Надо избавляться от товаров «неместного» производства, перестать вкладывать деньги в американские облигации, поставить силовиков на стражу интересов молодежи и сделать Кукмор похожим на Японию — такой пестрый ряд мер предложили сегодня участники праймериз «ЕдРа», собравшиеся поговорить о малом бизнесе. Корреспондент «БИЗНЕС Online» наблюдал, как депутат Богуславский рассуждал о Сталине, а его коллега Хайров не нашел в России товаров на экспорт кроме титана, каучука и самолетов «Суперджет».
Ирек Богуславский: «Если появятся федеральные целевые программы, нацеленные на развитие дорог, инфраструктуры, производств, и эти процессы будут освобождены от коррупции, то тогда никакой инфляции не возникнет» |
ПОЧЕМУ ВОЖДЬ НАРОДОВ «БЫЛ ПРАВ», А ВКЛАДЫВАТЬ В АМЕРИКАНСКИЕ ОБЛИГАЦИИ — ЭТО БРЕД
«Мы будем говорить о развитии малого бизнеса, малого! — строго поднял указательный палец ведущий, оглашая тему очередных дебатов («Экономическая политика и развитие малого бизнеса») в рамках праймериз «Единой России», которые состоялись сегодня утром в исполкоме правящей партии. Ремарка, видимо, была уместной, поскольку за дискуссионными стойками в зале расположились преимущественно тяжеловесы: два действующих депутата Госдумы — Ирек Богуславский и Ринат Хайров — директор торгового центра «Бахетле-1» Дмитрий Кобзев и даже один японовед, более 20 лет отработавший с японскими компаниями, — замдиректора по странам Азиатско-Тихоокеанского региона компании «БК» Рафаэль Валиуллин. На малый и средний бизнес (МСБ) они взирали с высоты собственного должностного и имущественного роста. Тем не менее все-таки сумели различить его в ворохе законов, корпораций и надежно сколоченных олигархических капиталов и даже вынесли оптимистический вердикт: пациент скорее жив и нуждается в дополнительных инструкциях.
Родоначальнику «Нэфиса», думскому депутату Богуславскому повезло родиться с фамилией на букву Б, поэтому в длинной череде дебатов, ранжируемых в алфавитном порядке, он неизменно выступает первым. Вот и на этот раз ведущий почтительным кивком передал ему слово, после чего Богуславский заговорил о Сталине, который в «этом был прав».
«Для начала надо понять, что такое экономическая политика, — предложил депутат. — Своего рода это комплекс мер, отраженный в законах. Можно привести пример из нашего недавнего прошлого. Самый главный спор между Сталиным и троцкистами сводился к тому, что развивать: группу А или группу Б. Сталин был за то, чтобы развивать производство средств производства, то есть машиностроение, станкостроение (А), а бухаринцы (здесь Богуславский зачем-то отождествил любимого ленинского экономиста Бухарина с троцкистско-зиновьевским блоком — прим. ред.) — за то, чтобы продвигать легкую промышленность. Благодаря тому, что Сталин оказался, безусловно, прав, мы победили и при Халхин-Голе, прошли Вторую мировую войну».
Похвалив вождя народов, думец посетовал, что сегодня «такой четкой экономической политики, которая определяется законами и отражена в какой-то программе, не существует». А «она должна быть», заключил Богуславский.
Заявив о своей патриотической позиции, депутат от Татарстана тут же напросился и на «патриотический вопрос», заданный ему из зала. «Деньги — это кровь экономики, — риторически заявил активист из группы поддержки Валиуллина. — Но из экономической прессы мы знаем, что РФ увеличила закупки американских облигаций, тем самым вкладывая средства в экономику США. Почему это происходит?»
«Мое мнение: это полный бред — закупка американских облигаций, — резко отреагировал Богуславский. — Конечно, вся нынешняя финансовая политика не должна быть такой, как сейчас, мягко скажем. Экономике нужны длинные дешевые деньги. Но нам говорят, что в этом случае нас затронет проблема инфляции. Однако чтобы этого не произошло, существуют регуляторы, которые должны позаботиться, чтобы деньги не появлялись на бирже и чтобы там не было этих игр. Если появятся федеральные целевые программы, нацеленные на развитие дорог, инфраструктуры, производств, и эти процессы будут освобождены от коррупции, то тогда никакой инфляции не возникнет, а экономика станет процветать».
«Что для этого нужно?» — настаивал активист.
«У нас сходятся мнения? — поинтересовался участник праймериз у своего оппонента. — Вот надо, чтобы и у правительства, и у законодателей теперь они сходились. Законы нужны, но в первую очередь нужна философия и понимание. Конечно, не нужно выбрасывать за рубеж то, что нужно нам самим».
Однако оппонент у Богуславского попался назойливый и захотел, по выражению ведущего, «еще что-то услышать, хотя ответ был достаточно острым». Депутату от «Единой России» напомнили, что «правительство и законы формирует та фракция, которая победила на выборах».
«Все как у людей, — вздохнул Богуславский. — Без ошибок не бывает. Самое главное: их вовремя осознать и встать на путь исправления».
Демид Емельянов сразу обозначил, что будет защищать бизнес-интересы «молодежи до 30 лет» |
ПОХОЖ ЛИ КУКМОР НА ЯПОНИЮ, И МОГУТ ЛИ СИЛОВИКИ ЗАЩИТИТЬ МОЛОДЕЖЬ ОТ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Второй по алфавиту участник дебатов Валиуллин запомнился преимущественно тем, что хвалил Японию и Кукмор. Почему родина сакуры слилась в его голове с татарстанской «родиной валенок», стало понятно из его биографии, которую он (при помощи ведущего) сам же и рассказал. Родился в Кукморском районе, учился в МГИМО, где специализировался по Японии, а затем добрую часть жизни посвятил работе с японским бизнесом (в настоящее время даже входит в ассоциацию японоведов).
«Японию трясет, заливает цунами, но это третья экономика мира», — констатировал Валиуллин стрессоустойчивость островных дзэн-буддистов. Что касается «родного Кукмора», то он тоже большой молодец, хотя с цунами, слава богу, не знаком. «Вокруг каждого нового технологичного производства надо создавать парк татарстанских предприятий, которые бы их снабжали необходимыми услугами, — предложил Валиуллин. — В настоящее время многие предприятия импортируют продукты и услуги из Китая, Кореи, в то время как надо развивать собственную нишу. Второе: надо активно использовать те меры господдержки, которые объявлены правительством. Например, в Кукморе утверждена программа финансирования промплощадки: завод металлопосуды будет создавать свои малые предприятия, вследствие чего появится 300 новых рабочих мест, а производство посуды увеличится до 1,5 миллиардов».
«Что вы думаете о программе импортозамещения? — спросили Валиуллина из зала, сверившись со шпаргалкой на женских коленях. — Может ли Россия быть полностью независимой от импорта?»
«Надо просто упорно трудиться, — раскрыл кандидат главный «японский секрет», опять приведя в пример успешные компании Японии. Ну и, разумеется, не забыл про Кукмор. По словам Валиуллина, из трех предприятий, с которыми ему довелось общаться на родине, два относятся к малому бизнесу (а это с выручкой до 800 млн. рублей по закону 15-го года, напомнил японовед). «Там никто не сокращает свой персонал, все думают о развитии. Швейная фабрика поставляет свою продукцию далеко за пределы Татарстана. ...Фонд Бравермана может выдать ей дешевый кредит под 10 процентов на оборотный капитал. Это хорошие дешевые деньги на малый бизнес».
Есть в Кукморе и другое предприятие, на которое можно равняться, — лидер российского рынка (в своей сфере), валяльно-войлочный комбинат. «В прошлом году на них вышло минэкономики РТ с предложением компенсировать 50 процентов капзатрат на закупку оборудования. В прошлом году купили немецкий станок, сейчас минэкономики собирает документы, чтобы компенсировать половину его стоимости. Спрашиваю директора: а куда денете компенсацию? Отвечает: купим новый станок», — рассказал Валиуллин с гордостью.
Следующий дебатирующий, Демид Емельянов, гендиректор юридического центра «Знать», тоже сразу же обозначил собственную фишку: он будет защищать бизнес-интересы «молодежи до 30 лет». «Начинающего предпринимателя надо оградить любыми способами от бюрократии и коррупции на местах, — бегло читал Емельянов с бумажки. — Поэтому мной будет предложено на законодательном уровне уменьшить в два раза размер госпошлин молодым людям до 30 лет, которые в первый раз решили открыть свое дело. Установить льготное налогообложение на начальном этапе развития бизнеса сроком до двух лет в Татарстане...»
— А вы не боитесь, что тех, кто «до 30 лет», будут активно использовать те, кто «после 30», а эффект в экономике будет таким же? — уточнил ведущий.
— Необходимо установить жесткий контроль, чтобы не было таких инцидентов, — замялся Емельянов.
— Силовики? — искренне удивился ведущий.
— Можно и силовиков, — пожал плечами кандидат.
Дмитрий Кобзев: «За последние 5 лет 2,5 миллиона предпринимателей прекратили свою деятельность. Бюджет недополучил 8,4 миллиарда рублей» |
«ЭТО НАШИ ДЕНЬГИ, МЫ ДОЛЖНЫ ИХ ВЕРНУТЬ»
Четвертый участник словесной дуэли, представитель «Бахетле» Кобзев поразил зал цифрами. «В России на конец 2015 года зарегистрированы 3 миллиона 600 предпринимателей, но за последние 5 лет 2,5 миллиона прекратили свою деятельность, — рассказал Кобзев и тут же сделал шокирующий вывод. — Бюджет недополучил 8,4 миллиарда рублей».
В Татарстане, по словам одного из руководителей республиканского ретейла, сегодня зарегистрированы 88 тыс. предпринимателей, хотя 5 лет назад их было 125 тысяч. Тенденция очевидна. «При этом надо признать, что РТ проводит свою глубокую и системную политику по поддержке МСБ, — спохватился Кобзев. — Действует программа по развитию МСБ в республике, «дорожная карта» по ее осуществлению, работают технопарки и ІТ-парки и прочее».
Наиболее радикальное предложение, прозвучавшее в этот день от предпринимателя, касалось того, как можно «оставить деньги внутри периметра республики и страны». «Для тех, кто выводит за периметр, законодательство должно быть усложнено, — сформулировал Кобзев. — Это наши деньги, мы должны их вернуть».
Директор строительно-монтажной компании «Спецстройсервис» Евгений Моисеев решил, видимо, по примеру Валиуллина, удивить зал своей биографией. Скороговоркой он поведал, как «в течение 5 лет возглавлял ассоциацию молодых предпринимателей в РТ», потом вошел в состав экспертной группы местного отделения АСИ т. п.
Моисеева между тем спросили, почему МСБ невыгодно нанимать официальных сотрудников и что с этим делать. «МСБ как можно меньше старается привлекать наемных сотрудников на постоянной основе, — признал бизнесмен. — Стараются заключать договоры временного найма. Объемы работ непостоянные, сегодня один вид деятельности осуществляется, завтра другой. Полный штат сотрудников невыгоден».
— Но как вы предлагаете с этим бороться?
— Нужно расширять рынок сбыта и объемы работ для малого бизнеса, — лаконично открестился Моисеев.
Евгений Моисеев: «Нужно расширять рынок сбыта и объемы работ для малого бизнеса» |
«К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ НАДО ОТНОСИТЬСЯ БЕРЕЖНО, КАК К ДЕТЯМ»
В сухой рассказ о своей работе едва не погрузился и думский депутат Хайров. «Что сделано Госдумой для поддержки МСБ? — сам себя спросил Хайров и начал с готовностью перечислять. — Принят федеральный реестр проверок, который резко поднимает защищенность бизнеса. Оператором реестра является генпрокуратура РФ. Введение реестра осуществляется в несколько этапов: с 1 июля 2015 года — по федеральным проверкам, с 1 июля 2016 года — по республиканским проверкам, а с 1 января 2017 года — по муниципальным проверкам. Второй федеральный закон (ФЗ-275) направлен на реализацию антимонопольных мер». Читая по шпаргалке, народный избранник лишь единожды запнулся на словах «считаю необходимым повысить налоговую нагрузку», но тут же поправился: «Не повышать налоговую нагрузку до 2018 года».
Группа поддержки Богуславского задала Хайрову «коварный вопрос»: как нарастить отечественный несырьевой экспорт? Какая отечественная продукция уже сейчас может быть представлена на мировых рынках?
«Это металлургия, — не растерялся депутат-кандидат. — АВИСМА, которая сейчас поставляет титан, востребованный в таких корпорациях, как «Боинг», «Аэробус». Минеральные удобрения, вооружение наше, которое с каждым годом наращивается и на мировом рынке востребовано Азией и частично Европой, а также Китаем. Это и нефтехимическая продукция: всевозможные каучуки и полиэтилены. А среднемагистральные самолеты «Суперджет» востребованы Китаем: в контракте упомянуты порядка 100 самолетов... Я думаю, все», — развел руками Хайров.
Упомянул думец и о «широких полномочиях недавно созданной корпорации по развитию МСБ». По его данным, на сегодняшний день корпорация предоставила предпринимателям около 4 тыс. гарантий на общую сумму примерно 23 млрд. рублей. А общая сумма выданных кредитов (с гарантиями) — более 50 млрд. рублей.
Впрочем, несмотря на уже принятые меры, МСБ, как заметил коллега Хайрова Богуславский, все равно продолжает оставаться в «зачаточном» и одновременно «загибающемся состоянии». «Вы видели во Франции, Германии или Англии, чтобы было такое количество товаров неместного производства? — вопросил Богуславский. — Нигде такого нет. Наших надо защищать, надо помогать. Нужно бережно к ним относиться, как к детям, чтобы предприниматели понимали: на 10 - 15 лет их обеспечат всем, а потом выведут в средние и большие бизнесмены». Он предложил отменить для МСБ все налоги, кроме подоходного...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.