ВАЛЮТНАЯ ПРИВЯЗКА УБИВАЕТ РЕТЕЙЛ

Экономические показатели за первые два месяца 2015 года опубликовал на днях Татарстанстат. Первое, что привлекает внимание в статистике, — индекс промышленного производства. В январе в годовом выражении ИПП показал спад на 1%, а за два месяца — и того меньше. Разумеется, это, безусловно, хуже, чем прирост на 2% в январе-феврале 2014 года, но и крутого провала, к счастью, не наблюдается. «Любое снижение показателей, конечно же, стоит оценивать негативно. Тем не менее 1 процент — это не катастрофический показатель», — сказал нашему изданию замминистра образования и науки РТ, доктор экономических наук Вадим Хоменко. По его словам, сегодня можно говорить о том, что экономика РТ находится в состоянии стагнации.

Не видит оснований для паники и директор центра перспективных экономических исследований при АН РТ Марат Сафиуллин. «Индекс промышленного производства за январь-февраль в республике составил 99,3 процента, то есть, как видите, падение замедлилось. Много это или мало? По сравнению с общероссийским показателем, где спад составил 1,6 процента, это не так много. Учитывая внешнеэкономическую конъюнктуру и ситуацию в отечественной экономике, думаю, что индекс в ближайшие месяцы будет колебаться около 100 процентов с небольшими отклонениями в ту или другую сторону», — полагает проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ.

Менее оптимистичен зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев, который проводит параллели с предыдущим кризисом. «Мы уже много лет не проседали, а медленно росли, поэтому снижение даже на 1 процент — это, сами понимаете, показатель отрицательной динамики. Что-то подобное у нас было в 2009 году по сравнению с 2008-м», — отмечает он.

Но для кого-то эти недели стали по-настоящему шоковыми. Больше других в январе просел оборот розничной торговли Татарстана, упавший сразу на 17%. По итогам двух месяцев ситуация оказалась чуть лучше — объем продаж упал «всего» на 15%, но главного это не меняет. После предновогоднего ажиотажа в ближайшие кварталы в торговле будет наблюдаться жесткая посадка. Покупательский спрос оказался вымыт, да и новые цены, привязанные в большинстве случаев к валюте, не способствуют росту потребления ни на рынке электроники, ни на авторынке.

Марат Сафиуллин
Марат Сафиуллин: «Выход видится в последовательном стимулировании государством импортозамещающих производств, но на это понадобится год-полтора»

НА ВЫРУЧКУ СТРОИТЕЛЯМ СПЕШИТ МЕДВЕДЕВ

Строительство традиционно считается одной из ключевых отраслей-индикаторов, показывающих состояние экономики в целом. Если исходить из этого постулата, картина получается тревожная: за два месяца объем строительных работ в РТ в денежном выражении упал сразу на 14,5%, причем в феврале процесс ускорился — месяцем ранее снижение составило только 10%. Хотя, заметим, ситуация в строительстве и год назад была далека от идеальной. Если же оценивать работу отрасли по такому показателю, как площадь сданного жилья, он также не внушает оптимизм. Здесь падение составило 9% — и это к очень низкому уровню января-февраля прошлого года, когда объемы введенного жилья просели на 21%.

Ситуация в строительной сфере Татарстана почти зеркально отражает положение дел в целом по России. По данным минстроя РФ, в среднем ввод жилья в России по итогам первых двух месяцев снизился на 10%. Министерство прогнозирует, что по итогам года в стране будет построено на 6% меньше жилья: 76 млн. кв. м против 81 млн. кв. м годом ранее. Основная причина — падение спроса.

Но откуда ему, спрашивается, взяться? Как сообщила накануне пресс-служба Росреестра по Татарстану, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года в первом квартале 2015 года ипотека упала на 27%, в том числе в секторе жилья — на 20% (с 7,1 тыс. до 6 тыс. сделок). Спад мог быть глубже, но демпфером выступила социальная ипотека, объемы которой остались практически на уровне 2014 года — 1,6 тыс. сделок.

— Ситуация в строительстве во многом зависит от конъюнктуры, в том числе от прогнозов динамики рынка жилья. Удорожание ипотеки дало негативный сигнал — покупать жилье будут меньше, соответственно, многие проекты пока заморозили. Сейчас правительство РФ предпринимает шаги по снижению стоимости ипотеки, так что, возможно, ситуация в жилищном строительстве выправится. Многое будет зависеть от действий экономических властей как в Российской Федерации, так и у нас в республике, — отмечает Марат Сафиуллин.

Действительно, оценив масштаб проблемы, федеральный центр сделал очередной антикризисный шаг: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил программу выдачи ипотеки под 12% годовых, то есть по докризисному уровню. Впрочем, речь идет лишь о кредитах на покупку первичного жилья, да и зарезервировано на эти цели пока только 20 млрд. рублей, которые рано или поздно кончатся. Тем не менее банкиры уже отмечают некоторое оживление на ипотечном рынке. Открытым остается вопрос, вытянет ли льготная ипотека всю строительную отрасль.

ДЛЯ АВТОПЕРЕВОЗОК «ЯГОДКИ» ВПЕРЕДИ?

Грузооборот автотранспорта за первые два месяца вырос в натуральном выражении на 1,7% до 392,9 млн. т/км. Что вроде бы должно радовать, однако объективных «долгоиграющих» предпосылок для повышения спроса на подобные услуги пока не видно. Директор транспортной компании «Реверс», исполнительный директор НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Сергей Сотников сообщил изданию «Русская планета», что в последние месяцы рынок автоперевозок переживает падение.

— Хуже всего скрытая безработица, когда из-за того, что у руководителя нет заказов, работникам платятся лишь какие-то небольшие деньги — и человек вроде бы работает, но получает минимально. Если раньше он получал 50 тысяч в месяц, то сейчас — 10. Долго это не может продолжаться — месяц-два, а потом человек начнет искать другое место, — сказал Сотников.

По его словам, в этом бизнесе много индивидуальных предпринимателей, которые не идут на биржу труда, «просто сидят и ждут заказы, а заказов нет, нет дохода, пошли просрочки по кредитам». И это, считает Сотников, только начало, как дальше будет, грузоперевозчики боятся представить.

Проблемы автоперевозчиков Татарстана были затронуты на мартовской встрече мэра Казани и предпринимателей. По некоторым вопросам Ильсур Метшин обещал «помочь ребятам», но предупредил, что не стоит воспринимать власть как спасительную таблетку.

Стабильным, хоть и небольшим приростом, радует сельское хозяйство Татарстана, хотя после январского прироста на 2% по итогам двух месяцев темпы роста замедлились до 1,4%. Но это объяснимо: отрасль, несмотря на все призывы к импортозамещению, просто не может набрать обороты в столь короткий срок. Да и зима вовсе не является «горячим» временем для фермеров, наиболее показательны будут итоги третьего квартала.

ЦЕНЫ ПОГНАЛИСЬ ЗА ЭКСПОРТОМ

Интересную динамику демонстрирует индекс цен производителей для внутреннего и внешнего рынка, где возник некий дисбаланс. Дело в том, что в целом ИЦП вырос только на 3,1%, в то время как для внутреннего рынка он вырос на 5,4%. В результате ослабления рубля экспорт стал более выгодным, но теперь и внутренние цены стремятся к уровню «цена экспорта минус пошлина минус транспортные расходы на экспорт». Так, мы писали в своем ежемесячном «продуктовом» обзоре, за повышенной наценкой погнались производители растительного масла.

И это лишь частный случай. На самом деле целые отрасли уже стоят на низком старте, но если производителей нефтепродуктов возмущение президента Владимира Путина удержало от соблазна взвинтить цены на бензин и дизтопливо, то металлурги оказались не так сговорчивы. И это сильно напрягло отечественных автопроизводителей, в том числе КАМАЗ — в кризис спрос на их продукцию и так «падает стремительным домкратом», а подорожание металлов неизбежно скажется на конечной цене автомобилей.

«НАШИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ПРОЩЕ ПОДНЯТЬ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ»

Марат Сафиуллин — директор центра перспективных экономических исследований при АН РТ, проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ:

— Индекс внутренних цен у нас в последнее время устойчиво опережал индекс внешних цен. Основная причина заключается в падении мировых цен на нефть. Нельзя сбрасывать со счетов и общее сжатие спроса на мировом рынке. В этих условиях наши экспортирующие компании вынуждены держать цены на уровне общерыночных.

Коррекция курса рубля была нацелена в том числе на ослабление подобного дисбаланса, чтобы освободить внутренний рынок от импортной продукции для наших импортозамещающих производств. К сожалению, производителям оказалось проще поднять цены на свою продукцию, чем запускать длительный процесс выпуска товаров, которые займут высвободившиеся рыночные ниши. Конечно, сказывается и недостаток инвестиционных ресурсов. Поэтому выход видится в последовательном стимулировании государством импортозамещающих производств, но на это понадобится год-полтора.

Вадим Хоменко — замминистра образования и науки РТ, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

— Ситуация на внутреннем рынке, конечно, нуждается в регулировке. Снижается объем производства — и населению товары становятся менее доступны, и это нормально. Однако я считаю, что сейчас, под шумок, подкручивать цены начинают и те производители, у которых нет оснований этого делать. К примеру, цветные металлы на Лондонской бирже дорожают — наши тоже начинают поднимать цены. Да и работа антимонопольных служб оставляет желать лучшего.

Строительство и торговля в первую очередь реагируют на снижение доходов населения. Потом по цепочке эти проблемы распространятся и на другие отрасли. От кризиса страдают производители не только продукции конечного потребления, но и машинно-технической продукции, и так далее.

Однако туризм в этом году показывает значительный рост. В прошлом году в Казани побывало довольно много туристов. Это связано с тем, что у людей не хватает средств путешествовать за границу — начинают путешествовать по республике, по соседним регионам.

«ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ»

Марат Галеев — зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— По разным отраслям сейчас совершенно разные показатели. Наиболее ощутимо кризис ударил по машиностроению в лице КАМАЗа. А вот в нефтехимии дела идут хорошо. Я бы не сказал, что нынешняя экономическая ситуация сильно повлияла на строительство. Более того, некоторые программы — в частности, по социальной ипотеке — продолжаются, деньги на них есть. Мы рассматриваем это как антикризисную политику, потому что сохранение темпов строительства обеспечивает большую занятость — оказываются задействованными смежные отрасли.

Другое дело, что спрос на продукцию строительства на свободном жилищном рынке снизился. Да, торговля первой реагирует на подобные вещи. Но тут тоже нужно разобраться. В четвертом квартале был ажиотаж на долговременные продукты потребления: люди закупали впрок бытовую технику, автомобили. Потом был спад, это закономерно. Поэтому нужно анализировать более длительный срок, первый квартал в этом смысле не показатель.

==table494==

==table495==