Тема беспилотных летательных аппаратов (БЛА) за последние годы стала в России воистину ажиотажной. Беспилотники обсуждаются на заседаниях Госдумы, вокруг них разворачиваются скандалы в прессе, они стали аргументом в спорах политиков… Нужны России собственные БЛА или их надо закупать за границей? Каковы ближайшие перспективы отрасли? Какое место в развитии беспилотных летательных комплексов занимает Казань? И как они могут послужить Татарстану? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал директор – главный конструктор одного из отечественных лидеров в разработке и производстве БЛА – ЗАО «Эникс» Валерий Побежимов.

ЭФФЕКТИВНЕЕ ЯДЕРНОЙ БОМБЫ

- Валерий Николаевич, за последние год-два о беспилотниках в России говорили столько, сколько не говорили за предыдущие лет двадцать. В чем причина?

- Прежде всего, в том, что поняли - это самое современное оружие. По американским оценкам еще 1978 года, летающие роботы намного эффективнее ядерного оружия. Без непосредственного вмешательства человека, не заражая местность, высокоточным ударом они могут уничтожить целый город. Вот, например, в мороз перерубить провода, разрушить тепловую станцию, взорвать водозабор - и город будет парализован.

Это непревзойденный разведчик, например, любых радиоизлучающих объектов – от мощных радиостанций до отдельных мобильных телефонов. Если надо, беспилотник не только указывает источники излучения на местности (кто, где и чем пользуется), но и наносит по ним ювелирный удар. Причем в автоматическом режиме – человек только запускает аппарат.

Мы, действительно, наблюдаем мировой бум на беспилотники. Радует, что он все-таки не обошел стороной и Россию. «Эникс» более 22 лет разрабатывает, производит и продает беспилотные аппараты различных  типов. Их используют военные, с 2004 года они применяются в российских ФСБ, МЧС, лесоохране, МВД, в том числе, и татарстанском. Очень удобно посылать на разведку трехкилограммовый аппарат, а не гонять вертолет. Тем более что взлет вертолета сопряжен не только с огромными затратами, но и с огромным объемом утекающей информации.

- Верно ли, что СССР был лидером в области беспилотной авиатехники?

- Совершенно правильно. Мы были лидерами очень долгое время. А нынешние беспилотные школы в Израиле, по сути, зародились благодаря нашим авиамоделистам, которые туда эмигрировали.

- Почему – авиамоделистам?

- Потому что в свое время именно моделисты первыми ближе всех приблизились к технологиям легких аппаратов. Современные БЛА весят от 150 граммов до нескольких тонн (ударные аппараты), но самый емкий сегмент рынка – машины весом от 1 до 100 килограммов. Это наиболее массовое производство, и с каждым годом возможности таких аппаратов становятся все шире.

ОТОРВАЛИСЬ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

- И, я так понимаю, Россия в этом сегменте смотрится не очень. Куда подевалось советское лидерство?

- Это интересная история. К тому, чтобы беспилотники в России не развивались, приложили руку и США, где приняли соответствующую программу. И главным ее моментом была дискредитация авиамоделизма – били по самому чувствительному. Дескать, игра в бирюльки, трата народных денег. Эти идеи имели и имеют успех.

В результате и концепция применения БЛА совершенно разошлась с реальностью. Еще в 1996 году на базе казанской авиамодели мы сделали запускаемый с руки беспилотник радиусом действия 15 километров. Показывали его командованию сухопутных войск. Но нам четко сказали, что это ерунда, что такие дальности – это игрушки, нам надо 200-300 километров. Да, у СССР были прекрасные могучие беспилотники, вроде «Рейса» и «Стрижа», весом в сотни килограммов. Они применяются до сих пор, в том числе, и за рубежом. Но, во-первых, они очень дороги. А, во-вторых, в условиях современных войн и борьбы с терроризмом они неэффективны.

А вот в Израиле, а потом в США начали проектировать и строить небольшие аппараты. Занятно, но в Штатах их разрабатывал, в том числе, и бывший советский моделист. Сейчас он занимается беспилотником Black Widow – запускаемым с руки пятнадцатисантиметровым разведывательным самолетиком. Сегодня уже появились микророботы, аппараты с машущим крылом, – да чего только нет, и каких только функций на БЛА не возлагается!

- Недавно Россия закупила несколько партий израильских беспилотников. Насколько это верный шаг?

- Оценивать наше руководство очень сложно. Ведь в России даже школа заказчика БЛА исчезла – от целого управления ВВС остались пара человек, а его функции розданы куда попало. Какие при таком положении дел можно выработать требования к аппаратам? Вот наша фирма ведет инициативные работы, но по уму их надо заранее согласовать с военными и вести разработки при их непосредственном участии. А сегодня мы не очень представляем их требования - предполагаем, но не знаем.

- А, может быть, их и нет?

- Что-то должно было остаться, ведь еще в середине 90-х определенные требования выдвигались. Например, одной из самых ярких разработок «Эникс» был БЛА «Типчак-РН». Это аппарат, размещаемый в снаряде реактивной системы залпового огня «Смерч». В любой момент командир дает команду выпустить такой снаряд, и уже через полторы минуты «Типчак», на расстоянии 70 километров выскочив из снаряда, ведет разведку… Работы мы начали в 1990 году, закончили - в 1996-м. Сумели же тогда нам поставить задачу.

ДОГНАТЬ США И ИЗРАИЛЬ

- Когда Россия сможет нагнать мировых лидеров в области БЛА?

- Считаю, что Россия и сейчас может быть - и даже есть! - на передних рубежах. Просто налицо - очень большой разрыв между военными и разработчиками, которые очень долго ничего не заказывали. Только в начале 2002 года началось возрождение интереса к БЛА. Именно тогда мы по заказу генштаба сделали аппарат-наводчик. Но из-за того, что одним из требований военных было использование российских комплектующих, он получился тяжеловатым – 14 килограммов. И хотя был принят на снабжение, эффективным не стал, – очень тяжелые наши комплектующие: микросхемы, двигатели и так далее. После этого «Эникс» решил делать что возможно из импортных комплектующих. Так родился «Элерон 3», вес которого, в зависимости от назначения, - 2,5-3,5 килограмма.

- В ноябре «Элероны» в числе нескольких аппаратов других фирм были отобраны для опытной войсковой эксплуатации. Какими будут ближайшие шаги военных, и с кем вам пришлось конкурировать?

- Было три этапа войсковых испытаний – в Алабино, Мулино и Гороховце. Из 25 фирм выбрали продукцию трех – «Элерон», «Ласточку» московского концерна «Вега» и «Орлан» петербургского «Специального технологического центра». В ближайшее время будет закупка аппаратов для войсковых испытаний. Это может быть довольно большой заказ. И радует сам факт внимания военных. А то одно время у главкома ВВС и у других генералов было странное устойчивое мнение, что у нас нет беспилотников и быть не может, а вот за границей отличные аппараты!

- То есть военные все-таки согласились использовать БЛА с импортными комплектующими?

- Пока - да. На данном этапе Зеленоград не может сделать того, что нам надо. Сколково пока не существует. Но перспектива, конечно, - собственные комплектующие. Хотя при такой системе, какая есть сегодня, нагнать Израиль и США по электронике мы не сможем никогда. Вот был у нас новосибирский Академгородок, где собирались самые мощные лбы со всей России. Сейчас они там тоже есть, но уже с первого курса куда-нибудь проданы. Какое тут развитие?! С учителями в школах беда! Кто на такую зарплату пойдет?!

- В связи с закупкой израильских беспилотников и комплектующих высказывалось мнение, что в чужой технике могут быть разные нехорошие закладки…

- Естественно, могут. Многие блоки наверняка закрыты, и при попытке посмотреть, что внутри, будут разрушаться. А заложено ли в программе аппарата, скажем, такого-то числа просто упасть, проверить вообще невозможно. Но вероятность этого очень велика.

- А вы на своих аппаратах такое можете сделать?

- Конечно.

«ИЗРАИЛЬСКОЕ» НЕ ЗНАЧИТ «ЛУЧШЕЕ»

- Так закупка в Израиле – благо или нет?

- С одной стороны, точно благо. Те же войсковые испытания показали, что однотипный с «Элероном» израильский аппарат хуже нашего - меньше радиус действия, эксплуатируется только от ноля градусов и выше (кстати, к израильским беспилотникам было немало нареканий и у Индии, и у Турции). А «Элерон 3» три года проработал на российских полярных станциях при минус 38 градусах – ледовая и метеоразведка. Привезли его потом в Казань, чуть-чуть подремонтировали, и он опять вернулся на полюс. Сейчас предлагаем полярникам более функциональный «Элерон 10», разрабатываем систему посадки аппарата на движущийся корабль, например, ледокол.

Работы много, единственное, что мешает, – нет финансирования. Акции фирмы принадлежат тем, кто здесь работает. Никаких сторонних источников, можем только взять в банке кредит под залог своего имущества. Разработки требуют солидных средств, а мы все делаем из прибыли. Основная прибыль – от продажи в России и за границей воздушных мишеней. А от продажи беспилотников прибыли почти нет – во время конкурса цены падают сильно. На такие деньги развиваться сложно.

- Кто-нибудь предлагал вам кооперацию?

- Было такое, но мы стараемся оставаться независимыми, работать по договорам. В нынешних российских условиях вхождение в холдинг, концерн грозит тем, что вообще останешься не у дел. У нас в стране так: ты мне дай все, а если что-то получится, я с тобой, может, и поделюсь. Нет, просто так отдавать разработку мы не будем.

Мы не выпрашиваем инвестиций (хотя и не откажемся от них), но был бы очень желателен заказ. Недавно президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к министру обороны Анатолию Сердюкову с просьбой рассмотреть возможность сделать «Эниксу» заказ. Сердюков обещал учитывать, что есть такая фирма «Эникс», с опытом, потенциалом, людьми, площадями.

- Сколько аппаратов делаете в год?

- Порядка 30 мишеней и 30 беспилотников. Сейчас наметился рост.

- А из-за рубежа предложения о сотрудничестве или продаже «Элеронов» были?

- Мы постоянно показываем «Элероны» на международных выставках, всем они нравятся, многие проявляют реальный интерес, но как только потенциальный клиент обращается в Рособоронэкспорт, все стопорится. Для Рособоронэкспорта продать корабль – вот это деньги, а беспилотник - возни столько же, но прибыль никакая. Такое отношение к нам… А сами мы технику двойного назначения продавать не можем.

- Недавно было заявлено, что беспилотники из израильских комплектующих будут собирать в Казани. Почему именно здесь?

- Не в курсе. Поговаривали о сборке на казанском вертолетном заводе. Мне же из Израиля месяца полтора назад звонили, спрашивали, можем ли мы собирать их аппараты. Мочь-то можем, но надо ли? Зачем делать то, что хуже своего? Как в России можно всерьез рассматривать беспилотник, который работает от ноля градусов и выше?!

ВЗГЛЯД НА ТАТАРСТАН ИЗ-ПОД НЕБЕС

- Каково место Казани в советских и российских беспилотных программах?

- Да важнейшее! Мы с Рустамом Миннихановым на последнем МАКСе об этом много беседовали. Это и КГТУ имени Туполева, и, несмотря ни на что, немалое количество высококлассных, с российскими и мировыми рекордами, авиамоделистов, по сути, – готовых разработчиков и производителей. Только у меня таких четверо работают. Вон в Штатах разведывательный аппарат Dragon Eye сделали именно моделисты. Они показали свою разработку нужным людям, им заплатили в районе миллиона, взяли на фирму и теперь – серийное производство… И ведь в Казани еще остались какие-то кружки, учителя-фанатики. На августовской авиакосмической выставке мне очень понравилось, как были представлены наши авиамоделисты во главе с Александром Смоленцевым. Я ведь и сам в 1974-1984 годах руководил кружком радиоуправляемых авиамоделей в Доме пионеров Кировского района Казани. И до сих пор увлечение моделями осталось.

В Штатах авиамоделизм занимает едва ли не первое место по количеству занимающихся спортсменов, больше, чем баскетбол. А у нас Смоленцев просит помочь хоть какими-нибудь материалами. И ведь это не только спорт! Авиамоделист никогда не будет алкашом, был хулиганом и тунеядцем – стал другим человеком. Авиация – очень мощное воспитание!

- Слышал, что совместно с технопарком «Идея» вы разрабатывали систему оперативного мониторинга при помощи БЛА народно-хозяйственной деятельности Татарстана. Что сделано?

- Мы дали свои предложения, сейчас они на рассмотрении у министра информатизации и связи - вице-премьера республики Николая Никифорова. Этим жарким и «пожарным» летом показывали аппараты министру лесного хозяйства Татарстана Наилю Магдееву. Он поуправлял «Элероном» и был в полном восторге, когда понял, что, сидя в кабинете или машине, можно осматривать огромную площадь… То же касается и, например, сельского хозяйства - сразу будут видны приписки по посевам, уборке, количеству скота. Нажал кнопку - и через десять минут получил картинку. Разве это плохо? Должен быть такой информационный центр. И аппаратом даже управлять не надо – только задать, где он должен пролететь. Любой министр имел бы право запустить аппарат в любой точке Татарстана и получить необходимую информацию. Мирового опыта такого нет, мы и хотели бы, чтобы Татарстан стал первым.

- А вот, например, обеспечивать безопасность Универсиады и Олимпиады?

- Нет никаких препятствий. От электродвигателя шума почти никакого, аппарат безопасен даже в случае падения. Но он не упадет – для того есть несколько степеней защиты.

КОГДА ИНЖЕНЕРЫ БЫЛИ В ФАВОРЕ

- Сколько всего в России фирм, занимающихся БЛА?

- Реально – с десяток. А спонтанно – не сосчитаешь. Но это не настоящие фирмы, некоторые на квартирах зарегистрированы - ни технологии, ни производства.

- Определены ли сегодня в России на высоком уровне задачи БЛА, есть хоть как-то проработанная программа развития отрасли?

- С 1996 года программу разрабатывали, но за пять лет, пока это делалось, она уже устарела. Под составление программ куча денег уходит, и все - не туда. Не разрабатывай программу, а используй то, что есть. Как только народ начнет применять беспилотники, он быстро поймет, что ему от них нужно. Вот МВД Татарстана их использует. Время от времени милиционеры приходят к нам: здесь доработай, там переделай. Сейчас хотят получить новую машину. То есть, обязательно нужна связь между потребителем и конструктором, тогда все заработает четко и ясно. На базе нескольких таких симбиозов  и следует разрабатывать программу. Но не надо идти таким путем: завтра мы сделаем ударный аппарат, как в США. Не будет такого! Это только нарисовать можно что угодно.

- Вижу у вас на стене – портрет Сталина, это принципиальная позиция?

- Да. При нем развивалась техника, инженеры были в фаворе, а сейчас в фаворе какие-то бизнесмены, предатели, березовские. Мне, как коммунисту (а из партии меня никто не выгонял), это противно. Так что я повесил портрет товарища Сталина. У посетителей, кстати, в основном, положительная реакция, не помню, чтобы кто-то возмущался.

Тимур Латыпов

Визитная карточка предприятия

ЗАО «Эникс» создано в 1988 году. Изначально коллектив сформировался из специалистов с опытом работы в создании и производстве комплексов БЛА. Деятельность предприятия лицензирована Российским федеральным агентством по промышленности на разработку, производство и ремонт разведывательных и мишенных комплексов с беспилотными летательными аппаратами. В области системы качества предприятие сертифицировано СДС «Военный регистр» и госстандартом России.

Важное  направление деятельности предприятия - создание мишенной обстановки для испытаний средств ПВО, разрабатываемых предприятиями России. С этой целью «Эникс» в инициативном порядке в 1996 году разработал комплекс с воздушной мишенью Е-2. В настоящее время, серийно выпущено более 200 мишеней, в 2007 году комплекс с 30 мишенями продан иностранному заказчику. «Эникс» по договорам с разработчиками средств ПВО обеспечивает создание мишенной обстановки для различных средств ПВО в том числе ПЗРК «Игла-С», ЗСУ 2С6М1 (Тунгуска), «Панцирь-С1», «Каштан», «Печора». В 2008 году разработан комплекс воздушной мишени Е08.

Разработанные в инициативном порядке многоцелевые комплексы с БЛА  «Элерон 3», «Элерон 10», «Гамаюн» (комплекс радиомониторинга) поставляются МЧС, ФСБ, МВД, предприятиями ТЭК, лесоохраны, арктическим экспедициям и другим организациям. Комплекс «Элерон 3» поставляется с 2005 года, комплекс «Элерон 10» - с 2008-го. За это время передано в эксплуатацию более ста БЛА. Применение целевой аппаратуры позволяет днем и ночью в реальном масштабе времени получать достоверную информацию об интересующих потребителя объектах: нефте- и газопроводах, лесах, людях, животных, автомототехнике, строениях, стойбищах, дорогах и так далее, в том числе, и в труднодоступных местах. Управление запуском и полетом БЛА  автоматизированное и требует минимального участия операторов. Управление БЛА в полете обеспечивается как в режиме автономного управления, так и ручного, с портативной станции управления.

Программное обеспечение и математическая модель полностью разработаны специалистами «Эникс». Все разработки, изготовление и испытания комплексов БЛА «Эникс» выполняет самостоятельно. Предприятие осуществляет гарантийное и постгарантийное обслуживание комплексов.

Комплексы применялись и применяются в различных климатических зонах - в пустынных, тропических и горных местностях, в том числе на Кавказе, в Ханты-Мансийском округе, Астраханской области, в Малайзии, Индии, Тайланде, на Северном Полюсе. В настоящее время во ФГУП «Рособоронэкспорт» находятся в стадии рассмотрения запросы от семи иностранных заказчиков на приобретение комплексов «Элерон 3» и «Элерон 10», и от восьми иностранных заказчиков – на покупку комплекса воздушной мишени Е95.

«Эникс» активно участвует в российских и международных выставках: МАКС (Жуковский), «Лима» (Малайзия), АЭРО-Индия, «Выставка вооружения» (Нижний Тагил), «Аэрокосмические технологии» (Казань), «Технологии безопасности» (Москва), «Интерполитех» (Москва), «Морской салон» (Санкт-Петербург)  и других.

Предприятие имеет в собственности  административно-производственный корпус площадью 4200 кв. м. с территорией 2,5 гектара и располагает достаточными мощностями и средствами для выполнения заявленного вида деятельности. Численность работников - 160 человек.

Визитная карточка руководителя

Побежимов Валерий Николаевич

Родился 5 мая 1952 года в Рубцовске Алтайского края. По окончании местной средней школы № 7, поступил в Казанский авиационный институт, который окончил в 1975 году. В аспирантуре занимался пульсирующими двигателями. Кандидат технических наук, закончил докторскую и прошел предзащиту. Увлекается авиамоделизмом, рыбалкой, вождением автомобиля.