Дмитрий Козак Дмитрий Козак

ПОЛНОСТЬЮ ФИНАНСИРОВАТЬ СВОИ РАСХОДЫ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ СМОГУТ ЛИШЬ 28 РЕГИОНОВ

«У нас есть полные данные обо всех расходах субъектов Федерации, на их основе мы подготовили расчеты о том, сколько средств тратится на каждого жителя в рамках модельных бюджетов субъектов Федерации», — заявил вице-премьер Дмитрий Козак в самом начале правительственного часа. Вообще, из его выступления следовало, что все доходы и расходы в бюджете на три будущих года подсчитаны и досконально известны, проведены скрупулезные расчеты по всем 85 регионам.

Одним из наиболее часто употребляемых Козаком слов стало «модельный» — в смысле просчитанный правительством с учетом особенностей каждого из регионов: «Мы имеем нормированные расходы по каждому из направлений — расчетные, модельные, нормативные. Модельные расходы определены из сложившегося среднероссийского уровня финансирования отраслей экономики. Для объективной оценки не учитывались доходы пяти самых обеспеченных и десяти самых необеспеченных регионов РФ. Применены специфические индексы для каждого региона, учитывающие демографические, климатические и прочие особенности каждого региона». По Козаку, получалось, что модельные затраты на каждого жителя России из бюджетов всех уровней составляют 35–50 тыс. рублей в год, если он живет в центральных регионах или на юге страны, и 100–150 тыс. рублей, если его место жительства — Дальний Восток или север России.

«В 2018 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предполагается увеличить по сравнению с тем, что закреплено в бюджете на 2017–2019 годы, на 30,5 миллиардов рублей, и он составит 645 миллиардов рублей. 430 миллиардов из этого объема уже распределены действующим федеральным законом о бюджете на 2017–2019 годы. 215 миллиардов, или 38 процентов нераспределенных дотаций, — резерв на плановый период всегда остается — предлагается распределить между регионами как раз с учетом результатов мониторинга и финансовой оценки расходных полномочий», — отметил вице-премьер.

Несмотря на это, по словам Козака, в 2018 году 57 регионам налоговый потенциал не позволит покрыть нормативные расходы модельного бюджета, а 24 из них, даже получив дотации, не смогут обеспечивать обязательства на среднероссийском уровне. Лишь 28 регионов смогут обеспечить модельное расходование средств, а полностью соответствуют модельным бюджетам сейчас только 12 регионов.

Татьяна Голикова Татьяна Голикова

«В 2018 ГОДУ ПРАВИТЕЛЬСТВО РАССЧИТЫВАЕТ «ОБНУЛИТЬ» ПРОБЛЕМУ С ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ»

Повторимся, несмотря на эти весьма удручающие цифры, Козак был полон оптимизма: «У нас в распоряжении есть 100,1 миллиарда рублей на дотации на сбалансированность региональных бюджетов. И мы понимаем, что диспропорции, которые выявлены в результате мониторинга, можно закрыть, добалансировать с помощью этой суммы. По результатам распределения дотаций в 23 регионах расчетный дефицит модельных бюджетов составляет около 100 миллиардов рублей. В значительной степени он обусловлен сохранившейся после реструктуризации высокой долговой нагрузкой».

Тема долговой нагрузки — самая болезненная для регионов. Большинство субъектов Федерации в течение последних лет было вынуждено влезть в долги, чтобы выполнить обязательства перед федеральным центром, «майские указы» президента по зарплатам бюджетникам и т. д. — их задолженность только перед коммерческими банками оценивается как минимум в 1 трлн рублей. Но, по Козаку, все это решаемая проблема, 100 млрд рублей — сумма, которая позволит снять напряженность. «В 2018 году, таким образом, правительство рассчитывает „обнулить“ проблему с задолженностью. При распределении эти 100 миллиардов субсидий удивительным образом совпали с 100 миллиардами дефицита», — рапортовал Козак.

Впрочем, правительство понимает проблему, связанную с задолженностью регионов: «Они вели последовательную работу по реструктуризации коммерческой задолженности, долги существенно снижаются. Но совокупные долги все равно очень высокие». Дело в том, что государству регионы должны даже больше, чем коммерческим банкам. По поручению президента РФ Владимира Путина правительство представило вариант реструктуризации: выплата 748 млрд рублей растягивается на 7 лет. Если регион по итогам 2018–2019 годов показал прирост доходов выше уровня инфляции, то ему реструктуризация будет продлена до 2029 года. «По существу, это прощение долгов», — считает вице-премьер. Ну а особо отличившиеся регионы получат премию. В 2018 году будет изменен размер грантов для 30 наиболее успешных регионов, которые смогут нарастить в течение года свой экономический потенциал. Они получат дополнительно по 20 млрд рублей (в этом году — по 5 млрд рублей). «Это существенная помощь, это замещение дотаций на выравнивание, которые получат 23 региона», — сказал вице-премьер.

После Козака слово взяла председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Она отметила, что за период с 2012 по 2016 год резко выросла несбалансированность региональных бюджетов. Голикова проиллюстрировала проблему на примере показателей республики Марий Эл и большую часть своего выступления посвятила здравоохранению данной республики. Это понятно: до того, как Татьяна Алексеевна возглавила Счетную палату, она была главой минздравсоцразвития РФ.

Ирина Гусева Ирина Гусева

«РОССИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ ГОСУДАРСТВОМ, ФЕДЕРАЦИЯ — СМЕРТЬ ДЛЯ РОССИИ»

На последовавшей затем сессии вопросов и ответов думцев больше всего интересовало два вопроса: как представляемые ими регионы справятся с долгами, как они выполнят «майские указы» президента и в 2018 году повысят зарплаты бюджетников, если денег на это у них нет?

Депутат от «Единой России» Ирина Гусева, например, не могла понять, как 100 млрд рублей госдотаций помогут регионам раз и навсегда справиться с коммерческими кредитами. «Большую тревогу вызывает долг перед коммерческими организациями, который достиг 1 триллиона рублей. До 13 процентов от этой суммы у регионов уходит только на обслуживание этого долга. Как будет решаться проблема коммерческой задолженности?» — недоумевала она. Действительно, на обслуживание долга, судя по этим цифрам, уйдет до 130 млрд рублей.

Козак отвечал: «Если мы по итогам инвентаризации и реструктуризации, оценки оставшейся задолженности распределим 100 миллиардов дотаций на сбалансированность, мы в условиях 2018 года можем обнулить эту ситуацию. 23 субъекта смогут при таком варианте полностью закрыть все свои проблемы, погасить коммерческие кредиты, заплатить бюджетникам заработную плату. Чтобы не наращивать дальше такую задолженность, будут введены ограничения на объем кредитов и по максимальной процентной ставке. Будут установлены в соглашениях о реструктуризации долгов, которые мы заключим с регионами, ограничения на эту тему. Мы проработали с госбанками — они согласны для регионов и муниципалитетов предоставлять кредиты по ставке, которая равняется ключевой ставке ЦБ плюс 1 процент».

Впрочем, не всех депутатов занимал вопрос, где взять деньги. Некоторых волновало, как региону сохранить заработанное и не отдавать в общий котел сверх меры своих средств. Например, это беспокоило главу федерального политического комитета «Гражданской платформы» Рифата Шайхутдинова, который родился и вырос на Сахалине и недолгое время работал в Татарстане (оба региона — доноры), а большей частью жизни связан с Москвой. Он задал вопрос Козаку: «На Госсовете, который был в прошлом году, глава Республики Татарстан поднимал вопрос о несправедливости, которая существует в системе межбюджетных отношений, где у регионов-доноров изымается большая часть для покрытия нужд отстающих регионов. Собственно, вы в своем докладе сегодня тоже большую часть уделили тому, как помочь тем регионам, у которых наращивается долг. А как стимулировать регионы, которые являются донорами, флагманами развития? Может, те гранты, которые собираются распределять правительство, просто оставлять у доноров — ту часть, которую они, собственно, заработали?»

Владимир Жириновский Владимир Жириновский

«Периодически нам придется, исходя из той ситуации, которая складывается в регионах, исправлять эти перекосы, но нельзя делать это часто, — ответил Козак. — Что касается стимулирования регионов-доноров, высокодоходных регионов, то они стимулируются так же, как и низкодоходные, — путем предоставления грантов, распределения налога на прибыль. По тому проекту распределения грантов по наращиванию собственного экономического потенциала, который в настоящее время предварительно посчитан, Республика Татарстан, честь и хвала ей, находится на 4-м месте и значительную долю этого гранта получит. Если мы его посчитаем в пересчете на одного жителя, то он будет значительно больше, чем у региона, который занял 1-е место».

Этот диалог внезапно вспомнил глава фракции ЛДПР Владимир Жириновский в своей 16-минутной речи, которую он произнес в конце заседания: «Каким должно быть наше государство? Тысячу лет оно было централизованным (1 тыс. лет назад на Руси вовсю шла междоусобная война за власть сыновей Владимира Святого — прим. ред.). Сейчас 27 мы лет пытаемся играть в федерацию. Что вы шуршите тут — деньги туда-сюда, дадим гранты?! Вы сперва определите, каким должно быть государство! Россия может быть только централизованным государством, федерация — смерть для России. Разыгрываем национальную карту. СССР рухнул на этом. У нас 30 национальных регионов, у которых своя Конституция, флаг, гимн, герб. Осталось только свою валюту объявить и таможню поставить. Вот тут товарищ один, Рифат Габдулхакович (Шайхутдинов — прим. ред.), говорит: „Давайте донорам-регионам оставим все их деньги“. А остальные что будут делать? Что, люди плохо работают в дотационных районах? Я бы хотел правительство попросить, если оно осмелится, — надо на IQ проверить тех губернаторов, министров и депутатов… Мы в какие чистые честные руки дали деньги и с какой головой? Может быть, и руки грязные, и голова тупая?»

По итогам правительственного часа было принято решение передать вопросы, которые на нем рассматривались, трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям. Со стороны Госдумы ее возглавит вице-спикер, единоросс Александр Жуков.

Фото: duma.gov.ru