Главный судебный пристав РТ Радик Ильясов уходит в отставку по собственному желанию

КАК «ПРИНЦЕССА» И ЕЕ НАЧАЛЬНИЦА ПОДСТАВИЛИ ШЕФА

То, что главный судебный пристав РТ Радик Ильясов уходит в отставку по собственному желанию, газете «БИЗНЕС Online» подтвердил источник в ведомстве еще 31 марта. Однако мы не публиковали эту информацию ранее, пока сегодня не получили подтверждение из второго независимого источника.

Уход связан с последствиями пожара в ТЦ «Адмирал». Напомним, следователи привлекли к уголовной ответственности сразу двух сотрудниц казанского подразделения УФССП РФ по РТ. Первой в жернова расследования угодила Минзиля Сафина, которая незаконно закрыла исполнительное производство о выявленных нарушениях пожарной безопасности в ТЦ «Адмирал». На следующий день после задержания Сафиной была задержана ее начальница Жанна Алпарова, которая якобы дала девушке указание закрыть исполнительное производство, зная, что нарушения не устранены.

В самом ведомстве отставку Ильясова пока не подтверждают.

Жанна Алпарова
Жанна Алпарова дала указание закрыть исполнительное производство о выявленных нарушениях пожарной безопасности в ТЦ «Адмирал», зная, что они еще не устранены

— Пока такой информации не поступало, известно лишь, что с 13 апреля он уходит в отпуск, — сообщил «БИЗНЕС Online» Арсений Галиев — главный специалист отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ УФССП РФ по РТ.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, ключевую роль в отставке Ильясова мог сыграть полпред президента в ПФО Михаил Бабич, который приезжал на прошлой неделе на совещание по ликвидации последствий пожара в ТЦ «Адмирал». Впрочем, сегодня в беседе с корреспондентом нашего издания сотрудница пресс-службы аппарата полпреда Наталия Гагаева сказала, что «не располагает такими данными». Отметим, что в принципе курировать работу федеральных органов власти в подведомственных регионах — это как раз прямая сфера полномочий полпреда. Однако до сих пор влияние полпредства на дела внутри Татарстана формально было не столь значимым — гораздо важнее для региональной элиты прямые связи с Москвой. Впрочем, отношения руководства Татарстана с Михаилом Бабичем наши источники характеризуют как конструктивные — есть полное взаимопонимание.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

Ильясов приехал в Казань работать главным судебным приставом Татарстана в марте 2012 года из Хакасии, где занимал аналогичную должность. Он выходец из соседнего Башкортостана, родился в Уфе. Как и его предшественник Хамит Шарипов, долго работал в силовых структурах, служил в башкирском МВД, а затем перешел в местную службу судебных приставов.

— В 1983 году я с отличием окончил новосибирскую школу милиции и до 1998 года служил в МВД Республики Башкортостан. Последняя моя должность в МВД — заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью, — рассказал Ильясов во время интернет-конференции в газете «БИЗНЕС Online». — Когда ушел в отставку, работал в системе судебных приставов Орджоникидзевского района Уфы. В 2005 году мне предложили должность заместителя руководителя УФССП по Нижегородской области, а в 2009-м — руководителя управления по Республике Хакасия. С декабря 2012 года возглавляю управление федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан... У меня, конечно, есть с чем сравнивать.

Минзиля Сафина
Минзиля Сафина незаконно закрыла исполнительное производство

Одной из главных заслуг Ильясова, безусловно, стало внедрение информационных технологий в работу приставов. Во многом его команде помогла система электронного документооборота. Так, на сегодняшний день УФССП РФ по РТ заключило соглашение с 25 банками. Приставы направляют запрос о наличии лицевых счетов должника в банк, который в соответствии с законом предоставляет эту информацию.

Кроме того, приставы наладили электронный документооборот с пенсионным фондом и ГИБДД. К примеру, Госавтоинспекция снабжает ведомство Ильясова данными о транспортных средствах, которыми владеют должники, а на сегодня за должниками из Татарстана числится более 400 тыс. автомобилей. Приставы вместе с командой Рифката Минниханова занимаются задержанием автотранспорта и сразу же накладывают на машины арест, если сумма достаточна для погашения задолженности.

Приставы при Ильясове стали активнее пополнять список невыездных должников, причем исключением не стали и публичные фигуры. Напомним, в августе прошлого года курьезная ситуация произошла в международном аэропорту «Казань» — там из-за долгов по квартплате в 80 тыс. рублей на пограничном пункте развернули бывшего тренера футбольного клуба «Рубин» Курбана Бердыева.

Запретили подчиненные Ильясова выезжать за границу и бывшему владельцу агрохолдинга «Вамин» Вагизу Мингазову. К слову, Мингазов на пару с бывшим главой Верхнеуслонского района Александром Тимофеевым, осужденным за взятку, стали настоящей головной болью Ильясова. Задачи взыскать с Мингазова более 4 млрд. рублей, а с Тимофеева — штраф в 300 млн. рублей оказались непосильны. И в первом случае пришлось передать исполнительные производства в Москву, в отдел по особо важным делам (там занимаются работой с многомиллиардными суммами), а во втором — попросить суд заменить штраф на реальное лишение свободы.

Любопытно, что уход Ильясова совпал и с результатами прокурорской проверки — команда Илдуса Нафикова проанализировала работу судебных приставов за последние два года. По результатам проверки к дисциплинарной ответственности будут привлечены 37 приставов-исполнителей, их непосредственные руководители и первые лица из центрального аппарата. В ходе проверки найдены незарегистрированные исполнительные документы, факты необоснованного отказа в возбуждении исполнительного производства, а также окончания исполнительных производств, несоблюдение сроков совершения исполнительных действий, несвоевременное перечисление взысканных денежных средств. Больше всего нарушений выявлено в территориальных подразделениях крупных городов — в черном списке Набережные Челны, Бугульма, Елабуга и почти все районные подразделения в Казани.

Структуры Радика Ильясова и Рифката Минниханова наладили совместную работу

Если изучить динамику претензий надзорного ведомства к судебным приставам, выяснится, что количество нарушений в последнее время неуклонно растет. Если в 2013 году главному судебному приставу РТ внесено 95 представлений об устранении нарушений законности, то в прошлом году в отношении Ильясова вынесли уже 124 представления. Растет и количество приставов, привлеченных к дисциплинарной ответственности — в 2013 году наказание понесли 56 подчиненных Ильясова, а в 2014 году прокуратура добилась порицания 90 должностных лиц (в 6 случаях были возбуждены уголовные дела).

Как видим, системные новшества и информационные технологии не спасли Ильясова и его службу от «человеческого фактора», из-за которого он теперь и вынужден уйти.