. Владимир Путин в Красноярске провел совещание о ходе подготовки к проведению XXIX всемирной зимней Универсиады 2019 года Фото: kremlin.ru

«ТО, ЧТО СОЗДАЛИ В КАЗАНИ, ВСЕ АКТИВНО РАБОТАЕТ, ВСЕ ЗАГРУЖЕНО»

Российский президент Владимир Путин в очередной раз добрым словом помянул Казань, находясь в Красноярске, где провел совещание о ходе подготовки к проведению XXIX всемирной зимней Универсиады 2019 года. Собственно, Татарстан и без того крутился на языке — все-таки первая в России Универсиада состоялась именно здесь, и все отличие ее состояло в том, что мероприятия успели организовать до «рубежного» 2014 года и назывались они летними, а не зимними, как на этот раз. Скажем, Олимпиада в Сочи проходила уже на фоне нарастающего зловещего «карканья» западной прессы и зарева горящих покрышек на Майдане, и ее победоносные итоги почти потерялись в дальнейших громких событиях. Казань же в этом ряду выглядит ничем не омраченным светлым воспоминанием, поэтому не сказать о ней было нельзя.

Путин прилетел в Красноярск накануне вечером, вернувшись на родину из своего трехдневного дипломатического тура по Средней Азии (сюда вошли Казахстан, Таджикистан и Киргизия). А уже с утра 1 марта лидер государства посетил здешний региональный центр спортивной подготовки Академия биатлона, где пообщался с победителями XXVIII всемирной зимней универсиады 2017 года в Алма-Ате. Спортсмены преподнесли президенту в подарок игрушечную лайку, которая должна стать символом будущих студенческих игр в сибирском городе-миллионнике. Затем он отбыл на заранее запланированное совещание, где его уже ждали местные и федеральные чиновники вместе с зампредом правительства по вопросам спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталием Мутко.

Памятуя о том, сколько критики выплеснулось по поводу «расточительности» Кремля на организацию международных соревнований, Путин начал с заочной полемики, и здесь опыт Татарстана ему очень пригодился. «Мы уже знаем, насколько мощным стимулом инфраструктурного, инвестиционного развития территорий является проведение спортивных соревнований такого уровня, — заявил национальный лидер, чуть заметно играя желваками. — В нашем активе — наследие Олимпиады в Сочи, Универсиады в Казани, которые, безусловно, преобразили эти города, позволили масштабно обновить не только спортивную, но и транспортную, туристическую, культурную, социальную городскую инфраструктуру». Путинский голос звучал металлом, хотя никто и не думал ему возражать. Все сидели, склонившись над столом и перебирая бумаги, и сам президент едва заметно шуршал листочками приготовленной для него речи. Со стороны могло показаться, что это проходит совещание силовиков, а не спортивных чиновников, и что речь идет о возведении бастионов, крепостей и других оборонительных объектов, а вовсе не о стадионах и не о Деревне Универсиады. Впрочем, в каком-то смысле так и было, поскольку допинговая война, объявленная России в прошлом году, — точно такой же фронт, как и все остальные. И новым полем сражения на этот раз обещал стать Красноярск.

Впрочем, Путину важно было убедить не только чиновников, но и всех остальных людей, в том числе сибиряков, насколько важна красноярская Универсиада. Для этого он еще раз кивнул на Сочи и Казань. И даже на минуту отвлекся от райтерских шпаргалок, перейдя к излюбленной им импровизации. «Все вложенные государством средства, все, что было сделано, приносит отдачу, — уверил президент РФ своих слушателей. — Много было сомнений по поводу того, как мы будем использовать, скажем, то, что создали в Сочи, меньше — в Казани, но все активно работает так, как, может быть, не работает в других мировых центрах по проведению подобных мероприятий. Все загружено, все функционирует. И транспорт работает исправно, вся транспортная инфраструктура, связь, водоснабжение, водоотведение, очистные сооружения, электроснабжение — все функционирует, все сегодня работает на благо людей. Надеюсь, будет работать и завтра, и послезавтра».

. Красноярск, который Путин назвал «самым восточным городом-миллионником нашей страны и крупнейшим экономическим центром Сибири», будет преображаться во многом по опробованной казанской схеме Фото: kremlin.ru

«НАДО ПРИЗНАТЬ, У НАС ЕСТЬ ДОСТОВЕРНЫЕ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПИНГА»

Интересно, что Красноярск, который Путин назвал «самым восточным городом-миллионником нашей страны и крупнейшим экономическим центром Сибири», будет преображаться во многом по опробованной казанской схеме. Здесь также возникнет своя Деревня Универсиады, которую построят в кампусе здешнего университета, многофункциональный центр, жилой комплекс из четырех 18-этажных зданий, Академия зимних видов спорта и пр. Причем если ранее из федерального бюджета на нужды красноярской стройки века обещали выделить 50 млрд. рублей (еще 50 млрд. было обещано частными инвесторами), то теперь Кремль пошел навстречу тем, кто призывал экономить, и сократил расходы до 40,5 млрд. рублей. Они предназначены не только для строительства спортивных объектов и реконструкции, но и на организацию культурной программы, расходы на подготовку волонтеров и пр. Деньги это большие, и результат их вложения должен быть очевиден для всех, подчеркнул Путин, сославшись при этом на скромную церемонию открытия Универсиады-2017 в Алма-Ате. В этом его поддержал вице-премьер Мутко, который пообещал, что церемонии открытия-закрытия в Красноярске не будут помпезными и слишком затратными.

Президент даже детализировал федеральные расходы, продемонстрировав свою открытость. Спортивные объекты, по его словам, потребуют 14 с лишним миллиардов рублей, объекты транспортной инфраструктуры — 3,6 млрд. рублей, медицинские объекты — 7 млрд. рублей, объекты Деревни — 6 млрд. рублей. При этом в настоящее время наблюдается отставание в ходе работ: от двух до четырех месяцев от графика зафиксировано по 12 из 34 объектов. «Это и по спортивным сооружениям, и по медицинским, в частности, нарушены сроки краевой клинической больницы, двух транспортных объектов, по некоторым спортивным сооружениям», — уточнил глава государства, строго наказав в сжатые сроки ликвидировать это опоздание и не допускать его впредь.

Еще одна феноменальная новость касалась допингового скандала, относительно которого Путин впервые публично признал вину России. «Имеющаяся и существовавшая до сих пор российская система контроля за неприменением допинга не сработала, и это наша вина, нужно об этом сказать прямо и это признать, — неожиданно заявил он. — Очень рассчитываю на то, что следственный комитет доведет соответствующее расследование до конца и выявит всех, кто виноват в ситуации, которая сложилась». По мнению президента РФ, несмотря на «промахи в работе независимой комиссии Макларена (подразумевается комиссия канадского профессора права Ричарда Макларена прим. ред.), надо «прислушаться к тому, что она сделала, и к результатам ее работы». «Мы должны прислушаться к требованиям ВАДА, потому что надо признать, что у нас есть достоверные, выявленные случаи применения допинга. Это абсолютно неприемлемо», — констатировал Путин. Вместе с тем он отверг домыслы о том, что применение допинга было санкционировано из Кремля. По его словам, «в России никогда не было, нет и, надеюсь, никогда не будет никакой государственной системы поддержки допинга, напротив, будет только борьба с допингом».

По поводу микроскопических царапин, которые якобы возникли на поверхности пробирок, переданных из России и произведенных якобы агентами спецслужб, Путин заявил, что не знает, откуда взялись эти царапины. «Когда мы эти пробы передавали, никаких претензий не было, — уверил он. — Если бы были претензии к каким-то царапинам, то они должны были быть отмечены в соответствующих протоколах. Ничего этого не было».

Впрочем, с этого момента борьба с допингом выходит в России на новый этап, поскольку ответственные за нее теперь будут сидеть не в правительстве, а в МГУ, где для этих целей организуется целая лаборатория. Кремль обещает оснастить лабораторию современной техникой, оборудованием и кадрами. «Надеюсь, что никаких жуликов, которые сами организуют допинговые программы, а потом бегут за границу, там не будет, — непререкаемым тоном заявил глава государства. — Надеюсь, что с помощью и наших независимых специалистов, и с помощью привлекаемых иностранных специалистов будет налажена строгая, действенная, эффективная система борьбы с допингом».

. С этого момента борьба с допингом выходит в России на новый этап, поскольку ответственные за нее теперь будут сидеть не в правительстве, а в МГУ, где для этих целей организуется целая лаборатория Фото: kremlin.ru

«ПУТИН ДАЛ СИГНАЛ: «РЕБЯТА, ВАШЕ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБРАЩЕНО НЕ НА ЦЕРЕМОНИИ»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов оценить призыв Путина провести следующую Универсиаду в режиме «эконом» и объяснить, почему глава государства признал частичную правоту Запада в допинговом скандале.

Максим Уразов — генеральный директор АНО «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске»:

— Не было никакого сокращения финансирования. Было сказано, что все лимиты предусмотрены федеральным бюджетом, и это очень важно для качественной подготовки к Универсиаде. Изначально была договоренность, что 31,5 миллиард рублей будет выделен на строительство объектов и порядка 9 миллиардов рублей — на различные операционные нужды. И эти обязательства федерального бюджета выполнены в полном объеме. Всего будет построено 34 объекта, с Казанью достаточно сложно сравнивать, потому что речь идет о летних и зимних играх, для нас главное — чтобы осталось наследие. Это очень важно для Красноярска.

На сегодняшнем совещании с Путиным было много неожиданностей. Самое значимое — то, что президент подтвердил тренд проведения мультиспортивных мероприятий за территорией Урала. Это будет большим этапом не только в развитии Красноярского края, но и всей Сибири.

Оргкомитет Красноярска занимает активную позицию против допинга, мы за то, чтобы были максимально чистые, открытые игры. Важно, чтобы студенческий спорт показал, что в Российской Федерации для этого предусмотрены все инфраструктурные решения — антидопинговые кабинеты и т. д., чтобы все данные максимально открыто собирать, их доставлять и оценивать.

Я бы не сказал, что Красноярск ориентируется на Казань или вообще на кого-то, это большой центр Сибири, который опирается на собственную историю и на собственные традиции, он готов двигаться по собственной траектории. Но мы, безусловно, будем учитывать опыт предыдущих спортивных мероприятий, сейчас активно работаем с оргкомитетом ЧМ-2018 по футболу по подготовке волонтеров и кадров. Главное – учитывать ошибки предыдущих соревнований и создавать свою историю.

Дмитрий Свищев — председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи:

— В стране сейчас не такие замечательные времена, когда можно расточительно тратить деньги, в том числе на церемонии закрытия и открытия. Мне кажется, надо внимательнее отнестись к строительству, которое потом станет постуниверсиадским наследием. Поэтому это разумно все. Времена непростые. В ближайшие годы вряд ли кто отменит санкции, поэтому надо сейчас экономить и сосредоточиться на проведении соревнований, сосредоточиться на строительстве спортивных объектов. Ведь церемония открытия закончилась — и все, потом о ней уже никто не вспомнит через два дня. А стадионы останутся нашим детям, которые будут там тренироваться. Нет денег — значит, будем экономить.

Что же до допинг-скандала... Мы с вами являемся свидетелями его последствий. И практически уже два года пожинаем его плоды. Началось все с политических акций, но ведь дыма без огня не бывает! Думаю, что проблема допинга в России, конечно, существует. Проблема с лабораториями также имеется. Необходимо в цивилизованном спортивном мире иметь собственную лабораторию в каждой стране, которая претендует на звание спортивной державы. Россия — страна мощная, спортивная, и, конечно, в ней должна быть лаборатория, которая принимается, аккредитована ВАДА и признается ими. Сколько бы мы ни боролись, сколько бы ни искали политических каких-то козней, но работать надо и надо двигаться вперед. Без лабораторий мы не можем полноценно проводить соревнования. Сейчас спортивная жизнь без признанных антидопинговых лабораторий невозможна. Помните, какие мнения звучали? Говорили, что учредителем нашей лаборатории является государство, поэтому нас и обвиняли в том, что у нас как будто осуществляется господдержка допинга! Теперь принято решение, что на базе МГУ будет создана лаборатория. Поддерживаю всю эту историю, она уже давно проходила. И сейчас вот президент подтвердил. Считаю, что это выход из положения.

Марат Бариев — экс-генеральный секретарь олимпийского комитета России, депутат Госдумы РФ:

— Это обусловлено тем состоянием экономики, которое сегодня есть. Мы сейчас внимательно смотрим за тем, чтобы не было лишних расходов бюджета, чтобы все было в оптимальном режиме с экономической точки зрения. Думаю, что этим все обусловлено, чтобы не было ни у кого желания сделать какой-то расточительный бюджет, необоснованные какие-то траты, лишняя помпезность. Очень своевременное и правильное для всех предупреждение. Не думаю, что там какие-то вопросы есть или были, что, мол, вот «у вас там дорого». Такого, наверно, нет, но пожелание сделать экономнее прозвучало.

Зимняя Универсиада априори не сможет переплюнуть летнюю. Там другие масштабы и возможности. Взять февраль в Красноярске и июль в Казани — это же разные вещи. Поэтому никто такой задачи не ставит, чтобы переплюнуть и сделать ярче, чем в Казани. Это в принципе невозможно. Абсолютно уверен, что вот при этих пожеланиях президента все равно церемония открытия или закрытия будет очень яркой, достойной, представляющей возможности нашей России. Она будет запоминающейся и красочной. В этом нет никаких сомнений. Касательно Казахстана хочу вам сказать, что те, кто был несколько раз на Универсиадах, говорили потом, что такого открытия зимней Универсиады, как в Алма-Ате, еще не было. Это, конечно, в положительном смысле. Это было очень красиво и достойно. Казахи это умеют делать, ведь у них в 2011 году были Азиатские игры. Они тоже прошли очень красочно, очень мощно. Кстати, именно после этих игр мы и решили к Крутому обратиться для церемонии в Казани.

Что касается высказывания по поводу допинга... Знаете, не прислушиваться к требованиям всемирного антидопингового агентства мы не можем. Мы изначально обязаны его слушать, потому что правила и требования вырабатывает и контролирует их исполнение именно ВАДА. Их игнорировать в спортивном международном движении никак нельзя. Мы всегда их соблюдаем. К сожалению, есть и были некоторые нарушители — тренеры, спортсмены. Сейчас следствие и внутреннее расследование ведется. В этом разберутся, надеюсь. А президент говорил о том, что мы сейчас убираем наши антидопинговое агентство и лабораторию из подчинения госорганам, чтобы они были независимыми, более объективными, чтобы не повторялись те моменты, которые у нас были в недалеком прошлом. Путин говорил не о том, что мы якобы только сейчас начнем соблюдать требования ВАДА. Тут они диктуют закон.

Олег Морозов — член Совета Федерации от Татарстана:

— Мне кажется, что это очень понятый посыл тратить деньги больше на начинку, а не на форму. Пускай она тоже будет ярким, запоминающимся событием Универсиады. Собственно, так было и в Татарстане. Блистательными были публичные мероприятия открытия и закрытия. Спору нет — лучшие в истории. Но все-таки запомнилась Универсиада в Казани не этим, а начинкой, то есть самими состязаниями, как были подготовлены спортивные объекты, результатами. Вот это было самое главное. Поэтому я думаю, что Путин имеет в виду именно то, что упор надо делать на спортивную сторону этого мероприятия, а не на ее презентации. При этом я не говорю, что ее не нужно делать. Просто, я так понимаю, президент сказал о главном, на чем должен быть сделан основной акцент. Все-таки он должен быть сделан на содержательной стороне этого дела. Думаю, что презентоваться Универсиада будет хорошо. В этом нет никаких сомнений. Тоже будет здорово, красиво. Но Путин дал сигнал: «Ребята, ваше главное внимание должно быть обращено не на это...»

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Действительно, такое связано с экономическими сложностями, которые сейчас переживает наша страна. Бюджет прошлого года мы закрыли с дефицитом в 3 процента ВВП. В этом году хоть и обещают рост, но все равно это рост небольшой. Он не позволяет нам делать то, что в богатые 2000-е, и даже в 2013 году мы могли себе еще позволить. Да и надо понимать, что летняя Универсиада — это все-таки летняя, а зимняя — это зимняя Универсиада, то есть количество видов спорта меньше. По зимним соревнованиям у нас совсем недавно была Олимпиада. Поэтому можно привести достаточно много аргументов, почему не нужно на такую широкую ногу эти церемонии проводить. Всегда надо знать, что наша страна умеет это делать. Универсиаду в Казани все видели и знают, как это можно сделать красиво. Сейчас на самом деле год не самый простой, нужно быть экономней. Я согласен с таким решением.