Этим летом в правительство РФ планируют внести проект госпрограммы перевода транспорта и спецтехники на природный газ, ее общая стоимость — 769,6 млрд рублей. Она станет новым драйвером в развитии рынка газомоторного топлива, поскольку в ней заложены и финансовые стимулы. О сегодняшнем состоянии и перспективах развития рынка рассказал директор филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в Казани Булат Газизуллин в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
Директор филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в Казани Булат Газизуллин
В РТ СОЗДАНА ОДНА ИЗ САМЫХ РАЗВЕТВЛЕННЫХ ГАЗОЗАПРАВОЧНЫХ СЕТЕЙ
— Булат Булатович, расскажите для начала, с каким конкретно топливом работает «Газпром газомоторное топливо»?
— Наш вопрос и сфера компетенций — это расширение использования природного газа в качестве моторного топлива. Мы занимаемся развитием газозаправочной инфраструктуры, стимулируем перевод транспорта на природный газ, взаимодействуем с автопроизводителями по расширению линейки техники, работающей на природном газе.
— Когда и с какой целью была создана ваша компания?
— ООО «Газпром газомоторное топливо» создано в конце 2012 года по решению ПАО «Газпром» для комплексного развития рынка газомоторного топлива, и сегодня мы отраслевой лидер. «Газпром газомоторное топливо» консолидирует профильные активы Группы «Газпром» и обеспечивает строительство новой производственно-сбытовой инфраструктуры. На сегодняшний день на территории России под брендом «Газпрома» функционируют 254 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).
— В том числе сколько в Татарстане?
— В нашей республике — 19 АГНКС. Только в прошлом году мы запустили 9 новых современных комплексов во всех крупнейших городах республики.
— Что делают эти станции? На них заправиться можно?
— Для потребителя это обычная автомобильная заправочная станция — современная, красивая, простая в использовании. Но сама по себе АГНКС — это достаточно сложный технологический комплекс с оборудованием для очистки, осушки и компримирования, то есть сжатия природного газа до того состояния, в котором он поступает в «бак» автомобиля.
— Какие у вас планы по развитию сети газозаправок в Татарстане? (Андрей Федоров)
— Вообще на сегодняшний день действующих станций достаточно, чтобы путешествовать практически по всей территории России. Можете посмотреть на карту заправочных станций на специализированном сайте gazprom-agnks.ru.
В нашей республике создана одна из наиболее разветвленных газозаправочных сетей в стране, позволяющая без проблем ездить по всей республике: четыре АГНКС работают в Казани, по две в Набережных Челнах, Нижнекамске и Бугульме, по одной в Альметьевске, Мамадыше, Шемордане, Буинске, Зеленодольске, Елабуге, Азнакаево, Лениногорске и Алексеевском. Столь разветвленная сеть позволила перейти на газовые автомобили таким крупным компаниям, как «Таттелеком», «Ак Барс Холдинг», «Агросила Групп», Сетевая компания. Это компании, которые умеют считать деньги и свою выгоду! Дальнейшее расширение газозаправочной инфраструктуры — вопрос спроса со стороны потребителей. Загрузка действующих станций на данный момент не превышает 20 процентов, это значит, что предложение преобладает над спросом.
— За пределами республики сеть заправок столь же развита?
— Во всех направлениях сегодня можно проехать на природном газе. Года два назад «Газпром» организовывал большой пробег на автомобилях, работающих только на природном газе. Стартовали с разных точек России — из Сибири, с юга страны, а финишировали в Санкт-Петербурге на Газовом форуме. И все проехали без каких-либо проблем. Пробег показал, что сегодня по всей России можно ездить на природном газе.
НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ В РТ ПЕРЕВЕЛИ 1000 ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЗА ГОД
— Правительство ратует за перевод общественного транспорта на газомоторное топливо в целях экономичности. А насколько активно переходят на газ владельцы легковых автомобилей?
— Действительно, в крупных городах закупается большое количество общественного транспорта, который использует природный газ в качестве моторного топлива. Во всех странах, где природный газ на транспорте активно используется (а это Италия, Швейцария, США, Китай), муниципальный и общественный транспорт был первопроходцем. Этот транспорт обеспечивал минимально необходимую загрузку инфраструктуры до момента появления личных автомобилей на газе. Так происходит и у нас.
Но уже сегодня есть большое количество владельцев легковых автомобилей, которые понимают выгоду от использования природного газа и хотят перейти на этот вид топлива, — это и таксопарки, и простые автовладельцы. За прошлый год в Татарстане на природный газ было переведено порядка тысячи легковых автомобилей. Недавно АвтоВАЗ анонсировал выход серийной LADA Vesta CNG, ожидаем эти автомобили в салонах дилеров. Безусловно, появление таких заводских моделей означает высокий интерес потребителей к нашему топливу.
— Казанский филиал «Газпром газомоторное топливо» занимается сбытом продукции только в Татарстане?
— В зону ответственности филиала в Казани, кроме нашей республики, также входят Чувашия, Мордовия, Марий Эл и Ульяновская область. Но в Татарстане, конечно, идет самое активное развитие рынка.
— Почему?
— В первую очередь нужно отметить комплексную работу правительства Татарстана и ПАО «Газпром». Есть республиканская программа развития рынка газомоторного топлива в РТ, есть программа по стимулированию перевода автотранспорта на природный газ.
— В других регионах, которые курирует ваш филиал, такие программы есть?
— Рост рынка газомоторного топлива на сегодняшний день идет по всей стране, просто в зависимости от региона этот процесс идет более или менее активно.
РАЗРАБОТАНА ГОСПРОГРАММА ПЕРЕВОДА ТРАНСПОРТА И СПЕЦТЕХНИКИ НА ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
— Понятно, что ПАО «Газпром» ищет новые рынки сбыта, частные компании и владельцы коммерческого автотранспорта заинтересованы в снижении издержек, но нет явных бенефициаров у идеи перевода авто на ГМТ, поэтому она так слабо двигается. Или я не прав? (Вл. Прохоров)
— Бенефициаром развития рынка газомоторного топлива в России является государство и сами граждане. Есть распоряжение правительства РФ о переводе общественного транспорта в крупных городах на природный газ. Это обусловлено вопросами экологии в первую очередь. Все понимают, что природный газ сегодня — это наиболее экологичное топливо, соответствующее требованиям «Евро-6». В выхлопе газовых автомобилей отсутствуют соединения серы, свинец, сажа. Автомобили на природном газе не создают смога.
Министерством транспорта РФ разработан проект государственной программы перевода транспорта и спецтехники на природный газ. Она прошла общественные слушания и сейчас проходит согласование. Летом этого года планируется внесение проекта этой госпрограммы в правительство России. Мы уверены, что эта программа станет новым драйвером в развитии рынка газомоторного топлива, поскольку в ней заложены и финансовые стимулы для перехода. Порядка 769,6 миллиарда рублей составляет общий объем финансирования мероприятий, предусмотренных проектом госпрограммы, из них около 161 миллиарда рублей — это средства федерального бюджета, и часть этих денег будет направлена на субсидирование автопроизводителей.
— Как считаете, что эффективнее сработает в этом вопросе — «кнут» административного ресурса или «пряник» субсидирования?
— Думаю, субсидирование позволяет стимулировать покупку газового транспорта. Дальше полученный экономический эффект сделает свое дело: люди увидят экономический эффект, поймут, насколько это выгодно. А для государства это не только снижение транспортных издержек, но и забота о здоровье граждан, и существенное сокращение токсичных выбросов в окружающую среду.
— Насколько реальна цель, поставленная правительством РФ, — перевести за 6 лет половину муниципального транспорта в городах-миллионниках на газ? (Латыпов)
— На сегодняшний день вопрос состоит в финансировании закупок данной техники. За последние три года правительством РФ на эти цели уже выделено порядка 10 миллиардов рублей. Но все зависит от активности регионов. Речь идет о городах-миллионниках, но в Татарстане благодаря тесному сотрудничеству руководства республики и ПАО «Газпром» перевод общественного транспорта идет и в менее крупных городах, например, Набережные Челны полностью перевели свой общественный транспорт на природный газ — это 198 больших автобусов. Кроме того, если государство будет выделять субсидии и на переоборудование транспорта для работы на природном газе, то это ускорит достижение установленных целевых показателей использования природного газа в качестве моторного топлива не только в городах-миллионниках, но и по стране в целом.
— А Казань насколько активна в этом процессе?
— Мы ждем перехода на природный газ во время очередного обновления подвижного состава общественного транспорта в Казани. Сегодня ведется большая работа с городом, есть договоренность о том, что Казань будет планомерно переходить на природный газ. В соответствии с планом мероприятий реализации стратегии транспортного обеспечения Кубка конфедераций ФИФА 2017 и чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года для обслуживания участников мероприятия и спортивных болельщиков Казани необходимо закупить 200 автобусов, работающих на природном газе.
«ГАЗОВУЮ» ЛИНЕЙКУ ИМЕЮТ ВСЕ МИРОВЫЕ И РОССИЙСКИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ
— Мне кажется, что газомоторное топливо — дело стоящее и имеющее перспективу, только надо как-то ускорить его внедрение. Может, законодательно заставить производителей автомобилей все новые модели собирать под газомоторное топливо? (Борис)
— Заставлять уже никого не нужно, все понимают, что сегодня газ — это уже необходимость. Кроме того, есть экологические требования.
— Увеличение объемов производства «газового» транспорта будет способствовать активизации перехода на природный газ?
— В первую очередь речь о серийном производстве транспорта на природном газе. Сегодня практически все крупнейшие российские автопроизводители имеют в своей линейке модели транспорта, работающего на природном газе: ГАЗ, КАМАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ. Порядка 50 моделей — это газовая линейка КАМАЗа: автобусы, коммунальная техника на основе «КАМАЗа», тягачи, которые обеспечивают дальние перевозки.
— На Западе есть автомобили, особенно общественный транспорт, на газомоторном топливе? (Николай Давыдов)
— Сегодня все крупные мировые производители имеют линейку серийных автомобилей на природном газе — и грузовые, и легковые, и общественный транспорт. За рубежом этот рынок растет опережающими темпами. Например, в Китае до 40 процентов общественного транспорта работают на EcoGas. Присутствие этих моделей на нашем рынке — вопрос времени и требований по сертификации.
— EcoGas — это типа «Евро-5»? (Макс)
— Природный газ — это топливо, которое соответствует стандарту «Евро-6». Учитывая, что Россия на несколько лет отстает от Европы в вопросах внедрения экологических стандартов, переход на природный газ позволит нам догнать мир в вопросах чистого воздуха в городах. Европа полномасштабно перешла на «Евро-6» уже в 2015 году, Россия в 2016-м только перешла на «Евро-5». Природный газ позволяет соблюдать жесткие экологические требования без ущерба мощности автомобиля и эффективности его двигателя. Мы имеем значительно более чистый выхлоп на топливе без присадок и добавок, с октановым числом 110.
В РТ 14 ЦЕНТРОВ ПО ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ ТЕХНИКИ ПОД ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
— Под какой вид газового топлива больше автомобилей производят — под природный газ или под пропан-бутан?
— В заводском исполнении с сохранением гарантии производится только транспорт, работающий на природном газе. Природный газ поступает на заправочный комплекс по газопроводу, его не возят цистернами. Такие прямые поставки гарантируют происхождение и качество топлива.
— Это принципиально разные виды топлива? Если установлено оборудование для пропан-бутана, можно ли его использовать под природный газ?
— Природный газ и пропан-бутан — это два разных вида газа, два вида оборудования, разные экологический эффект и экономическая эффективность. В Татарстане работают 14 центров по переоборудованию техники под природный газ, все они сертифицированы компанией «Газпром газомоторное топливо». Там можно получить полную консультацию и переоборудовать автомобиль под ключ. Центры есть в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске.
— Эти центры — ваши «дочки»?
— Нет, это частные центры, каждый из которых прошел у нас бесплатную добровольную сертификацию. Раньше на всю республику существовало три-четыре центра, а сегодня их уже 14. Это компании, которые поняли свою выгоду, увидели потенциал газомоторного рынка и занимаются установкой газового оборудования на автотранспорте.
Сертификацию компании проходят в казанском филиале «Газпром газомоторное топливо». У нас есть требования, которые должны соблюдать центры. Мы должны быть уверены, что устанавливается качественное оборудование и квалифицированным обученным персоналом. Полный список сертифицированных станций можно посмотреть на сайте gazprom-agnks.ru.
— Можно ли стать партнером «Газпром газомоторное топливо» по переоборудованию транспортных средств (пункт установки) для сертифицированной СТО, работающей на рынке ГБО? Или это только для избранных? (Эдуард Куприянов)
— Чтобы стать нашим партнером, надо обратиться в наш филиал по телефону
«ТЕМА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ»
— Существует ли нормативно-правовая база, регламентирующая порядок эксплуатации, хранения, ремонта и технического обслуживания автомобильной, сельскохозяйственной, водной и железнодорожной техники, работающей на СПГ? (Равиль)
— СПГ — это сжиженный природный газ, мы выше говорили в основном про компримированный (сжатый) природный газ — КПГ. В отличие от КПГ, нормативно-правовая база для СПГ еще до конца не сформирована, так как опыт эксплуатации техники на СПГ достаточно мал. Пока техника на СПГ в России работает в режиме пилотной эксплуатации, ее количество можно пересчитать по пальцам.
— СПГ и КПГ отличаются по эффективности?
— С точки зрения эффективности газа как топлива технические параметры СПГ и КПГ одинаковы. В двигатель и тот, и другой тип природного газа поступают в одинаковом состоянии. При этом, конечно, требуется немного разное оборудование и разная емкость для хранения газа. СПГ выгоден тем, что емкость для хранения газа меньше и может устанавливаться в стационарные места на автомобиле — на место бензинового или дизельного бака. Но тема сжиженного природного газа в стране только начинает развиваться, а инфраструктура под компримированный природный газ у нас уже развита, и автомобили выпускаются серийно.
— Вы сказали, что тематика СПГ только разрабатывается, а кем — вообще в стране или конкретно «Газпромом»?
— Использование СПГ — это комплексная работа государства как регулятора, производителей транспортных средств или спецтехники и энергетических компаний. ПАО «Газпром» рассматривается возможность строительства малотоннажных заводов по сжижению природного газа и развитие сбытовой инфраструктуры. Производители синхронизируют с этими планами разработку и подготовку к серийному выпуску транспорта на СПГ.
— Вы не так давно анонсировали строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Чистополе, продукцию которого планируется полностью реализовывать в РТ. Каковы предполагаемые рынки сбыта продукции завода? (Равиль)
— По данному заводу была проделана большая работа: разработаны технические решения, проведена предпроектная подготовка. Наша компания действительно заинтересована в реализации этого проекта и развитии тематики СПГ. Что касается рынков сбыта, то на стадии анализа мы определили, что основные потребители — это магистральные перевозчики, которым сжиженный природный газ позволит обеспечить большие пробеги.
Кроме того, компания «Газпром газомоторное топливо» провела ряд встреч с представителями Судостроительного завода имени Горького, и сегодня предприятие проводит испытание прогулочного катера на СПГ. Есть проекты и в других регионах России. Например, прорабатывается возможность использования сжиженного природного газа на железнодорожном транспорте. Там, где требуются большие пробеги, СПГ является лучшей альтернативой жидкому топливу. Речь идет и об экономической эффективности, и о более высокой экологичности.
НИЗКАЯ СТОИМОСТЬ ГАЗА — ОСНОВНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
— Говорят, что экономическая эффективность газового топлива достигается благодаря более чем двукратной разнице цен на ГМТ и бензин/дизтопливо. Но высокий спрос на ГМТ может привести к росту цен на него. И в чем тогда выгода потребителям? (Мусин Анвар)
— У природного газа большое количество преимуществ — это и цена, которая в два-три раза ниже, и его экологические свойства, которые превосходят все традиционные виды топлива, и его безопасность.
Что касается цены: сколько сегодня в России стоит литр бензина? Уже порядка 40 рублей. А цена газа — 13 - 16 рублей за «куб». При этом энергетическая эффективность одного «куба» газа равна эффективности литра бензина. За 100 литров бензина надо заплатить порядка 4 тысяч рублей, а в год это почти 50 тысяч. Тот же пробег на природном газе будет обеспечен за 20 тысяч рублей. Вот его экономика!
Низкая стоимость газа является нашим основным конкурентным преимуществом, поэтому какого-то резкого скачка цен не будет. В свое время было постановление правительства РФ, которое регулировало стоимость газа на уровне 50 процентов стоимости тогда еще 76-го бензина. Это регулирование отменили, сегодня рынок сам регулирует цены, и что мы видим? Динамика роста цен на бензин и дизельное топливо гораздо больше, чем на газ. Если мы увеличим цену на газ на столько, на сколько нам хочется, к нам завтра просто никто не придет.
КАК ПОПАСТЬ В ПРОГРАММУ, СТИМУЛИРУЮЩУЮ ПЕРЕХОД НА ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО
— Стоимость техники, работающей на ГМТ, на 15 - 30 процентов выше традиционных аналогов. Есть расчеты, за какой срок и при каких объемах это может окупиться? (Хайруллин)
— Да, газовое оборудование стоит каких-то денег, но у нас есть программы, стимулирующие переход на газомоторное топливо. Эти программы позволяют как взять оборудование в рассрочку, так и частично компенсировать его стоимость. Кроме того, для физических лиц есть программы, позволяющие получить бесплатные топливные карты на природный газ.
Для таксопарков и юридических лиц, которые часто используют свои автомобили, окупаемость такого оборудования может составить буквально два-три месяца. Для физических лиц, в зависимости от пробега, — от полугода до года. Допустим, газовое оборудование стоит порядка 70 - 80 тысяч рублей, и по республиканской программе идет компенсация до 30 процентов, плюс к тому человек получает топливную карту на 1,5 тысячи «кубов» природного газа, а это 19,5 тысяч рублей. Если пересчитать в бензин, то эти 19,5 тысяч рублей превращаются в 50 - 60 тысяч, которые автомобилист потратил бы на топливо, если бы не установил газовое оборудование на своем автомобиле. Фактически затраты автомобилистов окупаются сразу же! Эти программы действуют как для юридических, так и для физических лиц.
— Куда можно обратиться, чтобы поучаствовать в этих программах?
— Раньше были некоторые сложности, а сегодня работа организована практически по принципу «одного окна»: вы приходите в сертифицированный пункт по переоборудованию и там получаете полную консультацию по всем вопросам, там же вам установят оборудование и помогут поставить на учет в ГИБДД. И сроки сегодня приемлемые: если при первоначальной регистрации сроки достигали 50 дней, то сегодня в республике весь цикл регистрации переоборудования можно пройти за один -три дня. Аналогов в стране нет! Кроме того, все консультации можно получить в казанском филиале компании «Газпром газомоторное топливо» по телефону
— Слышал, что механизм субсидирования изменили: раньше средства направлялись регионам, которые перечисляли деньги производителям газомоторной техники, а теперь автопроизводители получают финансирование напрямую. Это как-то сказалось на практике? (Давыдов Н.)
— Газовая техника на сегодняшний день несколько дороже за счет установки дополнительного оборудования, и задача смены механизма субсидирования была такая, чтобы стоимость техники для потребителя была привлекательной. В итоге сегодня вы имеете возможность приобрести газовую или битопливную технику по цене бензиновой или дизельной. В настоящее время мы ждем анонс цены на газовую LADA Vesta CNG и думаем, что она тоже будет сопоставима с бензиновой версией. И вот представьте: человек пришел в автосалон, а там рядом стоят обычная Vesta и битопливная Vesta CNG с заводской гарантией и заявленными параметрами. Почему бы человеку не взять ее и не попробовать? В этом случае уже не встанет вопрос, где заправиться. Но, зная стоимость бензина, человек всегда будет стараться заправиться природным газом...
— Рассматривается ли вопрос перевода транспорта на сжиженный газ по аналогии с субсидированием перехода на метан? Какую дополнительно выгоду можно предложить ЮЛ и ФЛ для того, чтобы предложение по переводу на метан было «вкуснее», кроме субсидии 30 процентов от государства и 1500 кубометров в год на карту? (Иршат)
— Наверное, читатель сам обозначил все выгоды. Фактически эти программы позволяют сразу же окупить затраты на переоборудование автомобиля — математику мы обсуждали выше. Но самую ощутимую выгоду человек почувствует, когда начнет использовать природный газ. Дополнительно скажу, что субсидирование закупки автотранспорта, использующего сжиженный природный газ, пока не предусматривается ввиду отсутствия серийного производства таких транспортных средств.
«ПРИРОДНЫЙ ГАЗ КАК АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО — ЭТО АБСОЛЮТНО БЕЗОПАСНО»
— Газ — дело взрывоопасное. Где гарантия, что автомобиль не взлетит на воздух с таким топливом? (Фарида)
— Опасность газа — это миф, который нам прививается с детства. По отношению к бытовому газу детям всегда говорят: будь осторожен, будь аккуратнее. В домах, в закрытых пространствах с герметичными окнами эта осторожность очень важна. Но природный газ как автомобильное топливо — это абсолютно безопасно. Он по своим химическим свойствам в классификации отнесен к самому низкому, четвертому, классу опасности, он безопаснее бензина. Газ легче воздуха, поэтому при утечке сразу улетучивается, а не скапливается в полостях автомобиля. Кроме того, современные газовые емкости сделаны из композитных материалов, и в случае какого-то резкого негативного воздействия на них они не разрываются, а расползаются по волокнам, постепенно снижая давление. Но очень важно, чтобы оборудование было установлено на сертифицированной станции.
— Некоторые говорят, что автомобиль на природном газе теряет мощность. Это правда?
— Это тоже миф. Сегодня все мы ездим на автомобилях с инжекторами, и мощность абсолютно не теряется, а иногда даже достигается больше, чем у бензинового двигателя, поскольку у газа октановое число гораздо выше. Тут самое главное — устанавливать качественное оборудование и в сертифицированных центрах, где смогут правильно настроить двигатель, углы зажигания.
— Какие плюсы от перевода общественного транспорта на газ вы видите? И какие минусы от этого процесса нам еще предстоит увидеть? (Чуприн Валентин)
— Нет никаких минусов от перевода общественного транспорта на газ! А плюсов много: улучшение экологии (а это здоровье людей), экономия средств, безопасность газа. Не секрет, что сегодня в городах до 90 процентов выбросов токсичных веществ в атмосферный воздух происходит от общественного транспорта. При использовании природного газа в два раза меньше выбросов окислов азота, в два-три раза — углекислого газа, в 10 раз уменьшаются выбросы угарного газа, в 9 раз уменьшается задымленность, сажа (соединение серы и свинца) вообще отсутствует.
Приведу пример из практики. На выставке газовой техники в ряд стояли 6 работающих на газе «КАМАЗов», а мы с коллегами стояли рядом и общались минут 15. Попробуйте постоять рядом с заведенным дизельным грузовиком — это невозможно. Мы даже в автомобиле стараемся закрывать окно, когда проезжаем мимо такого. А тут было целых 6 заведенных «КАМАЗов», а мы стояли и ничего не чувствовали. Тогда я сказал: «Это самая лучшая реклама!»
— Ваш личный автомобиль на каком топливе работает? (Маршида)
— Все автомобили нашей организации работают на природном газе, и за прошлый год мы получили около 300 тысяч рублей экономии на этом. И все это оборудование было установлено в Казани. Вообще в ПАО «Газпром» планомерно переводят собственный автопарк на природный газ.
«КОММЕНТАРИИ — ЭТО ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»
— «БИЗНЕС Online» читаете?
— Да, каждый день. У меня есть несколько приложений, которые на столе открыты. Я утром прихожу, делаю обновление и читаю. В «БИЗНЕС Online» мне все нравится!
— Многим не нравятся комментарии читателей под своими интервью, а вы как к ним отнесетесь?
— Комментарии — это обратная связь, и какими они ни были бы, плохими или хорошими, в любом случае они будут для нас конструктивом в дальнейшей работе. Может быть, кто-то даст оценку, которую мы сами даже не думали давать. Поэтому любой негативный комментарий — это тоже комментарий. Хотя, конечно, всегда хочется получить больше позитивных отзывов.
К сожалению, многие просто не имеют достаточной информации по нашим вопросам. Надеюсь, что сегодня мы дали максимум информации об использовании природного газа в качестве автомобильного топлива, о нашей компании, о сети заправок, о перспективах развития газомоторной тематики, о тех дополнительных возможностях, которые дает человеку природный газ. Комментарии могут быть разными, но главное — люди получили информацию и, может быть, захотят испробовать газовый автомобиль, и тогда тон их комментариев на эту тему изменится.
— Булат Булатович, спасибо за полезный разговор!
16+
Партнерский материал
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.