«7 ДНЕЙ — ЭТО РАБОТА ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НО РАБОЧИЕ У НАС ВСЕ ДНИ…»

Корпоративное издание челнинского автогиганта «Вести КАМАЗа» накануне сообщило об очередном сокращении рабочего времени персонала компании. По информации газеты, в июне завод будет работать лишь 7 дней, что связано с продолжающимся падением рынка грузовой техники. Согласно принятому ранее графику КАМАЗ планировал отработать в первый месяц лета 12 дней, однако слабые продажи автомобилей смешали карты. Руководством предприятия подписан документ о вынужденном простое без присутствия на рабочих местах с оплатой в размере 2/3 средней зарплаты. На пять дополнительных дней простоя КАМАЗ планирует организовать временные работы и обучение как для рабочих, так и для инженерно-технических работников.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, даже при таком раскладе рабочим не придется проводить будни дома. «У нас все дни рабочие, просто 7 дней — это работа основного производства, а остальные дни — это временные работы, — сказал Афанасьев. — Пять дней, оговоренных в приказе, — это те, которые подпадают под 2/3 оплаты плюс общественные работы. Остальные дни, объявленные ранее нерабочими, также идут как временные работы».

По словам Афанасьева, сейчас на временных работах заняты порядка 26 - 27 тыс. камазовцев. При этом часть работников продолжает заниматься своей основной профессиональной деятельностью. Еще несколько тысяч работников проходят опережающее обучение. «Таким образом, у нас практически 100 процентов персонала выходит на работу, — заявил Афанасьев. — По итогам апреля зарплата тех, кто выходил на временные работы, не изменилась по сравнению с месяцами полной занятости. Это касается основной части персонала. У высокооплачиваемых работников, конечно, идет снижение — понятно, что 800 рублей не компенсируют полностью зарплату, например, бухгалтера. Но основная наша цель — это поддержать рабочих, и она реализуется».

«Каждый год у нас бывает такое, что на месяц выпадает только одна рабочая неделя, — напоминает Афанасьев. — В прошлом году такими были январь и февраль. В 2013 году было то же самое. Мы принимаем такие меры в пики падения рынка, будь они сезонные или какие-то иные».

Руководством КАМАЗа подписан документ о вынужденном простое без присутствия на рабочих местах с оплатой в размере 2/3 средней зарплаты

Однако, несмотря на хорошую мину, понятно, что от 2013 - 2014 года ситуация отличается кардинально – паузы в работе конвейера становятся все более частыми и все более «мхатовскими».

Напомним, субсидируемые минтрудом РФ временные работы на КАМАЗе объявлены лишь до конца сентября. На этот период, по словам Афанасьева, проблем с финансами из-за увеличения количества дней таких работ не предвидится. Вопрос о дополнительном субсидировании временных работ на данный момент компанией не рассматривается. В августе у КАМАЗа корпоративный отпуск. Что касается июля, то на данный момент КАМАЗ отказывается от прогнозов по занятости на месяц вперед, как и от прогнозов состояния рынка.

БИЗНЕС-ПЛАН ОСТАЛСЯ ПРЕЖНИМ

Напомним, что бизнес-план на 2015 год, опубликованный КАМАЗом только в конце марта, предполагает продажу в России 26 тыс. грузовиков, что на 20% меньше показателя 2014 года. Однако по итогам января-февраля продажи упали на 41%, января-марта — на 46%, и к началу мая падение достигло 49% — КАМАЗ продал на отечественном рынке только 5 тыс. автомобилей. При этом сам рынок обвалился на все 62% по сравнению с 4 месяцами 2014 года, и КАМАЗу удалось увеличить свою долю на нем с 41 до 54%. В середине мая Афанасьев заявлял «БИЗНЕС Online» о возможной корректировке бизнес-плана в сторону уменьшения на ближайшем заседании совета директоров КАМАЗа.

К настоящему времени совет директоров состоялся — он прошел в Москве неделю назад, 21 мая. Как выяснилось, с кардинальными решениями руководство компании повременило. Как сообщил сегодня Афанасьев, бизнес-план оставили прежним до сентября, поскольку ситуация на рынке не позволяет сегодня строить прогнозы.

«Мы рассчитываем, что осенью рынок оживится, потому что все симптомы указывают на это, — считает руководитель пресс-службы. — Почему рынок тяжелых грузовиков так сильно упал в сравнении с другими рынками? Наши маркетологи, да и независимые экономисты провели исследования и пришли к выводу, что главная причина в потере розницы. Те клиенты, которые покупали по одному-пять автомобилей, сегодня не покупают ничего. На рынке остались только крупные покупатели, которые могут позволить себе и лизинг подороже, и кредиты. Розница ушла, потому что 99 процентов клиентов помельче покупали машины за счет дешевых кредитов и дешевого лизинга. Малый и средний бизнес всегда реагирует быстрее, и он осторожнее в своих тратах. Соответственно, как только кредитные и лизинговые возможности стали недоступны, они просто ушли с рынка. Но то, что сейчас снизилась ключевая ставка, и то, что правительство запустило программу льготного кредитования и льготного лизинга — это сейчас должно сработать и вернуть некрупных покупателей на рынок».

Бизнес-план на 2015 год, опубликованный КАМАЗом только в конце марта, предполагает продажу в России 26 тыс. грузовиков, что на 20% меньше показателя 2014 года

«НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ, ПОКА РЫНОК ВСЕ РАССТАВИТ НА СВОИ МЕСТА»

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что ключевые причины падения продаж хорошо известны: это кризис в экономике, существенные колебания курса рубля, ухудшение геополитической обстановки. В условиях, когда в экономике кризис, неясно будущее многих клиентов, у них ухудшилось финансовое положение, и вряд ли они готовы покупать новый автомобиль. «К тому же, инвестиционная активность сейчас существенно снизилась, ухудшились условия привлечения заемных средств, и это стало причиной уменьшения объемов закупок, в том числе и транспортных средств. Пока ситуация, к сожалению, не меняется. Не существует никаких методов, которые позволили бы определить «дно». Только статистика продаж может показать, изменилась ли ситуация или нет. Пока никто из автопроизводителей не сообщал о том, что ситуация в мае у них улучшалась», — сказал Баранов «БИЗНЕС Online».

По его мнению, автопроизводители, к сожалению, не могут как-то изменить ситуацию в данном случае. Если экономическое положение потенциальных клиентов существенно ухудшилось, нет собственных средств для обновления парка, привлечь заемные средства стало гораздо труднее, а главное — нет проектов, для которых требуются новые автомобили, то они не станут их приобретать, и заставить их делать это не получится. «Все, что остается делать в данном случае автопроизводителям, — это ждать восстановления спроса. Да, автопроизводители могут разработать какие-то стимулирующие меры для потребителей, но их возможности ограничены, они же не могут производить и продавать свои машины в убыток. А кроме того, эти меры вряд ли способны кардинально переломить ситуацию. Так что нужно ждать улучшения ситуации в экономике, что будет способствовать увеличению спроса на автомобили и позволит отечественному рынку восстановиться. А пока автопроизводителям, и в том числе КАМАЗу, нужно сокращать свои расходы, становиться более эффективным, чтобы пережить этот непростой период, и затем вновь начать увеличивать объем производства», — заметил Баранов. Он также добавил, что любой кризис рано или поздно заканчивается и транспортники будут покупать коммерческий транспорт, главное — у них для этого должны появиться деньги.

По мнению доктора экономических наук и вице-президента АН РТ Вадима Хоменко — научного руководителя казанской бизнес-школы «Ай Тек», в нынешней ситуации КАМАЗу следовало бы проявить гибкость и сосредоточиться на более благодарных рынках, нежели отечественный. «Продажи КАМАЗа связаны с общей экономической ситуацией в стране. Дальнейшие производственные прогнозы могут координироваться с некоторой экономической стабилизацией, которую предвидят в конце этого года. В связи с этим ожидают улучшения ситуации и в течение следующего года. Все идет к тому, что и на КАМАЗе будет так же. Но нельзя ждать, пока рынок сам расставит все на свои места. Это будет долго. Нужно искать рынки сбыта в тех странах, которые будут удовлетворять и цена, и качество наших «КАМАЗов». Речь идет об азиатском и африканском рынках. Этот момент нужно проработать. Наша техника может быть востребована в странах, которые не обладают серьезной платежеспособностью. Это первое. Второе: КАМАЗ должен вести работу по линии крупных, международных проектов, таких как автотранспортный коридор Европа — Западный Китай. Нужно перепрофилировать производство на выпуск техники, приспособленной к передвижениям по этому автотранспортному коридору. Нужно, чтобы транспортные компании, работающие в этом коридоре, использовали наши «КАМАЗы». В том случае КАМАЗ сам под себя будет формировать рынок. Вопрос даже не в сложной экономической ситуации, а в том, как мы работаем».

По итогам января-февраля продажи упали на 41%, января-марта — на 46%, и к началу мая падение достигло 49% — КАМАЗ продал на отечественном рынке только 5 тыс. автомобилей

Зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев считает, что КАМАЗ и так достаточно ориентирован на зарубежные рынки, и от эффективности менеджмента сегодня зависит немногое. «Состояние КАМАЗа будет зависеть от новых строек, — заявил Галеев «БИЗНЕС Online». — Вопрос: будут ли они? Насколько я знаю, руководство предприятия пытается компенсировать простой через военные госзаказы, обновление модельного ряда и т.д. В целом грузоперевозки упали, поэтому спрос на новые машины серьезно сократился. По оптимистичным прогнозам, к осени появится некоторое оживление на рынке, по неутешительным, стагнация затянется. В любом случае падение оказалось ниже, чем ожидали в начале года. Поначалу Всемирный банк давал пессимистический прогноз, а сейчас они его немного скорректировали. Если будут сняты санкции, то возрастет доверие к рынку, после чего наступит оживление. Сейчас не рискуют инвестировать проекты, хотя ресурсы есть. Но политический фактор может и смягчиться, и ужесточиться. Руководство КАМАЗа в этой ситуации действует очень грамотно, работать на склад бессмысленно — это зарывать деньги в землю. Лучше встать всем, чтобы общие затраты не шли. Что касается перепрофилирования продукции на азиатский и другие рынки, то они это делают, но спрос пока небольшой. Надо освоить новый рынок. Сейчас пока закупают пробные партии, договариваются. Даже с Латинской Америкой договариваются. Они бегают по всему миру. На КАМАЗе все делают грамотно, и это надо отметить, просто эти грамотные действия не гарантируют успеха».

«ОДИН ЭФФЕКТ ПРОГНОЗИРУЕМ: РОСТ УРОВНЯ АЛКОГОЛИЗАЦИИ»

Также «БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением социологов о том, как может отразиться ситуация на КАМАЗе на социальной обстановке в Набережных Челнах.

Искандер Ясавеев — доцент кафедры общей и этнической социологии КФУ, доктор социологических наук:

— Ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Прямой связи между незанятостью и уровнем преступности нет. Эффекта роста преступности на этом фоне не произойдет. Такого не может быть. Только на первый взгляд, на уровне здравого смысла может показаться, что незанятые люди пойдут на совершение преступлений. Связь между преступностью и социальными факторами существует на гораздо более сложном уровне. Необходимы определенные установки на совершение преступлений, знание техник. Но, разумеется, долгосрочные социальные последствия будут. На мой взгляд, один эффект прогнозируем: рост уровня алкоголизации. Это единственное, что можно прогнозировать. То есть это будет рост не преднамеренной преступности, а преступности, связанной с последствиями алкогольного опьянения. Разумеется, на социальной и психологической составляющей жителей Набережных Челнов проблемы на градообразующем предприятии скажутся негативно.

Во время простоя КАМАЗ планирует организовать временные работы и обучение как для рабочих, так и для инженерно-технических работников

Елена Машкова — директор центра маркетинговых исследований Набережных Челнов, кандидат экономических наук:

— Как все это печально… Конечно же, мы считаем, что все это значительно ухудшит социальную среду и социальное состояние города. Город сохраняет свою моноиндустриальность, и доля работающих на КАМАЗе очень высока. Мы знаем такую тенденцию, что если падение в отрасли происходит в течение какого-то периода, то на восстановление отрасли нужно два таких периода. Если мы будем падать в течение полугода — нужен год на восстановление. Мы делали расчеты прогнозов развития отрасли, которые показывают, что два года будет сильное падение. Получается, что потом еще четыре года понадобится на восстановление. Кроме того, мы при этом не выйдем на докризисный уровень, пик которого был в первой половине 2012 года. И сейчас в Набережных Челнах зависимость от градообразующего предприятия очень высока и социальная ситуация тяжелая.

Мы делаем ежемесячные замеры трудностей, с которыми приходится сталкиваться семье. За месяц такой серьезный показатель, как нехватка денег, вырос с 40 до 50 процентов. Люди отмечают рост несправедливости на работе или в других местах. Проблемы во взаимоотношениях внутри семьи тоже дают рост. Проблемы воспитания детей — рост. Потеря или ухудшение оплаты труда — рост. Мы сделали замеры, после которых выяснилось, что 52 процента семей в Набережных Челнах имеют кредит. Если есть ипотечный кредит, то он занимает до 40 процентов расходов семьи. Товарные кредиты или ссуды любого вида в среднем занимают 42,5 процента расходов семьи. Бюджеты семей падают, покупательная способность населения падает. И все это очень негативные тенденции. Больше 35 процентов бюджета семьи тратится на продукты питания.

О росте бытовой и уличной преступности замеров мы не проводили, но население говорит, что это уже произошло. Участилось воровство в супермаркетах, на улицах, вновь появились вскрытые ночью машины — то, о чем город давно забыл. И все это показатель бедности. Мне кажется, сейчас нужна очень четкая и жесткая мобилизация менеджмента КАМАЗа на антикризисные меры, ведь жизнь города напрямую зависит от автогиганта.