ВЫБИРАЕМ ЗЕЛЕНЫЙ СТАНДАРТ

На семинаре в исполкоме Казани вчера встретились эксперты по внедрению энергоэффективных технологий в строительстве. По словам первого заместителя руководителя исполнительного комитета по вопросам градостроительной политики Азата Нигматзянова, столице РТ интересен мировой опыт в этой области.

Суть вопроса пояснил генеральный директор совета по экологическому строительству RuGBC, член всемирного совета по экологическому строительству WorldGBC Гай Имз. Это выбор стандарта зеленого строительства. «Выбор стандарта — нелегкий шаг, сначала надо определить, что мы хотим, ведь экостроительство — совсем новый подход, комплексный и широкий взгляд на функции здания», — отметил он. Стандартов несколько. Зарубежные: Breeam, DGNB. В России при поддержке министерства природных ресурсов появился стандарт «Русо». Международные стандарты экостроительства обязался принять Сочи перед Олимпиадой в 2014 году, и тогда были сертифицированы 10 объектов. FIFA требует сертифицировать стадионы к чемпионатам мира по футболу как зеленые.

«При выборе стандартов для Казани сначала надо понять, какую глубину хотим иметь, — подчеркнул Имз. — Стандарт должен быть эффективным с экономической точки зрения, должен действовать для всех типов зданий и быть не слишком дорогим», — сообщил он и сказал, что для столицы Татарстана могут быть выбраны как международные, так и российские стандарты.

Гай Имз
Гай Имз

ПРИ ГРАМОТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РОСТ РАСХОДОВ — ВСЕГО 2 - 3%

Обзор технологий сделал руководитель специальных проектов НП «Центр зеленых стандартов» при минприроды России Марк Андея. Он рассказал об истории зеленого строительства, которая началась в 1973 году, а к 1987-му сформировалась философия направления. «Влияние на окружающую среду было одним из главных факторов, — напомнил он. — В 1990 году появился стандарт Breeam, в 1993 — стандарт LEED в США. Активное продвижение стандартов происходило в Европе и США с 1993 по 1998 годы, когда было сделано наибольшее количество инвестиций в эту сферу. В 2006-м появился стандарт Green Star в Австралии. Тогда же появилась стандартизация подхода LCA (Life Cycle Assessment), когда проект оценивается на протяжении всего жизненного цикла, например, это 40 - 50 лет для зданий. В 2008 году — внедрение стандарта DGNB в Германии. Это очень высокотехнологичная платформа. В России по DGNB сертифицировано всего одно здание. В России действуют стандарты Breeam, LEED и ГОСТ в сфере недвижимости».

Движущими силами стандартизации Андея назвал требования международных организаций и корпораций. Например, крупные банки требуют сертифицировать офисы; оргкомитет FIFA дает требования для всех стадионов. Обновление стандартов происходит раз в два года, по мере того, как развиваются технологии и меняется спрос. «Сейчас тренд на минимизацию воздействия на окружающую среду, но также и на прозрачность выбора материалов, качество проектных работ, экономику, — сообщил Андея и рассказал о том, насколько зеленое строительство дороже обычного. — Расходы, если все делается грамотно, увеличиваются на 2 - 3 процента». Но зато повышается качество строительства и уменьшаются эксплуатационные расходы. «Снижается загрязнение воздуха и воды. Уменьшение потребления воды в таком здании — на 30 процентов, — рассказал Андея и перешел к примерам проектов. — Например, здание компании Siemens «Кристалл» в Лондоне — нулевое потребление от городских сетей, солнечная энергия, выбросов почти нет, сбор дождевой воды, солнечное отопление. Используют этот объект как туристический — это музей ресурсоэффективности». Другой пример — штаб-квартира министерства окружающей среды в Дели (Индия), где крыша — солнечная электростанция. Исламская академия в Кении создана из натуральных материалов, освещается диодами и собирает дождевую воду. «Подобные объекты еще и развивают экосознание: там идет работа с сознанием людей на тему энергоэффективности, чтобы это стало трендом», — отметил Андея. «Дороговизна зеленых объектов в России связана с неправильным планированием, системными ошибками», — заверил он.

В России главным драйвером зеленого строительства докладчик назвал государство и призвал выбирать отечественные стандарты, к чему подталкивает и сложная экономическая обстановка: «С иностранными стандартами есть немало сложностей. А российские во многом соответствуют зарубежным». По словам Андея, в России получил «зеленую» сертификацию бизнес-центр «Романов двор», офисный центр «Ленинский 119» в Москве. «Это означает, что применяются качественные материалы, точно рассчитывается, каким будет расход энергии, безопасные материалы, внутри — комплексное управление. Есть подобные дома в Подмосковье — пассивные сохраняют внутри себя ресурсы, а активные добавляют выработку энергетических ресурсов за счет альтернативных источников и сбрасывают излишки в общую сеть. Тут оживился Нигматзянов, который заметил, что в России такого нет и вряд ли возможно. «Комбинат «Майский» вырабатывает, но в общую сеть излишки пока сбрасывать не может», — сказал он... Андея похвалил «Татнефть», которая на своих АЗС устанавливает солнечные батареи. Посоветовал он также сходить на экскурсию в гиперкуб в «Сколково», чтобы узнать об инновациях — там кресла убираются в пол, а вода перерабатывается не только до питьевой, но и доходит до стадии минерализации.

Нигматзянов очень заинтересовался докладом и спросил о возможном механизме внедрения таких технологий в Казани. «Не надо спешить, — посоветовал Андея. — Лучше сначала провести несколько конференций и с правительством выработать решения, запротоколировать их с экспертами. Потом — сделать «дорожную карту». А за деньгами надо к федералам обращаться либо во Внешэкономбанк. Создать институт вроде госкорпорации развития».

ПРИГЛАШЕНИЕ В ХЕЛЬСИНКИ

Пример реализации технологий, в том числе в Казани, привел директор по развитию компании «ЮИТ Финляндия» Юха Вяйсанен. По его словам, раньше были простые дома, а сейчас это целые механизмы. В Финляндии всем домам выдаются энергетические паспорта. Он рассказал, что раньше потребление энергии в доме в среднем составляло более 340 киловатт в год, а сегодня — менее 130. В казанских домах компании — 160. Нигматзянова эти цифры заинтересовали, и он сразу предложил широко рассказывать о домах финской компании в Казани как о примерах применения зеленых технологий. «Чтобы в книжечках про технологии рассказывали не только про Лондон и Сочи, но и про Казань», — улыбнулся он. Вяйсанен на это ответил, что должен проконсультироваться с офисом в Хельсинки, а потом и вовсе пригласил на экскурсию в столицу Финляндии.

Итоги семинара подвела главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева: «Поворот строительства и жизни в будущем будет связан с тем, что мы будем более внимательно относиться к ресурсам земли. Хотелось бы, чтобы в Казани начали поворачиваться лицом к этой теме».