Экономика

Тенденции в татарском общественном движении Башкортостана после исхода Рахимова проявлялись разновекторно, порой приводя к самым противоречивым тенденциям. Эти тенденции требуют своего самого пристального и объективного анализа. Но последние события непосредственно связанные с татарским сообществом Башкортостана, подталкивают нас рассмотреть этот вопрос как можно быстрее. Еще раз доказав старую прописную истину «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами».

Первое - непонятные действия вокруг татарского историко-культурного центра в с. Килимово, приведшие к ее неожиданному закрытию. И второе – это увольнение Нурмухаммеда Хусаинова с поста директора знаменитой татарской гимназии Белебея.

Итак, что касается Килимовского центра, то последние события с угрожающей очевидностью ведут к тому, что судя по всему по всему единственный символический культурный центр татар Башкортостан хотят по тихому прикрыть. Непонятно с какой целью это проводится, но последние события в итоге логично ведут к этому. Признав здание центра – памятник архитектуры XIX в. дворец Тевкелевых в с. Килимово негодным к эксплуатации, оттуда выселили все учреждения (помимо татарского историко-культурного центра там располагался местная библиотека и Килимовский сельсовет)и уволили ее директора Гузель Латыпову. Теперь по заверениям руководства Дома Дружбы народов, татарский историко-культурный центр будет переведен в райцентр – с. Буздяк. Справедливости ради стоит сказать, что Г. Латыпова, как и предыдущий директор пытались тянуть работу Килимовского центра фактически на голом энтузиазме, при том, что полная реставрация бывшего дворца Тевкелевых, где и должен был располагаться центр тянулся неприлично долго из-за недостатка финансирования. Поэтому в общем и неудивителен итог всей этой истории – здание не прошло процесс официальной сдачи в эксплуатацию, хотя и использовалось уже долгие годы. При таком-то финансировании вообще удивительно – что оно вообще дожило до сегодняшнего дня. Таким образом получается весьма интересный расклад – реставрация не проводится в полной мере, из-за неадекватного финансирования, и находится «гениальное» решение этой проблемы - здание просто закрывают. При этом основная часть реставрационных работ уже выполнена, и дело касается лишь каких-то отдельных бюрократических проволочек, связанных с отдельными недочетами (а это уже проблема не самого центра, а бюрократов из «Дома дружбы народов» в Уфе, в чьи обязанности и входит завершить дело до конца), что в свою очередь означает, что необходима минимальная сумма финансирования. По личному профессиональному опыту знаю, что такие вопросы легко решаются одной подписью высокопоставленных лиц. Учитывая серьезность ситуации, это дело должен взять на себя сам президент республики – Р. Хамитов. Как я и сказал, дело не стоит свеч, так как «экономия» смехотворных сумм, обернется серьезной потерей имиджа для всей республиканской власти. Естественно «протирающим штаны» за казенный счет, руководству Дома Дружбы народов на это наплевать, но думаю самому президенту РБ Рустему Закиевичу такой вопрос думаю не безразличен.

Процесс восстановления дворца Тевкелевых, равно как и местной мечети (между прочим старейшей каменной мечети на территории Башкортостана – 1821 г. постройки) – целиком заслуга местных энтузиастов, которые на своих плечах вынесли всю первичную - «черновую» работу по возрождению этих памятников истории. Перевод татарского центра из с. Килимово в райцентр – с. Буздяк, означает неизбежную смерть самого дворца, а значит делает напрасным труд местных энтузиастов, вложивших свою душу в возрождение этих памятников истории. Всем знающим специфику Башкортостана понятно – тратить деньги на капитальное восстановление татарского историко-культурного центра никто не будет (благо подоспело и «подходящий» повод – экономический кризис, денег нет). При этом как абсолютно вопиющий факт укажем, что на сегодняшний день в республике действуют три башкирских и два русских аналогичных историко-культурных центра. Это при том, что татар в реальности в республике не меньше, и даже больше чем представителей титульного этноса, а если посчитать вкупе все татароязычное население, то больше и самих русских. Теперь же де-факто закрыт единственный татарский центр. Комментарии тут излишни.

Что касается увольнения директора Белебевской гимназии Нурмухамед Хусаинова, то налицо обычная расправа городских чиновников над принципиальным педагогом, прикрыв это якобы возрастом нашего героя. Наступивший пенсионный возраст Н. Хусаинова – это скорее повод, но не первопричина произошедшего, так как нам всем известно, что многие «правильные» люди продолжают работать на руководящих должностях и после выхода на пенсию, причем даже с переводом на более «хлебное место». Судя по всему, городские власти решили воспользоваться этим поводом, отомстив строптивому и принципиальному директору, а заодно и всей гимназии, за их независимость. И первичные действия новоявленного директора, позволяют говорить о том, что действительно этот удар направлен не только против самого Н. Хусаинова, но и против гимназии в целом. И чиновникам из Министерства образования и Белого Дома впору вмешаться в неадекватные самодурские действия белебеевских бюрократов, не только подрывающих доверие татарской общественности к властям республики, но и создающих негативный образ Башкортостана – как региона, где продолжаются грубо игнорироваться права полуторамиллионного татароязычного населения республики.

Нурмухаммед Хусаинов – это живая легенда татарского национального движения Башкортостана. Человек принципиально борющийся за дело всей своей жизни. А дело всей его жизни – это гимназия. Оторвать его от него – это варварское преступление, по другому это назвать никак нельзя. Это пытались сделать еще рахимовские чиновники, неоднократно подвергая Хусаинова преследованиям, за его принципиальную позицию. В российскую историю он вошел в 2002 г. с его знаменитым изречением «нелегко в Башкирии быть татарином», произнесенным им во время III съезда Всемирного конгресса татар, что вызвало даже реакцию президента России. Это второй случай в истории татарского национального движения, когда о наличии серьезных национальных проблем татар Башкортостана было озвучено на всероссийском уровне. Принципиальность Нурмухаммед эфенди  проявляется даже в том, что его учебное заведение единственное учреждение на территории Башкортостана, где стоит вывеска на татарском языке. Его не смогли заставить снять его даже рахимовские бюрократы, наш герой в суде отстоял эту казалось бы символичную, но  чрезвычайно важную с идеологической точки зрения победу. Белебеевская гимназия играет огромную роль в жизни татар всего Башкортостана, значит в таких случаях вполне приемлем и даже необходим переходной период, в течении которого Хусаинов сохранив за собой свой пост, сможет обеспечить преемственность при передаче бразд правления достойному этой должности человеку. А тот вариант который ныне проделали белебеевские бюрократы ведет лишь к одному – превращению знаменитой Белебеевской гимназии – гордости татар Башкортостана к захолустной школе с татарским этнокультурным компонентом. Других вариантов развития событий при таком раскладе не предвидится.

Без руководства Нурмухаммед эфенде, Белебеевская гимназия многое потеряет, но ничего не приобретет. Другой такой татарской гимназии нет не то что в Башкортостане, но такую трудно найти и в самом Татарстане. Будучи в Казани, автору этих строк, не раз приходилось слышать от компетентных в этом вопросе людей, говоривших, что поистине татарскими (по доле татарского языка в общей программе обучения и национальному духу) в России остались только две гимназии - № 2 г. Казани и Белебеевская гимназия. Все знают, что эта татарскость в национальной гимназии держится в общем и в целом на ее директоре, а потому если его уход состоится именно сейчас, то для татарского мира и всего татарского сообщества это может стать большим ударом.

Свое слово во всех этих историях, должна сказать татарская общественность, и тот факт, что помимо ТОЦа она молчит, никак ее не красит. В свое время появление татарской гимназии целиком и полностью заслуга Татарского общественного центра г. Белебея, в еще далеком 1992 г., добившегося этого судьбоносного решения. Прежде всего должен сказать свое слово Союз татарских общественных объединений РБ – как главная организация легитимная выступать от имени все татар республики и Региональная национально-культурная автономия татар РБ (РНКАТ РБ), а так как возглавляет эти две основные структуры один человек – депутат Госсобрания Римма Утяшева, то и спрос в первую очередь с нее. Тем более она поставлена на своей должности негласно представлять интересы татарского сообщества Это ее прямая обязанность и долг защитить как Килимовский центр, так и Белебеевскую гимназию. Долг не только как руководителя этих головных татарских организаций, но и долг земляка, так как она сама родом из Буздяка. Грошь цена таким «депутатам», если они будучи поставленными официально представлять интересы второго по численности этноса республики, не могут защитить интересы даже своих земляков по таким принципиальным вопросам, входящим и в круг их непосредственных обязанностей как руководителя национальной организации. Эти случай наглядный пример, остро доказывающих старый тезис о том, что если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой.

Произошедшее всеобщий итог того, что творилось в татарской сообществе Башкортостана в последние 4-5 лет. Если посмотреть на эту историю, что называется несколько более глубинно, то нынешнее «килимовский» и «белебеевский» инциденты это всего  лишь верхушка айсберга, показывающий что татарская общественность в большей степени не сумела воспользоваться шансом, который дало падение прежнего политического режима. Ирония судьбы проявились в этом, что татарские организации больше всех остальных положившие на алтарь разоблачения и падения политического режима господина Рахимова, получили меньше всего от этой плодов своей победы.

Долгое противостояние с националистической рахимовской кликой привело к тому, что после его ухода, когда татарская общественность  казалось задышала несколько свободнее, проявился условный синдром «довольствования малым». После того закошмаривания и атмосферы общей нетерпимости, глоток свободы, привело к самоуспокоению татар республики. Создалась иллюзия, что все медленно но верно потечет само собой. Но как известно под лежащий камень вода не течет.

Смею надеяться, что благоразумие региональных властей восторжествует и они в «ручном» порядке пойдут на отмену этих глупых действий. Но помимо них своего решения ждут остальные этнокультурные проблемы татар республики, требующие своего незамедлительной реализации. Какие именно, перечислять их думаю не стоит, так как заинтересованные лица о них прекрасно осведомлены. Татары Башкортостана очень скромны в своих запросах, и в настоящее время просят только малую часть того, на что они имеют полное законное и моральное право, исходя из мировой практики области реализации государственной национальной политики.

Думаю никому в год проведения таких глобальных политических мероприятий, как саммиты организаций ШОС и БРИКС, когда на  Башкортостан будут устремлены взоры со всего мира, не нужны скандальные инциденты, позволяющие говорить о том, что  нарушаются права второго по численности этноса республики - татар. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции