.

«ЗОЛОТЫЕ ЧЕТКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НЕ ОБОРВУТСЯ»

В Доме дружбы народов Татарстана в эти дни проходит отборочный тур международного фестиваля татарской песни имени Рашида Вагапова. В фойе этой «вавилонской башни» вчера можно было легко встретить конкурсантов, чувствовалось сильное волнение: кто-то пел, а другие перешептывались между собой... Вот на лестничной площадке, взяв в руки сотовый телефон, напевает участница проекта «Голос. Дети» на Первом канале Саида Мухаметзянова. Поддержать дочь пришли папа, экс-имам одной из мечетей Свердловской области, и мама. А в зале продолжалось прослушивание будущих звезд татарской эстрады. Среди членов жюри узнаваемые лица — певцы Ренат Ибрагимов, Мингол Галеев, Зухра Сахабиева, Венера Ганиева.... А песни конкурсанты поют не абы какие, а там, где есть тот самый «моң».

В этом году, как выяснилось, фестиваль бьет рекорды — 122 участника, а ведь еще четырьмя годами ранее их было в четыре раза меньше. Да и прослушивания прошли не только в Казани, как обычно, но и в Уфе. Автор и руководитель проекта «Международный конкурс татарской песни имени Рашита Вагапова» Рифат Фаттахов чуть позже на пресс-конференции объяснил это тем, что основная масса талантов выявляется в двух столицах Татарстана и Башкортостана, да и чтобы студенты уфимских музыкальных учебных учреждений не тратили деньги для поездки в Казань.

Между тем количество желающих поразить серьезное жюри своим талантом все увеличивалось и увеличивалось. На сцену вышел очередной участник, но справедливый Фаттахов намекнул присутствующим, что на 12:00 у них запланирована пресс-конференция. «Пусть выступит последним, а после часового перерыва ждем других», — встало на сторону молодого артиста большинство жюри. После прослушивания очередного номера живые классики татарской эстрады устремились в конференц-зал, там же оказались под видом журналистов и самые шустрые конкурсанты. А вот заглянувшая было сюда Ганеева на общение с прессой не осталась.

.

А пока первым выступил Фаттахов, сообщивший о кадровых изменениях на песенном фестивале. 13 лет председателем жюри вагаповского музыкального форума был легендарный Ильгам Шакиров, однако в этом году впервые в этой роли выступит Ренат Ибрагимов. Шакиров же избран почетным председателем песенного состязания. «Приезд 122 людей на этот сложный конкурс говорит о многом. Вот говорят, что нация исчезает, молодежь не интересуется родной культурой, языком — наш фестиваль опровергает это мнение. Молодежь заинтересована в сохранении татарскости. Если они, выйдя на сцену, заявляют, что станут профессиональными исполнителями, то это значит, что золотые четки национального искусства не оборвутся. В этом году четыре номинации: народное пение, академический вокал, эстрадное пение и вокальный ансамбль», — рассказал Фаттахов.

.

Тут другой член жюри — руководитель оперной студии Казанской государственной консерватории Альфия Заббарова предложила добавить еще и «оперное пение», ввести эстрадно-джазовое направление. Поживем — увидим, таким был ответ.

Немного прошлись мэтры по участникам конкурса. Так, Зухра Сахабиева посетовала на низкий интеллектуальный уровень молодежи. Вопиющий случай заставил гостей пресс-конференции одновременно расхохотаться и с грустью поразиться новому поколению: «Певица или певец должны быть личностью. Для этого нужно себя со всех сторон развивать. Быть интеллектуалом, нужно изучать историю музыки, биографии наших великих композиторов. Мне пришлось наблюдать, как одна певица спрашивала у другой: не дашь мне сотовый телефон Салиха Сайдашева? Уж очень его музыка мне нравится».

.

«Я ЕЩЕ ЖИВА, И МНЕ МОЖНО ПОЗВОНИТЬ ПО СОТОВОМУ ТЕЛЕФОНУ»

Действительно, связаться с ушедшим в мир иной 62 года назад композитором немного проблематично. Но когда Сахабиева стала перечислять известных сочинителей музыки, которых молодежь не знает, то назвала и Резеду Ахиярову, сидевшую по соседству. Она, услышав свое имя, также под смех зала заявила: «Я еще жива, и мне можно позвонить по сотовому телефону».

Говорили и о том, что конкурсантам нужно родной язык подтянуть, а то некоторые гласные и согласные произносят на русский манер. Кроме того, у участников нет песен своего края. «Мы много говорим о том, что у нас есть астраханские, касимовские татары, сибирские. У каждого региона есть свои напевы. А у нас приезжает, например, из Сибири и поет «Шахту». Почему бы свои песни не привезти! Немного не хватает горизонта. Пусть будет на своем местном татарском языке, диалекте. А то та же самая «Шахта», «Гульжамал», «Сандугач» повторяются из года в год», — посетовала главный хормейстер Государственного ансамбля песни и танца РТ Венера Гараева.

.

«БИЗНЕС Online», традиционно поинтересовался у деятелей искусств отношением к фестивалю «Үзгәреш җиле» — от сравнений между этими двумя форумами все равно не уйти. Тут Фаттахов сказал: «Венера Ахатовна [Ганеева], по-моему, в оперный театр ушла, там вроде бы к „Үзгәреш җиле“ готовятся». Тихонько сидевший Галеев пофилософствовал, мол, «Ветер перемен» оказался непонятно чем, вернее было бы его назвать «Бураном перемен». А вот Гараева заметила, что такие конкурсы тоже нужны, хотя вагаповский фест и «Үзгәреш җиле» — это две разные вещи, но из-за того, что они татарские, оба способствуют сохранению настоящего духа татарской песни. Их «ветреный» «моң» тоже имеет право на жизнь.

.

Ибрагимов мыслил более глобально: «У каждого конкурса есть свое направление, свой зритель, своя цель. Если стратегически мыслить правильно, то, конечно нужно ориентироваться на конкурсы, которые могли бы на высокий уровень поднять национальную культуру в первую очередь. В „Үзгәреш җиле“ это, к сожалению, не присутствует. Там идет поп-направление, направление, которое во всем мире развивается — и в Москве, и за рубежом. Но за счет этого направления мы не сможем нашу национальную культуру поднять на мировой уровень. Она просто нивелируется с общей и будет незаметной». По мнению татарской звезды, нужно взять курс на национальное искусство, что позволит стать узнаваемыми на мировом уровне. «В 50-х годах у нас появился ансамбль Лундстрема. Они свой высокий профессионализм, который достигли, работая за рубежом, смогли перенести на национальную культуру, на национальные произведения и за счет этого создали свой стиль и свой репертуар. Это пример того, как можно развивать это направление», — подытожил тему известный баритон.

Впрочем, это дело далекого будущего, а уже 15 мая в ГБКЗ имени человека, у которого нет сотового телефона, то есть Сайдашева, состоится церемония награждения лауреатов и гала-концерт международного фестиваля имени Вагапова.