Инновационныя процесс и его стадии, - при становлении экопромышленных и экосоциальных систем и получении полезного рыночного продукта, - представимы в качестве следующей общей схемы:
Ученый → Идея → научный продукт → Научный коллектив (Ученый + научные работники) → научно-прикладной продукт → Матрица → Футурзона → инновационный процесс → Массивы практик → продукция → Рынок (потребитель) /1/.
Ученый формулирует свою идею в процессе своей творческой научной деятельности, облекает ее в определенную форму и создает научный продукт обладающий стоимостью.
Продукт труда ученого может существовать в объективной реальности в виде: открытия, закона, учения, теории, метода и модели познания, философского императива, определения, изобретения, постановочной задачи, форсайта, концепции, проекта, программы, схемы, формулы, лекции, публикации в СМИ и интернете, печатного труда, технологического процесса и т.п., - и обладает рыночной стоимостью. В процессе творческого труда только ученый создает новое знание.
Первым признаком умственного труда, К.Маркс в «Теории прибавочной стоимости» представляет – труд, имеющий «своим результатом такие товары (продукты / прим авт.), такие потребительские стоимости, которые обладают самостоятельной формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю, - которые, следовательно, способны сохранять свое существование в промежутке времени между производством и потреблением и, стало быть, могут обращаться в течение этого времени как пригодные для продажи товары /2,3/.
Второй вид умственного труда по Марксу проявляется в том случае, когда, «производимый продукт неотделим от того акта, в котором он производится, как это имеет место у всех художников – исполнителей, ораторов, актеров, учителей, врачей…».
К.Маркс сформулировал определение труда научного работника в качестве одного из видов умственного труда, относящегося к сфере материального производства, характеризующегося тем, что его носители работают «преимущественно только головой» и вместе с теми, кто занимается физическим трудом, «непосредственно участвуют в производстве материального богатства», - третий признак умственного труда /2,3/.
В непосредственной деятельности и труде ученого имеют место, прежде всего признаки первого и второго видов умственного труда сферы нематериального производства, в том числе и элементы третьего признака, как и то, что в некоторых случаях ученый и научный работник могут быть представлены в одном лице.
В свою очередь, труд научных работников научно-исследовательских организаций относится преимущественно к первому виду, а труд профессорско-преподавательского состава ВУЗов – преимущественно ко второму виду умственного труда. Здесь также оба вида умственного труда могут сочетаться в одном человеке, что мы и видим часто в современной отечественной вузовской науке. В условиях современной научно-технической революции, когда социальная функция науки существенно изменилась и наука, прокладывая пути техническому прогрессу, стала непосредственно производительной силой, в труде ученых и научных работников (прежде всего, естественно-технических направлений) отчетливо проявляются признаки и третьего вида умственного труда сферы материального производства, который характерен в своей основе для инженерно-технических работников.
Научный труд отличается особенно большой долей живого труда, характеризуемого высокой ролью личности, сложностью его измерения, нормирования и административной регламентации.
Творческий труд ученых, труд научных и научно-педагогических работников, как уже отмечалось, предполагает особые способности и длительную подготовку, в ходе которой эти способности развиваются и совершенствуются /3/, и часто, из среды научных работников вырастают крупные ученые.
Как же квалифицирует личность научного работника современное законодательство:
- Научный работник (исследователь) - по определению Федерального закона от 23.08.1996 N 127 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике": гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).
- А. Учёный - тот, кто является высококвалифицированным специалистом в какой-либо области науки.
- В.:
- b.1. Обладающий обширными и глубокими познаниями в какой-либо области науки.
- b.2. Относящийся к науке, связанный с нею; научный.
- b.3. Получивший специальные знания в какой-либо области; выученный.
(Толковый словарь Ефремовой. // Т. Ф. Ефремова. 2000.).
Нау́чный сотру́дник — общее название учёных, занимающихся наукой, а также одна из конкретных категорий таких учёных /https://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_сотрудник/.
Квалификационные требования научных сотрудников в России:
Учёная степень (доктор или кандидат наук), наличие научных трудов или авторских свидетельств на изобретения, реализованных на практике научныx проектов и разработок и т. д.
Должности научных работников:
- Младший научный сотрудник
- Научный сотрудник
- Старший научный сотрудник
- Ведущий научный сотрудник
- Главный научный сотрудник
Учёные степени научных работников:
- Кандидат наук
- Доктор наук
Учёные звания научных работников:
- Доцент (к нему приравнены существовавшие ранее ученые звания «старший научный сотрудник», «доцент по кафедре» и «доцент по специальности»).
- Профессор (к нему приравнены существовавшие ранее ученые звания «профессор по кафедре» и «профессор по специальности»).
Также, научная работа - это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
Научные работники - лица систематически занятые научной или научно-педагогической деятельностью в научных учреждениях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях. К ним относятся все лица, имеющие ученую степень или ученое звание, независимо от места и характера их работы; лица, ведущие научно-исследовательскую работу в научных учреждениях и научно-педагогическую работу в высших учебных заведениях, независимо от наличия ученой степени или звания, а также специалисты промышленных предприятий, проектных, проектно-конструкторских и проектно-технологических организаций, не имеющие ученой степени или звания, но ведущие научную работу.
В числе научных работников не учитываются техники и лаборанты, не имеющие высшего образования, аспиранты и стажеры-исследователи, а также лица из состава научно-вспомогательного персонала, привлекаемые для выполнения лишь опытных и экспериментальных работ /http://allsummary.ru/480-opredelenie-nauchnoy-raboty-nauchnye-rabotniki.html/.
Таким образом, гражданин, занимающийся творческой научной деятельностью и трудом, может быть ученым, а равно и научным работником и сотрудником. Брендом ученого является его имя собственное. Ученый может сотрудничать с субъектами экономики и структурами государственной системы на основе государственно-частного партнерства по договору от имени физического лица, либо в качестве научного работника или научного сотрудника.
Литература
- Булатов Р.И. // Экопромышленные системы против бегства творческого продукта, падения научного и человеческого потенциалов / журн. «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда», №1(87), январь 2014 г.
- Маркс К., Энгельс Ф.// Теория прибавочной стоимости/Соч., т.26, ч.I, с 421, 422.
- Лебин Б.Д., Рассудовский В.А., Цыпкин Г.А. // Научный работник (права и обязанности)/АН СССР, Иниститут государства и права, изд. «Наука», Л.: 1982.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.