Камская транспортная прокуратура настойчиво просит одну из агрофирм холдинга «Агросила» подвинуться подальше от аэропорта «Бегишево» Камская транспортная прокуратура настойчиво просит одну из агрофирм холдинга «Агросила» подвинуться подальше от аэропорта Бегишево Фото: nabchelny.ru

«Я ПОНИМАЮ, ЧТО ЛЮДИ МОГУТ ПОТЕРЯТЬ РАБОТУ, НО ВЕДЬ ЖИЗНЬ 200 ПАССАЖИРОВ ВАЖНЕЕ...»

Сельскохозяйственный бизнес Ильшата Фардиева вошел в затяжной клинч с требованиями законников. Одну из 11 агрофирм холдинга «Агросила», расположенную в Заинском районе, камская транспортная прокуратура настойчиво просит подвинуться подальше от аэропорта Бегишево, и теперь дело запахло судом.

О рисках для безопасности авиарейсов прокуратура заявила еще в прошлом году, а 22 ноября внесла руководству предприятия соответствующее представление. Животноводческий комплекс агрофирмы «Зай», расположенный, по замерам прокуратуры, в 12 - 13 км от Бегишево у села Ахметьево, привлекает своими кормами птиц, каждая из которых способна уронить самолет, если попадет в его турбину.

Нечасто, но такое случается, из-за чего в 2011 году регламент работы российской авиатранспортной отрасли пополнился новыми запретами: нельзя размещать фермы, скотобойни и другие привлекательные для птиц объекты ближе чем в 30 км от линий воздушного сообщения или в 15 км от аэродрома. Об этом говорит пункт №59 Федеральных авиационных правил, закрепленных постановлением правительства РФ №138 от 11 марта 2010 года. Данные правила имеют такую же силу, как и любой кодекс.

Хотя животноводческий комплекс близ Ахметьево был построен еще в 1970-е годы, задолго до введения действующих норм безопасности, фактически, по данным прокуратуры, здания были введены в эксплуатацию в 2013 - 2014 годах.

«Мы знаем, что сами здания построены очень давно, „Зай“ ссылается на это, — рассказал „БИЗНЕС Online“ помощник прокурора камской транспортной прокуратуры Ринат Саттаров. — Однако мы также знаем, что акты ввода в эксплуатацию данных зданий датированы 2013 и 2014 годами — это указано в документах, которые я запрашивал у агрофирмы. Получается, что законно они функционируют только два-три года».

Как выяснилось из разговора с Саттаровым, само руководство аэропорта, принадлежащего КАМАЗу, не выходило с жалобами на прокуратуру, распоряжение пришло из вышестоящей инстанции — приволжской транспортной прокуратуры.

«При осмотре территории вокруг аэропорта я обнаружил ферму, мы замерили расстояние от контрольной точки Бегишево. От линий воздушного сообщения ферма достаточно далеко, но она расположена в радиусе опасной зоны самого аэродрома. Мы проводили осмотр с представителем Бегишево — это все-таки в интересах аэропорта, и у них есть штатный специалист, который занимается мониторингом орнитологической обстановки в районе. Я насчитал около 150 птиц разных видов — это очень много. Я еще никогда не видел такого их скопления».

Саттаров считает, что птицы летят на запах силосных ям и скотины — ферма держит 1,7 тыс. голов скота, птицы чувствуют его за многие километры. Поля, которые при всем желании не перенесешь, не привлекают такого количества пернатых.

Подконтрольная Ильшату Фардиеву «Агросила» на требования прокуратуры ответила отказом Подконтрольная Ильшату Фардиеву «Агросила» на требования прокуратуры ответила отказом Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако «Агросила» на требования прокуратуры ответила отказом. «Агрофирма не готова ни на какие компромиссы, — говорит Саттаров. — Думаю, они могли бы решить проблему, ведь агрофирма «Зай» — лишь часть крупной структуры, которой не составит труда занять высвободившихся работников. Но они заявили о готовности судиться при любом раскладе. Мы тоже к этому готовы и совершенно точно будем подавать иск, только еще не определились, когда именно. Иск должен быть составлен кардинально, чтобы избежать впоследствии лишних движений: процесс и без того предстоит долгий, наверняка он затянется не меньше чем на год.

Прокурор понимает, что закрытие ферм может иметь тяжелые социальные последствия: «Около 50 человек могут потерять работу. Но жизнь 200 пассажиров важнее, так ведь? Самолеты летают едва ли не каждый час. Мы исходим из этих факторов», — поясняет помощник прокурора.

«ПЕРЕНОС ЗДАНИЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ...»

«Зай» — одна из самых успешных агрофирм крупнейшего в Татарстане сельскохозяйственного холдинга. Так, по данным системы «Контур-Фокус», за 2015 год организация принесла в консолидированный бюджет «Агросилы» 141,8 млн. рублей чистой прибыли при выручке 714 млн. рублей. Лучше сработали только агрофирма «Кама», закончившая 2015 год с 404 млн. рублей прибыли за счет семенного производства, «Тубян Кама» — 171,4 млн. рублей, «Заинский сахар» — 414,4 млн. рублей. «Нуркеево» показало 84 млн. рублей за тот же период, «Восток» — 83 млн. рублей, «Сарман» — 15 млн. рублей, «Джалиль» — 9,2 млн. рублей, «Аняк» — 59 млн. рублей. «Азнакай» сработал в убыток на 24,7 млн. рублей, а муслюмовская агрофмирма «Намус» на тот момент еще не была зарегистрирована. Прибыль управляющего ЗАО «Агросила» за тот же период составила 1,6 млн. рублей.

«Зай» — одна из самых успешных агрофирм крупнейшего в Татарстане сельскохозяйственного холдинга, дающая пятую часть надоев Заинского района «Зай» — одна из самых успешных агрофирм крупнейшего в Татарстане сельскохозяйственного холдинга, дающая пятую часть надоев Заинского района Фото: gossov.tatarstan.ru

Как говорится в официальном ответе «Агросилы» на запрос «БИЗНЕС Online», общее поголовье КРС в заинском подразделении составляет 1645 голов, в том числе 864 головы дойного стада. За прошлый год агрофирма произвела 5,2 тыс. т молока, а это 20,5% валового надоя всего Заинского района. Сегодня на ферме трудоустроены 62 человека.

Компания однозначно отказывается что-либо делать с фермой и подчеркивает два момента: собственно, Бегишево все устраивает, а нормы, на защиту которых встала прокуратора, были введены слишком поздно — закон же, мол, обратной силы не имеет.

«Аэропорт Бегишево производит ежедневный анализ орнитологической ситуации непосредственно на аэродроме, а также вблизи аэродрома, — говорится в ответе холдинга. — За последние годы от Бегишево в адрес агрофирмы не поступало ни одного письма с претензиями по факту массового скопления птиц в полосах воздушных подходов к аэродрому».

В письме руководство «Агросилы» указывает, что деятельность фермы полностью соответствует виду разрешенного использования земли (для обслуживания животноводческого комплекса). При этом 1978-м годом компания датирует не только строительство фермы, но и ее ввод в эксплуатацию, хотя Саттаров, говоря об актах ввода, полученных в 2013 - 2014 годах, ссылается на документацию самого «Зая». Правда, в ответе холдинга говорится и об относительно свежей реконструкции построек.

В общей сложности подвинуть придется владельцев около 9,5 тыс. голов КРС. Для сравнения поголовье КРС всего Заинского района — 18 тыс. голов В общей сложности подвинуть придется владельцев около 9,5 тыс. голов КРС. Для сравнения: поголовье КРС всего Заинского района — 18 тыс. голов Фото: prav.tatarstan.ru

«Комплекс был введен в эксплуатацию и используется с 1978 года, — сказано в тексте комментария. — ООО „Агрофирма „Зай“ приобрело сельскохозяйственный комплекс в 2008 году. Ферма была реконструирована с получением обязательной разрешительной документации, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. При этом пункт 59 Федеральных авиационных правил был введен только 5.09.2011».

Холдинг также извещает, что на сегодня сельскохозяйственный комплекс агрофирмы включает в себя технические сооружения, которые используются для разведения животных, производства, хранения и переработки сельхозпродукции: «Перенос расположенных на территории агрофирмы зданий и сооружений не является возможным».

ПОСЛЕ ФАРДИЕВА НА ОЧЕРЕДИ МУСЛИМА ЛАТЫПОВА?

В Бегишево на вопрос «БИЗНЕС Online» о причинах молчания пояснили, что вообще-то вокруг аэродрома насчитывается 16 ферм, а не одна, о чем аэропорт сигнализировал местным властям. «Для установления подобных объектов в 2016 году аэропортом Бегишево было заказано обследование приаэродромной территории группе ученых-орнитологов ФГБОУ ВО „Вятская ГСХА“ в составе трех докторов биологических наук и одного кандидата биологических наук, с участием штатного специалиста-орнитолога аэропорта Бегишево, — сказано в ответе первого заместителя гендиректора АО „Аэропорт Бегишево“ по производству Андрея Парфененко. — Было выявлено 16 животноводческих хозяйств, расположенных в 30-километровой зоне аэропорта. Указанная информация была направлена в администрации Тукаевского, Нижнекамского и Заинского муниципальных районов с указанием необходимости проведения мероприятий по снижению кормовой привлекательности для птиц на территориях животноводческих хозяйств».

В «Бегишево» пояснили, что вообще-то вокруг аэродрома насчитывается 16 ферм, а не одна, о чем аэропорт сигнализировал местным властям (на фото гендиректор аэропорта Сергей Романцов) В Бегишево пояснили, что вообще-то вокруг аэродрома насчитывается 16 ферм, а не одна, о чем аэропорт сигнализировал местным властям (на фото гендиректор аэропорта Сергей Романцов) Фото: «БИЗНЕС Online»

Парфененко добавляет, что до сих пор прокуратура не вносила представлений на эту тему собственникам животноводческих хозяйств — данный прецедент первый. Последнее же столкновение самолета с птицей в районе Бегишево случилось относительно недавно — в июле 2015 года. Тогда результатом стало повреждение воздухозаборника судна А-321 (лайнер Airbus) — потребовалась его замена.

Ответ Парфененко ставит новые вопросы: если ферм вокруг аэропорта 16, чем обусловлено повышенное внимание прокуратуры именно к структуре Фардиева? Саттаров на этот счет пояснил, что о других объектах ведомству, конечно, известно, однако в подобных вопросах необходимо наработать судебную практику. По словам помощника прокурора, во всей России подобные иски можно пересчитать по пальцам одной руки, а в Татарстане прецедентов до сих пор не было. «Зай» станет пробным шаром: если суд примет сторону истца, последуют иски и к остальным хозяйствам, ну а если нет — незачем и бумагу марать.

Кроме того, как выяснил «БИЗНЕС Online», 7 из 16 хозяйств относятся все к тому же «Заю» — фермы по разведению лошадей, птицы и КРС разбросаны по нескольким сельским поселениям района, входящим в запретный радиус. Остальные животноводческие объекты принадлежат разным хозяевам — среди них ООО «Агрофирма Тукаевская продовольственная корпорация» (800 голов КРС в Бикляни, 1,5 тыс. голов КРС в Суык-Су), ООО «Агрофирма Тимерхан» (100 голов КРС и спортивные лошади), несколько индивидуальных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств на тысячи голов скота и птицы в общей сложности, а также животноводческий комплекс ООО «Бахетле-Агро» на 200 молочных коров и 100 голов для откорма. Получается, если прокуратуре удастся одолеть в суде «Агросилу», впереди ее ждет еще как минимум один сильный оппонент в лице Муслимы Латыповой, хозяйки сети «Бахетле».

Если прокуратуре удастся одолеть в суде «Агросилу», впереди ее ждет еще как минимум один сильный оппонент в лице Муслимы Латыповой Если прокуратуре удастся одолеть в суде «Агросилу», впереди ее ждет еще как минимум один сильный оппонент в лице Муслимы Латыповой Фото: «БИЗНЕС Online»

В общей сложности подвинуть придется владельцев около 9,5 тыс. голов КРС, не считая свиней, коней и домашней птицы. Для сравнения: поголовье КРС всего Заинского района — 18 тыс. голов.

ДВА СЛУЧАЯ С ПОГИБШИМИ ЗА 30 ЛЕТ

Отметим, что для работников авиационной отрасли «столкновение с птицами» — не просто словосочетание, а профессиональный термин (англ. bird strike). Этой проблеме вот уже полвека посвящаются научно-практические исследования, в России ею занимается Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО) в составе Государственного центра безопасности полетов Росавиации. По официальным данным Международной организации гражданской авиации, с 2001 по 2007 год в мире было зарегистрировано 42,5 тыс. случаев столкновений, из которых свыше 80% происходило во время взлета или посадки самолетов. В то же время летальные последствия таких случаев крайне редки, а в России по вине птиц зафиксированы лишь две катастрофы с человеческими жертвами за последние 30 лет, как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель ОГАО Сергей Рыжов.

«Столкновения с птицами случаются часто, но тяжелые последствия редки, — рассказал Рыжов. — В России в 2007 году в аэропорту Домодедово грузовой самолет Ан-12 авиакомпании „Атран“ после взлета столкнулся с птицами. Два двигателя вышли из строя, самолет упал — погибли 7 человек».

Для работников авиационной отрасли «столкновение с птицами» — не просто словосочетание, а профессиональный термин (англ. bird strike) Для работников авиационной отрасли «столкновение с птицами» — не просто словосочетание, а профессиональный термин (англ. bird strike) Фото: nabchelny.ru

Годом позже еще два человека погибли в результате столкновения с птицами самолета АВС-52. 25 мая 2008 года судно совершало тренировочный полет в Московской области. На взлете из-за птиц отказал двигатель, самолет набрал высоту 30 - 40 м, после чего потерял скорость, свалился на крыло и загорелся. В остальных случаях последствия таких столкновений оценивались только материальным ущербом — вынужденными посадками и повреждениями самолетов.

Аварию в Домодедово расследовал межгосударственный авиационный комитет, и впоследствии выдержки из аналитических материалов МАК были опубликованы в открытых источниках. В итоговых рекомендациях комитет поручил аэропортам во взаимодействии с органами исполнительной власти вести постоянный контроль над строительством в районах аэродромов. Однако, как указывает Рыжов, фактически норма о 15-километровой зоне была введена не 59-м пунктом действующих авиационных правил, она действовала гораздо раньше.

«До актуальных правил существовало руководство по орнитологическому обеспечению безопасности полетов — это документ 1988 года, а еще раньше действовал воздушный кодекс советского образца, — сообщил руководитель ОГАО. — В обоих документах аналогичный норматив уже содержался, он однозначно запрещал размещение объектов, способствующих массовому скоплению птиц, в радиусе 15 километров от аэродрома. Но даже если ферма была построена раньше, объекты ведь могут со временем расширяться, ситуация на них может меняться... И если угроза для полетов однажды возникает, значит, нужно проводить какие-то компенсирующие мероприятия — закрывать объект, переносить или как-то иначе снимать угрозу. Речь-то идет о жизни пассажиров и экипажей, это не шутки».

Ранее уже сообщалось, что размещение полигона ТКО в Нижнекамском или Тукаевском районах невозможноиз-за близости «Бегишево»: вокруг полигона тоже будут скапливаться птичьи стаи Ранее уже сообщалось, что размещение полигона ТКО в Нижнекамском или Тукаевском районах невозможно из-за близости Бегишево: вокруг полигона тоже будут скапливаться птичьи стаи Фото: nabchelny.ru

В целом ежегодный ущерб мировой коммерческой авиации от столкновений с птицами оценивается в $1,2 миллиарда. Крупнейшее в истории авиации крушение из-за bird strike — это катастрофа самолета L-188 в Бостоне (США), когда погибли 62 человека.

Напомним также, что именно авиационный регламент станет одним из главных факторов выбора места под будущий мусороперерабатывающий комплекс в Елабужском районе, который уже вызвал массу дискуссий. Подробным образом эту тему обсуждали с инициативной группой елабужан в Госсовете РТ в ноябре прошлого года. На той встрече начальник отдела обращения с отходами министерства строительства и ЖКХ Рустем Богданов объяснял, что размещение полигона ТКО в Нижнекамском или Тукаевском районах невозможно в первую очередь из-за близости Бегишево: вокруг полигона тоже будут скапливаться птичьи стаи. Если же построить полигон на месте нынешнего Малореченского, а это на сегодня самый обсуждаемый вариант, то расстояние до аэропорта лишь тютелька в тютельку уложится в требуемые 30 километров.