Внушительный десант из Татарстана принял участие в XIV «Фаизхановских чтениях». Ильшат Гафуров выступил с инициативой учредить премию имени востоковеда Христиана Френа, которого Казань в свое время «подарила» Cеверной столице. О том, как ученые из столицы Татарстана получили из рук лидера российских мусульман больше всех медалей, кому признавался Лермонтов в том, что не успел доучить татарский язык, и как Михаил Пиотровский намекал на скандал с Исаакиевским cобором, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Мусульманское сообщество России при поддержке ученых занялось осмыслением проблем соотношения власти и общества в полирелигиозном российском государстве (на фото Равиль Гайнутдин)
ДЕСАНТ ИЗ ТАТАРСТАНА
Вчера, в День космонавтики, мусульманское сообщество России при поддержке ученых на родине Октябрьской революции, 100-летний юбилей которой отмечает в этом году вся страна, занималось осмыслением проблем соотношения власти и общества в полирелигиозном российском государстве. Эта тема XIV «Фаизхановских чтений» была навеяна 300-летним юбилеем со дня рождения Батырши, возглавившим в XVIII веке крупнейшее восстание мусульман России. Восстание во многом изменило отношение государства к религиозным меньшинствам и, по сути, положило начало современной национальной политике нашей страны. Выбор дня конференции также был не случаен. Именно в этот день год назад было зарегистрировано ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которое возглавил известный мусульманский деятель России, член Общественной палаты РФ Дамир хазрат Мухетдинов.
На конференции были собраны ученые из многих регионов страны. Особенно внушительным смотрелся десант из Татарстана. Когда лидер российских мусульман шейх Равиль Гайнутдин приступил к вручению наград деятелям науки и образования, выяснилось, что представителей нашей республики среди них оказалось большинство: ректор КФУ Ильшат Гафуров, проректор по научной работе Казанского государственного института культуры Рафаэль Валеев, директор Института археологии АН РТ Айрат Ситдиков, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, а также профессор казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Хабутдинов. Такое внимание к казанским деятелям науки во многом было обусловлено тем, что мусульманская общественность таким образом выразила им благодарность за личный вклад в разработку номинации по включению в список ЮНЕСКО памятников Болгарского заповедника, где в этом году планируется открытие Болгарской исламской академии.
ДОКЛАДЫ С НАМЕКАМИ
Конференция по традиции началась с приветственных речей. Первым слово взял Гайнутдин. Свое выступление он начал с того, что призвал собравшихся почтить минутой молитвенного молчания память жертв недавнего теракта в Санкт-Петербурге. Основной посыл речи муфтия и, к слову сказать, кандидата философских наук был посвящен исторической роли Батырши, который в свое время способствовал началу равноправного диалога между представителями различных религий в Российском государстве. «Именно восстание, возглавленное Батырши, — напомнил муфтий, — сыграло роль своеобразного катализатора, заставившего правительство Российской империи, ориентировавшегося прежде исключительно на христианскую культуру, обратить внимание на чаяния мусульманского населения».
Муфтий призвал помнить уроки истории. Но, описывая прошлое, он как будто бы намекал и на наши дни, в частности, когда рассуждал о «попытках привести к единому культурному облику все население огромной страны, не считаясь с духовными ценностями представителей нехристианских народов». Подобные попытки муфтий назвал стремлением «воплотить в жизнь упрощенную модель взаимодействия власти и населения», что в конечном итоге «отозвалось в стране трагическими потрясениями». Нужно отметить, что муфтий при всей своей интеллигентности и мягкости в личном общении имеет в стране репутацию лидера, который настойчиво и последовательно отстаивает не просто интересы мусульман, но и их конституционное равноправие с другими своими согражданами, исповедующими иные религии. Своей речью на конференции он вновь закрепил за собой подобную репутацию.
Затем слово взял академик Михаил Пиотровский, широкой общественности известный как директор Эрмитажа, а в узких кругах — как один из ведущих в мире специалистов по коранической антропологии. Его речь как будто бы была навеяна дискуссией о передаче РПЦ Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. «В России нет проблем во взаимоотношениях культур, у нас есть общая нарастающая проблема светского и церковного, светского и религиозного», — словно намекая, сказал он. Однако выработанные в России образцы отношения ислама и общества, отметил при этом Пиотровский, могут служить примером в урегулировании нарастающих проблем во взаимоотношениях религии и всего социума. В данной связи он вспомнил успешный опыт, в том числе татарстанский, сотрудничества светских и религиозных вузов, а также Болгарскую исламскую академию, в совещании по которой он недавно принимал участие. Особое место директор Эрмитажа в своей речи отвел объединяющей роли искусства, имеющей для диалога культур незаменимое значение.
«ЭТО НЕ МОИ СЛОВА»
В свою очередь, Гафуров отметил, что, хотя возглавляемый им университет — светский вуз, тем не менее он занимается и вопросами, связанными с исламским образованием. «Это и восточный сегмент, и все, что связано с проблематикой ислама, а также с адаптацией людей, которые к нам приезжают из различных стран», — перечислил он.
Ректор напомнил, что текущий год для истории Казанского государственного университета знаковый. В этом году будет широко отмечаться 225-летие со дня рождения великого математика и выдающегося ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского, а также 250-летие создания в России первой кафедры восточных языков. «С самого начала и до 1815 года ее возглавлял выдающийся востоковед и нумизмат Христиан Френ, — рассказал он. — Именно в Казани Френ превратился в ученого мирового уровня и в 1815 году он был избран деканом философского факультета Казанского университета. В этом же году он переехал в Санкт-Петербург».
В столице Российской империи, отметил ректор, Френ основал и до 1842 года возглавлял Азиатский музей Академии наук, превратившийся в один из крупнейших центров мирового востоковедения, правопреемником которого сегодня является Институт восточных рукописей Российской академии наук. Гафуров, обращаясь к Пиотровскому и руководителям других учреждений, выступил с предложением учредить в стране совместную медаль и премию имени Христиана Френа. «Обязательно внесите мое предложение в протокол заседания», — акцентировал внимание казанский ректор.
В заключение Гафуров процитировал слова Александра Герцена: «Ежели России назначено, как провидел великий Петр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань — главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу. Это вразумел Казанский университет». «Сказанное — не мои слова, — подчеркнул Гафуров, — а Герцена!»
После этих и ряда других приветствий началось пленарное заседание конференции. Очень ярким было выступление исламоведа Ефима Резвана. Он размышлял о судьбах современного ислама и активно цитировал великих умов прошлого: Гумилева, Верещагина, Бунина, признававшихся в своей любви к мусульманскому Востоку. Но особое впечатление на присутствующих произвела его цитата из Лермонтова. «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь и вообще в Азии необходим, как французский в Европе, — цитировал Резван письмо русского классика, написанное им в конце 1937 года Раевскому из Тифлиса. — Да жаль, теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться. Я уже составлял планы ехать в Мекку...» На представителей татарского народа, присутствующих в зале, эта цитата произвела особо теплое впечатление, хотя докладчик и умолчал, что в те времена «татарами» называли на Кавказе многие мусульманские народы, а под «татарским» языком понимали, помимо собственно татарского, все тюркские языки Кавказа — азербайджанский, ногайский, кумыкский, карачаево-балкарский.
ПЛОЩАДКА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
«Фаизхановские чтения» проводятся уже четырнадцатый год подряд. Они названы в честь выдающегося ученика Шигабутдина Марджани, который по благословению учителя перебрался в Петербург, где посвятил себя как изучению исламской культуры, так и вопросам реформы исламского образования. Вместе с учителем его принято считать предтечей джадидизма, прославившего татарский народ в конце XIX — начале XX веков. «Когда-то „Фаизхановские чтения“ были небольшим локальным проектом», — отметил модератор форума, ректор Московского исламского института Дамир Хайретдинов. Сегодня же благодаря кипучей энергии инициатора проекта, Мухетдинова, «Фаизхановские чтения» превратились в одно из крупнейших научных событий в мире российского исламоведения, что в своем выступлении особо подчеркнул Гайнутдин.
«Фаизхановские чтения» интересны не только докладами. Они становятся площадкой для обсуждения и интеллектуального сопровождения многих проектов в стране, связанных с изучением ислама. Так, под руководством Мухетдинова была подготовлена и издана целая серия энциклопедических словарей, посвященных исламским реалиям ряда регионов России: «Ислам в Татарстане», «Ислам в Москве», «Ислам на Урале», «Ислам в Поволжье», «Ислам на Нижегродчине», «Ислам в Санкт-Петербурге» и др. В этом году в рамках конференции был проведен отдельный круглый стол, посвященный формированию сводного межрегионального тома энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации», издание которого станет результатом многолетней работы нескольких сотен ученых из разных регионов России. Всего же возглавляемый Мухетдиновым ИД «Медина» издал на сегодняшний день более 700 различных книг, не считая целого пула научно-исследовательских журналов. Идеи многих из них также рождались на ежегодных «Фаизхановских чтениях».
Конференция завершилась открытием совершенно уникальной выставки произведений искусства. На ней были представлены две серии исторических портретов и серия скульптур. Казанский художник Рустем Хузин представил на выставке портреты всех российских муфтиев, начиная от Мухамеджана Хусаинова, заканчивая Равилем Гайнутдином. А в работах его пензинского коллеги Ильдара Акжигитова были запечатлены портреты всех имамов Московской соборной мечети со дня основания до наших дней. Скульптор же из Москвы Венера Абдуллина представила вниманию общественности серию своих работ под общим названием «Исламские мотивы Петербурга». В планах Мухетдинова — создать серию портретов всех выдающихся деятелей России и стран СНГ. «Ведь еще совсем недавно, — отметил он на открытии выставки, — мы все были частью нашей общей Родины».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.