Участники митинга, прошедшего в парке «Крылья Советов», требуют не сносить их дома в поселке Салмачи Участники митинга, прошедшего в парке «Крылья Советов», требуют не сносить их дома в поселке Салмачи

«МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТРУБЫ «ГАЗПРОМА» В ГОРОДЕ — ЯДЕРНАЯ БОМБА»

Одиночные пикеты около Госсовета РТ, митинг в зеленой зоне на улице Карима Тинчурина, там, где по выходным располагается блошиный книжный рынок, и, наконец, сегодняшний сбор в парке «Крыльях Советов» — разрешенные протестные акции жителей казанского поселка Салмачи все дальше и дальше от их родного гнезда, которого они не сегодня-завтра могут лишиться, но от того мероприятия не становятся менее эмоциональными. Даже непогода не помешала проведению сегодняшнего митинга. С утра шел дождь но, по оценкам организаторов, 140 человек, вооружившись зонтами, развернули плакаты: «Нет сносу домов в Салмачах! Выносите трубы «Газпрома» за город!», «Магистральные трубы «Газпрома» в городе — ядерная бомба», «Мы не самострой. Руки прочь от наших домов», а также требовали приостановить процесс по сносу их жилищ. Как выразился один из собравшихся, для, не дай бог, потенциальных бездомных льющаяся с небес вода представляет меньшую угрозу, чем произвол властей.

А наиболее ярко выступил, пожалуй, как он сам представился, «блогер интернет-газеты «БИЗНЕС Online» и обманутый дольщик», известный оппозиционный политик Марсель Шамсутдинов, который направил острие критики в адрес властей:

«Регистрационная палата выдавала свидетельства регистрации на земельные участки, на регистрацию домов, а сейчас разводит руками: мы, мол, не виноваты. Как не виноваты, во всем цивилизованном мире, если государство в лице своих чиновников ошиблось, допустило какой-то просчет, должно компенсировать гражданам неправильность своего управления. Мы для этого их и содержим. То есть или возместить за счет государства перенос этих газопроводов, или возместить нам стоимость этих участков, строительство этих домов и так далее. Такие же разрешения давались тем, кто обманул участников долевого строительства. Куда они все смотрели? Государство должно решать эту проблему, а не уходить в сторону, говоря, что жители сами виноваты, пусть сами и решают. А зачем вы тогда нужны? А не пошли бы вы в безработные метлами махать, да землю пахать, а не ездить на служебных машинах за наш счет, за наши налоги».

Марсель Шамсутдинов: «Регистрационная палата выдавала свидетельства регистрации на земельные участки, на регистрацию домов, а сейчас разводит руками: мы мол не виноваты» Марсель Шамсутдинов: «Регистрационная палата выдавала свидетельства регистрации на земельные участки, на регистрацию домов, а сейчас разводит руками: мы, мол, не виноваты»

Единственный из выступивших на митинге, кто поприветствовал собравшихся по-татарски, был председатель всетатарского общественного центра Фарит Закиев. По мнению втоцовца, город должен объявить войну российскому газовому монополисту:

«Этот вопрос должны решить Метшин и исполнительный комитет города Казани. В Казани не должны быть эти газопроводы. Администрация столицы должна бороться с «Газпромом». Метшин должен защитить казанцев».

ДЕЛО О ТРЕХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ

Напомним, в конфликте с «Газпромом» участвуют более 300 семей. Около 270 капитальных домов и от 50 до 100 дачных попали в опасную зону прохождения трубопроводов. Строительство в разраставшемся поселке Салмачи замерло с осени прошлого года, когда его жильцам было поставлено на вид, что они построили себе жилища в смертельно опасной зоне прохождения трех магистральных трубопроводов: газопровода Миннибаево — Казань и этанопровода, которые эксплуатирует ООО «Газпром трансгаз Казань», а также этиленопровода, которым владеет ООО «Управление этиленопроводов — Нижнекамскнефтехим». Первый иск был подан летом 2015 года от имени ООО «Управление этиленпроводов — Нижнекамскнефтехим» («дочка» НКНХ). В нем семье Шагалеевых вменялось в вину, что дом находится на расстоянии 81 м от оси этиленопровода. Суд встал на сторону компании, несмотря на то, что Шагалеевы указывали, что на момент покупки земельного участка в зоне пролегания трубопровода не было аншлагов, предупреждающих о наличии охранной зоны. Дом был приговорен к сносу. Незавидная судьба Шагалеевых стала судебным прецедентом, за которым посыпались другие иски. В феврале в Приволжском районном суде было рассмотрено еще четыре исковых заявления против жителей Салмачей. На этот раз владельцы трубопроводов сослались на ФЗ №116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», где разъяснены критерии опасных объектов, под которые попадают магистральный газопровод и этанопровод, что подтверждается свидетельством о регистрации А43-00783 от 11.01.2013 года, выданным приволжским управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно ФЗ, газопровод первой категории должен находиться от населенного пункта на расстоянии не менее 150 м, а этанопровод второй категории (номинальный диаметр — 720 мм) — не менее 125 метров.

Таким образом, все жилые постройки, нарушающие данное предписание, должны быть отправлены под ковш экскаватора. Под снос, в частности, идет и расположенный в Салмачах дом родителей известной певицы МакSим — Сергея и Светланы Абросимовых. Митингующие надеются на благоприятный для них исход дела.

«МЫ БУДЕМ СОБИРАТЬСЯ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ»

У стоящих под проливным дождем людей истории похожи, как под копирку. Так, у державшего плакат с требованием убрать три трубы Эдуарда Волкова этот дом — единственное жилье. Построить собственный дом было мечтой семьи:

«Землю купили в 2011 году. Получили разрешение на строительство, решили строиться, ничего там такого не было, что нельзя строиться. Через четыре года пришел иск в суд, что незаконно построились, находимся в опасной зоне. Мы построили, оформили дом, живем, прописались там, электричество у нас есть, вода, все у нас законно. Сейчас судимся, уже третий суд прошел. Пока переносы. Юристы вроде бы хорошо работают. 12 июля очередное заседание Приволжского суда, нас пять человек, днем ранее также будут судиться жители Салмачей. Надеемся на победу. А как по-другому? Столько денег вложили».

У стоящих под проливным дождем людей истории похожи, как под копирку У стоящих под проливным дождем людей истории похожи, как под копирку

Один из организаторов сегодняшнего митинга Руслан Тагиров, также покупая земельный участок, даже не предполагал, что жить относительно беспечно в собственном гнездышке придется недолго. У него, как и у Волкова, документы были в полном порядке. Регпалата подтвердила, что обременений нет, поэтому наш собеседник без задней мысли приступил к возведению семейного очага. После того, как стали в нем жить, прошло три года, и начались суды: оказалось, что живут Тагировы незаконно:

«Непосредственно на меня подали в суд в декабре прошло года. Непонятно, в какую сторону движемся. Власти обещали организовать круглый стол — не организовали. Сейчас самостоятельно хотим организовать круглый стол. Мы будем собираться каждый месяц, раз в месяц ходить на митинги, на пикеты, пока нас не услышат, а в промежутке будут одиночные пикеты организовываться. Если будем мямлить и ничего не делать — нас снесут! И тысячи домов, и половину Казани».

Собравшиеся подписали резолюцию с обращением к президенту Татарстана Собравшиеся подписали резолюцию с обращением к президенту Татарстана

Завершился митинг примерно через час после начала, когда как раз закончился дождь. Собравшиеся подписали резолюцию с обращением к президенту Татарстана, в котором значилось два требования:

— создать согласительную комиссию по решению проблемы сноса домов в поселке Салмачи;

— включить в состав согласительной комиссии представителей жителей-собственников спорных домов и участков в поселке Салмачи, органов власти РТ, исполнительного комитета города Казани, МЧС России, Ростехнадхзора, ООО «Газпром трансгаз Казань», ООО «УЭТП-НКНХ» и других заинтересованных лиц.

Следующий митинг пройдет в августе, скорее всего, также в парке «Крылья Советов». Провести его на площади Свободы, около памятника Муллануру Вахитову или у часов на Баумана власти не разрешили.