Патриарх Кирилл завершил двухдневный визит в Башкортостан, оставив республике новый кафедральный собор и роскошные «хоромы» в виде епархиального управления. Даже критики главы РПЦ отмечают, что в Уфе его принимали «на уровне премьер-министра». Подробности патриаршего пребывания в соседней республике, которое волей-неволей воспринимается как пролог к его первому приезду в Казань, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Патриарх Кирилл завершил двухдневный визит в Башкортостан, оставив республике новый кафедральный собор и роскошные «хоромы» в виде епархиального управления
ЦЕРКОВЬ ПОЛУЧИЛА В СВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ СИМВОЛ БАШКИРСКОГО «АВТОРИТАРИЗМА»
«Я готовился к этой поездке, понимая ее важность. Мой дед был связан с Башкортостаном, он служил тут священником, поэтому здесь для меня очень много и официального, и личного», — сказал патриарх Кирилл, едва-едва спустившись с трапа самолета утром 4 июня на землю Уфы.
Его тут ждали больше 200 лет, со дня основания уфимской епархии. Уфу за это время успели посетить два императора, два генсека, два президента России, четырнадцать глав стран ШОС и БРИКС... А глава русской православной церкви все не ехал.
«Его негде принимать, здания епархии-то нормального нет», — не единожды объяснял митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон. По словам главы уфимской епахии, он поднимал этот вопрос перед прежним руководством республики на протяжении 20 лет, но все эти 20 лет республиканские власти не хотели его слышать. Впрочем, было и то, о чем не хотели слышать в Московской патриархии, в частности, оппозиционные речи Никона, направленные против введения ИНН, и призывы к верующим выбирать между «голодной смертью» и «мукой вечной». Но теперь все эти противоречия, похоже, в прошлом. К приезду владыки даже решился вопрос со зданием епархии — ей отдали хоромы, в которых еще несколько лет назад была резиденция сына экс-президента РБ Муртазы Рахимова — Урала. Сам опальный Урал Рахимов вот уже несколько лет подряд старается не покидать пределов Австрии, так как только это спасает его от ответственности по уголовному делу о хищении акций «Башнефти».
«Хоромами» новое епархиальное управление называют неспроста. Хотя подавляющее большинство уфимцев никогда не бывало за высокой оградой, отделяющей экс-резиденцию Рахимова-младшего от внешнего мира, все почему-то убеждены, что обстановка там — исключительная по своему уровню. По сути, это просто феодальный замок «рахимовского периода», овеянный многочисленными легендами про шикарный бассейн, сауну и даже загадочный «кинотеатр для одного зрителя». Есть у замка и свои привидения: в 2003 году, накануне республиканских выборов президента, здесь взорвали внедорожник с охранниками. «В 100 метрах (от здания — прим. ред.). Противно», — уточняет «БИЗНЕС Online» московский политтехнолог Ростислав Мурзагулов, работавший в те времена главным пиарщиком Муртазы Рахимова и заместителем главы администрации президента РБ. В результате взрыва два человека погибли, еще трое получили ранения (упоминание об этом трагическом инциденте есть в книге Мурзагулова «Бабай всея Руси»).
К приезду владыки даже решился вопрос со зданием епархии — ей отдали хоромы, в которых еще несколько лет назад была резиденция сына экс-президента РБ Муртазы Рахимова
К слову, Мурзагулов остался крайне недоволен, когда весной этого года передача рахимовских «хором» в ведение РПЦ стала фактом, и даже распространил в интернете петицию протеста, открытую для подписания. «Многие жители Башкирии, не имея ничего против религий и конфессий, считают это решение неоправданным, незаконным и несоразмерным влиянию РПЦ на жизнь республики, — говорилось в петиции. — Мы считаем, что в этом здании, бывшим много лет символом закрытости властей республики и авторитаризма, должна располагаться какая-либо организация, открытая для людей, например, музыкальная школа».
Как рассказал Мурзагулов «БИЗНЕС Online», его открытое письмо было адресовано непосредственно нынешнему главе РБ Рустэму Хамитову. Под документом подписались 704 человека, но «еще больше побоялись, поскольку с РПЦ сейчас мало кто решается спорить». Официальной реакции на петицию так и не последовало. Вместо этого над зданием, которое по прихоти местных топографов расположено на улице Коммунистической, появились золотой купол с крестом и аршинные буквы: «Башкортостанская митрополия. Уфимская епархия».
Впрочем, не стоит забывать, что символ башкирского авторитаризма находится на территории бывшего подворья уфимского Благовещенского женского монастыря, так что в его передаче епархии есть своя историческая справедливость. Тем более что таким образом был достигнут компромисс между администрацией главы РБ и митрополией, которая, получив рахимовское здание, отказалась от ряда других объектов реституции. За это резиденция отошла в ведение РПЦ безвозмездно.
Новое епархиальное управление патриарх Кирилл осмотрел лишь на второй день своего визита в Башкортостан. Первый день он посвятил объезду отдаленных районов республики.
«ТЕПЕРЬ Я ПОНИМАЮ, ЧТО ЭТО ЗА ГОРЫ, УВИДЕЛ СВОИМИ ГЛАЗАМИ»
Сразу из аэропорта на вертолете патриарх направился в город Бирск, где последние полгода специально к его приезду отремонтировали Михаило-Архангельский храм. Здесь глава русской православной церкви подарил православным несколько икон и пасхальное яйцо, а сам получил в дар копию иконы Николая Чудотворца. Следующим пунктом программы оказалась деревня Уса-Степановка Благовещенского района, где полвека назад служил священником вышеупомянутый дед патриарха Кирилла — известный в округе священник Василий Степанович Гундяев. В годы «хрущевских гонений» он отстоял у коммунистов местную церковь. Посмотреть на патриарха собралось с полсотни человек — местные жители да гости с соседних сел. В самой Уса-Степановке столько человек и не живет. Тем не менее перед селянами патриарх Кирилл решил не просто выступить, но и рассказать им о своем известном деде.
Священник Василий Гундяев и впрямь был личностью примечательной. Арестованный в самом начале 1920-х годов по доносу обновленцев, он оказался одним из первых узников страшного Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). В общей сложности Василий Степанович провел в лагерях 18 лет, прошел 46 тюрем и лагерей и 7 ссылок. Его числят среди участников знаменитого Соловецкого собора, который предложил новые принципы взаимоотношений православной церкви и большевистской власти.
Уже в хрущевское время Гундяев-старший был рукоположен в пресвитера и отправлен на служение в Башкортостан. Здесь 80-летний отец Василий начал стремительно терять зрение, но приход оставлять не хотел, так как был уверен: не будет священника — не будет здесь и храма.
Следующим пунктом программы оказалась деревня Уса-Степановка Благовещенского района, где полвека назад служил священником дед патриарха Кирилла
«Я видел в нем пример преданного Богу человека, священника, который не убоялся ни отдаленности места, ни безлюдья, ни вот этих гор, ни одиночества, — рассказал патриарх Кирилл. — Он был здесь практически один и трудился во славу Божию, помогая людям настолько, насколько он мог помогать. Это хороший пример того, как не нужно бояться внешних самых, может быть, скромных условий или сложных обстоятельств, если внутри человека есть внутренняя сила, крепость, если Бог ему помогает».
Но годы брали свое, и перед уходом на покой Гундяева принял лично патриарх Алексий (Симанский). Он благословил пресвитера оставить службу и вернуться к семье в село Оброчной Мордовской АССР.
«Живите спокойно, считайте, что вы совершили все, что могли», — напутствовал его патриарх, и 83-летний священник по состоянию здоровья был освобожден от служения. Гундяев умер через 7 лет — в 1969 году в возрасте 90 лет. Его предсказание сбылось: после ухода в храм нового священника не назначили, а здание вскоре снесли.
После пришло в упадок и село. Тут не осталось ни школы, ни больницы, только несколько деревянных домов. Церкви тоже не осталось, на ее месте водружен гранитный крест, который установили спонсоры, — одна из дочерних компаний «Газпрома». Генеральный директор этой компании подарил патриарху картину — репродукцию храма.
«Я помню, что мой дед, будучи человеком уже преклонного возраста, иногда в день проходил по 10 километров, посещая больных. В моих детских воспоминаниях он говорил, что путь его пролегал через горы. Теперь я понимаю, что это за горы, увидел своими глазами», — поведал Кирилл местным жителям после освящения поклонного креста.
Под конец первого дня Кирилл со свитой прибыл в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»
500 РУБЛЕЙ И ПАЛАТКА — С ЭТОГО НАЧИНАЛСЯ МОНАСТЫРЬ
Под конец первого дня Кирилл со свитой прибыл в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики». Там его уже поджидали несколько тысяч верующих, собравшихся на торжественную двухчасовую службу. Вместить всех желающих храм просто не смог, поэтому верующие периодически сменялись, постояв несколько минут.
«Это замечательный и уникальный монастырь, выстроенный заново с большой любовью, — рассказал «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, сопровождавший патриарха Кирилла в его поездке по башкирской земле. — Там настоящий монашеский настрой с афонским уклоном. Меня поразил рассказ наместника монастыря, игумена Варлаама (Максакова), вспоминавшего, что, когда он впервые приехал на это место, у него в распоряжении были только 500 рублей и палатка. И с этого начиналось строительство — в глуши, далеко от населенных пунктов».
Первые годы служба в будущем монастыре и впрямь совершалась прямо в строительном вагончике. Жить приходилось в невероятно трудных условиях: летом стояла жара, а зимой — невероятные морозы. Обустроиться помогли благотворители, обеспечившие это место коммуникациями и первыми деревянными домиками для монашествующей братии. Теперь монастырь не узнать.
«Взирая на воздвигнутый из праха и пепла величественный храм, невольно благодаришь Господа за великую милость, которую Он явил, — высказал свое мнение во время проповеди в Свято-Георгиевском монастыре патриарх Кирилл. — Когда люди строят себе дома, вкладывая в них большие деньги, они строят прежде всего для собственного комфорта, для тех самых утилитарных целей. Но храмы строятся не для этих целей, причина их восстановления всегда в глубокой вере людей. Храмы воздвигаются по вере людей и, несомненно, силой Божией».
Вместить всех желающих храм просто не смог, поэтому верующие периодически сменялись, постояв несколько минут
УФА БЬЕТ В КОЛОКОЛА: «ПАТРИАРХ ПРИЕХАЛ!»
Ранним воскресным утром 5 июня в Уфе били колокола. Они предвещали возвращение патриарха в столицу РБ. К собору Рождества Богородицы тянулась вереница людей: женщины в платках, мужчины, дети. В это время в храме уже шла утренняя служба, начавшаяся в 6:30 мск. В ожидании патриарха пели песни, читали молитвы. Люди заполнили церковь быстро, остальные ждали снаружи, протискиваясь в первые ряды. Спустя час колокола зазвонили вновь, а высшие церковные чины потянулись к выходу — встречать главу русской православной церкви. «Патриарх приехал...» — зашептали люди, которых с каждой минутой становилось все больше.
Машины сопровождения завернули на парковку перед храмом со скрипом. Из одной из тонированных иномарок появился патриарх. Толпа зашумела, захлопала. Его святейшеству были искренне рады. Среди прихожан и верующих собралось много зевак, желающих поглядеть на известного и влиятельного человека. «Христос Воскресе!» — осенил владыка крестом присутствующих. Толпа отозвалась: «Воистину!» Каждый в первом ряду считал себя избранным. Увидеть живого патриарха — событие уникальное, а для башкортостанцев и подавно.
Следующие три часа в кафедральном соборе напоминали кинопостановку с эффектными декорациями. Каждое действие героев было отточено, на патриархе меняли одеяния, приносили-уносили атрибуты, все традиции соблюдались с точностью до миллиметра. Собравшиеся снаружи следили за происходящим на большом экране, установленном перед церковью. Несмотря на дождь, верующие не расходились.
Внутри храма главе РПЦ сослужило множество церковных иерархов — в их числе уже упомянутый казанский митрополит Феофан, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Самарский и Сызранский Сергий, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний и др.
Литургия стала кульминацией патриаршего визита: Кирилл освятил новую церковь, восстановление которой длилось с 1991 года. После этого был оглашен указ Московской патриархии, предписывающий — в связи с завершением реставрационных работ — присвоить храму Рождества Пресвятой Богородицы статус кафедрального собора. Одновременно этот статус отнимался у Сергиевского храма, но ему разрешалось сохранить за собой наименование собора.
Литургия стала кульминацией патриаршего визита: Кирилл освятил новую церковь, восстановление которой длилось с 1991 года / Фото: Андрей Старостин
«РОДИНУ НЕ МЫ САМИ ВЫБИРАЕМ, А ВСЕВЫШНИЙ»
Но программа визита главы РПЦ на этом не закончилась, спустя несколько часов он встретился с Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином.
«Такая замечательная возможность у нас встретиться именно на земле Башкортостана. Неслучайно Екатерина (императрица Екатерина II — прим ред.) здесь создала центр российского ислама. Самое благоприятное место для межрелигиозных и межнациональных отношений. На протяжении всех этих столетий нет конфликтов. Самые добрые у нас отношения складываются», — дипломатично начал святейший патриарх беседу с коллегой.
Таджуддин остроумно парировал: «Башкортостан стал центром ислама не только по выбору императрицы, но по воле Всевышнего». Потом спохватился и тоже перешел на язык дипломатии: «Мы очень многому учимся в вашем великом служении вере, народу и нашей Отчизне. А исходим мы из того принципа, что Родину не мы сами выбираем, а Всевышний. И соседей не мы выбираем. А сосед все равно что брат».
Патриарх подчеркнул, что Россия — многонациональная страна. Для того чтобы страна была великой, представили различных религиозных конфессий должны вместе трудиться.
«А величие страны не только в ее экономике, но и в силе духа людей. Духовная жизнь и является предметом нашей с вами озабоченности. Здесь мы и работаем вместе», — сказал глава русской православной церкви.
Патриарх отметил вклад в межконфессиональный мир верховного муфтия.
«Мы ценим ваши яркие сильные выступления, которые вдохновляют не только мусульман, но и православных людей. Вы знаете, как вас встречают на заседании русского православного собора, какие овации устраивают. Выступление мусульманского лидера всегда воспринимается с такой любовью, искренней, с уважением. Поэтому еще раз хочу сказать о вашем большом вкладе в построение межнационального нашего российского общества», — заключил глава РПЦ.
Верховный муфтий напомнил, как до Октябрьской революции священнослужители ходили друг к другу в гости, советовались, общались. И даже после революции, когда были гонения на православных священников, за них вступались мусульмане.
Таджуддин рассказал о братском сотрудничестве и общих начинаниях с Башкортостанской митрополией.
«В прошлом году мы подписали договор о сотрудничестве. Это добрая традиция. Сейчас во многих регионах между нашими региональными управлениями и епархиями заключен договор о сотрудничестве, — поделился сведениями верховный муфтий. — В России 192 народа проживает, и сам Бог велел нам жить в мире и согласии».
Митрополит Феофан (справа): «Наблюдая отношения конфессий в Башкортостане, могу сказать: у нас не хуже, а, может, даже лучше»
МИТРОПОЛИТ ФЕОФАН: «У НАС НЕ ХУЖЕ, А, МОЖЕТ, ДАЖЕ ЛУЧШЕ»
Встреча патриарха Кирилла с главой РБ Хамитовым и уфимским митрополитом Никоном проходила за закрытыми дверьми, но отчет о ней позднее появился на сайте Московской патриархии. Судя по нему, его святейшество благодарил Хамитова за оказанное гостеприимство и, вдохновленный недавней встречей с Таджуддином, повторял о важности межконфессионального мира.
«Русские никогда не занимались тем, чтобы силой меча насаждать свою веру, — философски рассудил патриарх. — Они были всегда мягкими, допускали возможность для людей иных национальностей и иных религий занимать высокие государственные посты, заниматься бизнесом. И в отличие от многих других многонациональных образований, в том числе в Европе, у нас не было такого жесткого доминирования, которое бы исключало людей других национальностей из общественной, политической жизни».
Казанский митрополит Феофан, находившийся в Уфе все минувшие выходные, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» по итогам патриаршего визита тоже говорил о русской формуле межрелигиозного мира. «Этот вопрос очень важен, нужен и актуален, — считает владыка. — Наблюдая отношения конфессий в Башкортостане, сотрудничество власти и православной церкви, я вспоминал, как это происходит у нас в Татарстане, и поневоле сравнивал. Могу сказать: у нас не хуже, а, может, даже лучше. Я говорю о своих контактах с президентом РТ Рустамом Миннихановым, госсоветником Минтимером Шаймиевым. Да и с мусульманской уммой, с верховным муфтием Талгатом Таджуддином и муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным меня связывают самые добрые отношения».
Практически все эксперты сходятся во мнении, что приезд патриарха в Башкортостан можно считать эпохальным: во-первых, потому что он был первым в российской истории, а во-вторых, решил массу практических задач: утверждены новый кафедральный собор и епархиальное управление, снята незримая опала с митрополита Никона. Тем не менее звучат и критические голоса.
«Визит патриарха выглядел как визит как минимум премьер-министра по уровню истерики чиновников, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» бывший главный пиарщик Рахимова-старшего Мурзагулов. — Для меня это странно, поскольку Башкортостан абсолютно не религиозен, религию подавляющего большинства можно смело называть агностическим теизмом, отчасти, вероятно, потому что многие семьи у нас смешанные, там христиане, мусульмане и так далее. В итоге никто не понял такого ажиотажа вокруг этого визита, и отношение наблюдателей к нему весьма противоречиво».
Впрочем, в самом Башкортостане смотрят на итоги визита гораздо оптимистичнее, чем давно покинувший Уфу Мурзагулов. «Я бы отметил, что во время беседы патриарха с верховным муфтием оба называли друг друга братьями, — заметил в беседе с корреспондентом нашего издания Вячеслав Пятков, председатель совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе РБ. — Это очень показательно. Святейший был тронут заботой, которой его здесь окружили, его восхитило строительство православных храмов и мечетей, сама республика и ее народ. Сыграло роль и то, что с Башкортостаном у патриарха связаны семейные воспоминания. Лично для меня святейший — это пример истинно верующего и эрудированного человека, это действительно первосвятитель русской православной церкви».
Напомним, что до визита патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казань остается всего полтора месяца. 21 июля глава церкви должен совершить праздничное богослужение в Благовещенском соборе Казанского кремля, а затем возглавить церемонию закладки собора в Богородицком монастыре.
Валерий Береснев, Максим Никерин, Аркадий Борисов, Галия Набиева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.