Второй раз за свою историю госкомитет РТ по закупкам провел итоговую коллегию, которую посетил премьер-министр РТ Ильдар Халиков Второй раз за свою историю госкомитет РТ по закупкам провел итоговую коллегию, которую посетил премьер-министр РТ Ильдар Халиков

«ГЛАВНОЕ — ОНИ МЯСО ПОКУПАЮТ В НАШЕМ ЖЕ РАЙОНЕ, НО НА 30 РУБЛЕЙ ДЕШЕВЛЕ!»

Второй раз за свою историю госкомитет РТ по закупкам провел итоговую коллегию, которую посетил премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Символично, что обсуждение системы закупок прошло в здании учебно-методического центра ФАС России, которая как раз контролирует чистоту проведения тендеров. Председатель госкомитета РТ по закупкам Ольга Редько в своем докладе, к сожалению, не затронула острых проблем, ограничившись оглашением статистики и победоносных успехов. «Третий год подряд РТ по итогам национального рейтинга прозрачности закупок присваивается наивысшая оценка в классе государственных заказчиков регионального уровня — «Гарантированная прозрачность»», — заявила она.

В 2016 году заказчиками РТ опубликовано закупок на сумму 83,5 млрд. рублей, экономия бюджетных средств составила 2,85 млрд. рублей, или 3,5%, порадовала она. В том числе муниципальными заказчиками в прошлом году было опубликовано закупок на 18,5 млрд. рублей, экономия бюджетных средств по итогам заключенных контрактов составила 922 млн. рублей (6%). Субъекты малого предпринимательства закупили товаров и услуг на 10,6 млрд. рублей, что в 1,2 раза больше, чем в 2015 году.

Госкомитет по закупкам, в свою очередь, сам проводит ряд централизованных закупок. В 2016 году их объем составил 8,3 млрд. рублей, заключено контрактов на 6,4 млрд. рублей. Экономия по сравнению с максимальной начальной ценой контракта составила 7,9%. В частности, ГК проводит закупки для таких компаний, как ОАО «Татспиртпром», АО «Татмедиа», инвестиционно-венчурный фонд, исполнительная дирекция спортивных проектов.

Одним из важных направлений работы в минувшем году стала организация централизованных продуктов питания для детских садов 9 пилотных районов РТ. Составлен список необходимых продуктов из 78 позиций и единое меню для дошколят. «Благодаря введению единой номенклатуры продуктов питания заказчики имеют возможность закупать качественные продукты», — считает Редько. Кроме того, удалось повысить качество закупаемого молока и молочной продукции, а также зафиксировать закупочные цены на полгода.

О том, как действует новая система, рассказал глава Высокогорского района Рустам Калимуллин. В беседе с «БИЗНЕС Online» он уточнил, что теперь 10 детсадов его района отправляют электронные заявки в МУП «Департамент продовольствия и социального питания Казани». «В том меню, которое мы заказываем, все соблюдается, грамм в грамм нам привозят. Потом — качество и безопасность нам гарантированы. На микробы и прочее там все проверяется, мы этих проблем не знаем», — говорит глава района. «Но главное — они мясо покупают в нашем же районе. До этого мы сами покупали у этого же поставщика за 250 рублей, так как объемы были маленькие. А департамент же большой — он у них же покупает за 220, то есть уже на 30 рублей дешевле!» — удивлялся Калимуллин. Таким образом, только по 10 детсадам за полгода удалось сэкономить 1,5 млн. рублей.

Халиков положительно оценил проект и дал понять, что надо бы продолжить эту работу. Но удастся ли расширить географию централизованных поставок продуктов на территорию всей республики, пока под вопросом: хватит ли мощностей самого департамента и насколько будет оправдана логистика?

Глава Высокогорского района Рустам Калимуллин рассказал о том, как действует новая система Глава Высокогорского района Рустам Калимуллин рассказал о том, как действует новая система

«НЕКОТОРЫЕ НАЧАЛЬНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ВМЕСТО РЕМОНТА ДОРОГ КУПИТЬ НОВЕНЬКИЙ ВНЕДОРОЖНИК»

Явное оживление в несколько унылое течение коллегии внес сопредседатель регионального штаба «Общероссийского народного фронта» в РТ Игорь Бикеев. Он заявил, что в прошлом году активистами проекта «За честные закупки» обнаружено свыше 100 сомнительных и расточительных закупок. Он пояснил, что активисты рассматривают все закупки «на предмет бережливости, максимальной отдачи, правильности выбранных приоритетов, экономической и производственной целесообразности, а также текущей экономической ситуации». Сомнительные тендеры участники фронта отправляют на суд экспертов, разбирающихся в различных областях экономики.

Нередко после этого заказчики сами снимают закупки. «Логика понятна: лучше сделать это самому, чем если это заставит сделать прокуратура или антимонопольная служба, да еще и накажут. Все как у героя Евстигнеева из кинофильма «Невероятные приключения итальянцев в России»: «Не надо, я сам!»» — едко подколол таких деятелей Бикеев.

Свое яркое выступление он подкрепил еще более ярким видеороликом. «Каждый год в России осуществляются госзакупки на сумму более 5 триллионов рублей, сумма гигантская, на что она идет? Это должны быть новые больницы и детские сады, дороги, электростанции и космические корабли. Но каждый год находятся люди, которые не могут прожить без унитаза с гидромассажем и фена за 200 тысяч рублей, взятых прямо из бюджета», — гласил голос за кадром. «Почему по дорогам нельзя проехать из-за ям? Может быть, потому, что некоторые начальники предпочитают вместо ремонта общественных дорог купить себе новенький внедорожник?» — продолжал задавать вопрос за вопросом голос с экрана.

В целом Бикеев оценил число сомнительных закупок в РТ как невысокое. Но проблемы есть. Особенно много вопросов у ОНФ к компаниям и предприятиям, которые по факту находятся в госсобственности.

«Осуществляло, например, весьма уважаемое бюджетообразующее акционерное общество закупки дорогостоящего автомобиля представительского класса, мы запросили информацию о целях закупки. Мы получаем ответ: „Спасибо за внимание, мы коммерческая организация, которая сама зарабатывает деньги определяет, куда их тратить“. Правильно ли это? Не знаю», — заявил Бикеев. Говорит, что давно пора нормировать закупки в подобных организациях, ведь их «совокупный бюджет сопоставим с бюджетом нашей республики».

«Указанная организация заключает и экономически очевидно невыгодные сделки. Например, закупка бывшей в употреблении 6 лет машины по цене 4 миллиона рублей при стоимости новой такой же в топовой комплектации 5 миллионов рублей», — продолжал критику лидер ОНФ.

«ИНОГДА ДИВУ ДАЕШЬСЯ ТО ЛИ БЕЗАЛАБЕРНОСТИ, ТО ЛИ ЖАДНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ЗАКУПКИ»

«Мы думали, что победили расточительность, но оказывается, что нет. Иногда диву даешься то ли безалаберности, то ли жадности организаторов закупки — вариант ответа выбирайте сами. Встречаются случаи, когда цена закупки в разы отличается от рыночной. Была объявлена закупка жестких компьютерных дисков за 230 тысяч за штуку при рыночной цене 55 тысяч рублей. Закупка киселя за 1 тысячу рублей за килограмм при рыночной цене 150 - 200 рублей, то есть в 5 - 6 раз дороже», — возмущался активист.

Закупки авто в люксовой комплектации встречаются все реже, считает Бикеев, но все-таки не сходят на нет — вспомнить хотя бы скандал с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ». «Хотя для безопасности панорамная крыша или кожаная отделка салона, наверное, не нужны», — рассуждал он.

Также он напомнил ставшее распространенной практикой проведение конкурсов в строительной отрасли задним числом, то есть уже после завершения строительства тех или иных объектов. «Фактически заказ уже исполнен, а тендер еще только объявляется. Ярким примером, безусловно, является случай с объявлением тендера на создание и установку скульптур у центра семьи „Казан“ , которые на тот момент уже красовались на своем месте, а также строительство автомобильной парковки в Ново-Савиновском районе, строительство зоопарка, школ...» — перечислял Бикеев, впрочем, не сообщая ничего нового постоянным читателям «БИЗНЕС Online».

Говорит, скандальные закупки-то отменяют по требованиям прокуратуры или УФАС, но что толку? Заказчики все равно подписывают контракты с исполнителями, но уже как с единственными поставщиками. При этом — никакой конкуренции и экономии для бюджета. «Налицо очевидный картельный сговор. Но кое-кто снова и снова наступает на одни и те же грабли (видимо, имеется в виду ГИСУ РТприм. ред.), создавая дополнительные расходы для бюджета, ведь стройка в таких случаях ведется на кредитные деньги, а это увеличивает стоимость объекта», — бичевал активист. Он строго предупреждал, что «мир изменился» и «отсидеться в сторонке уже не получится».

«У НАС НЕТ ЗДЕСЬ СВОИХ-ЧУЖИХ, ЗАСЛУЖЕННЫХ-НЕЗАСЛУЖЕННЫХ...»

Темой живо заинтересовался председательствующий на коллегии премьер-министр РТ Ильдар Халиков. «В общем-то, для бюджета республики абсолютно все равно, где находятся эти деньги — на счету министерства финансов или на счету компании „Татспиртпром“, это все бюджетные деньги, и прозрачность должна обеспечиваться по единым правилам», — заявил он. И дал поручение Редько — подготовить, как это сделать, причем и на федеральном уровне. «Это должно распространяться и на муниципальные образования, потому что лазейки в виде отдельных закупок, которые проводят МУПы, также не решены», — обозначил премьер задачу и дал на разработку механизма один месяц.

Далее Халиков обратился уже к Бикееву: «Когда выходят такие вопросы и слайды, не должно быть формулировок „некая компания“, должен быть четко обозначен нарушитель — Иванов, район такой-то, предприятие такое-то. У нас нет здесь своих-чужих, заслуженных-незаслуженных, любой человек или предприятие в госсистеме закупок, которое совершило нарушение, должно быть наказано, только в этом случае система работает!»

После коллегии корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Бикеева озвучить-таки фамилии нарушителей (раз уж это поручил лично премьер-министр), но активист отказался это сделать, мол, сначала — Халикову на стол. Также, беседуя с журналистами, сопредседатель татарстанского ОНФ вспомнил недавний скандал с приобретением автомобилей по системе trade-in (по иронии судьбы скандал породил сам УФАС, в здании которого шла беседа). «Организация сдает старый автомобиль, доплачивает средства и получает новый. Это договор мены, это не закупка. Ни конкурса, ни торгов не объявляется! — удивлялся он находчивости чиновников. — Это упущение законодательства, проще всего скрыть сделку реальной купли-продажи меной. Но вы сдали машину за 50 тысяч рублей, а приобрели за 1,5 миллиона, это совершенно неравноценная мена, это закамуфлированная купля-продажа». Бикеев говорит, что нужно вносить изменения в законодательство.

Интересуемся, какие еще предметы роскоши закупали татарстанские чиновники, и Бикеев вспомнил дорогостоящую ортопедическую мебель, причем с определенными техническими характеристиками, заточенными под конкретный люксовый мебельный салон. «Стул идет на десятки тысяч рублей, стол может стоить миллион, — удивлялся он и предполагал. — Возможно, люди хотят улучшить условия своего труда, но...» Другая компания из года в год заказывала ведомственные награды. Дело вроде нужное, но незадача в том, что всякий раз компания оплачивала разработку одного и того же шаблона, а это порядка 3 млн. рублей.

«НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА, ЦЕНА НАЧАЛЬНАЯ ПОНИЖЕНА. НО ЧТО ЗА ЭТИМ СТОИТ?

Нужно отметить, что и другие участники коллегии вносили свою долю в конструктивную критику системы госзакупок. К примеру, министр юстиции Лариса Глухова обнаружила проблему — существенное, «на 50 и более процентов, снижение начальной цены контракта».

«На первый взгляд, да цель достигнута, цена начальная понижена. Но что за этим стоит? В основном цены на 50 и более процентов снижают поставщики, которые не ставят своей целью качественное исполнение контракта, в последствие они будут признаны недобросовестными поставщиками и будут включены в соответствующий реестр, но при этом обязательства не будут исполнены. И заказчиком не будет получена услуга или товар», — говорила Глухова.

Она предложила таких поставщиков, которые демпингуют на 50% и более, обязать вносить обеспечение контракта в двойном размере, а также подтверждать добросовестность вне зависимости от суммы контракта.

Подводя итоги коллегии, Халиков похвалил форум, созданный для обсуждения вопросов с государственными и муниципальными заказчиками, и рекомендовал другим министерствам и ведомствам освоить подобную форму работы с населением. Похвалил премьер перевод взаимоотношений заказчиков и подрядчиков с сфере закупок — в электронный документооборот, который снижает издержки участников рынка и ускоряет бизнес-процессы.