. В выставочном зале «Манеж» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка Recycle group под названием «Археология будущего» Фото: Гузель Файзрахманова

БЕЗ «СМЕНЫ» НЕ ОБОШЛОСЬ

В выставочном зале «Манеж» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка Recycle Group под названием «Археология будущего». Проект привезла галерея «Триумф» — одна из топовых московских галерей, работающая с художниками contemporary art (актуального искусства). Событие действительно значимое, показательное, отражает процесс продвижения современного искусства из столицы в регионы. Надо отметить, что и публика региональная уже к этому готова — вернисаж был людным. Заметно, как за последние два-три года стала формироваться культура посещения выставок современного искусства, а не только классиков традиционализма. Также развиваются и налаживаются связи между разными культурными институциями: так, выставку в «Манеже» помогала координировать сотрудница центра современной культуры «Смена» Луиза Низамова, а ее коллега Денис Волков осуществлял техническую поддержку мероприятия во время вернисажа.

Recycle Group — дуэт художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, выпускников Краснодарской художественно-промышленной академии. Арт-группа была создана в 2008 году и за время своего существования была отмечена многими престижными наградами, получила не только российскую, но и международную известность, в частности, в 2015 году Блохин и Кузнецов принимали участие в Венецианской биеннале. Сейчас Recycle Group входит в ряд самых популярных российских художников, востребованных за рубежом.

В экспозицию «Археологии будущего» вошли работы, созданные в разные годы, из коллекции галереи. Но поскольку в проектах группы разных лет тема постиндустриальной, цифровой эпохи и новых коммуникаций перекликается с темой вторичной переработки, что выражается в постоянно присутствующих образах разнообразных отходов, мусора, синтетических материалов, то куратору выставки Яне Смуровой не составило особого труда собрать зрелищную экспозицию из монументальных, ярких, зрелищных работ группы. Сделаны работы Блохина и Кузнецова виртуозно и с точки зрения воплощения образа, и с точки зрения техничности реализации и, безусловно, своим мастерством привлекут публику и не оставят ее равнодушной — с условием грамотного пиара выставки. Это тот самый случай, когда критики современного искусства не смогут упрекнуть авторов в отсутствии профессионализма.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Гузель Файзрахманова

Как это принято в современной кураторской практике, выбор работ для экспозиции был подведен под теоретическую базу: в аннотации к проекту Смурова ссылается на эссе «Wal-Mart как утопия» философа Фредерика Джеймисона, для которого крупнейшая в мире сеть розничных магазинов с эффективным, но жестким менеджментом и эксплуатацией ее сотрудников является образом современной цивилизации, своего рода антиутопией.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

Так же и в работах художников Recycle Group, представляющих, как бы выглядел так называемый «культурный слой» в глазах археологов будущего, наглядно прослеживается разочарование художников в современной цивилизации, поскольку основные элементы, составляющие материальную оболочку современной жилой среды или результаты человеческой деятельности, не блещут признаками мощи человеческого гения: в своей массе они представляют собой объемные наслоения пластикового мусора, проводов, кабелей и т. п. Современный герой и современный мир лишены признаков героизма и высокой духовности, античный идеал сегодня недостижим — такой неутешительный диагноз ставят художники и фиксируют свою мысль в художественной форме в виде реплик знаменитых античных фризов, отлитых из пластика или резины. Образы античных героев в них располагаются на фоне мусора: бутылок из-под Coca-Cola и т. п. («Археология 2513 III» и «Археология 2513 I» , 2013).

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

«ИКОНОСТАС» И РОБОТ БЕНДЕР

Сама же экспозиция, состоящая из 15 объектов и серии графических работ, начиналась с эффектного монументального произведения «Врата», воспроизводящего форму входного портала средневекового храма. Материал — резиновые кабели, объемными пучками уложенные плотно друг к другу. Работа была расположена справа перед входом в выставочный зал, создавала необходимый настрой для знакомства с экспозицией. Через час после открытия выставки выяснилось, что обеспечить круглосуточную охрану дорогостоящего произведения администрация музея и служба охраны Кремля не в состоянии, и объект было решено демонтировать во избежание неприятностей. Проблема охраны экспонатов, установленных вне стен музеев, существует в музее-заповеднике не первый год, и, видимо, так и будет продолжаться, пока один из храбрых музейных сотрудников не напишет письмо президенту — ведь именно так у нас решаются подобные ситуации.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

Самые монументальные экспонаты выставки — «Культурный слой. Скелет» и «Культурный слой. Пресс» (оба — 2012 года), «Окаменелый супермаркет» (2012 год), отлитые из полиуретана, «Изгнание из Рая» — масштабное прямоугольное панно (пластик), «История одного квадратного метра» в виде древнего свитка (полиуретан), «Трещина» — лайтбокс из акрилового стекла с подсветкой. Любопытен кинетический объект — вращающаяся на плоскости пола крышка от люка, выполненная из резины, которую как бы продавливает снизу голова загадочного персонажа, находящегося в канализационном колодце («Люк», 2012 год).

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

Остроумно решен «иконостас», отлитый из полиуретана, в котором фигурируют изображения робота Бендера — персонажа мультсериала «Футурама» («9 бендеров II» и «14,5 бендеров I», оба — 2013 год). Не оставит равнодушным зрителя объект «Слои. Колесо» (2012), отпечатки протектора которого на песке, насыпанном на пол выставочного зала, фиксируют процессы производства. Демонстрируется в экспозиции и графическая серия, представляющая собой одновременно и эскизы для производства работ Recycle Group, и самостоятельные графические произведения.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

Ярким пятном на фоне угольно-черных, серых и белых полиуретановых объектов выделяются две скульптуры раннего периода — это «Бак №4» и «Бак №5» (обе — 2009 года). Из желтого и зеленого мусорных баков высовываются блестящие черные головы духов помойки — на то, что это не банальные бомжи, указывают стопы ног, продавившие стенки баков (это отсылка к произведениям известного художника-сюрреалиста Рене Магритта).

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

Принцип соединения классической формы (фриз, иконостас, панно) произведения с актуальным содержанием (современные коммуникации, персонажи массовой культуры) и ироническим взглядом художника опирается на поп-артистский метод в изобразительном искусстве. Тогда, в 1960-е годы, супермаркет, реклама, товары массового потребления стали источником вдохновения для отца-основателя течения Энди Уорхола и его последователей. Позже, в 1970-е, методология изобразительного искусства обогатилась новыми приемами, такими как коллаж, цитирование в первую очередь классических произведений искусства. Однако взгляд художников на традиции и поэтику прошлых лет был ироничным. Такой подход присущ и художникам Recycle Group.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

«БЕЗОБИДНАЯ ВЫСТАВКА»

Вернисаж выставки был дополнен первым мероприятием образовательной программы проекта — лекцией «Искусство против общества» московского философа, теоретика кино и телевидения Олега Аронсона. В своем выступлении лектор проследил эволюцию постакадемического искусства в XIX веке, отметив точку отсчета нового подхода в художественной практике — 1857 год, когда впервые прошли судебные процессы над писателями, бросившими вызов обществу с точки зрения общепринятой морали — над Гюставом Флобером, автором «Госпожи Бовари», и Шарлем Бодлером, написавшим «Цветы зла». Именно с этого момента пространство искусства, музея перестает быть пространством развлечения и становится территорией противостояния художника и общества. Быть современным с точки зрения нового искусства и участников художественного процесса значит быть осужденным.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Сергей Елагин

Тема и содержание лекции вступили в конфликт с проходящей выставкой: произведения Recycle Group явно не являются, с этой точки зрения, передовым флангом современного искусства, находясь в зоне, где категории красоты, формальной, пластической убедительности, мастерства остаются центральными. Сам лектор прокомментировал это следующим образом: «Выставка, которую можно показать в кремле, — безобидная выставка, не вызывающая никаких вопросов у общества и тем более протеста».