Прокуратура республики передала в Приволжский райсуд Казани материалы по делу группы «автоподставщиков», которые на протяжении 3 лет орудовали на территории столицы Татарстана Прокуратура республики передала в Приволжский райсуд Казани материалы по делу группы «автоподставщиков», которые на протяжении 3 лет орудовали на территории столицы Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

5,5 МЛН. РУБЛЕЙ ЗА 10 АВТОПОДСТАВ

Как сегодня стало известно «БИЗНЕС Online», прокуратура республики передала в Приволжский райсуд Казани материалы по делу группы «автоподставщиков», которые на протяжении 3 лет орудовали на территории столицы Татарстана. Обвинительное заключение в отношении 14 членов группы (имена четырех из них известны — это Денис Чеботков, Григорь Летодиани, Денис Худяков, Артем Дигтяревский) утверждено и также направлено в судебную инстанцию. Они обвиняются сразу по 10 эпизодам уголовного дела и сейчас находятся под подпиской о невыезде. С 2012 по 2015 год они, по мнению следствия, с помощью так называемых автоподстав смогли заработать чуть менее 5,5 млн. рублей, а посягали еще на 1 млн. рублей, но безуспешно.

В числе пострадавших от действий мошенников — 6 страховых компаний, преимущественно с головными офисами в Москве. В их числе такие гиганты, как страховая группа «Согаз», ЗАО «Макс», страховая группа «МСК», «РЕСО-Гарантия», страховая компания «Альянс» и «ГУТА-Страхование».

Для своих преступлений участники организованной Чеботковым, Летодиани и Худяковым группы использовали преимущественно автомобили премиум-класса. Например, по информации собеседников «БИЗНЕС Online», это дорогие внедорожники BMW X6, Toyota Rav 4 и Infinity G25, британский Jaguar JF, опять же BMW — теперь уже 320-й модели. Впрочем, автопарк мошенников включал и модели попроще: Hyundai Solaris и Mazda CX-4. Все автомобили страховались в системе КАСКО в Москве, а преступления происходили в столице Татарстана. Это осложняло процесс взаимодействия внутри страховой компании при рассмотрении случая с ДТП.

«В отдаленных микрорайонах Казани, где нет видеокамер и автомобили появляются на дорогах нечасто, они инсценировали ДТП, а иногда просто наносили повреждения автомобилям прямо на месте, — рассказала „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь ГСУ МВД РТ Наталья Сагитова. — Впрочем, иногда они „били“ машины в одном из автосервисов Казани, откуда их доставляли на предполагаемое место ДТП».

При этом «автоподставщики» часто заранее покупали неисправные части автомобиля, меняя их либо в сервисе, либо на самой трассе. После оформления ДТП они получали премии от страховой компании, а после проведения «независимой» экспертизы, которая показывала более высокую стоимость ремонта, еще и получали через суд добавку.

ОРГАНИЗАТОРЫ ГРУППЫ ВЫШЛИ ИЗ РЯДОВ ТАНКОВОГО УЧИЛИЩА

Роли в группе, по версии следствия, делились довольно строго: организацией занимались Чеботков, Летодиани и Худяков, Дигтяревский был «штатным» слесарем. Остальные так или иначе участвовали в инсценировке ДТП. В качестве актеров на импровизированной перед сотрудниками ГИБДД и страховщиками сцене выступали как близкие знакомые организаторов, так и их жены. Например, супруга Чеботкова фигурировала в протоколе ГИБДД как участница одной из аварий.

Интересно, что двое из организаторов (Чеботков и Летодиани) в свое время закончили Казанское танковое училище. Еще один ведущий участник группы, Худяков, в свое время возглавлял один из отделов в районной администрации Казани, но чиновничья карьера мужчины не задалась.

Какое наказание грозит организаторам группы и их сообщникам, пока неизвестно. Впрочем, подобный случай рассматривался судом столицы Татарстана относительно недавно. Как рассказал «БИЗНЕС Online» старший прокурор отдела №2 по надзору за следствием в органах внутренних дел и наркоконтроля прокуратуры РТ Руслан Муртазин, в 2015 году организаторы группы «автоподставщиков», некие Смолянинов и Мухаметзянов, были приговорены судом к 4 годам реального лишения свободы, а их 7 сообщников отделались условными сроками. Стоит отметить, что сумма средств, отмытых с помощью мошеннической схемы, тогда составляла от 2,5 до 4 млн. рублей.

Впрочем, источники издания в правоохранительных органах указывают на то, что в разработке сейчас находится еще несколько подобных уголовных дел, одно из них предполагает на порядок большую сумму ущерба.

. «Автоподставщики» часто заранее покупали неисправные части автомобиля, меняя их либо в сервисе, либо на самой трассе. После оформления ДТП они получали премии от страховой компании
Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ОКОЛО 30 - 50 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ КОМПАНИЯ ТЕРЯЛА В МЕСЯЦ»

Собеседники «БИЗНЕС Online» в сфере автострахования подтверждают, что это уголовное дело — вершина айсберга, под которым таится индустрия с миллиардными обротами. Ежемесячно крупные страховые компании выплачивают десятки миллионов рублей по сомнительным ДТП, причем за каждым таким случаем следует заявление в правоохранительные органы, по большей части из которых выносятся отказные материалы. Одна из собеседниц издания два года назад занимала должность начальника юридического отдела казанского офиса крупной страховой компании. По ее словам, число участников автострахового мошенничества редко ограничивается инсценировщиками ДТП, автослесарями и судебными юристами, гораздо чаще в многоуровневой схеме участвуют также сотрудники ГИБДД, судьи и руководители страховых компаний.

«Мне приходилось работать с делами, которые касались выплат от 1 миллиона рублей и выше, процессы в районных судах протекали быстро, потому что рассматривали их „свои“ судьи, которые получали вознаграждения за правильные решения» — рассказала юрист. По ее словам, в одном из районных судов один и тот же автомобиль марки Merсedes выступал в роли застрахованного имущества 12 раз, причем один случай был тотальным. «И тем не менее судья выносил решения о выплате, при том что сам битый автомобиль мы в глаза не видели, нам, юристам, приходилось довольствоваться экспертизой машины на бумаге, — отметила юрист. — Еще один нюанс — чаще всего второго участника в этой серии ДТП не было. Водитель наезжал на поребрик, на рекламный щит, врезался в дерево. А справку о ДТП заполнял всегда один и тот же сотрудник ГИБДД. В нашей компании эта ситуация также никого не интересовала: ни службу безопасности, ни самого руководителя филиала».

По подсчетам сотрудницы страховой компании, владелец мерседеса-призрака заработал на машине около 12 млн. рублей. «Каждый день я в суде была на двух-трех процессах, и каждый из них был мошенническим, других дел у меня попросту не было, — рассказала юрист. — Как правило, решения о взыскании выносились за два-три заседания. Мы ежемесячно отправляли отчеты в Москву, в месяц компания теряла около 30 - 50 миллионов рублей. В 2015 году я почти по каждому сомнительному ДТП направляла заявление в полицию, их были сотни, но ни по одному из них уголовное дело не было возбуждено, везде приходил отказ. Мои коллеги в некоторых крупных юридических компаниях рассказывали, что дела у них ведутся точно так же».

«ЕСЛИ СЕГОДНЯ КТО-ТО ИЗ НИХ ЕЩЕ НЕ ПОПАЛ В СВОДКИ КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ, ТО ПОПАДЕТ ЗАВТРА»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», настойчиво просят министерство внутренних дел проявлять активность и чаще возбуждать уголовные дела в отношении аферистов. Ведь именно их следует благодарить за то, что Татарстан попал в зону нежелательного бизнеса для страховых компаний.

Рустэм Сабиров — вице-президент союза страховщиков Татарстана:

— Ущерб от таких преступлений достаточно серьезный, как, впрочем, достаточно велика и их латентность. Противоядия от этих схем у нас раньше не было, они оказались полной неожиданностью и для страховщиков, и для действующего законодательства, которое не предусматривало такого вида преступлений. Но сегодня и правоохранительные органы, и страховое сообщество озадачились данной проблемой. Созданы эффективные силы взаимодействия различных структур. Одновременно ведется работа по достаточно большому количеству подобных групп мошенников. За ними следят, собирается информация. И если сегодня кто-то из них еще не попал в сводки криминальных новостей, то, я уверен, попадет завтра.

Для рядового потребителя это оборачивается тем, что в связи с высокой убыточностью нашим нормальным, добропорядочным клиентам приходится переплачивать, все это закладывается в тариф... А расходы в связи с этим, как вы понимаете, конечно же, колоссальные. Татарстан по данной причине попал в зону нежелательного бизнеса для страховых компаний, мы вошли в список так называемых токсичных регионов.

Надо просто сажать таких преступников, вырывать с корнем эту молодую поросль, жаждущую легких денег.

Фарид Хамадеев — директор филиала страховой компании ERGO в Казани:

— Подобные преступления отрицательно влияют на страховой бизнес в республике. Страхуя автомобили с целью получения больших незаконных возмещений, преступники увеличивают общую убыточность страхования, что, в свою очередь, ведет к увеличению тарифных ставок для других клиентов для того, чтобы покрыть данные убытки. Кроме того, это порождает определенный стереотип мышления людей, которые видят, что можно получить достаточно большие деньги в результате махинаций.

Ущерб у каждой компании от таких действий разный, у нашей страховой компании ERGO еще нет таких больших ущербов, хотя уже есть пара случаев, когда автомобили получили тотальные повреждения. В таких случаях считается, что автомобиль полностью уничтожен. По моему мнению, это тоже один из методов разбогатеть нечистых на руку людей.

Бороться с такими проявлениями можно только строгим наказанием преступников. В связи с этим у меня есть пожелание МВД по РТ быть более активным, когда страховые компании просят возбудить уголовное дело или проверить сам факт махинаций. Основная проблема в том, что эти преступления часто никак не наказываются.