Инвесторы во всем мире с осторожностью вкладывают средства в памятники архитектуры. В России такой практики мало, и основана она чаще всего на особых договоренностях бизнесменов с чиновниками.
Власти Москвы в очередной раз отложили аукцион по продаже своей части площадей ЦУМа. Объясняется это необходимостью проработать множество предложений от потенциальных инвесторов, в том числе иностранных. Однако, скорее всего, дело в другом: покупателей не нашлось ни одного.
"Низкая арендная ставка в историческом здании — это нормально, это в принципе всех и стимулирует,— рассказывает Егор Левченко, руководитель отдела продаж инвестиционных объектов недвижимости Kalinka Group.— Потому что кому на самом деле интересно все это внутреннее убранство, интересный фасад и прочие внешние преимущества исторического здания? Разве только владельцам дорогих ресторанов и отелей, которым нужна особая атмосфера. Для остальных, то есть большинства, главную роль играет локация, и биография объекта скорее обременение". Обременение для зданий, входящих в списки культурного наследия (федеральные или региональные), одинаковое: ничего не менять и не перестраивать, на любую перепланировку и реставрацию получать кучу разрешений, как и на каждую вывеску и дополнительную рекламу.
В России готовность доплачивать за исторический интерьер ниже чем в мировых столицах. "На рынке нет заинтересованности в покупке и аренде объектов, расположенных в исторических зданиях. В основном такая сделка влечет за собой сложности и налагает дополнительную ответственность на владельца и арендатора,— говорит Левченко.— Старинный купеческий дом вряд ли помогает его владельцу или арендатору привлекать больше клиентов. Покупатели реагируют на бренд, популярную торговую марку.
Неготовность инвесторов доплачивать за исторические интерьеры вкупе с неготовностью властей противостоять намерениям инвесторов закончилась известно чем: только за последние 20 лет в Москве разрушено более тысячи исторических зданий. В Санкт-Петербурге уничтожением исторических памятников занимались не с таким рвением, но в отсутствие инвестиций часть их разваливается сама собой. Относительно повезло разве что Невскому Пассажу: сменив нескольких нерадивых инвесторов, здание досталось американской Jensen Group, которая сейчас заканчивает реконструкцию. В Подмосковье объектам культурного наследия тоже, казалось, повезло: в программу "Усадьба за рубль" через год после ее начала пришел единственный инвестор — бывший казанский чиновник и девелопер Алексей Семин. Он скупил девять исторических усадеб и приступил к их реставрации. Вскоре, однако, везение кончилось: Семину предъявили обвинение за страшный пожар в казанском ТК "Адмирал" и теперь бизнесмен в опале.
Читать статью полностью http://www.kommersant.ru/doc/2713915
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.