вроде бы все законы в данном случае соблюдены. Однако, по моему мнению, первичные средства пожаротушения должны находиться в открытом доступе. А чтобы люди не растаскивали их себе «на сувениры», должна нормально работать охрана.
Специалисту службы по организации охраны удалось выяснить, что в «Муравейнике» на посту вместо сотрудников частного охранного предприятия находятся обыкновенные администраторы. То есть в штате торгового дома они числятся в службе безопасности, а по сути выполняют другие функции. «ЧОПовцу каждые два года нужно постоянно повышать квалификацию, — говорит Евгений. — Кроме того, чтобы получить лицензию для работы охранником, кандидат проверяется по базам МВД. Он проходит специальное обучение, в числе которого и организация эвакуации из здания в случае ЧС. Кого набирают в администраторы — остается загадкой. И далеко не факт, что эти люди смогут вовремя мобилизоваться и вывести посетителей из горящего здания».
В итоге по пожарной безопасности эксперты по пятибалльной системе поставили «Муравейнику» тройку.
«С виду капитальное строение, а внутри есть элементы сгораемой строительной конструкции, — резюмирует Михаил. — Плюс запасные выходы закрыты, по правилам, любой человек без ключа должен их беспрепятственно открыть. Далее: огнетушителей визуально маловато. Непонятно, в каком состоянии пожарная сигнализация. План эвакуации размещен не всегда на видном месте. Подъездные пути к рынку заставлены автомобилями, что затруднит доступ пожарных машин в случае непредвиденного обстоятельства».
ДВЕРЕЙ МНОГО, ВЫХОД ОДИН
«В идеале для рынка должно быть капитальное строение первой или второй степени огнестойкости. Первая степень: кругом железобетон и кирпич; вторая степень: допускаются чердачные помещения с деревянной конструкцией, — объясняет Михаил, пока мы двигаемся ко второму месту проверки — базару XL, и дает оценку недавнему ЧП. — По сути, к трагедии в «Адмирале» привела обыкновенная человеческая жадность. Владельцы пожадничали денег на возведение капитального строения для торгового центра, торговцы пожалели свой товар, за что некоторые, к сожалению, поплатились жизнью».
«Базар» произвел двойственное впечатление, хотя и видно, что пожарной безопасностью там занимались. Во-первых, смутил единственный вход на цокольный этаж торгового центра. Во-вторых, низкие потолки помещения. В случае пожара весь дым как раз будет скапливаться на уровне дыхательных путей, ему просто некуда дальше подниматься, что может привести к отравлению угарным газом. В-третьих, аварийные выходы так же оказались закрытыми, а один снаружи был вовсе завален снегом.
«То есть в случае паники люди могут остаться внутри торговых залов, не успеть выбежать, — говорит Михаил, напоминая при этом про трагедию пермской «Хромой лошади». — Представьте, сколько людей ринется к единственному выходу. А если учесть, что продавцы, как это случилось в «Адмирале», так же будут пытаться спасти свой товар, то возникнет давка. Правда, это произойдет в том случае, если не сработает система пожаротушения. Она, как мы видим, тут в наличии. Даже на табло написано, что автоматическая система пожаротушения включена. Если она в исправном состоянии, то это действительно может спасти ситуацию».
План эвакуации оказался в наличии, огнетушители так же находились в торговых павильонах, правда, часто убраны подальше от глаз или завалены товаром. Кого нам вообще не удалось обнаружить посредине рабочего дня, так это охранника или администратора. Возможно, он есть в наличии, но на момент нашего визита мы его не нашли. Не дай бог случись какое ЧП, кто будет координировать действия людей — непонятно. Инструктаж, как вести себя во время пожара, по опросам продавцов, был с арендаторами торговых точек только в прошлом году.
Учитывая специфику помещения, в котором расположен рынок, эксперты так же выставили тройку базару XL.
«Вроде бы все первичные элементы пожаротушения соблюдены, однако закрытые аварийные выходы сильно усложняют ситуацию с возможной эвакуацией людей», — заявил Михаил.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — КАК РЕМЕНЬ В АВТОМОБИЛЕ
«Бик Зур» приятно удивил. Новое капитальное здание с широким входом вовнутрь, высокие потолки, что позволяет дыму в случае пожара уйти на верх, тем самым дать дополнительный шанс для спасения людей, наличие огнетушителей, подробный план эвакуации и различные памятки в разных местах, на охране вместо администратора — сотрудник ЧОП.
Однако систему пожаротушения нам удалось обнаружить не во всех павильонах. Дернув дверь запасного выхода, мы вначале обрадовались, что она оказалась открыта. Однако, вела она на лестничный проем. Ориентируясь по «зеленым стрелкам», мы спустились на первый этаж и обнаружили, что аварийная дверь на улицу снова заперта.
«Но в любом случае это уже прогресс», — говорит Михаил. Человек, оказавшийся на лестничном проеме, будет отделен от дыма и огня, и у спасателей будет возможность его спасти. Единственное, чего тут не хватает, это обозначения, у какого именно выхода находится человек. Это нужно для того, чтобы пострадавший мог позвонить по телефону родственникам или в экстренную службу, и сообщить, где именно он находится.
Данный торговый центр по результатам нашей поверхностной народной проверки получил самую высшую оценку — твердую четверку.
На наш вопрос, как же угнаться за всеми изменениями в правилах безопасности, Михаил ответил: «По закону, за всю пожарную безопасность отвечает руководитель. Он может назначить заместителя или инженера ответственными за данный вопрос, но в первую очередь именно он берет все риски на себя. Есть интернет, где четко прописаны все нормы пожарного режима. Так же существуют фирмы, которые устанавливают специальное программы по пожарной безопасности и технике безопасности, там вся информация обновляется в режиме реального времени. Можно ввести в штат бывшего пожарного, который сможет правильно организовать процесс обеспечения пожарной безопасности».
Комментируя результаты рейда, наши эксперты сошлись во мнении, что любые проверки после ЧП в «Адмирале» улучшат ситуацию с пожарной безопасностью только на какое-то время. Контролирующие органы пожарной охраны постоянно сокращаются, а сами предприниматели не горят желанием вкладывать в систему безопасности деньги, потому что никакой прибыли, по их мнению, это не приносит. Исправить ситуацию можно только рублем.
В пример эксперты привели ситуацию с автомобильными ремнями безопасности. Еще несколько лет назад большинство людей их не пристегивало, однако после увеличения штрафов ситуация резко поменялась. Видимо, то же самое в конце концов будет и с пожарными требованиями.
«РУКОВОДИТЕЛИ НАДЕЮТСЯ НА АВОСЬ»
Мы обратились к экспертам «БИЗНЕС Online» за комментариями, какие ошибки владельцам торговых центров нужно устранить в первую очередь в плане пожарной безопасности.
Айрат Янышев — директор группы предприятий безопасности «КонтрАкт».
— Вопросы безопасности не сводятся только к состоянию технических конструкций и противопожарной защиты, это еще и правильные действия сотрудников. Их расстановка, обучение и контроль. Способность действовать в экстремальных ситуациях. Поэтому сотрудники ЧОП лучше всего подходят для этой работы, так как проходят специальную подготовку. Хотя, на мой взгляд, учебные центры при подготовке сотрудников в охранные предприятия обращают все же недостаточно внимания на эвакуацию посетителей в местах массового пребывания людей.
К сожалению, в Казани не так много торговых центров, где проводятся теоретические и практические тренинги, а администрация в качестве учений устраивает эвакуацию из зданий. Хорошим примером может служить опыт одного из самых больших торговых центров города, где два раза в год подобные действия проводятся с арендаторами и их сотрудниками для того, чтобы люди знали, где находятся запасные выходы, куда бежать в случае ЧС, что в этом случае предпринимать.
Вообще, современные торговые центры очень серьезно подходят к функционированию пожарной безопасности. Там есть отдельные операторы пожарной автоматики, которые находятся возле пульта, видят всю ситуацию и контролируют пожарную безопасность. Администрация некоторых центров вводит серьезные штрафные санкции, если арендатор своим товаром или иными вещами заваливает пожарные выходы. Каждый день по зданию ходит охранник и выявляет подобные нарушения. Мне кажется, такую практику можно было бы распространить и на остальных.
Еще одна из мер, которая, по-моему, может повлиять на безопасность, это страхование имущества продавцов. Арендодатель, прежде чем заключать договор, должен требовать от продавца наличия подобной страховки. В случае ЧП торговцы не будут лезть в огонь за своими вещами, как это случилось в «Адмирале».
Андрей Артамонов — директор ООО «Охранно-пожарные системы»:
— Если брать торговые площади, которые используются в качестве крытых рынков, то одна из проблем — это загромождение запасных выходов. В случае пожара они просто недоступны для посетителей. У многих есть в наличии первичные средства пожаротушения и пожарная сигнализация, но они часто находятся в неисправном состоянии или не обслуживаются должным образом. Последняя просто необходима для мест массового скопления, потому что сигнал с нее сразу поступает на автоматическую систему пожаротушения.
Руководители торговых центров экономят и не заключают договор с организацией, имеющей лицензию для оказания подобного вида услуг. А плановые пожарные проверки бывают раз в три года. Бывают и внеплановые, но инспекторы не так часто сегодня выходят на объект. Поэтому руководители часто надеются на авось. Раньше все было по-другому. Пожарные были не карающим органом, они объясняли работникам предприятий, как нужно действовать на пожаре, как работать с огнетушителем, сейчас мало кто обладает такими знаниями. Это легло на плечи самих предприятий, а их руководители не сильно заботятся о такого рода лекциях. Даже те должностные лица, кто должен обучаться по долгу службы технике пожарной безопасности, вместо нескольких часов умудряются пройти его за несколько десятков минут, получают удостоверение, а по факту никакими знаниями не обладают. Мне кажется, если ликвидировать этот пробел, в торговых центрах можно будет чувствовать себя куда безопаснее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.