Сегодня Рустам Минниханов и Дмитрий Скриванов в Казани подписали пилотное для РТ соглашение по развитию Зеленодольска. «Монопрофильный» город — первым среди собратьев по несчастью — получит 656 млн. рублей на «диверсификацию экономики». Как пояснил «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольска Александр Тыгин, деньги пойдут на инфраструктуру вокруг производственно-логистического центра «Новой Туры». Цель — еще 7,5 тыс. рабочих мест и 200 млн. рублей ежегодных налоговых сборов.
Дмитрий Скриванов и Рустам Миниханов подписали соглашение о реализации комплексного проекта развития Зеленодольска, который был признан «монопрофильным» (фото: president.tatarstan.ru) |
КАК АЛЕКСАНДР ТЫГИН ОПЕРЕДИЛ НАИЛЯ МАГДЕЕВА
Сегодня врио президента РТ Рустам Минниханов в кабмине встретился с гендиректором фонда развития моногородов Дмитрием Скривановым. Встреча ознаменовалась подписанием соглашения о совместной реализации комплексного проекта развития Зеленодольска, который был признан «монопрофильным». Город, где строят военные корабли и стреляющую спецпродукцию, входит в перечень наиболее сложных по социально-экономическому положению городов из списка монопрофильных. В Татарстане к этой же категории относятся Набережные Челны. Оба города в этом списке поставлены на одну доску со знаменитым Пикалево, где в свое время проблемы разруливал лично Владимир Путин. В случае с Зеленодольском до российского президента ситуация, хочется верить, не дойдет.
По ощущениям участников встречи, с которыми пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online», Скриванов приехал в Казань познакомиться — он назначен на должность гендиректора фонда не так давно — в октябре прошлого года. До этого являлся депутатом заксобрания Пермского края.
Напомним, что всего российский бюджет субсидировал фонд на 3 млрд. рублей, в перспективе до 2017 года фонд может получить еще 26,6 миллиарда. Фонд развития моногородов был создан в октябре 2014 года, рассказал сегодня журналистам его гендиректор Скриванов. Основная цель создания фонда — диверсификация экономики, то есть создание рабочих мест, никак не связанных с основным производством в моногородах.
«Надо развивать новые направления, диверсифицировать экономику, — отметил в ходе встречи Минниханов. — Мы очень рассчитываем на поддержку фонда моногородов. Это специально созданный фонд, который направленно будет заниматься этим вопросом. У нас 7 моногородов: Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Чистополь, Нижнекамск, Камские Поляны...»
«Сегодня подписали соглашение по Зеленодольску, и максимальная сумма, которая запрашивается, — 600 миллионов рублей, — сообщил Скриванов. — Мы будем структурировать сделку. В этой связи нам нужно оформить документы таким образом, чтобы они не нарушили никакое законодательство и были готовы своевременно».
Сроки выделения средств, впрочем, гендиректор фонда не назвал. Многое зависит от региональных и местных властей: если все документы будут готовы, то «фонд в ближайшее время готов взять на себя определенные обязательства», заявил Скриванов. «Есть 20 - 25 дней для того, чтобы мы структурировали сделку и вошли в строительный сезон», — добавил он.
В ближайшее время фонд намерен вплотную изучить проекты и в автограде (на фото — представители Набережных Челнов Ринат Абдуллин и Наталья Кропотова; фото: president.tatarstan.ru) |
По словам участников совещания, Скриванову показывали проекты: в первую очередь, конечно, Зеленодольск, а также Набережные Челны. Подчернем, что оба эти города — в так называемой «красной зоне», только Зеленодольск вошел в нее изначально, а Челны — буквально недавно. Моногорода распределяются по категориям в зависимости то того, насколько отчаянным там может быть положение дел, связанное с градообразующими предприятиями. В ближайшее время фонд намерен вплотную изучить проекты и в автограде. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», после недавнего постановления правительства Челны составили компанию Зеленодольску в «красной зоне», из которой, правда, были вычеркнуты Камские Поляны. Поселок перекочевал в «желтый сектор», где сейчас числятся также Елабуга, Менделеевск и Чистополь, а в «зеленом» секторе оказался Нижнекамск.
Зеленодольск, где строят военные корабли и стреляющую спецпродукцию, входит в перечень наиболее сложных по социально-экономическому положению городов из списка монопрофильных (фото: zdship.ru) |
Глава Зеленодольска Александр Тыгин (за спиной которого маячат тени Александа Халдея — владельца «Новой Туры», и Равиля Муратова — бывшего первого вице-премьера РТ, куратора проекта от республики), таким образом, опередил мэра Челнов Наиля Магдеева и автоград. Напомним, что в Набережных Челнах пока даже не определились с тем, сколько в итоге попросить у фонда поддержки моногородов. В программу хотят включить 6 проектов. Неизвестно, к примеру, сколько надо на проекты «Кама Кристалл Технолоджи» и «Челны-Бройлер». По остальным четырем проектам суммы известны. Металлургический завод «ТЭМПО», промпарк «Развитие», индустриальный парк «Челны» и КИП «Мастер» претендуют на 2 млрд. рублей поддержки. При их реализации они дадут Набережным Челнам 7,7 тыс. рабочих мест и 100 млн. рублей налогов. Однако все это только в планах у челнинцев...
МИЛЛИОНЫ ДЛЯ «MERCABARNA ПО-НОВОТУРИНСКИ»
Что же до Зеленодольска, то фонд, по словам Скриванова, может взять на себя финансирование инфраструктуры вокруг «Новой Туры». При этом он оговорился, что город может получить и больше 600 млн. рублей — все зависит от конечной стоимости проекта. Причем 5% этой стоимости идет из регионального бюджета, а 95% — из федерального.
Напомним, что «Тура» анонсировала наконец продолжение своих проектов, слегка «замороженных» после пожара в павильоне №1. Первая очередь прообраза испанского рынка Mercabarna должна как раз разместиться в сгоревшем и восстановленном павильоне. Функционал первой очереди «Туры-Агро» определен как региональный распределительный центр. Все остальное — мойка, переработка, фасовка продукции, которая требует наличия импортного оборудования, — планируется позднее. Однако все это надо еще соединить подъездными путями с трассой М7.
Идеальной моделью «Новой Туры» был знаменитый барселонский рынок Mercabarna |
«Наша задача — подготовить необходимую документацию, и в этот строительный сезон, который начинается в мае, создать всю дорожно-транспортную инфраструктуру для этого огромного производственно-логистического центра», — пояснил в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольского района Тыгин. Речь идет о выездах на М7, соединении с поселком Октябрьский для того, чтобы люди могли пользоваться этим центром.
«Для Зеленодольска этот проект — разрыв государственно-оборонного направления, — считает глава. — Мы считаем, что самый большой потенциал у района лежит в логистической, сельскохозяйственной сфере». Собственно, основания говорить так у главы имеются. Как известно, львиную долю доходов муниципальным бюджетам приносит налог на доходы физлиц. И если по итогам 2014 года НДФЛ у такого предприятия, как ОАО «ПОЗИС» (№ 2 на пьедестале налоговых доноров города), превысил 134 млн. рублей, то НДФЛ для ЗАО «Тандер» после строительства логистического центра перешагнул за 60 млн. рублей.
«Мы уже создали 2,5 тысячи рабочих мест, — пояснил Тыгин, отвечая на вопрос по «Новой Туре». — Мы создадим еще 7,5 тысяч рабочих мест. Это порядка 200 миллионов рублей налоговых поступлений в год».
Правда, возможно это лишь при выходе проекта на заявленные производственные мощности. Пока в режиме «базара» «Новая Тура» приносит в городской бюджет немного: по итогам 2014 года — 16 млн. рублей. Вместе с тем цели, которые ставятся перед проектом, довольно серьезные: переломить ситуацию с серым рынком труда и вылечить болезнь «маятниковой миграции», чтобы жители района могли работать неподалеку от дома. В общем, при нынешних параметрах «Новой Туры» восхищение вызывает прежде всего лоббисткий потенциал людей, стоящих за ней...
Напомним, что проект агроцентра в «Новой Туре», который планируется строить по образу и подобию испанского Mercabarna, достаточно активно обсуждался в 2012 - 2013 годах. Так, в июне 2013 года стало известно, что агроцентр «Новой Туры» будет проектировать испанская компания G.A.I.С.A. Сам рынок Mercabarna изучал даже президент РТ Минниханов в июле того же года. В августе 2013-го он проводил совещание с инвесторами. Ожидается, что центр в «Новой Туре» будет обладать высокотехнологичной системой закупки сельхозпродукции у непосредственного производителя. А складские и морозильные мощности плюс глубокая переработка продукции позволят сформировать единую цепочку от заготовки до реализации крупным и мелким оптом.
Справка
Проект строительства технополиса «Новая Тура» реализуют Brack Capital Real Estate совместно с инвестфондом FGN Capital. Они контролируются соответственно бизнесменом Шимоном Вейнтраубом и бывшим гендиректором AFI Development Александром Халдеем. Суммарные инвестиции в строительство комплекса оцениваются в 9 млрд. рублей, однако пока эксплуатируются 2 павильона, еще один ждет реконструкции после пожара.
В перспективе здесь на площади 100 - 150 га планировалось открыть также оптовый комплекс по принципу испанского рынка Mercabarna, стоимость реализации этого проекта оценивалась в 3 - 4,5 млрд. рублей. Агрокомплекс должен стать интегратором ныне разрозненных процессов «от поля до прилавка».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.