УФАС В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ НЕ УДАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ, ЧТО АВИАЗАПРАВЩИКИ С ПОМОЩЬЮ ХИТРОУМНЫХ ФИНАНСОВЫХ СХЕМ ЗАВЫШАЛИ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО ДЛЯ САМОЛЕТОВ

Вчера в Поволжском арбитражном суде состоялась очередная попытка татарстанского УФАС России наказать ЗАО "Татнефтьавиасервис" на 30 млн. рублей за нарушение антимонопольного законодательства. Авиазаправщику, оказывающему в казанском аэропорту услуги по заправке воздушных судов авиатопливом, удалось отбиться от всех предъявленных ему обвинений. Это уже третья подряд победа юристов компании над антимонопольной службой. Сложно судить, кто прав с точки зрения законодательства. Но с точки зрения здравого смысла аргументы антимонопольщиков заслуживают внимания.

ДЕЛО ПАХНЕТ АВИАКЕРОСИНОМ

Это громкое "авиакеросиновое" дело началось в декабре 2008 года, когда Татнефтьавиасервис был признан решением УФАС виновным в установлении монопольно высокой цены на авиакеросин в 2007 и первой половине 2008 годов, а также в создании дискриминирующих условий для авиакомпании "Красноярские авиалинии". Напомним, в сентябре 2008 года из-за отказа заправщика поставить авиатопливо эта авиакомпания вынуждена была на сутки задержать отправку рейса "Краснодар-Казань-Норильск".

Решение УФАС грозило Татнефтьавиасервису штрафом порядка 30 млн. рублей, однако заправщик не согласился с антимонопольным ведомством и дважды обжаловал решение УФАС сначала в Арбитражном суде РТ, а затем в 11-м Аппеляционном арбитражном суде.

ДОХОДЫ ЗАПРАВЩИКА ВЫРОСЛИ В 5 РАЗ ЗА СЧИТАННЫЕ МЕСЯЦЫ

В своем ярком и эмоциональном выступлении заместитель руководителя УФАС Иван Щербаков попросил отменить решения этих судов. В качестве одного из основных доводов он привел тот железный факт, что за 9 месяцев 2008 года прибыль Татнефтьавиасервиса от продажи авиакеросина выросла практически в 5 раз: с 34 млн. рублей до 162 млн. рублей. Непомерно росла и наценка заправщика со 100 рублей на одну тонну в начале 2007 года до 5 тыс. рублей в середине 2008 года.

Основной причиной такого резкого роста цен в УФАСе считают то, что закупку авиакеросина компания вела не напрямую у производителей топлива, а через ряд посреднических фирм. Благодаря их "накруткам" цена авиакеросина значительно возрастала.

- Финансовые потоки проходили через посредника – ООО "Бекар", в котором, по данным налоговой инспекции, работает всего три человека (было бы интересно узнать, кто учредители этого ООО? – прим. ред.). Прибыль этой компании также кратно увеличилась и составила 412 миллионов рублей за 9 месяцев 2008 года, хотя за весь 2007 год она была 39 миллионов рублей. По нашему мнению, это является нарушением антимонопольного законодательства, и привело к монопольному повышению цен на авиационный керосин, за который заплатили граждане, вылетающие из аэропорта Казани, - заявил Щербаков.

Он пояснил, что законом посредническая деятельность не запрещена, но поскольку в Казани нет другого авиазаправщика, авиакомпаниям некуда деваться, и они вынуждены покупать топливо по той цене, которую установит Татнефтьавиасервис.

"РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БЫЛА НИЗКАЯ"

Юрист Татнефтьавиасервиса Ильдар Файзеев постарался отбить обвинения антимонопольной службы. Он сообщил, что установленные его компанией цены на авиакеросин не являются монопольно высокими, потому, что они практически не отличаются от цен в других сопоставимых аэропортах России и даже ниже, чем, например, в аэропорту Пензы или Минеральных Вод. Причем, в этих городах есть свои НПЗ, а Татнефтьавиасервис закладывает в цену затраты на транспортировку топлива из Нижнекамска, Уфы, Нижнего Новгорода.

- Обвинение в том, что у нас рентабельность увеличилась в пять раз… Никто не спорит с этим. Но это не потому, что мы сделали запредельно высокие цены, у нас просто очень низкая была рентабельность в 2007 году. 100 рублей на тонне! Эта наценка не покрывала наших расходов, - заявила главный бухгалтер Татнефтьавиасервиса Марина Гавриленко.

Он пояснила журналистам, что компания работала с посредниками в связи с тем, что у нее не было достаточно средств для закупки топлива (из-за проведения реконструкции на предприятии). А посредники поставляли авиакеросин в долг. Фактически это был своего рода беспроцентный кредит. Сейчас же, когда у предприятия есть свои средства, по словам Гавриленко, Татнефтьавиасервис отказался от услуг посредников и работает напрямую с НПЗ.

ФАС заступился за "Красноярские авиалинии", задержавшие вылет самолета на сутки

Чтобы понять суть второго обвинения УФАС, нужно вернуться в сентябрь 2008 года и вспомнить скандальную историю с задержкой рейса "Краснодар-Казань-Норильск" авиакомпании "Красноярские авиалинии". Напомним, что пассажирам тогда пришлось ждать вылета целые сутки. Причиной задержки стал отказ Татнефтьавиасервиса заправить лайнер из-за отсутствия оплаты.

Однако, по словам Щербакова, еще 19 авиакомпаний имели на тот момент долги перед Татнефтьавиасервисом. (К примеру, авиакомпания "Татарстан" задолжала на тот момент 48 млн. рублей). Но все они получали авиакеросин, что называется, "под честное слово". В УФАСе считают, что это поставило авиакомпанию "Красноярские авиалинии" в неравное положение по сравнению с другими участниками рынка, что является нарушением антимонопольного законодательства.

У Татнефтьавиасервиса своя версия того, почему они отключили "КрасЭйр" от керосинового "крана". Файзеев объяснил, что по договору с авиакомпаниями предусмотрена 100-процентная предоплата за несколько дней до вылета. Однако еще более существенным аргументом стал поток негативной информации о банкротстве авиакомпании и распродаже ее имущества.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ АБРАМОВИЧ?

- В СМИ из уст чиновников звучало, что авиакомпания фактически банкрот. Ее долги превышали 20 миллиардов рублей. Хозяева компании, братья Абрамовичи куда-то исчезли. Естественно, когда у нас образовался долг порядка 5 миллионов, мы стали интересоваться. На сайте Красноярского Арбитражного суда находилось 117 дел в отношении "Красноярских авиалиний" по взысканию задолженности. Стало известно, что под арестом находится семь воздушных судов. На исполнении находились более 33 исполнительных производств. ТОАП (Топливное обеспечение аэропортов) предупреждал об опасности сотрудничества с этой авиакомпанией в связи с неоплатами, - объяснил Файзеев.

В итоге суд прислушался к доводам авиазаправщика и оставил без изменения решения судов первой и второй инстанции. Каковы будут дальнейшие действия УФАС, и будут ли они вообще, журналистам узнать не удалось. Представители антимонопольного ведомства воздержались от комментариев для прессы, хотя на процесс было приглашено десятка три наших коллег.

По итогам этого заседания стало еще раз очевидно, что в России по прежнему сложно обстоит дело с реализацией антимонопольного законодательства. Хотя обнародованной информации (особенно того момента, где речь идет о ООO "Бекар") достаточно, чтобы делом заинтересовался не только УФАС, но и прежде всего ОБЭП...

Наталья Голобурдова