Амнистия в честь 70-летия Победы была объявлена Госдумой РФ в минувшую пятницу. Изучив постановление, газета «БИЗНЕС Online» пришла к выводу, что оно при определенном стечении обстоятельств может даровать свободу фигурантам ряда резонансных дел. При этом, в отличие от помилования, процедура автоматическая и, по словам юристов, не требует признания вины.
Окончательный вердикт, кто подпадает под амнистию, а кто — нет, может дать только суд после полной юридической экспертизы |
ПРОЩЕНАЯ ПЯТНИЦА
Амнистия в честь 70-летия Победы обещает стать самой масштабной за многие годы — по предварительным оценкам, она затронет от 350 до 600 тыс. человек. Это и те, кто уже отбывает наказание, и осужденные условно, и те, кто лишь дожидается суда, находясь под следствием.
Согласно постановлению, принятому Госдумой 24 апреля, действие амнистии, во-первых, распространяется на умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Прощены будут те, кто имеет различные заслуги перед страной, а также несовершеннолетние, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, инвалиды I и II групп, беременные и матери несовершеннолетних детей или детей-инвалидов.
Во-вторых, освобождаются все осужденные за неумышленные преступления, но только в том случае, если суд назначил им наказание до пяти лет включительно.
В-третьих, амнистируются условно осужденные и те, кому лишение свободы отсрочено или смягчено более мягким видом наказания.
Наконец, в-четвертых, на свободу выйдут заключенные, которым осталось сидеть меньше года. Также части осужденных на треть сократят неотбытую ими часть срока.
Разумеется, будут и исключения — под амнистию к 70-летию Победы не подпадут те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе связанные с насилием, терроризмом, экстремизмом и наркотиками. В постановлении четко прописан длинный список конкретных статей Уголовного кодекса, которые лишают права на освобождение. Постановление Госдумы РФ подлежит исполнению в течение 6 месяцев со дня опубликования.
«Решение об амнистировании конкретных лиц принимают в зависимости от компетенции самые разные структуры, — рассказала «БИЗНЕС Online» о процедуре Инга Мазуренко, начальник пресс-службы УФСИН РФ РТ. — Говоря про систему УФСИН, стоит отметить, что такие решения будут принимать в руководстве каждого исправительного учреждения. В таких случаях поднимаются уголовные дела, проверяется, подпадает ли человек под постановление об амнистии. Полгода на амнистию дают, так как это действительно длительный процесс, иногда нужно запросить дополнительные документы. К примеру, осужденный скажет, что он участник боевых действий, а в его личном деле таких данных нет — будут проверять».
Однозначно нет государственного прощения (безусловно, только в случае осуждения) Роберту Хайруллину |
ВЫХОДЯТ ЛИ ФИГУРАНТЫ «АДМИРАЛА»?
«БИЗНЕС Online» проанализировал, имеют ли основания рассчитывать на амнистию фигуранты уголовного дела о пожаре в ТК «Адмирал».
Однозначно нет государственного прощения (безусловно, только в случае осуждения) двум ключевым фигурантам громкого дела — председателю совета директоров инвестиционной группы компаний ASG Алексею Семину и его компаньону Роберту Хайруллину. В целом букете обвинений, предъявленных бизнесменам, есть одна статья УК, которая проектом амнистии включена в черный список. Это «Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» (ч. 2 ст. 201 УК РФ).
Директору торгового комплекса Гусейну Гахраманову и его заму Николаю Каекину предъявили обвинение по ч.3 ст. 219 УК РФ («Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). И хотя законодатели не включили эту статью в список исключений, она предусматривает лишение свободы на срок до 7 лет, а значит, считается тяжкой, при этом преступление носит умышленный характер (после всех проверок и судов они не могли не знать о нарушениях правил пожарной безопасности).
То же самое касается и отца директора ТК «Адмирал» Гюльгусейна Наджафова, который, по мнению прокуратуры, мог быть истинным руководителем торговой точки. В настоящее время он проходит по уголовному делу по подозрению в «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности» (ч. 3 ст. 238), по которой ему «светит» 10 лет.
Статья, по которой могут осудить Гюльгусейна Наджафова, также не позволяет рассчитывать на амнистию |
Не могут быть амнистированы бывший судебный пристав Минзиля Сафина и ее начальница Жанна Алпарова, действия которых следователи квалифицировали как превышение должностных полномочий (ч. 3 статьи 286 УК РФ) и подстрекательство к ним (ч. 4 статьи 33).
В то же время надежда на прощение есть у чиновников, которых обвиняют в преступлениях по неосторожности. Так, действия сотрудников Госстройнадзора Галии Исаевой и ее коллеги Романа Юдина следователи квалифицировали как «халатность» (ст. 293 УК РФ). Что касается проходящих по этой же статье Галины Улановой и Людмилы Кулагиной, сотрудниц БТИ и Росреестра, об их немедленном освобождении речь не идет, несмотря на то что преступление (именно в силу неумышленности) считается средним по тяжести. Дело в том, что максимальное наказание по ч. 3 данной статьи составляет 7 лет, а не 5, как того требует постановление об амнистии. Отметим, что Исаеву, по всей видимости, не спасет даже то, что она женщина старше 50 лет.
Тем не менее, если чиновниц все-таки осудят, они все-таки могут выйти по амнистии — главное, чтобы приговор вписался в рамки пяти лет. В этой связи важно подчеркнуть, что, согласно постановлению о применении амнистии, под ее действие подпадают «лица, совершившие преступления до дня вступления его (постановления об амнистии — ред.) в силу». То есть, даже если приговор будет вынесен через годы, амнистия будет действовать (упомянутый выше срок в полгода касается только сбора документов).
На снисхождение претендуют и рабочие, которые в день пожара в ТК «Адмирал» ремонтировали крышу. Наиль Габдулхаев, Фирдинат Ульданов и Альберт Халиков подозреваются по ч. 3 ст. 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»). Из-за тяжких последствий здесь максимальное наказание тоже составляет до 7 лет.
Отметим, что эти статьи схожи с той, по которой обвиняется снегоуборщик аэропорта Внуково Владимир Мартыненко в рамках дела о крушении самолета главы Total Кристофа де Маржери. А его адвокат Александр Карабанов сразу после выхода постановления сделал наделавшее много шума заявление, что будет добиваться освобождения своего подзащитного по амнистии. Для этого снегоуборщик, видимо, полностью признает вину, что автоматически означает сокращение срока до двух третей от максимально возможного.
Не светит освобождение и Светлане Инякиной — слишком тяжкие на ней статьи |
ЛУЧ СВОБОДЫ ЗАБРЕЗЖИЛ РУСНАКУ
Фигурантов каких еще резонансных дел прошлых лет может затронуть амнистия?
Субарендатор затонувшего теплохода «Булгария» Светлана Инякина не сможет рассчитывать на освобождение — слишком тяжкие на ней статьи. Скорее всего, ей даже не сократят срок как матери несовершеннолетних детей. Статья, по которой она была осуждена, — ч. 2 ст. 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») — попала в «стоп-лист» постановления об амнистии. Не светит вторичное освобождение и старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, который прошлым летом попал под волну амнистии в честь 20-летия Конституции РФ, а недавно вновь угодил в жернова уголовного дела (ему на полгодика «усилили» срок, чтобы он оказался выше первоначальных 5 лет и не вписывался в рамки условий амнистии). Статья, по которой он был осужден (ч. 3 ст. 285 — «Злоупотребление служебными полномочиями»), на этот раз и вовсе включена в черный список.
Зато все основания надеяться на досрочное освобождение имеет виновник громкого ДТП — владелец рокового Porsche 911 Сергей Руснак. Напомним, 3 июля 2012 года на улице Эсперанто он несся на желтом спорткаре на скорости 122 км/ч и практически лоб в лоб столкнулся с автомобилем Daewoo Nexia Игоря Фурштатова, известного по своей благотворительной работе в рамках проекта «Чужих детей не бывает». В итоге Руснак получил три года и три месяца колонии-поселения, что дает ему право на амнистию (если его, конечно, уже не освободили по УДО).
Зато все основания надеяться на досрочное освобождение имеет виновник громкого ДТП — владелец рокового Porsche 911 Сергей Руснак |
Однако, казалось бы, похожий случай Артема Точилкина, который насмерть задавил девушку у казанского театра оперы и балета, под амнистию не подпадает. Виной всему — наркотическое опьянение, из-за которого он осужден по ч. 4 ст. 264, внесенной Госдумой в стоп-лист.
СУДЬБЫ ВЗЯТОЧНИКОВ И РАСТРАТЧИКОВ
Все шансы освободиться от груза назначенного наказания есть у бывшего директора МУП «Центр исходной документации» Светланы Шабаевой. Женщина стала единственным фигурантом громкого «дела о крышевании рынков», несмотря на то что в нем возникла тень прокурорского служащего Динара Салахутдинова. Напомним, она в итоге была осуждена по ч. 3 ст. 30 («Приготовление к преступлению и покушение на преступление») и ч. 2 ст. 159 («Мошенничество») УК РФ. Суд решил, что Шабаева, полностью признавшая вину, заслужила условное наказание — два года. Возможно, грядущая амнистия освободит ее и от этого криминального шлейфа.
Ирина Сибекина, признанная мошенницей и приговоренная к четырем годам колонии условно, также не получит прощения государства |
Подобного шанса нет у Ирины Сибекиной — бывшей руководительницы управления земельных и имущественных отношений Набережных Челнов. Сибекину тоже признали мошенницей и приговорили к четырем годам колонии условно. Но та квалификация действий, которая ей вменялась, исключена из списка, дарующего прощение (ч. 4 ст. 159 УК РФ — «Мошенничество в особо крупном размере»). К слову, точно по такой же статье обвиняется бывшая чиновница министерства обороны России Евгения Васильева — разумеется, помилования не произойдет.
На амнистию по схожим причинам не приходится рассчитывать и другому крупному взяточнику — бывшему главе Верхнеуслонского района Татарстана Александру Тимофееву. Ничего не светит также не так давно осужденным фигурантам дела о выводе 2,7 млрд. рублей у Сбербанка (по так называемому «делу Софт-трейда» осужден к реальному сроку лишения свободы директор компании Сергей Николаев и условно осуждены две сотрудницы банка). Не на что рассчитывать и Ильдару Курманову, который продолжает судебную тяжбу с «Леруа Мерлен».
КАК 20-ЛЕТИЕ КОНСТИТУЦИИ ОСВОБОДИЛО ВЛАДЕЛИЦУ «ЛЕПРЕКОНА»
Напомним, в прошлом году по экономической амнистии и амнистии, объявленной в честь 20-летия Конституции РФ, в Татарстане были освобождены от наказания 593 осужденных. 208 из них отбывали наказание по статьям 213 («Хулиганство») и 264 («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») УК РФ, 109 несовершеннолетних и женщин. Также было освобождено двое осужденных, находившихся под домашним арестом. По итогам экономической амнистии из 33 человек, которые имели возможность оплатить свои задолженности (общая сумма — 45,5 млн. рублей) и освободиться, иски погасили и были амнистированы всего 7 человек. Сумма выплат при этом составила 150 тыс. рублей.
Прошлогодняя амнистия позволила выйти на свободу Розе Фарукшиной — фигурантке громкого дела о пожаре в клубе «Лепрекон» |
Из фигурантов резонансных дел была освобождена владелица сгоревшего клуба «Лепрекон» Роза Фарукшина, меру наказания для которой суд определил в виде трех лет лишения свободы в колонии общего режима с отсрочкой до момента достижения ее сыном 14-летнего возраста. Предыдущая, менее широкая амнистия коснулась и участников массовой драки в Нурлате, произошедшей в 2013 году.
«ЗДЕСЬ НЕТ ТАКОГО ЛЮФТА, КАК «РЕЗОНАНСНОЕ ДЕЛО», — ТАКОЙ ПОДХОД НЕПРИЕМЛЕМ!»
Отметим, что выводы, приведенные в данной статье, носят предварительный характер. Окончательный вердикт, кто подпадает под амнистию, а кто — нет, может дать только суд после полной юридической экспертизы. Пока что не берутся комментировать действие амнистии и в республиканской прокуратуре. Юристы, которых «БИЗНЕС Online» попросил оценить вероятность освобождения фигурантов дела «Адмирала», дали противоречивый прогноз:
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Амнистия — это гуманный акт, государство фактически прощает человека, совершившего не столь значительное преступление. Акт амнистии применяется по определенным критериям — в основном под амнистию попадают осужденные по статьям, чей срок наказания не превышает пять лет. Если фигуранты дела о пожаре в ТК «Адмирал» попадают под амнистию, значит, будут отталкиваться от закона. Действие амнистии в данном случае абсолютно законно! Здесь нет такого люфта, как «резонансное дело», такой подход неприемлем. Но амнистия будет действовать полгода, там видно будет. Вполне возможно, что в отношении фигурантов дела о пожаре возбудят новые уголовные дела, предъявят дополнительные обвинения — это право следствия. И объем, и тяжесть обвинений в конечном счете могут увеличиться настолько, что путь к амнистии для них могут перекрыть.
Рамиль Ахметгалиев — юрист, правовой аналитик межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»:
— Здесь все гораздо сложнее. Есть существенный момент — амнистия может распространяться только на преступления средней и небольшой тяжести. Уголовное дело с погибшими не может быть средней тяжести! Даже если статьи, по которым проходят фигуранты дела о пожаре в ТК «Адмирал», не выведены из-под действия амнистии, это еще не значит, что амнистия к ним применима. Вспомните случай с уголовным делом о гибели «Булгарии» — чиновнику Российского речного регистра дали пять лет, и он попадал под действие амнистии. Да, статья, по которой он проходил, позволяла ему получить амнистию, но апелляция этот процесс отменила, что подтверждает — одной лишь статьи в данном случае недостаточно. Важно еще, какой срок ему дадут: если пять лет и меньше, он попадает под амнистию, если больше — уже нет. При этом я допускаю, что по России количество амнистированных в этот раз может достичь и 600 тысяч человек — это действительно широкая амнистия.
Айрат Хикматуллин — президент адвокатского бюро «Юстина-Казань»:
— Даже если мы говорим о прекращении преступления по срокам давности, то в связи с последними изменениями в законодательстве прекратить уголовное дело можно лишь с согласия лица, привлекаемого к ответственности. Но этот человек, если он считает себя невиновным, может потребовать, чтобы его невиновность была доказана через суд. Помилование предусматривает признание вины и обращение с заявлением о помиловании.
А вот амнистия не требует обращения с заявлением, не требует признания или непризнания вины. Это автоматическая вещь, которая происходит независимо от воли лица, привлеченного к уголовной ответственности. Так, если человек осужден и отбывает срок, не он будет инициатором процесса амнистии, а администрация колонии.
Говоря про дело о пожаре в ТК «Адмирал», стоит отметить, что, поскольку идет предварительное расследование, такое решение должны принимать органы следствия, они будут при наличии оснований прекращать уголовные дела.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.