В выставочном зале «Манеж» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка дуэта популярных российских современных художников Recycle Group под названием «Археология будущего». Искусствовед Гузель Файзрахманова объясняет читателям «БИЗНЕС Online», почему это событие так важно для культурной жизни города.
В выставочном зале «Манеж» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка Recycle group под названием «Археология будущего»
БЕЗ «СМЕНЫ» НЕ ОБОШЛОСЬ
В выставочном зале «Манеж» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка Recycle Group под названием «Археология будущего». Проект привезла галерея «Триумф» — одна из топовых московских галерей, работающая с художниками contemporary art (актуального искусства). Событие действительно значимое, показательное, отражает процесс продвижения современного искусства из столицы в регионы. Надо отметить, что и публика региональная уже к этому готова — вернисаж был людным. Заметно, как за последние два-три года стала формироваться культура посещения выставок современного искусства, а не только классиков традиционализма. Также развиваются и налаживаются связи между разными культурными институциями: так, выставку в «Манеже» помогала координировать сотрудница центра современной культуры «Смена» Луиза Низамова, а ее коллега Денис Волков осуществлял техническую поддержку мероприятия во время вернисажа.
Recycle Group — дуэт художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, выпускников Краснодарской художественно-промышленной академии. Арт-группа была создана в 2008 году и за время своего существования была отмечена многими престижными наградами, получила не только российскую, но и международную известность, в частности, в 2015 году Блохин и Кузнецов принимали участие в Венецианской биеннале. Сейчас Recycle Group входит в ряд самых популярных российских художников, востребованных за рубежом.
В экспозицию «Археологии будущего» вошли работы, созданные в разные годы, из коллекции галереи. Но поскольку в проектах группы разных лет тема постиндустриальной, цифровой эпохи и новых коммуникаций перекликается с темой вторичной переработки, что выражается в постоянно присутствующих образах разнообразных отходов, мусора, синтетических материалов, то куратору выставки Яне Смуровой не составило особого труда собрать зрелищную экспозицию из монументальных, ярких, зрелищных работ группы. Сделаны работы Блохина и Кузнецова виртуозно и с точки зрения воплощения образа, и с точки зрения техничности реализации и, безусловно, своим мастерством привлекут публику и не оставят ее равнодушной — с условием грамотного пиара выставки. Это тот самый случай, когда критики современного искусства не смогут упрекнуть авторов в отсутствии профессионализма.
Как это принято в современной кураторской практике, выбор работ для экспозиции был подведен под теоретическую базу: в аннотации к проекту Смурова ссылается на эссе «Wal-Mart как утопия» философа Фредерика Джеймисона, для которого крупнейшая в мире сеть розничных магазинов с эффективным, но жестким менеджментом и эксплуатацией ее сотрудников является образом современной цивилизации, своего рода антиутопией.
Так же и в работах художников Recycle Group, представляющих, как бы выглядел так называемый «культурный слой» в глазах археологов будущего, наглядно прослеживается разочарование художников в современной цивилизации, поскольку основные элементы, составляющие материальную оболочку современной жилой среды или результаты человеческой деятельности, не блещут признаками мощи человеческого гения: в своей массе они представляют собой объемные наслоения пластикового мусора, проводов, кабелей и т. п. Современный герой и современный мир лишены признаков героизма и высокой духовности, античный идеал сегодня недостижим — такой неутешительный диагноз ставят художники и фиксируют свою мысль в художественной форме в виде реплик знаменитых античных фризов, отлитых из пластика или резины. Образы античных героев в них располагаются на фоне мусора: бутылок из-под Coca-Cola и т. п. («Археология 2513 III» и «Археология 2513 I» , 2013).
«ИКОНОСТАС» И РОБОТ БЕНДЕР
Сама же экспозиция, состоящая из 15 объектов и серии графических работ, начиналась с эффектного монументального произведения «Врата», воспроизводящего форму входного портала средневекового храма. Материал — резиновые кабели, объемными пучками уложенные плотно друг к другу. Работа была расположена справа перед входом в выставочный зал, создавала необходимый настрой для знакомства с экспозицией. Через час после открытия выставки выяснилось, что обеспечить круглосуточную охрану дорогостоящего произведения администрация музея и служба охраны Кремля не в состоянии, и объект было решено демонтировать во избежание неприятностей. Проблема охраны экспонатов, установленных вне стен музеев, существует в музее-заповеднике не первый год, и, видимо, так и будет продолжаться, пока один из храбрых музейных сотрудников не напишет письмо президенту — ведь именно так у нас решаются подобные ситуации.
Самые монументальные экспонаты выставки — «Культурный слой. Скелет» и «Культурный слой. Пресс» (оба — 2012 года), «Окаменелый супермаркет» (2012 год), отлитые из полиуретана, «Изгнание из Рая» — масштабное прямоугольное панно (пластик), «История одного квадратного метра» в виде древнего свитка (полиуретан), «Трещина» — лайтбокс из акрилового стекла с подсветкой. Любопытен кинетический объект — вращающаяся на плоскости пола крышка от люка, выполненная из резины, которую как бы продавливает снизу голова загадочного персонажа, находящегося в канализационном колодце («Люк», 2012 год).
Остроумно решен «иконостас», отлитый из полиуретана, в котором фигурируют изображения робота Бендера — персонажа мультсериала «Футурама» («9 бендеров II» и «14,5 бендеров I», оба — 2013 год). Не оставит равнодушным зрителя объект «Слои. Колесо» (2012), отпечатки протектора которого на песке, насыпанном на пол выставочного зала, фиксируют процессы производства. Демонстрируется в экспозиции и графическая серия, представляющая собой одновременно и эскизы для производства работ Recycle Group, и самостоятельные графические произведения.
Ярким пятном на фоне угольно-черных, серых и белых полиуретановых объектов выделяются две скульптуры раннего периода — это «Бак №4» и «Бак №5» (обе — 2009 года). Из желтого и зеленого мусорных баков высовываются блестящие черные головы духов помойки — на то, что это не банальные бомжи, указывают стопы ног, продавившие стенки баков (это отсылка к произведениям известного художника-сюрреалиста Рене Магритта).
Принцип соединения классической формы (фриз, иконостас, панно) произведения с актуальным содержанием (современные коммуникации, персонажи массовой культуры) и ироническим взглядом художника опирается на поп-артистский метод в изобразительном искусстве. Тогда, в 1960-е годы, супермаркет, реклама, товары массового потребления стали источником вдохновения для отца-основателя течения Энди Уорхола и его последователей. Позже, в 1970-е, методология изобразительного искусства обогатилась новыми приемами, такими как коллаж, цитирование в первую очередь классических произведений искусства. Однако взгляд художников на традиции и поэтику прошлых лет был ироничным. Такой подход присущ и художникам Recycle Group.
«БЕЗОБИДНАЯ ВЫСТАВКА»
Вернисаж выставки был дополнен первым мероприятием образовательной программы проекта — лекцией «Искусство против общества» московского философа, теоретика кино и телевидения Олега Аронсона. В своем выступлении лектор проследил эволюцию постакадемического искусства в XIX веке, отметив точку отсчета нового подхода в художественной практике — 1857 год, когда впервые прошли судебные процессы над писателями, бросившими вызов обществу с точки зрения общепринятой морали — над Гюставом Флобером, автором «Госпожи Бовари», и Шарлем Бодлером, написавшим «Цветы зла». Именно с этого момента пространство искусства, музея перестает быть пространством развлечения и становится территорией противостояния художника и общества. Быть современным с точки зрения нового искусства и участников художественного процесса значит быть осужденным.
Тема и содержание лекции вступили в конфликт с проходящей выставкой: произведения Recycle Group явно не являются, с этой точки зрения, передовым флангом современного искусства, находясь в зоне, где категории красоты, формальной, пластической убедительности, мастерства остаются центральными. Сам лектор прокомментировал это следующим образом: «Выставка, которую можно показать в кремле, — безобидная выставка, не вызывающая никаких вопросов у общества и тем более протеста».
Recycle Group
Избранные персональные выставки
2016 — Novus Ordo Seclorum, Galerie Suzanne Tarasieve — Loft 19, Париж;
2015 — 56-я венецианская биеннале современного искусства, Венеция;
2015 — Heaven Carrier, Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк;
2013 — Археология будущего, центр дизайна Artplay, Москва;
2013 — Часть момента, галерея «Триумф», Москва;
2013 — Last Space Remaining (совместно с Sergio Calderon), Gazelli Art House, Лондон;
2012 — Recycle, Пермский музей современного искусства Permm, Пермь;
2012 — Paradise Network, Мультимедиа Арт Музей, Москва;
2009 — персональная выставка в галерее М&Ю Гельман, Москва.
Избранные групповые выставки
2013 — Россия XXI. Современная российская скульптура, Museum BeeldenaanZee, Гаага;
2013 — Музей современного искусства: департамент труда и занятости, 5-я московская биеннале современного искусства, Государственная Третьяковская галерея, Москва;
2011 — Dior: под знаком искусства, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва;
2011 — 54-я венецианская биеннале современного искусства, Венеция.
Избранные награды
2015 — премия журнала Interview;
2010 — премия Кандинского в номинации «Молодой художник».
Галерея «Триумф» основана Емельяном Захаровым и Дмитрием Ханкиным в 2006 году. Галерея занимается современным искусством и работает с крупными российскими и зарубежными художниками. Самые известные российские художники галереи: AES+F, Александр Бродский, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алексей Беляев-Гинтовт, Recycle Group. В 2006 году «Триумф» впервые представил московской публике работы одного из самых известных художников современности Демиена Херста, а год спустя в галерее состоялась персональная выставка скандальных Джейка и Диноса Чепменов. В 2015 году галерея «Триумф» представила персональные выставки AES+F и Recycle Group в рамках параллельной программы 56-й венецианской биеннале современного искусства.
Галерея поддерживает молодое искусство в рамках собственного проекта Launchpad. Помимо проектов в собственном пространстве «Триумф» курирует большие выставки в России и за рубежом, а также поддерживает молодое искусство. С 2013 года совместно с МВО «Манеж» и центром культуры MediaArtLab галерея организует выставки медиахудожников в рамках проектов «Большие надежды» и «Отцы и дети». В 2013 году галерея основала междисциплинарный научно-художественный проект Department of Research Arts. В 2015 году совместно с ММОМА галерея проводит выставки в рамках проекта «Молодые львы». В 2016 году галерея «Триумф» представила серию выставок EXTENSION, которые показывают актуальную художественную сцену разных стран мира (Румыния, Южная Корея, Иран).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.