В лакировке действительности попытались упрекнуть вчера Росалкогольрегулирование участники совещания в Общественной палате РТ, посвященного проблемам внедрения ЕГАИС. Дескать, и задержки на кассах вовсе не «секундные», и подключение к системе обходится не в обещанные «тысячи рублей». Чиновники, как услышал корреспондент «БИЗНЕС Online», довольно успешно отбивались, указывая некоторым критикам на их чрезмерную предприимчивость и убеждая продавцов перетерпеть «издержки начального этапа».
Вчера в казанском Кремле на площадке Общественной палаты РТ обсудили проблемы внедрения системы ЕГАИС
«ЗАДЕРЖКИ НА КАССЕ — МЕНЬШЕ СЕКУНДЫ»
Вчера в казанском Кремле на площадке Общественной палаты РТ обсудили проблемы внедрения системы ЕГАИС. На очередную встречу с бизнес-сообществом РТ из Москвы приехал начальник управления информатизации центрального аппарата Росалкогольрегулирования (РАР) Антон Гущанский. В последнее полугодие он частый гость республики — контролируя ввод ЕГАИС в пилотном российском регионе, он уже провел несколько встреч в Казани и Закамье. Вопросы регулятору задавали глава алкогольной ассоциации РТ Ольга Апенкина, исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова, представители торговой сети «Августина», оптовых дистрибьюторов спиртного.
Как объяснил гостям модератор встречи Артур Мустаев, Общественная палата не смогла пройти мимо горячей темы ЕГАИС: обнаружив бурные обсуждения в прессе и соцсетях, члены палаты решили собрать участников процесса, чтобы окончательно уладить возникшие разногласия. Политическую нотку в мероприятие добавил председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин, пообещавший направить записку о результатах дискуссии во властные органы. «Если это требует (помощи) кабинета министров, значит, в кабинет министров, если это требует правового регулирования в республике — в Государственный Совет. Если федерального уровня — у нас и там есть депутаты. Тем более они сейчас в праймериз участвуют, обещают много», — не преминул заметить Фомин.
Вслед за ним глава Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко привычно рассказал о том, как ЕГАИС широко шагает по республике. Он напомнил, что в Татарстане к системе уже подключены 7,4 тыс. торговых точек, они регистрируют в федеральной базе данных все поступившее в оборот спиртное. К июлю 2016 года 3,4 тыс. из них должны перейти на новый этап освоения системы — фиксировать продажу каждой бутылки на руки покупателю, и 1,2 тыс. точек, то есть 36%, уже это сделали. Остальных же Марченко попросил освоить технологию заранее и «не ждать часа икс, чтобы наступил коллапс на алкогольном рынке». «Времени осталось очень мало, полтора месяца пролетят достаточно быстро», — напутствовал он. У подключившихся к новому этапу ЕГАИС еще есть время протестировать новшества и в случае неполадок прекратить продажу через сканер, чтобы исправить ошибки. «После 1 июля сделать это будет невозможно, разве что приостанавливать торговлю», — предупредил чиновник. Он напомнил, что последнее предпринимателю крайне невыгодно: 17 - 20% от объема продаж любого продуктового магазина приходится на алкоголь и сопутствующие товары.
Политическую нотку в мероприятие добавил председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин, пообещавший направить записку о результатах дискуссии во властные органы
Позитивом был наполнен доклад Гущанского, который в течение всей встречи легко парировал критические замечания участников круглого стола. По-видимому, в ведомстве получили результат по ЕГАИС выше ожиданий, «головокружение от успехов» чиновник попытался передать и взявшему на себя все бремя нововведений бизнесу. Гущанский объехал целый ряд населенных пунктов и ни в одном магазине, подключенном к ЕГАИС, проблем с продажей спиртного не обнаружил: «Задержки на кассе — меньше секунды». У крупных ретейлеров, таких как X5 Retail Group, «Тандер», технические решения получились простейшие: «Тот же Х5 использует один транспортный модуль с четырех тысяч магазинов».
Гущанский особо подчеркнул, что больше никаких отсрочек по действиям штрафов для бизнеса, не перешедшего в ЕГАИС, не будет (напомним, действие штрафов за продажу алкоголя вне системы первого этапа ранее переносили с 1 января на 20 апреля). Такое развитие ситуации теоретически возможно лишь для регионов, где процент подключения очень низок, но это крайне маловероятно: в мае массово подключается крупный ретейл. А на 29 мая назначено совещание с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, на котором планируется презентовать успехи ЕГАИС в России, и изменений в сроках внедрения системы не ожидается. «Если вы все придете 30-го числа [июня], никакой адресной помощи не получите», — поторопил Гущанский.
«ЧТОБЫ ВЫ ПОДДЕРЖИВАЛИ ТРАДИЦИОННУЮ РОЗНИЦУ, КОТОРАЯ ЕЩЕ ЖИВА»
Главный защитник интересов продавцов спиртного в Татарстане Апенкина ожидаемо снизила градус позитива чиновников. Напомним, именно она на январском заседании Госалкогольинспекции РТ вопреки радужным отчетам ведомства заявила о коллапсе на рынке отгрузок спиртного и логистическом кошмаре. Тогда глава алкогольной ассоциации РТ сравнила запуск ЕГАИС с запуском космического аппарата, напомнив москвичам, что сельская глубинка порой не в состоянии освоить не то что новую IТ-систему, но даже стандартные компьютерные программы. К слову, в таких же выражениях объяснял суть внедрения контрольной системы для мелкой розницы и директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз: в интервью «БИЗНЕС Online» он говорил, что «для подавляющего числа регионов ЕГАИС — это просто космос».
Апенкина признала: многие проблемы с ЕГАИС решаются, но вопросы все же остаются. «Не могу сказать, что технических проблем совсем нет. На самом деле каждая отдельно взятая торговая точка и каждый отдельно взятый оптовик испытывают огромные проблемы с коммуникацией своей учетной системы с универсальным транспортным модулем (УТМ). Работает огромное количество программистов, оплачиваются дополнительные деньги, потому что доработки в УТМ делаются, — отметила она. — Но весь рынок Татарстана понимает необходимость внедрения системы, и уже вопроса, необходимо это или нет, в принципе не стоит».
Игорь Марченко рассказал, что в Татарстане к системе ЕГАИС уже подключены 7,4 тыс. торговых точек, они регистрируют в федеральной базе данных все поступившее в оборот спиртное
Апенкина категорически не согласилась с оценкой Гущанского о «доле секунды», на которую задерживает продажи спиртного регистрация в ЕГАИС: по ее словам, в разных магазинах процесс идет с разной скоростью. Здесь главу алкогольной ассоциации РТ поддержала и представитель «Августины». Этот вопрос волновал и Фомина: по его словам, это место, где создадутся очереди, пойдет негативная оценка населения всей системы. «Поэтому я обращаюсь к алкогольной инспекции Татарстана, чтобы вы, как и ранее, поддерживали традиционную розницу, которая еще жива, исчерпывающими разъяснениями на сайте», — обратилась к Марченко предпринимательница. Сейчас же разъяснения на сайте РАР по внедрению ЕГАИС зачастую непонятны и вызывают разночтения, отметила Апенкина. Кстати, на плохую работу по информированию со стороны ведомства пожаловались почти все участники круглого стола. Так, главный бухгалтер ООО «Премьер» (оптовый дистрибьютор алкоголя) Лариса Акаева и вовсе предложила РАР аттестовывать персонал на профпригодность, поскольку сейчас сотрудники ведомства дают бизнесу путаные указания. Гущанский пообещал, что, хотя ведомству и приходится ежедневно обрабатывать «миллион документов», а сотрудникам — отвечать на массу звонков, работу постараются наладить.
Еще одна серьезная проблема — простои машин дистрибьюторов во время сверки алкоголя с базой ЕГАИС. Ни один магазин не может принять товар, пока не просканирует на легальность каждую бутылку, а если их привозят целые фуры? «Приемка по пять-шесть часов — обычное дело для одной точки», — посетовала Апенкина. Она предложила убрать это пункт из обязательств логистов. «Машину держат по три часа, пока подтверждают накладные», — согласилась с ней от лица рестораторов Шарафутдинова. Представитель ООО «Алкоторг» Игорь Смирнов добавил, что это вызывает негатив водителей и диспетчеров. «Сформулируйте ваши предложения в Госсовет. Тем более скоро выборы», — посоветовал Апенкиной Фомин.
ИЗДЕРЖКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
«Ложку дегтя надо внести», — констатировал и приглашенный гость от IТ-компаний, гендиректор ООО «Цикл-информ» Аркадий Дольников. По его словам, для подключения к ЕГАИС несколькими тысячами рублей, как упомянул до этого Марченко, предпринимателю в любом случае не обойтись: это «большие финансовые вложения». «Сравнивать с Х5 некорректно — они в другой весовой категории», — в очередной раз спустил чиновников с небес на землю Дольников. Одному магазину тяжело содержать собственного программиста, поэтому большинство передало проблему на аутсорсинг. А в сельской глубинке немало магазинов, где нет ни компьютеров, ни интернета — одинокий торговец-пенсионер сидит максимум с кассовым аппаратом.
Ольга Апенкина обозначила еще одну серьезную проблему — простои машин дистрибьюторов во время сверки алкоголя с базой ЕГАИС
Но, по-видимому, московский гость в отсутствие компьютеров у татарстанских сельчан попросту не поверил. «Сомневаюсь, что есть житель страны, у которого в магазине нет компьютера, даже домашнего компьютера, который можно принести на работу, — парировал Гущанский. — О какой большой стоимости мы говорим? Если честно, у меня это вызывает недоумение... По поводу наличия программистов: зачем наличие программиста, если это типовое решение? Им можно свободно пользоваться... Техническую поддержку участникам рынка оказывает Росалкогольрегулирование. Поддержка осуществляется за бюджетные деньги в рамках государственного контракта. Но если вы коммерческая организация, которая зарабатывает на этом рынке деньги, то вы, я думаю, достаточно квалифицированны, чтобы техническую документацию почитать и соответственно подготовиться. А то получается, что вы берете с участников рынка деньги за поддержку, которая осуществляется РАР за бюджетные деньги».
По его словам, некоторые IТ-компании и вовсе наловчились систематически зарабатывать на беспомощных владельцах магазинов: такие программисты получают бесплатную консультацию и помощь РАР, внедряют ЕГАИС, а берут за это плату от ретейлера. «Такая вот банальная ситуация недобросовестной работы на рынке», — подытожил чиновник. Впрочем, на это представитель IТ-компании не обиделся, а продолжал задавать вопросы, из чего стало понятно: здесь зарабатывают не на воздухе — местному ретейлу и правда нужна помощь IТ-специалистов со стороны.
Целый ряд приглашенных подняли вопрос о специальном обучении системе ЕГАИС, и тут чиновники не выдержали. «Мы же постоянно собираем бизнес — они же не слышат, — чуть не взмолился Марченко. — Обучаться не хотят, а звонят уже тогда, когда что-то сделали неправильно». А объяснять каждому торговцу азы компьютерной грамотности никакого госбюджета не хватит, констатировал он.
Завершая встречу, собеседники вернулись в мирное русло и сошлись на том, что нужно продолжать работу. «Спутник» мы уже почти запустили — главное, чтобы он ходил по нужной орбите», — подытожил Гущанский. По его словам, с кассовыми аппаратами в 90-е годы справились, эти новшества рынок переживет, а текущие проблемы — «издержки первоначального периода». «Без вас этого не сделать», — многозначительно закончил он свое обращение бизнесу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.