Целый «город» трудоспособных, но почему-то неработающих жителей размером с Челны обнаружился в Татарстане. Только на медицинское обслуживание этих «нахлебников» бюджет тратит 3,3 млрд. рублей в год. Эти цифры назвал сегодня на пресс-конференции Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы от Татарстана, предложивший лишить «серых» людей медицинских полисов. Эксперты «БИЗНЕС Online» предлагают сначала создать условия, чтобы бизнес вышел из тени сам.
ЗА «СЕРЫХ» ЛЮДЕЙ БЮДЖЕТ РТ ПЛАТИТ 3,3 МЛРД. РУБЛЕЙ ЕЖЕГОДНО
Проблема серого рынка труда и борьбы с тунеядством, похоже, прочно овладела умами в верхах. Буквально вчера Роструд РФ предложил ужесточить подходы к нелегальному трудоустройству. По словам замглавы ведомства, рассматривается вариант введения обязательного социального платежа, который будет взиматься с граждан с 18 лет, за исключением официально трудоустроенных, зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и граждан других льготных категорий.
Сегодня же цифру «нелегалов» в Татарстане назвал на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» депутат Госдумы РФ от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. По его словам, в республике 538 тыс. человек числятся неработающими в трудоспособном возрасте. Это чуть больше, чем все население Набережных Челнов.
«За них из расчета 6 тысяч рублей бюджет Республики Татарстан платит фонду медицинского страхования средства. Примерно 3,3 миллиарда рублей — это огромные деньги!» — заявил он.
Действительно, на такую сумму можно целый год «кормить» весь Альметьевский район и еще немного останется.
Напомним, впервые о необходимости бороться с тунеядством заговорили в апреле этого года. Тогда стало известно, что в России могут ввести уголовное наказание и исправительные работы до года за тунеядство. По крайней мере, в профильном комитете Госдумы готовилась к рассмотрению законодательная инициатива Заксобрания Санкт-Петербурга о наказании для россиян, уклоняющихся от трудоустройства в течение полугода при наличии предлагаемой и подходящей им работы. Сообщалось, что сегодня около 20 млн. экономически активных граждан находятся в трудовой тени.
Автор этой инициативы, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин в разговоре с «БИЗНЕС Online» предложение Гильмутдинова поддержал. Любая инициатива, которая поднимает вопрос труда и отношения общества к труду, кране важна, считает Анохин. Нельзя отдельно рассматривать аспект экономии бюджета или аспект отношения общества к труду в целом. «Все вопросы взаимосвязаны», — пояснил он. — Зачастую люди не работают, потому что их места занимают иностранные граждане и бизнес регулирует уровень заработной платы в сторону занижения престижа труда. Все законы связаны, нельзя их рассматривать по отдельности — есть экономия бюджета, есть проблема, когда не хватает рабочих мест, есть глобальная задача поменять отношение большинства граждан к честному труду».
Примут или не примут законопроект из Северной Пальмиры — вопрос открытый. Видимо, чтобы ускорить процесс, депутат Гильмутдинов предложил лишать россиян, не работающих по трудовому договору и не зарегистрированных на бирже труда, полиса обязательного медицинского страхования.
Между тем идея борьбы с тунеядством уже вызвала неоднозначную оценку в обществе. К примеру, депутат от ЛДПР Владимир Жириновский назвал законопроект «людоедским». С другой стороны, в комментариях к материалу «БИЗНЕС Online» автор первой программы ОМС от 1993 года, профессор, доктор экономических наук Владимир Гришин идеи Гильмутдинова поддержал. «Депутат говорит: кто не участвует в экономических отношениях с государством, пусть сам себе покупает страховку либо не претендует на бесплатное здравоохранение. Тогда это действительно облегчит участь системы медицинского страхования», — заметил Гришин.
1,3 РАБОТНИКА КОРМИТ 1 ПЕНСИОНЕРА
Сегодня Гильмутдинов пояснил журналистам, что такими мерами власти планируют бороться с серым рынком труда, поскольку в числе 538 тыс. неработающих молодых татарстанцев значительная часть тех, кто задействован в таком рынке. То есть зарплату они получают, а налоги не платят.
«Речь идет о тех безработных, у которых есть все возможности работать, — пояснил Гильмутдинов и добавил. — У нас появилась сейчас категория людей, которые не работают, потому что это выгодно, скажем так. Они занимаются бизнесом, не платят налогов, плюс получают от государства поддержку — в данном случае оплату за ОМС».
Гильмутдинов привел российскую статистику, согласно которой на одного пенсионера сейчас приходится 1,3 работающего гражданина. «Если мы такими темпами пойдем (а у нас есть проблемы и с демографией), то мы скоро останемся один на один», — сокрушался депутат. Людей, которые уходят от оплаты налогов, становится все больше. В данной ситуации, как считает народный избранник, все бóльшая нагрузка ложится на легальный бизнес и реально работающих людей.
«Мы хотим выявить тех, кто работает, но не платит налоги, никаких трудовых отношений не оформляет. В том числе там есть и тунеядцы, которые вообще не хотят работать. Зачем мы должны за них платить за страховой полис?» — объявил он главную цель своей инициативы.
Механизмов, как это делать, пока нет — вопрос обсуждается. Поэтому на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о методах по отсеиванию работников серого рынка из общей массы безработных, но молодых конкретного и ясного ответа Гильмутдинов не дал. Сказал лишь о том, что вычислить таких субъектов можно будет при помощи налаживания межведомственного взаимодействия с пенсионным фондом. В планах Роструда появилась идея по созданию неких специализированных лицевых счетов, федеральных реестров и пр. Также вскользь было заявлено и о введении административной ответственности. Однако опять же без конкретики, кто будет отвечать и за что. Но к осени, видимо, предложения проработают конкретнее.
ИНИЦИАТИВА УХОДИТ НА ОСЕНЬ
Впрочем, как подчеркнул парламентарий, не нужно путать ОМС со скорой медпомощью — она будет оказываться всем, независимо от наличия полиса. Также Гильмутдинов пояснил, что в его инициативе не идет речи о домохозяйках, людях, потерявших работу, и т. п. Что касается, например, репетиторов, то им предлагается платить налоги по патентной системе.
В целом такую ситуацию неопределенности и неконкретности Гильмутдинов объяснил просто: пока его инициатива не обрела форму законопроекта. Даже больше — в том виде, в котором она была сформулирована изначально, по словам парламентария, она уже точно не будет принята. Однако, что называется, джинн выпущен из бутылки. Сейчас эта инициатива подхвачена, в частности, Рострудом и обрастает все новыми и новыми идеями. Во что это выльется в итоге, пока не может сказать, наверное, никто. Учитывая приближающиеся парламентские каникулы, Гильмутдинов не смог дать прогноз по выходу инициативы на первое чтение, но предположил, что это будет уже осенью.
ЛЮДЯМ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫГОДНО РАБОТАТЬ В БЕЛУЮ
«БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, поддержат ли они инициативу депутата Госдумы РФ от Татарстана, а также какими мерами можно бороться с серым рынком труда, который и в самом деле представляет собой угрозу экономике страны.
Марат Галеев — заместитель председателя комитета Госсовета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству:
— В такой форме предложение о лишении медицинских полисов противоречит Конституции РФ, которая гарантирует гражданам равные права по доступу к медицинскому обслуживанию. Там никаких оговорок нет. А Конституция в этой части соответствует международному праву. Если руководствоваться нормами права, это предложение к рассмотрению принято быть не может. Если стоять на нормах права, это противоречит Конституции. А никакая законодательная инициатива, которая противоречит Конституции, вообще не может быть принята к рассмотрению.
Кроме того, в этих 500 тысячах и женщины-домохозяйки, и прочие, которые и не собираются регистрироваться на бирже труда. Это не значит, что они работают где-то в теневом секторе. Есть такие, которые занимаются творческой деятельностью, — художники и прочие. Они самозаняты. Есть фрилансеры и прочие, которые работают, но это не значит, что они не платят налогов. Вполне возможно, что они платят. Покупают патент и прочее. Эта тема требует очень серьезного анализа.
Серый рынок не такой добровольный, как принято думать. Никто не хочет быть нарушителем закона. Люди вынуждены нарушать. Потому что повышенное налогообложение, если работать в белую, не позволяет им быть на плаву. Как только подняли социальные платежи для малого бизнеса, сразу серый рынок стал расти. Это происходит автоматически. Как только подняли плату за патенты, сразу патенты перестали покупать. Должны быть созданы стимулы для работы в белую. Эта старая истина до людей никак не доходит. И администрирование надо налаживать, если уж бороться с серым рынком. А вообще результаты карательных мер, как правило, никогда не соответствуют ожидаемым.
Рушания Бильгильдеева — председатель ТРО «Справедливая Россия»:
— Я категорически против того, чтобы людей лишали полисов медицинского страхования. Потому что если человек попадает в какую-то экстремальную ситуацию, то ему нужна медицинская помощь. А если у него в это время не окажется денежных средств для того, чтобы оплатить эту помощь? Так что, по-моему, это недопустимо. С другой стороны, на работодателя идут очень большие обременения и в части пенсионных отчислений. А в условиях кризиса эти расходы могут еще больше возрасти. Поэтому в борьбе с серым рынком труда мы предлагаем создание для предпринимателей более льготных условий существования. Мы предлагаем уменьшить налоговые отчисления работодателям. И это приведет к тому, что серый рынок труда станет белым.
Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:
— На мой взгляд, лишать людей бесплатной медицинской помощи — это не дело. Попытка сэкономить на этих людях в здравоохранении ни к чему хорошему не приведет. Сейчас мы на одном сэкономим, потом — на другом, третьем... Это не дело. Хотя данное предложение идет в одном русле с тенденциями оптимизации бюджетной сферы, я думаю, что тенденция эта нехорошая. Этих людей просто нужно выводить из тени. У нас же были в свое время низкие налоги для частного бизнеса. Потом эти налоги подняли, весь почти 12-летний труд по выведению этих налогов из тени пошел насмарку. Люди посчитали доходы, пришли к выводу, что лучше опять работать в серую, и государство с них опять ничего не получает. Так что выход из этой ситуации — возврат к снижению налогов или дифференциация их.
Александр Щербаков — заместитель заведующего кафедра труда и социальной политики РАНХиГС при президенте РФ, профессор:
— Инициативу все-таки надо увязать с объемом медицинских услуг, которые у нас предоставляются бесплатно вне зависимоcти от страхования за счет бюджета. Если он приемлем, то инициатива может рассматриваться как справедливая. Если же этот объем совершенно мизерный и не удовлетворяет человеческие потребности, то нельзя позволять, чтобы люди были лишены медицинского обслуживания. Тем более гарантии по здравоохранению записаны в Конституции РФ.
Часто бывает, что люди заняты в сером сегменте не по своей вине, а по вине работодателя, который не оформляет работника по всем правилам. Человек, в свою очередь, зарабатывает себе на хлеб как может. С другой стороны, я сомневаюсь, что в условиях рыночной экономики можно требовать от людей обязанности трудиться. Само это понятие «трудиться» становится дискуссионным. Есть такой вид деятельности — рантье, когда человек получает доход за счет ценных бумаг. Этот человек трудится или нет? Или есть люди, живущие за счет наследства, — они тоже должны трудиться? В условиях рыночной экономики, в отличие от плановой, обязанность трудиться носит совершенно неоднозначный характер.
Существуют и другие способы вывода трудящегося населения из серого сегмента экономики. Например, ужесточение мер со стороны налоговой инспекции. В том смысле, что все доказанные доходы, даже полученные в русле теневой экономики, облагаются соответствующими налоговыми отчислениями. С другой стороны, необходимо смягчить прежде всего административные условия для деятельности малого бизнеса. Малый бизнес должен получить импульс для развития и для своей легализации.
Справка
С 1961 по 1991 год в России действовала статья за тунеядство, которая предусматривала наказание за ведение «паразитического образа жизни» в случае, если гражданин проживал на нетрудовые доходы более четырех месяцев подряд. Однако при этом государство обеспечивало стопроцентную занятость, а учеба в учебном заведении считалась достаточным эквивалентом «общественно полезного труда».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 189
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.