Иван Кузнецов Иван Кузнецов

«ПРОЗВУЧАЛИ ОБЪЕКТИВНЫЕ ОБВИНЕНИЯ В АДРЕС РЕЙДЕРОВ»

Исполком Казани накануне усадил за круглый стол казанских предпринимателей, занимающихся в городе сезонной торговлей. На встречу в Доме работников образования на ул. Баумана пришли свыше 50 человек, и мест за столом хватило далеко не всем.

«Три-четыре года назад сезонная торговля была стихийной, представляла из себя очаги антисанитарии, когда зонтик с двумя стульями назывался летним кафе, а со сколоченных ящиков торговали всем подряд, — открыл обсуждение новых веяний уличной торговли замруководителя исполкома Иван Кузнецов. — Сейчас ситуация изменилась, за что я вас, предприниматели, благодарю».

Напомним, что этот бизнес потихоньку входит в цивильное русло: предприниматели выходят в легальное поле. От реализации прав на размещение лотков мороженого, точек по продаже кваса, бахчевых развалов и прочих видов сезонного бизнеса в 2016 году в бюджет Казани поступило 16,8 млн. рублей, что вдвое больше, чем годом ранее. В этом году число точек сезонной торговли в Казани вырастет почти вдвое — до 628 объектов, включая 127 точек в 30 парках и скверах. В планах на этот год — поступление в бюджет города не менее 20 млн. рублей дохода от «сезонки».

«Мы намеренно выставляем больше мест, чем потребительский рынок может переварить, — объяснил столь большое количество мест под размещение Кузнецов. — Это делается для того, чтобы у предпринимателя был выбор на любой кошелек, возможности».

Отдельно замруководителя исполкома остановился на нескольких «очень сложных вопросах». «В прошлом году прозвучали абсолютно объективные и оправданные обвинения в адрес рейдеров, которые участвуют в торгах, взвинчивают цены, но не планируют и не ставят какие-либо торговые объекты, — сказал Кузнецов. — Это бич, к сожалению, всех конкурентных аукционов, торгов». Для отсечения не чистых на руку предпринимателей от торгов создан черный список. «К сожалению, правового, законного механизма, запрещающего им участвовать в торгах, ни у меня, ни у моих коллег сегодня нет», — заметил Кузнецов. И назвал вторую меру противодействия — залоговая стоимость теперь будет формироваться из 100-процентной начальной стоимости лота, но не менее 50 тыс. рублей (прежде было только 50% от начальной стоимости). «Мы надеемся, что это оттолкнет тех самых предпринимателей», — сказал Кузнецов.

Впрочем, оказалось, что подножку сезонному бизнесу рады подставить не только рейдеры на торгах. Рано успокаиваться и тем, кто прошел сито аукционов, так как на улицах рядом с законно работающими торговыми точками появляются нелегальные объекты. Владимир Молоствов из ООО «Маршал» (дистрибьютор «Вятского кваса» в Казани) заявил, что уже после проведения торгов на выкупленные ими места встают нелегалы. «Будут ли на всем протяжении сезона с ними бороться?» — спросил Молоствов. Кузнецов сообщил, что в этом году отряды из сотрудников общественных пунктов охраны правопорядка (ОПОП) будут регулярно проводить проверки для выявления незаконных сезонных объектов. В комитете потребительского рынка исполкома также есть отдел, который отслеживает нелегальные точки сезонной торговли — предприниматели могут обращаться и туда. Начальника отдела сразу и представили собравшимся.

Вторым сложным вопросом остается подключение временных торговых точек к электричеству — три возможные схемы на слайдах показал председатель комитета потребрынка Руслан Зайнетдинов. Участникам круглого стола также раздали пошаговые алгоритмы действий с указанием сроков согласования. Первая схема работает при подключении к сетям, находящимся на балансе комитета внешнего благоустройства. В этом случае срок подключения может составить 32 дня. Вторая схема — в случае присоединения напрямую к подстанциям Сетевой компании через Казанские электрические сети. Здесь потребуется уже 42 дня. И третий случай — присоединение через другого собственника, имеющего договор с «Татэнергосбытом». Здесь регламент не установлен, срок будет зависеть от возможностей собственника объекта и, конечно, его добровольной готовности помочь.

Зайнетдинов попросил предпринимателей обращаться в комитет в случае возникновения трудностей, подразумевая, вероятно, необоснованное затягивание сроков подключения. На это участники рынка также жаловались в прошлом году. В этот раз предприниматель Дмитрий Синявин обозначил еще одну проблему — трудности с подключением торговых точек в Старо-Татарской слободе, где часть зданий — это объекты культурного наследия. В пример он привел улицу Шигабутдина Марджани, где, ссылаясь на министерство культуры РТ, собственники здания в прошлом году отказывали в подключении. Кузнецов ответил, что этот вопрос будет обсуждаться с участием префектуры «Старый город», а присутствовавший на встрече представитель комитета внешнего благоустройства заверил, что возможности для подключения в слободе есть.

Руслан ЗайнетдиновФото: kzn.ru

«МЫ ЧТО, БУДЕМ ОДИН КВАС ПИТЬ?»

Глава комитета потребительского рынка (КПР) Руслан Зайнетдинов презентовал предпринимателям схему сезонной торговли в разрезе города, парков и скверов, отдельных профилей. С февраля вместо комитета земельных и имущественных отношений оператором всех сезонных торгов будет выступать именно КПР. Аукционы после решения всех оргвопросов планируется начать в начале марта (первые шесть торгов прошли еще в конце 2016 год, выставлено 70 лотов, из них 48 реализовали). В первую очередь в марте разыграют торговлю в парках, затем пойдут уличные объекты.

...

«Я ни в коем случае не хочу связывать данный факт с тем, что плохо проводились аукционы, — прокомментировал смену ответственного комитета Зайнетдинов. — В любом случае это не вина нашего комитета, КЗИО. Я считаю, что если это будет находиться в одних руках, то многие вещи можно будет решать оперативнее. Мы постарались сделать схему достаточно гибкой, по обращениям самих предпринимателей пересматриваем профили».

Всего в городе утвержден 21 профиль сезонной торговли — по итогам прошлого года из списка исчезли театральные подворья и реализация молока (желающих не оказалось), но появились два новых: продажа «незамерзайки» (4 точки выставят на будущий год) и сезонные развлекательные объекты (вейкборды, веревочный парк). Последние Зайнетдинов отнес к социально значимым. «Эти виды деятельности достаточно затратные по инвестициям, но в то же время несут определенную социальную нагрузку», — сказал глава комитета.

Индивидуальный предприниматель Алсу Габбасова, занимающаяся более пяти лет аттракционами, с этим не согласилась. «Я считаю, что аттракционы не менее социально значимые, вейкборды, веревочные парки вы разыграли на два-три года», — заметила Габбасова и попросила для себя такие же условия — установленные аттракционы не менее трудоемки в монтировании. Кузнецова удивило, что аттракционы не вошли в сезонные развлекательные объекты (они, по словам Габбасовой, продолжают находиться в категории торговых), и он обещал рассмотреть ее предложение.

Римма Гайнутдинова Римма Гайнутдинова

Владелица сети мобильных кофеен Римма Гайнутдинова предложила уточнить понятие «мобильные объекты». «Мобильные объекты мобильным объектам рознь — и по размеру, и по формату, — сказала предпринимательница. — Тем не менее мы попадаем в одну категорию. Мне кажется, не совсем справедливо грести всех под одну гребенку. Большой фудтрак с другим средним чеком и маленькая кофейня не должны быть в равных условиях. Прошу вас как-то нас дифференцировать...»

Кузнецов, о чем-то недолго переговорив с Зайнетдиновым, сообщил, что вопрос он услышал. «Продавцы кваса должны конкурировать с продавцами кваса, мороженого — с мороженым, — вынес вердикт Кузнецов. — Мы посмотрим, что сможем сделать».

Тут же наметился конфликт между теми, кто торгует мороженым, и теми, кто торгует квасом. Причина как раз в дроблении профилей — по просьбе «Вятского кваса» торговцев прохладительными напитками власти города ранее отделили от мороженщиков и продавцов сладостей.

Константин Синявин Константин Синявин

«А мороженое и сладости также подразумевают прохладительные напитки? — спросил индивидуальный предприниматель Константин Синявин. — Воды совсем не будет? Почему отдельно мороженое, а отдельно квас и прохладительные напитки? Мы что, будем один квас пить?»

Кузнецов согласился, что квас перенесли в отдельную категорию, при этом мороженщики лишились возможности ставить свои холодильники с товарами других производителей прохладительных напитков. «Мы хотели, чтобы профили конкурировали между собой, — объяснил Кузнецов. — Но данное ограничение, как оказалось, получило другую сторону. Я себе этот вопрос пометил, разберемся».

Синявина также интересовало, почему у центра семьи «Казан» оставили только квас, а мороженое убрали. Кузнецов просьбу услышал и попросил Зайнетдинова найти место у Чаши и для мороженщиков. «Квасом не обойдемся, при всей нашей любви к «Вятскому квасу», — сказал с улыбкой замруководителя исполкома.

Александр Горев Александр Горев

Предприниматель Александр Горев, занимающийся вендинговыми аппаратами, сообщил, что торговля ведется круглосуточно и без участия человека, но злоумышленники аппараты разбивают даже в метрополитене. «А в парках будет вестись какая-то охрана? — спросил бизнесмен. — Речь хотя бы о присутствии полиции».

Кузнецов сразу сказал, что каждый объект полиция охранять не будет, как вариант — ЧОП, а представитель полиции, присутствовавший на встрече, заявил, что опорный пункт есть только в парке им. Горького, прорабатывается вопрос с Горкинским лесопарком. «Мы не несем функцию охраны имущества, на все парки и скверы у нас личного состава нет, нас очень сильно сократили», — сказал полицейский.

«НИКТО ИЗ ЧИНОВНИКОВ ОТ ВАС ТРЕБОВАТЬ НЕ МОЖЕТ ТОГО, ЧТО НЕ ПРОПИСАНО В ДОГОВОРЕ»

В этом году в сезонной торговле будет действовать запрет на использование газовых генераторов, от предпринимателей требуется строго соблюдать правила благоустройства. В противном случае — расторжение договора в одностороннем порядке. «В прошлом году мы проводили огромное количество рейдов, — напомнил Кузнецов. — Для некоторых людей штрафы ничего не представляют. Создан специальный отряд для наложения штрафов и изъятия генераторов, достаточно дорогостоящего оборудования, с возвратом в конце сезона. Торговать с шумными генераторами больше не получится».

Предприниматели напомнили о том, что в прошлом году для точек с мороженым в парках установили единый ретростиль. «Это действует на этот сезон или что-то новое будет?» — прозвучали вопросы из зала.

«В конкурсной документации все прописано, должен ли быть типовой проект. Если нет, соблюдайте то, что прописано в пунктах договора. Никто из чиновников от вас требовать не может того, что не прописано в договоре, — заверил бизнесменов Кузнецов. — Многие из вас внесли свой вклад в то, как сегодня организована сезонная торговля. Вы когда-то поверили нам и начали участвовать в торгах. Мы сейчас верим, что вы представите свои достойные проекты», — пояснил он отказ от жесткой стандартизации. Неказистые с виду объекты сегодня непривлекательны для потребителя, поэтому предприниматели сами должны быть заинтересованы в том, чтобы устанавливать красиво оформленные конструкции, считает замруководителя исполкома. В то же время требовать больших вложений в дорогостоящие объекты, которые будут работать около пяти месяцев, было бы неправильно из-за вопросов окупаемости, добавил спикер.

Стационарные торговые ряды в едином стиле появятся пока только в одном парке Казани — у ДК Химиков, разбитом по соседству с Кизическим монастырем, при этом по просьбе церковных служителей власти отказались от размещения там аттракционов.

В прошлом году ажиотажа вокруг торговли в парках не было, но, скорее всего, связано это с поздним — июльским! — стартом аукционов. Также из 15 летних кафе заявки поступили всего лишь на 3. В конце года похожая ситуация была с зимними видам проката — санками, «плюшками». «Мы пошли навстречу, выставили 12 лотов, но заявка поступила только на один лот. Возможно, это невнимательность, возможно, наша недоработка в том, что не проинформировали», — сказал под конец Зайнетдинов.