Сегодня начинается новый этап в развитии ОСАГО в России: вступают в силу поправки, которые закрепляют приоритет натурального возмещения перед денежной выплатой 28 апреля начинается новый этап в развитии ОСАГО в России: вступают в силу поправки, которые закрепляют приоритет натурального возмещения перед денежной выплатой Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«ПРИ ДЕНЕЖНОМ ВОЗМЕЩЕНИИ ДОПЛАТА ЗА ИЗНОС МОЖЕТ СОСТАВЛЯТЬ ДО 38 ПРОЦЕНТОВ»

В минувшую пятницу начался новый этап в развитии ОСАГО в России: вступают в силу поправки, которые закрепляют приоритет натурального возмещения перед денежной выплатой. Правило будет применяться лишь к договорам, заключенным с 28 апреля — автовладельцы, купившие полис ранее, могут рассчитывать на старый порядок.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» заглянула в пару офисов страховых компаний. Сказать, чтобы там пачками стоял народ, невозможно: клиентов не было вообще. По словам страховщиков, новые полисы внешне ничем не будут отличаться от предыдущих. Но как все это будет выглядеть в целом, операционисты пока точно сказать не могут: в этой теме они «плавают». «Нам еще не выслали сообщения, я не знаю, на какие станции будут отправляться машины. Закон вступает в силу в течение месяца, за это время станет известно. Я сказать затрудняюсь», — удивилась появлению корреспондента женщина в офисе одной из компаний. В «Талисмане» же нам рассказали, что ремонт транспортного средства по договорам ОСАГО заключен с ремонтными организациями «Центр кузовного ремонта «КАН Авто» и автосервис компании «ТрансТехСервис». Будут ли очереди на запись, сколько займет времени ремонт авто и каким будет качество — на все эти вопросы сотрудник компании ответить не смогла. Впрочем, и ТТС, и «КАН Авто» — известные игроки на рынке.

Что удивительно, новациям не слишком рады ни страховщики, ни водители. Страховое лобби пробивало их давно, однако до финала документ добрался несколько в ином виде, чем желали компании. «Нам как страховщикам хотелось бы, чтобы этот шаг был более энергичным, — признал вчера на пресс-конференции в „Российской газете“ исполнительный директор российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. — Те жесткие и четкие требования, прописанные сейчас в отношении требований к страховщику и станций, которые он может предлагать, накладывают определенный отпечаток на ситуацию».

Коротко напомним основные поправки к законодательству. Во-первых, окончательно денежную выплату не исключили. Но для нее потребуются столь печальные поводы, как полное уничтожение машины, слишком высокая цена ремонта (более 400 тыс. рублей), смерть потерпевшего или причинение тяжкого или средней степени тяжести вреда здоровью. Во-вторых, владелец авто может выбирать автосервис лишь из списка, предложенного страховщиком, либо предложить свой, но согласовать с компанией. Что важно, довольно жесткие требования предъявляются к автосервису. Например, он должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или жительства потерпевшего. Более того, минимальный срок гарантии на ремонт — 6 месяцев, а на кузовные и покрасочные работы — 12 месяцев. На сам ремонт отводится 30 дней с момента поступления автомобиля на станцию техобслуживания. За просрочку заплатит страховая — 0,5% от суммы ущерба за каждые сутки, также на ее плечи ложится ответственность за качество ремонта. «Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. Однако отмечу, что здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километрах от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме. Тем более, по нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38 процентов», — цитирует пресс-служба РСА Игоря Юргенса.

«БОЛЬШИНСТВО СТАНЦИЙ НЕ ХОТЕЛИ БЫ РЕМОНТИРОВАТЬ КРЫЛО У СТАРОГО АВТОМОБИЛЯ»

И вот тут кроется один из спорных моментов. С одной стороны, защитники автовладельцев заявляли, что, мол, страховые компании в список СТО включат тех, кто работает «напильником и кувалдой». С другой — Центробанк грозил, что и вовсе отберет лицензию, если пойдет вал жалоб на некачественный ремонт. «Если моменты негативные будут всплывать, связанные с качеством, Банк России будет принимать меры. В том числе и те, которые записаны в законе, что он имеет право при поступлении многочисленных жалоб на качество ремонта, которые потребитель вправе предъявить страховой компании, отлучить такую компанию от опции ремонта. В законе есть и вещи, связанные со штрафными санкциями, — за непостановку на ремонт, за задержку по ремонту. Но мне хотелось, чтобы вы понимали: нам не так важно, чтобы эти санкции работали как санкции. Нам важно, чтобы человек получил машину и она была в том качестве, которое требуется. Если страховая компания задерживает, то нам после жалоб проще такую компанию отлучить, чем применять санкции», — предупредил директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук.

Сами страховые компании в некой растерянности. Автосервисы (особенно у официальных автодилеров) новость восприняли с энтузиазмом, но ворота для всех подряд раскрывать не спешат. «Первую реакцию станций мы знаем. Мы понимаем, что для них те чрезмерные требования, особенно для старых автомобилей в части гарантии, очень сложные. Большинство станций не хотели бы ремонтировать и нести ответственность за ремонт крыла у старого автомобиля, которому 10 лет, у него царапина и не надо менять все крыло. Не каждое повреждение требует замены детали. У нас средний возраст автопарка более 10 лет. Отремонтировать старое крыло и потом 12 месяцев нести гарантию за крыло, у которого весь низ проржавевший, — это для станции крайне сложная ситуация. Многие уже заранее говорят, что будут ограничивать — принимать у себя машины 3 - 5 - 7 лет, по которым реально смогут после осуществления ремонта нести гарантию за ремонт какого-то элемента», — рассказал Уфимцев. Так что в РСА предупреждают, что хоть СТО и будет много по всей стране, но принимать на ремонт по ОСАГО они будут с ограничениями — например, по марке или по возрасту автомобиля. Так что обязательность натурального возмещения будет работать лишь тогда, когда у страховой есть в регионе договоры с автосервисами, отвечающие всем условиям и критериям.

К тому же автосервисы неохотно идут на уступки. Понятно, что раз в законе прописали ремонт только новыми деталями, то страховщики ищут возможность сэкономить и настаивают на скидках при заключении договоров со СТО. «В законе прописано, что ремонт осуществляется на основе расчетов страховщиков, произведенных по единой методике. Но это не исключает того, что страховщики (им же надо как-то компенсировать износ, потому что тариф не повышается) предлагают станциям заключить договор с определенными скидками. Это немножко раздражает станции, потому что они хотели и думали, что скидки страховщик не потребует. Понятно, что, если рядом есть станция, которая готова предоставить скидки за объемы и загрузку, конечно, страховщик с ней заключит договор», — объяснил Уфимцев.

«ПОЛНОЦЕННОГО ЭФФЕКТА, КОТОРОГО МЫ ХОТЕЛИ ОТ ЭТОГО ЗАКОНА, НАВЕРНОЕ, НЕ БУДЕТ»

Кроме того, страховщиков смущают и территориальные требования — оговоренные законом 50 километров. Вот тут-то и спрятана лазейка для автоюристов, считают в РСА. «Мы сразу говорили, что ограничения по расстоянию — самое большое ограничение, которое на сегодняшний момент позволяет тем людям, которые хотят получить деньги, заработать на всяких процентах, предписанные решением суда, позволяют манипулировать этими вещами, особенно по европротоколу. Если нет станции ближе, чем 50 километров от места жительства или места ДТП, не работает обязательность, и потребитель может получить деньгами, — взволнованно ответил Уфимцев на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Любой представитель, который захочет обмануть страховую компанию, сделав ДТП или взяв потребителя, у которого расстояние до станции более 50 километров, будет говорить: „Нет, мне не надо никакого ремонта, мне нужны деньги. Не хотите?“ — и пошел раскручивать свою легенду, что 20 тысяч стоит экспертиза и 20 тысяч на услуги представителя, и зарабатывать на этом».

Пока что все надежды страховщиков на суды. Те, быть может, будут учитывать ситуации, когда пострадавшему все-таки предлагали альтернативную станцию, пусть и расположенную дальше 50 км, но тот отказался. «Борьба продолжится. Полноценного эффекта, которого мы хотели, от этого закона, наверное, не будет из-за этого», — отметил Уфимцев.

Буквально неделю назад выяснилось, что в уже принятом и подписанном документе есть и пробелы, остающиеся неурегулированными. Например, как поступать в ситуации, когда у участников ДТП оказались разные полисы — один заключен по новым правилам, а другой — по старым. Как действовать в таких случаях? Ни РСА, ни ЦБ официальный ответ не давали вплоть до последних дней. «Мы получили разъяснение от ЦБ, — заявил Уфимцев. — Принцип четкий и ясный. Если ДТП попадает под прямое возмещение убытков, когда нужно обращаться в свою страховую компанию, то есть когда два автомобиля, нет пострадавших и нет спора по обстоятельствам, то в этом случае принцип работает так — договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он после 28 числа выписан, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей и пострадавший должен обращаться в страховую компанию виновника, то в этом случае работает принцип, когда обязательность начинается, если у виновника есть полис ОСАГО, оформленный после 28 апреля».

В связи с этим исполнительный директор РСА призывает автовладельцев не абы как покупать полис, а внимательно выбирать страховую, изучать ее предложения по автосервисам. «Теперь с 28 числа заключающие новые договоры ОСАГО должны обращать внимание на ту страховую компанию, в которой они приобретают полис ОСАГО, потому что в дальнейшем в большинстве ситуаций, когда случай попадает под прямое возмещение убытков, им придется обращаться в свою страховую компанию и урегулировать убытки в ней», — пояснил Уфимцев. Более того, теперь даже в полисе можно прописать выбранный автосервис.

«ОБСУЖДАЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДА К КОЭФФИЦИЕНТАМ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ»

Нынешние нововведения — отнюдь не последние на пути реформы ОСАГО. Чиновники и страховщики предупреждают, что дальнейшие усовершенствования неизбежны. Например, в минфине всерьез задумались над тем, чтобы основные коэффициенты, влияющие на стоимость полиса, привязывались к водителю, а не к автомобилю, как сейчас. «Пока мы обсуждаем возможность изменения подхода к коэффициентам страховых тарифов, которые в большей степени будут зависеть и привязаны к навыкам водителей, возможностям управления разными автомобилями. Необходимо немножко уйти от характеристик, которые привязаны к транспортным средствам», — рассказала заместитель директора департамента финансовой политики минфина РФ Вера Балакирева. Один из вариантов — аккуратным водителям, которые не подвергались серьезным административным и уголовным наказаниям и не имеют задолженностей по штрафам, давать еще какие-то привилегии, помимо коэффициента «бонус-малус» (КБМ). А для этого, полагают в минфине, страховщики должны иметь право самостоятельно устанавливать тарифные коэффициенты по ОСАГО.

Реформа КБМ также обсуждается не первый год, граждане чаще всего жалуются именно на несправедливое присвоение коэффициента и вообще путаницу с этим показателем. «Ряд существенных недостатков привел к тому, что у людей начали возникать жалобы. Например, люди теряют КБМ, когда заменили транспортное средство в договоре без ограничения лиц, допущенных к управлению. Или очень сложная система расчета КБМ, когда разные списки: в одном он допущен к управлению, в другом — он собственник ТС, когда происходит обнуление истории, если год не управлял транспортным средством. Или у одного водителя несколько разных КБМ, потому что он в разные договоры вписан», — говорил в марте 2016 года Уфимцев. Тогда страховые компании питали призрачные надежды, что реформа стартует 1 января 2017 года, но ее все-таки пришлось отложить. Впрочем, поддержкой минфина в этом вопросе страховщики уже заручились. «Где можно — это привязка к собственнику, где можно — привязка к водителю, но не привязка к транспортному средству», — пояснила Балакирева. Она отметила, что разного рода изменения в ОСАГО минфин прописал в нескольких законопроектах, часть из них уже почти готова и готовится к обсуждению всеми заинтересованными сторонами. Так что отдельные инициативы вполне могут быть претворены в жизнь до конца 2017 года.

В РСА считают, что даже при нынешней тарификации цену страхования автогражданки можно сделать более индивидуальной, но при этом необходимо расширить тарифный коридор и увеличить возможность его применения. Как известно, страховщики уже давно предлагают брать пример с Европы и двигаться в сторону свободного тарифа. Однако в Центробанке призывают не гнать лошадей, а сначала разобраться с автоюристами и решить вопрос с убыточностью ОСАГО. «Свободный тариф — это рост тарифа», — заявил Жук. Он убежден, что в нынешних условиях либерализация тарифов приведет только к удорожанию полиса и сделает его недоступным для многих граждан.

Так или иначе, новый закон в нынешнем виде «ни вашим, ни нашим» все-таки начал работать с 28 апреля.

. В РСА считают, что даже при нынешней тарификации цену страхования автогражданки можно сделать более индивидуальной, но при этом необходимо расширить тарифный коридор и увеличить возможность его применения Фото: «БИЗНЕС Online»

«СТРАХОВЩИКИ ПОД ЛЮБЫМ ПРЕДЛОГОМ ПРОДВИГАЮТ СОБСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить ситуацию после введения новых положений по ОСАГО.

Альберт Ишбулатов — руководитель филиала «Росгосстрах-Татарстан»:

— Пока сложно оценить влияние поправок на рынок страхования: они вступили в силу только в пятницу, и делать какие-либо выводы мы сможем позже, когда будет наработана статистика. Все покажет время! Если говорить о нашей компании, то «Росгосстрах» заключил договоры со станциями техобслуживания по всей стране, практически со всеми. Где конкретно ремонтировать автомобиль, будет выбирать клиент — список большой, в том числе и в Татарстане.

Рустем Сабиров — вице-президент союза страховщиков Республики Татарстан, президент компании «ПСК-Страхование»:

— В небольших и малых городах могут возникнуть проблемы с наличием автосервисов, необходимых для проведения ремонтных работ. В остальном можно будет дорабатывать систему по мере продвижения вперед. В целом вектор совершенно правильный — уход от денег. Добросовестному клиенту это только на руку, страховщики будут переплачивать за новые детали, которые на старые машины и ставить нецелесообразно.

Лишит ли закон работы «черных автоюристов»? С преступностью еще ни в одной стране не покончено. Какие бы меры ни предпринимали, все равно будут желающие на этом заработать. Безусловно, будут находиться лазейки. На всех этапах большая коррупционная составляющая была и наверняка останется. Причем дело не в работниках страховых компаний, есть масса других персоналий, представляющих различные структуры госуправления. Попытки будут продолжаться, но уход от денег частично решит проблему. Украли шапку — получи шапку, украли шубу — получи шубу! А не так, что украли шапку — получи деньги на две шапки и еще на путевку в Турцию. Так быть не должно.

Фарид Хамадеев — руководитель казанского филиала страховой компании ERGO:

— Эти порядки начнут действовать для людей, заключивших договоры с 28 апреля, а для тех, кто заключил их ранее, порядок остается прежним. Какие есть проблемы? Может случиться так: произошла авария и у одного участника полис новый, а у другого старый. Как? Что? Куда обращаться? Основная проблема — лимит в 400 тысяч, указанный в договорах. На сегодняшний день при ДТП более-менее дорогих иномарок он явно недостаточен, на многие детали цена выше, чем в используемой единой методике расчета.

В целом я отношусь к этому позитивно, потому что человек получает отремонтированный автомобиль, и большинство автодилеров согласны брать автомобили на ремонт. Мощности СТО есть, но как только на рынке появится спрос, появится и предложение. Сейчас уже достаточно много станций, которые делают ремонт на достаточно высоком уровне.

Я за то, чтобы автоюристы были, но были правильными, чтобы они отстаивали интересы клиентов, а не свой карман. Надо переходить к цивилизованному рынку.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель ФАР (федерация автомобилистов России):

— Водители уже заявили о начале проблем с ремонтом. Какие-то СТО отказываются с ними работать, страховщики говорят, что требования к СТО очень высокие и они их выполнить в полном объеме, скорее всего, не смогут. Так что проблемы уже начались, и начались они для нас, для водителей.

У страховщиков есть жесткое требование — СТО должна находиться в пределах определенной зоны, но и не все СТО в этом радиусе согласны работать по этим правилам. Другой момент — часть машин уже сняли с производства, и неизвестно, когда на них придут запчасти. Автомобиль приехал, а запчастей на него не найти.

Изначально борьба шла не против автоюристов. Страховщики под любым предлогом продвигают собственные интересы, повышают тарифы.