Сегодня тайны бухгалтерии казанских перевозчиков на пресс-конференции в «Метроэлектротрансе» буквально вывернул наизнанку председатель комитета по транспорту исполкома Айдар Абдулхаков. От солярки до стоимости шин, от зарплаты до цен на запчасти — весь спектр затрат публикует «БИЗНЕС Online». Между тем тарифное дело, в котором заявлена цена билета в 26 рублей, госкомитет по тарифам может рассмотреть до конца марта — и уже с 1 апреля казанцам придется платить по-новому.
Мэрия и перевозчики согласовали цену билета на уровне 26 рублей при оплате наличными и 23 рубля — транспортной картой. Цена билета будет единой для всех видов транспорта |
«ЕСЛИ СЕЙЧАС НЕ ПРИНИМАТЬ СРОЧНЫЕ МЕРЫ ПО ТАРИФУ, МАРШРУТЫ ВСТАНУТ»
Сегодня себестоимость одной поездки на казанском «краснобусе» раскрыл председатель комитета по транспорту казанского исполкома Айдар Абдулхаков. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», он заявил, что исполком уже отправил заявку с ценами в госкомитет по тарифам. В результате компромисса мэрия и перевозчики согласовали цену билета на уровне 26 рублей при оплате наличными и 23 рубля — транспортной картой. Цена билета будет единой для всех видов транспорта. Повышение планируется с 1 апреля, надеется Абдулхаков. Он заметил, что за льготников — их среди пассажиров более 30% — бюджет РТ будет платить прежнюю цену в 15 рублей. Малообеспеченные слои населения, по словам Абдулхакова, защищены по-прежнему: дети до 7 лет вправе ездить бесплатно, а проездные билеты будут пока стоить как и раньше. И это неплохая экономия: билет на 50 поездок стоит 750 рублей за месяц, то есть одна поездка обходится в 15 рублей. А безлимитный проездной на все маршруты автобусов будет стоить 1700 рублей, как и сейчас.
Напомним, что вопрос цены билета накалился после того, как перевозчики в своем открытом письме назвали справедливой цену билета в 28 рублей. 13 транспортных компаний заявили, что докатились до кризисной черты и в перспективе им придется сокращать число автобусов на маршрутах. Говоря о письме перевозчиков, Абдулхаков акцентировал: письмо не стоит воспринимать как ультиматум.
«Это был не ультиматум. Это был крик души, — образно описал эмоциональный посыл перевозчиков Абдулхаков. — Физический износ подвижного состава таков, что если сейчас не принимать срочные меры по тарифу, то это приведет к тому, что маршруты встанут».
Первоначально с просьбой о повышении тарифов перевозчики обращались в госкомитет еще в конце 2014 года. Тогда тарифы увеличивать не стали. «Обращаю внимание на то, что год был кризисным. На общем собрании было принято решение, что в 2015 году перевозчики потерпят — с тем, чтобы посмотреть, куда вынесет экономика и куда пойдет течение. Оно сегодня пошло так, что сложилась ситуация, когда износ таков, что не повышать мы больше не можем. Поэтому перевозчики повторно обратились в госкомитет в сентябре-октябре 2015 года».
«Основной сегодняшний посыл транспортников в том, что в 2011 году им был установлен тариф в 18 рублей, 16 и 15 рублей — по электронной карте. И с тех пор в Казани цена поездки повысилась лишь единожды, до 20 рублей. При этом официальная инфляция, по данным Росстата, составила за это время 51%, причем из них за два последних года инфляция — 25,6 процента», — рассказал Абдулхаков. Также он отметил резкое повышение курса валют, упомянув и импортную начинку отечественных автобусов.
Износ автобусного парка в Казани на сегодняшний день составляет 45% (фото: sodruzhestvoppk.ru) |
ЭКОНОМИКА БИЛЕТА: ПОЧЕМ СОЛЯРКА, РЕМОНТ, ЗАРПЛАТА И САМ АВТОБУС?
Наши читатели в своих комментариях буквально требовали раскрыть экономику проезда в общественном транспорте. И не только читатели — блогер «БИЗНЕС Online» Тимур Ямашев, изучив имеющиеся в свободном доступе цифры, задался вопросом: а справедливо ли повышать цену билета на 8 рублей, имея убыток с пассажира в 26 копеек?
По просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online» председатель комитета по транспорту рассказал, что ведомство подготовило подробные таблицы с расчетом себестоимости одной поездки на автобусе по данным 2015 года. Затраты расписаны по пунктам. Дизельное топливо — 5,91 рубля, ФОТ с начислениями — 8,31 рубля, ремонтный фонд и запчасти — 1,25 рубля, шины — 0,42 рубля, ОСАГО и КАСКО — 0,10 и 0,21 рубля соответственно. Еще 0,10 рубля составляет транспортный налог, 0,15 — страхование ответственности, 5,44 рубля — лизинговый платеж и 2,14 рубля — общехозяйственные расходы. Итого расчетная стоимость одной поездки выходит равной 24,03 рубля, а с рентабельностью в 5% — 25,23 рубля.
При существующих же тарифах, отметил Абдулхаков, средний платеж за поездку составляет 17,76 рубля. Почему? Лишь 24% пассажиров платят по полному тарифу, а 41% — по 18 рублей, еще 35% — по 15 рублей. В итоге возить получается невыгодно.
Бичом предприятий стал и рост цен на запчасти. По словам Абдулхакова, в последние два года по некоторым позициям рост составил все 100%. «И когда средства массовой информации пытаются рассчитать себестоимость тарифа, не учитывается одно — что убытки складываются из фактически произведенных затрат. То есть когда вы не можете позволить себе вовремя завести шину, а шину надо поменять через 80 тысяч пробега, фактические затраты у вас — только через 110 тысяч пробега. Но лысая шина ведет к перенагрузке на мосты. То есть к повышенному расходу масел. И так далее, и так далее. Это вопрос безопасности прежде всего. Соответственно, когда мы говорим, что у нас с 2006 - 2007 года автобусы, которым по 7 - 10 лет, у которых пробег более миллиона, вы не смотрите на то, что они выглядят у нас очень хорошо. Мы их каждый год приводим в надлежащее состояние. Ситуация такая, что у них идет физический износ. Они подлежат замене».
Износ автобусного парка в Казани на сегодняшний день составляет 45%. «В течение 3 лет нам необходимо произвести замену 350 автобусов, которые были приобретены в 2006 - 2008 годах и которые полностью физически износились», — добавил спикер. При этом напомнил, что в 2013 - 2015 годах автобусный парк в городе был обновлен на 60%. Но с тех пор изменилась цена автобуса — сегодня она достигла 8,6 млн. рублей, хотя в додевальвационные годы транспортники покупали технику по 4 - 6 млн. рублей.
В госкомитете РТ по тарифам подтвердили получение консолидированного заявления от заказчика перевозок. В пресс-службе ведомства также сообщили, что в соответствии с заведенным порядком будет открыто тарифное дело. Предложение госкомитета об установлении тарифов, которое может отличаться от заявления перевозчиков, рассмотрит согласительная комиссия. После этого правление госкомитета примет соответствующее решение. «В настоящее время указанное заявление рассматривается в соответствии с установленным порядком, производятся необходимые расчеты. Дата рассмотрения вопроса согласительной комиссией госкомитета еще не назначена», — сообщили в пресс-службе ведомства на запрос корреспондента «БИЗНЕС Online». К слову, решение госкомитета вступает в силу после 10 дней с даты регистрации и опубликования на сайте минюста РТ.
Асфан Галявов: «Нам необходимо тарифное урегулирование. Себестоимость перевозки в метро — 31,8 рубля, в трамвае — 36,3 рубля, троллейбусе — 37,2 рубля» |
КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ПАССАЖИР ВЫБИРАЕТ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ
Что же до электротранспорта, то каждый четвертый пассажир (26,5%) ежедневно входит в двери метро, трамвая или троллейбуса. Городской электротранспорт за 2015 год перевез 67,3 млн. пассажиров. 17,5 млн. — доля трамвая, 18,8 млн. — троллейбуса, 31 млн. — метро. Более 2,7 тыс. человек обеспечивают работу этой махины, и среднемесячная зарплата — 26,7 тыс. рублей.
В планах на 2016 год — вновь заявить программу поддержки автомобильной промышленности для субсидирования и покупки нового подвижного состава. Сегодня 60 троллейбусов в Казани уже отработали на линии более 30 лет, и 41 трамвай имеет срок эксплуатации более 15 лет, сообщил гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. Обновление, конечно, идет — при поддержке Рустама Минниханова. Галявов напомнил, что в марте и апреле ожидается поступление 40 троллейбусов и 10 новых трамваев, средства на которые выделил президент республики. При этом он обратил внимание на то, что в текущем году субсидирование из федерального центра на приобретение подвижного состава будет составлять 50% (против 15% годом ранее). Так что перспективы вырисовываются не самые плохие.
Из других планов предприятия — участие в строительстве и открытии новой станции метрополитена «Дубравная», в работе по слаботочным системам, по выносу перегонов трамвайных путей над «Дубравной». На вопрос, как будет дальше развиваться метро после окончания строительства этой станции, Галявов отметил, что далее движение пойдет по улице Фучика, в сторону Кварталов. Открытие же «Дубравной», по его словам, должно увеличить пассажиропоток на 10%.
Что касается тарифов, то Галявов поддержал общий тренд на увеличение стоимости проезда.
«Нам необходимо тарифное урегулирование, — поддержал Галявов общую позицию транспортников. — Цена проезда за наличные пока 20 рублей. А себестоимость перевозки в метро — 31,8 рубля, в трамвае — 36,3 рубля, троллейбусе — 37,2 рубля. Повышение заработной платы на предприятии в этом году тоже остро необходимо».
Говоря о грядущем повышении цен, он отметил: решение еще не принято, но если изменения не будут приняты, транспорт умрет.
«Если вы помните, даже в 2005 году тысячелетие Казани мы встретили пазиками, «газелями»... В городе был хаос. На сегодняшний день регулярность городских маршрутов очень высокая. Сегодня уже казанцы привыкли, что автобусы, трамваи, троллейбусы ходят часто, практически на уровне Европы. А в российских городах, если сейчас не повышать тарифы, то нечем будет ремонтировать автобусы, трамваи, троллейбусы, нечем будет платить людям заработную плату». В заключение он напомнил, что при сложном графике работы кондукторы и водители, так же как и остальные, хотят получать достойную зарплату и кормить семью.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 348
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.