Точка, наконец, может быть поставлена в почти детективной истории борьбы за право контроля за ХК «Татнефтепродукт». Как выяснилось, за первый «кусок», стратегически значимый для ТАИФа в гонке с «Татнефтью» на топливном рынке, холдинг уже потратил 4,9 млрд. рублей. Они достались бывшим совладельцам — менеджменту компании и СИНХу, который как раз искал деньги на Kazan Expo WorldSkills Arena. Теперь ТАИФ предлагает 1,3 млрд. остальным миноритариям.
«Татнефтепродукт» получил обязательное предложение от «дочки» ТАИФа о полном выкупе остатков акций |
ЗАПРАВКИ НА 10 МИЛЛИАРДОВ
20 ноября ОАО ХК «Татнефтепродукт» (ТНП) получило обязательное предложение от ООО «Телеком-менеджмент» о полном выкупе остатков акций. «Телеком-менеджмент» — «дочка» ТАИФа, который в августе консолидировал через разные структуры 86% обыкновенных акций «Татнефтепродукта». Хотя покупатель уже тогда высказывал желание стать безраздельным хозяином 100% бизнеса, направить оферту ТАИФа был вынужден: этого требует закон «Об акционерных обществах». Теперь у миноритариев есть 80 дней, чтобы определиться — продавать оставшиеся 13,16% обыкновенных акций или нет. Выбор в данном случае есть: по закону отказаться от подобной сделки нельзя лишь в том случае, если у основного владельца более 95% акций.
Самая интересная деталь — цена предложения. За одну обыкновенную акцию «Телеком-менеджмент» готов заплатить 562 рубля 18 копеек. Уставной капитал ТНП составляет 281,86 млн. рублей, он разделен на 17 496 694 обыкновенные акции номинальной стоимостью 16 рублей и 119 560 привилегированных акций номинальной стоимостью 16 рублей. Таким образом, покупатель готов заплатить за акции в 35 раз дороже их номинальной стоимости, а весь бизнес, таким образом, оценен в 9,9 млрд. рублей, если считать, что обыкновенные и привилегированные акции стоят одинаково.
По закону цена обязательной оферты не может быть ниже, чем при последней за 6 месяцев сделке, при этом предлагать миноритариям цену выше у ТАИФа никакого резона нет. Таким образом, легко высчитать: в сентябре на 49% акций нефтехимический гигант должен был потратить не менее 4,9 млрд. рублей. Бумаги, напомним, подписывали двое: гендиректор правительственного «Связьинвестнефтехима» (СИНХа) Валерий Сорокин и гендиректор «Татнефтепродукта» и совладелец компании Рустам Сабиров. При этом доля СИНХа была выкуплена полностью и, как теперь выясняется, потянула не менее чем на 3,4 млрд. рублей. Эти деньги Сорокин обещал пустить на уже начатое ПСО «Казань» строительство Kazan Expo WorldSkills Arena.
У Сабирова же, который буквально перед самой сделкой оформил на себя 17,9% акций компании, были выкуплены не все акции, а только 14,8% — сумма должна была составить примерно 1,5 млрд. рублей. Что ж, неплохой золотой парашют, учитывая, что Сабиров возглавляет компанию с 1998 года. В условиях, когда ни СИНХ, ни ТАИФ не были контролирующими акционерами, он как слуга двух господ фактически и принимал все ключевые решения в компании. Сейчас Сабиров все еще директор ТНП, но понятно, что самостоятельности у наемного менеджера в тысячу раз меньше, чем у владельца блокпакета.
Валерий Сорокин (в центре) и Рустам Сабиров (справа) |
У кого теперь ТАИФу предстоит докупать? Как сообщается в отчете ТНП за 9 месяцев 2015 года, в реестре акционеров на октябрь значатся 1 302 держателя — как физические, так и юридические лица. Из них 1 112 держателей имеют право присутствовать на общих собраниях акционеров, то есть влиять на принимаемые руководством предприятия решения. Если не брать в расчет структуры ТАИФа, то среди крупных акционеров остаются банк «Спурт» и ОАО «Центральный депозитарий республики Татарстан», остальные — мелкие миноритарии.
Буквально несколько держателей состоят в совете директоров компании. Так, Сабиров имеет в уставном капитале предприятия долю в 0,11%, говорится в отчете, а финансовый директор ТНП Наиль Садыков владеет 0,0014% уставного капитала. Обыкновенных акций у них нет — по-видимому, речь о привилегированных, а значит, оферта к ним не обращена. Согласно закону об акционерных обществах держатели привилегированных акций имеют право на заранее оговоренную долю в прибыли, но не имеют права голосовать на собраниях акционеров, а значит, и выкупать их ТАИФу незачем.
В 2016 году рынок топлива Татарстана ожидает тектонический сдвиг: к выпуску автомобильного бензина класса «Евро-5» приступит ТАНЕКО |
«У ТАИФА БУДУТ РАЗВЯЗАНЫ РУКИ»
Почти 10 млрд. — это первая за долгие годы публичная оценка стоимости активов «Татнефтепродукта». Напомним, что ТНП владеет сетью из 133 АЗС и 20 АГЗС в Поволжье, еще 28 заправок сдает в аренду. Основная часть сети — более 100 заправок — расположена в Татарстане, остальные — в Ульяновской, Самарской, Кировской областях, Марий Эл и Чувашской и Удмуртской республиках. У ТНП есть и 11 нефтебаз с общим емкостным парком около 250 тыс. кубометров.
Напомним, сделка имела для ТАИФа стратегическое значение. Уже в 2016 году рынок топлива Татарстана ожидает тектонический сдвиг: к выпуску автомобильного бензина класса «Евро-5» приступит ТАНЕКО. В результате к 2016 - 2017 годам у республики дополнительно появится 700 - 800 тыс. т топлива при том, что сейчас ТАИФ-НК выдает порядка 600 тыс. т и этого хватает на то, чтобы закрыть примерно 40% потребностей республики. Логично предположить, что в результате «Татнефть» перестанет покупать бензин у ТАИФа, а ему нужен гарантированный сбыт.
До сделки ситуация была парадоксальной: единственный производитель топлива в Татарстане ТАИФ-НК имел карликовую сеть из 44 АЗС. А «Татнефть», у которой своего бензина пока нет, имеет, по данным сайта benzin-price.ru, 165 заправочных станций только в республике и 552 — на территории РФ. При этом развивать сеть и всю необходимую инфраструктуру, во-первых, дорого, да и не очень-то легко — лучшие земельные участки уже давно заняты. Поэтому поглощение ТНП для ТАИФа было фактически безальтернативным ходом, если, конечно, компания хочет быть полноценным игроком на топливном рынке. После приобретения к собственной сети ТАИФ-НК добавились 162 заправки, что означает уверенный паритет с «Татнефтью», по крайней мере, внутри республики.
«Татнефть», у которой своего бензина пока нет, имеет 165 заправочных станций только в республике и 552 — на территории РФ |
Поскольку компания не была представлена на IPO, опрошенные «БИЗНЕС Online» аналитики затруднились сказать, насколько эта сумма адекватна. «Так как акции компании не торгуются на бирже и нельзя определить средневзвешенную их стоимость за 6 месяцев, оценка проводилась независимым оценщиком, а значит, термин «привлекательности цены» вряд ли корректно использовать, — говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. — Цену акций определил оценщик, и она вряд ли изменится». «Цена привлекательная, учитывая сильное желание ТАИФа приобрести оставшиеся акции «Татнефтепродукта», предлагать цену ниже рынка не в ее интересах, — объясняет аналитик «Альпари» Анна Кокорева. — Цена оферты, как правило, не обсуждается, миноритарии либо соглашаются с ней и принимают оферту, либо отказываются от продажи».
Хотя предложение обязательно по закону, у ТАИФа есть несколько причин склониться в сторону окончательного выкупа, констатируют опрошенные «БИЗНЕС Online» аналитики. «Во-первых, даже сравнительно небольшой процент миноритарных акционеров способен значительно притормозить принятие тех или иных стратегических решений, — констатирует эксперт-аналитик MFX Broker — ведущий аналитик MFX Capital Антон Краско. — Во-вторых, полный контроль над предприятием позволяет принимать любые решения без необходимости согласования с третьими лицами, будь то акционеры, заинтересованные лица». «У компании, что называется, будут развязаны руки в определении направления движения, выбора приоритетных проектов, других решений», — солидарен с Краско Дмитрий Баранов. Словом, думается, это был бы оправданный шаг в виду предстоящей схватки с «Татнефтью», которая в 2016 году начнет выпуск собственного бензина.
Есть и другие, более конкретные причины. «Возможно, компания хочет улучшить международную отчетность, убрав из нее пункт «Доля меньшинства», — рассуждает Кокорева. «Возможно, в данном случае будет изменена организационная форма «Татнефтепродукта» в форме непубличного акционерного общества», — предполагает исполнительный директор казанского филиала ИК «Фридом Финанс» Александр Строителев.
Как бы то ни было, консолидация вряд ли повлечет за собой принципиальные изменения в работе «Татнефтепродукта». «ТАИФ участвует в операционной деятельности «Татнефтепродукта» не первый день, — констатирует Кокорева, — и все основные изменения в компании уже проведены».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 124
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.