АСВ вновь отказало в страховых выплатах «забалансовым» вкладчикам «Камского горизонта». Суммарно у «забалансовиков» зависло в «Камском горизонте» 721,4 млн. рублей АСВ вновь отказало в страховых выплатах «забалансовым» вкладчикам «Камского горизонта». Суммарно у них зависло 721,4 млн. рублей Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

«ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА СОЗДАЮТСЯ НЕ В МЕРТВЫХ БАНКАХ, А В ЖИВЫХ!»

Сегодня агентство по страхованию вкладов (АСВ) вновь объяснило 724 забалансовым вкладчикам «Камского горизонта» причину отказа в страховых выплатах. «Забалансовые» — это клиенты, которые не нашли себя в реестре страховых выплат или попали в него, но с гораздо меньшими суммами, чем клали изначально (вкладывали более 1 млн. рублей, а получали от 2 - 3 тыс. до 100 тыс. рублей). Напомним, лицензию у банка регулятор отозвал 3 ноября 2016 года.

«Отсутствие данных о вкладах в автоматизированной учетной банковской системе и в документах первичного бухгалтерского учета в результате действий бывшего руководства банка не позволяет обеспечить надлежащего подтверждения остатков по счетам, в связи с чем у временной администрации и в настоящее время у агентства отсутствуют законные основания для включения требований в реестр», — сообщается на сайте агентства.

АСВ включило в страховые выплаты лишь 950 вкладчиков «Камского горизонта» из пяти субъектов России. Сумма — 371 млн. рублей (на клиентов из Татарстана пришлось 223,5 млн. рублей). К концу января 2017 года 653 вкладчикам банка выплатили в качестве страхового возмещения 353,6 млн. рублей, что составило 95,1% страховой ответственности агентства.

Суммарно у «забалансовиков» зависло в «Камском горизонте» 721,4 млн. рублей, что почти вдвое превышает страховые выплаты АСВ. Татарстанцев в списках нет, но есть жители Московской области, люди, прописанные в Кабардино-Балкарии, Тульской области, жители Твери, города Малоярославца Калужской области. Все они клали более 1 млн. рублей в московском офисе банка. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал представитель инициативной группы забалансовых вкладчиков «Камского горизонта», 34-летний предприниматель Артур Гукасян. Информация о том, что без страхового возмещения могут остаться вкладчики «Камского горизонта» в Москве, появилась еще в декабре прошлого года. Их вложения, как АСВ заявило тогда и подтвердило февральским письмом, попросту не были оформлены, а деньги исчезли.

«Реестр не является юридическим документом, подтверждающим нахождение вклада в банке, — считает Гукасян. — Официальными юридическими документами являются договоры вкладов, приходные кассовые ордера, выписки со счетов, которые у вкладчиков имеются на руках в полном комплекте. Что еще нужно этому агентству, чтобы включить нас в реестр?!»

Инициативная группа решила всеми возможными путями добиваться досудебного урегулирования вопроса путем проведения пикетов, уточнил предприниматель. В частности, в пятницу около сотни людей пришли непосредственно к офису АСВ. Изначально люди требовали встречи с директором департамента по страхованию вкладов АСВ Алексеем Юрьевичем Абрамовым, но так и не дождались его. Теперь они планируют митинги и пикеты, а также письма в администрацию президента РФ Владимира Путина и председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Но получат ли они ответ? К примеру, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в середине января подал запрос в АСВ и генпрокуратуру РФ для проверки данных, озвученных забалансовыми вкладчиками «Камского горизонта», однако ответа пока нет.

Павел Медведев: «Если у человека есть доказательства, что он доверил деньги банку, то агентство выплачивает. Правда, необходимо доказать, что вклад, действительно, был (а доказательства-то очень простые — договор и кассовый ордер)» Павел Медведев: «Если у человека есть доказательства, что он доверил деньги банку, то агентство выплачивает. Правда, необходимо доказать, что вклад действительно был» Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

Вместе с тем забалансовые деньги, по опыту финансового омбудсмена РФ Павла Медведева, в подавляющем большинстве случаев не теряются. И во многом благодаря усилиям АСВ, считает он. «Если у человека есть доказательства, что он доверил деньги банку, то дальше — неважно, превратились ли эти деньги во вклад балансовый или забалансовый, — до 1,4 миллиона рублей агентство выплачивает, — сказал Медведев корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Правда, необходимо доказать, что вклад действительно был (а доказательства-то очень простые — договор и кассовый ордер). Если эти документы есть, то деньги выплачиваются. Правда, с некоторым запозданием. Если балансовые вкладчики должны ждать не больше 15 дней, то забалансовые — несколько дольше. За последние года полтора-два сбоев не бывает и люди деньги получают».

Даже в «живых» банках случались такие забалансовые вклады, добавил он. Но это — за гранью закона. «Жулики — сотрудники банка принимали деньги в свой карман, — объяснил технологию омбудсмен. — К сожалению, реакции Центробанка на данные случаи не было, и это в какой-то степени мошенников вдохновило. Дело в том, что забалансовые счета создаются не в „мертвых“ банках, а в „живых“! Поэтому принимать меры-то надо по отношению к мошенникам в „живых“ банках. Думаю, ЦБ обратит внимание на эту тяжелую ситуацию и исправит ее».

К Медведеву вкладчики из «Камского горизонта» пока не обращались. «Сам вмешаться я не имею права, если меня не попросят. Потому что это будет, как ни парадоксально, нарушением прав человека, — сказал омбудсмен. — Надеюсь, что АСВ, как и раньше, решит эту проблему».

«ТЕПЕРЬ У НАС ВООБЩЕ НЕТ ДОВЕРИЯ К БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ!»

Отчего москвичи толпой ринулись класть деньги в банк, прописанный столь далеко от столицы? Проценты по вкладу в «Горизонте» были не самыми высокими, но большинство привлекло то, что можно без потери процентов в любой месяц снимать деньги, объяснил глава инициативной группы.

«Я собирался покупать квартиру и раскидывал свои средства по семи банкам, — сказал Гукасян. — Банки выбирал таким образом, чтобы без потери процентов в любой момент снять деньги и собрать их. Аналогичные условия наряду с шестью банками предлагал и этот банк. Он не уникален в своем роде. Никаких признаков мошенничества не наблюдалось, они день в день выплачивали проценты по вкладу».

В похожую ситуацию в основном попали люди пенсионного и предпенсионного возраста. Есть люди, которым не только по 70 лет, а далеко за 80. «Гнать их в суды — это просто бесчеловечно», — считает Гукасян, рассчитывая на досудебное регулирование. Более того, после получения отказных писем у одного из вкладчиков отнялись ноги, а у другого случился инфаркт, рассказывает руководитель инициативной группы.

Вкладчица банка «Камский горизонт» Елена Денисова из Москвы заявила, что из них сейчас делают виноватых — якобы выбрали неправильный банк с большой процентной ставкой. «Все наши договоры и „приходники“ недействительны, по мнению АСВ, хотя почему — непонятно, — рассказала Денисова нашему корреспонденту. — Нас посылают в суд. Нам предлагают заводить уголовное дело в отношении наших банкиров, хотя это то, что, по сути, должно делать само АСВ. Или такая отговорка: „Вы ждите“. При этом сроки нам не оговаривают, говорят: „Может, кто-нибудь нам подкинет базу данных“. Это вообще отговорка, которая не годится. Мы находимся в отчаянии».

Изначально Денисова была вкладчицей АйМаниБанка, который потерпел крушение. «Видимо, база была взята сотрудником этого банка, — говорит забалансовая вкладчица из Москвы. — Они обзванивали клиентов и приглашали перейти в „Камский горизонт“, предлагая открыть депозит по выгодным процентным ставкам. У меня был 1 миллион 380 тысяч. Государство выступало гарантом, а по факту получилось, что это просто обман. И нет никакой уверенности, что, даже получив средства в „Горизонте“ и отнеся их в Сбербанк, мы не попадем в ситуацию, которая уже была в 1991 году, когда попросту изъяли деньги. Теперь у нас вообще нет доверия к банковской системе!»

Людмила Попова из города Лыткарино Московской области рассказала, что договор с «Камским горизонтом» подписала на 1 000 301 рубль в ноябре 2015 года, потому что повелась на рекламу, а деньги копила на квартиру внучки. «Это было в таком шикарном здании — „Москва-Сити“, — рассказывает Попова. — Я позвонила в банк, спросила, почему реклама шла от iAutobank, а когда приехала в офис, говорят, что это банк „Камский горизонт“. Было непонятно, но мне объяснили, что это просто ребрендинг и волноваться незачем. Потом в один из моих приездов в офис мне сказали, что сейчас идет акция, по которой проценты по вкладу во второй половине года будут выше, и перезаключили договор. В сентябре я приехала в офис, а там написано: „Банк временно не работает, справки по такому-то телефону“. Я позвонила — и мне сказали, что в банке идет проверка Центробанка! Затем последовал отзыв лицензии! Приезжаю в банк-агент, где мне должны были выплатить деньги, а они берут мой паспорт и говорят, что меня в реестре вкладчиков банка нет. Документы из базы данных утеряны, причем только в московских филиалах. Я сейчас советуюсь с юристами для подачи заявления в суд».

Такой же забалансовый вкладчик банка «Горизонт» из Москвы Андрей Пушкарев хранил в банке семейные сбережения — около 1 млн. рублей — в качестве «подушки безопасности». Банковский «погорелец», вероятнее всего, тоже будет подавать в суд. «Дело в том, что постоянно всплывали рекламные окна банка, мы проверяли его через Центральный банк, — рассказал Пушкарев. — Узнали, что банк давно существует в Набережных Челнах, что у него несколько филиалов, но, как выяснилось уже теперь, это были не филиалы, а ККО. Открыты они были в Москве, тем более в „Москва-Сити“... Такое значимое место, поэтому и решились открыть вклад. Что еще нас не отпугивало, так это то, что нам не предлагались большие проценты — всего 9,3 процента. На тот момент это была не такая большая ставка по сравнению с другими банками. Плюсом для нас стало то, что мы всегда могли деньгами пользоваться, снимать их и докладывать, не теряя процентов».

Аналогичная ситуация, по словам вкладчиков, и с Булгар банком. «Насколько я понимаю из информации на Banki.ru, ни один московский вкладчик Булгар банка денег не получил, — рассказала „БИЗНЕС Online“ вкладчица, представившаяся Надеждой. — Сегодня звонила на горячую линию АСВ, пока там про наше заявление не знают... О том, что банк татарстанский, я узнала только после отзыва лицензии, честно говоря. Как я понимаю, в августе у нас Булгар банк поменял адрес на Ярославль. Обычно вкладчики детально историю банка не изучают, тем более юридический адрес. Офис в центре Москвы, недалеко от Павелецкого вокзала. Подозрений никаких не вызывал. Сумма моего сбережения в пределах страховой — до миллиона. Привлекало то, что снять деньги можно было в любой момент, до 3 месяцев ставка была 8 процентов. Пока по той информации, что на Banki.ru, у нас ситуация один в один, что и с „Камским горизонтом“. Никто не получил возмещения. Как рассказал один из вкладчиков, вроде бы банк-агент сказал, что было два возмещения в Москве, но неизвестно, были ли они московскими вкладчиками. Возможно, они вкладывались в Татарстане, а возмещение получили в Москве. Прошла неделя с момента выплат, поэтому мы еще ждем... Но, повторюсь, никто не получил возмещения. Я сама пришла в первый день, передо мной было 10 вкладчиков».

До начала 2015 года банком «Камский горизонт» владела семья бывшего мэра Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева До начала 2015 года банком «Камский горизонт» владела семья бывшего мэра Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева Фото: nabchelny.ru

КАК «КАМСКИЙ ГОРИЗОНТ» СТАЛ ПЕРВЫМ «УТОПЛЕННИКОМ» В РТ

Старейшего банка «Камский горизонт» (Набережные Челны) не стало 3 ноября 2016 года. Центробанк России впервые отозвал лицензию у банка со штаб-квартирой в Татарстане и таким образом открыл счет «утопленникам». На 1 октября прошлого года «Камский горизонт» занимал 537-е место по величине активов в банковской системе России.

До начала 2015 года банком владела семья бывшего мэра Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева, затем после покупки 76% акций основным владельцем стал московский бизнесмен Сергей Востриков. Планировалось, что банк станет посредником между физлицами и автодилерами, совершающими сделки на платформе CarMarket (первоначально проект получил название «Айавто»).

Алтынбаев обвинил в отзыве лицензии нового владельца Вострикова, который грозился превзойти своего друга Олега Тинькова, а на самом деле раздавал кредиты без залога и даже якобы запускал руку в банковскую кассу. По словам все того же Алтынбаева, Востриков «умотал за границу», найти его не могут.

«Нам директор департамента вкладов АСВ говорил, что они не могут найти Вострикова и Дарью Южакову, которая являлась директором московского кредитно-кассового офиса, — подтвердил эти догадки Гукасян. — Как они их ищут? Непонятно. Якобы сбились с ног в их поиске! Налицо нежелание агентства по страхованию вкладов заниматься этим, затягивание и всяческое отклонение от выплат».

Если рассмотреть отчетность, то в третьем квартале 2016 года «Камский горизонт» постиг внезапный провал: чистый убыток вырос на 804%, или на 152 млн. рублей; на ту же сумму уменьшился капитал банка, в итоге сократившийся на 40% до 227 млн. рублей. Возможно, это было как-то связано с проверкой ЦБ. Из-за нее в 10-х числах октября на несколько дней был закрыт ряд московских отделений «Камского горизонта».