«КОРОЛЬ ЧЕЛНИНСКОГО ОБНАЛА» ВИНУ НЕ ПРИЗНАЛ И ОТКАЗАЛСЯ ОТ ДАЧИ ПОКАЗАНИЙ

Вчера наше издание сообщило о том, что в Казань был доставлен так называемый король челнинского обнала Денис Окунь, который еще в апреле был задержан в столице Беларуси местными правоохранителями. Вместе с ним в Татарстан была доставлена и его супруга – Екатерина Окунь. Оба они были доставлены в СИЗО-2, а ранее – заочно арестованы Вахитовским райсудом Казани. Поводом для столь жестких мер стало уголовное дело, которое 2 августа прошлого года возбудили в главном следственном управлении МВД по Татарстану. Тогда на челнинский рынок обнала неизвестные «скинули» заказ на обналичивание 100 млн рублей. Оперативники УБЭП и следователи ГСУ уверены, что заказ в итоге приняли Окунь и Ко. В один день были задержаны 13 человек, о чем триумфально отчиталась пресс-служба федерального МВД. Но осадочек остался: ключевая, по мнению следствия, фигура – Окунь – тогда ускользнул.

Задержать супружескую чету удалось лишь в апреле в Минске. Они были помещены в местный следственный изолятор, где провели несколько месяцев в ожидании ареста, а затем экстрадированы в Россию. Вчера же следователь ГСУ предъявил обоим обвинение. По информации источника «БИЗНЕС Online», обвинение было предъявлено в старой редакции, по которой Окуня объявляли в федеральный и международный розыск. К слову, уголовное дело возбуждалось по двум статьям – 172 («Незаконная банковская деятельность») и 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). Однако сейчас в деле появились еще и эпизоды по ст. 173, то есть «Регистрация организации на подставных лиц».

Собеседник «БИЗНЕС Online», близкий к правоохранительным органам, рассказал, что сам Денис, ровно как и Екатерина, вину не признают и отказываются от дачи показаний, пользуясь ст. 51 Конституции России, которая позволяет не свидетельствовать против себя. Информацию о том, что чета не признает предъявленных обвинений, подтвердил нашему изданию и адвокат семейной пары Эрик Валеев. «Денис возмущен предъявленным обвинением, поскольку организованного преступного сообщества не создавал и незаконной банковской деятельностью не занимался», – передает позицию своего доверителя защитник, подкрепляя это тем, что уставной капитал банковской организации по закону не должен составлять менее 300 млн рублей. А все ООО, которые фигурируют в деле, имеют минимально допустимый уставной капитал – 10 тыс. рублей.

По мнению адвоката, если преступление и было совершено, то действия фигурантов формально подпадали под иную статью Уголовного кодекса, а именно – квалифицировались бы как «Незаконное предпринимательство». Это бы кардинально меняло поворот расследования: во-первых, максимальный срок наказания по данной статье – 5 лет. Соответственно, преступление перестает быть тяжким. Во-вторых, притянуть по данной статье еще и «Организацию преступного сообщества» было бы невозможно. К слову, за участие в ОПС максимально грозит до 10 лет реального срока, за организацию – до 20. Таким образом, фигуранты бы точно избежали заключения под стражу хотя бы на время следствия.

ЗАГРАНИЧНЫЙ ВОЯЖ ЧЕЛНИНСКОГО «ФИНАНСИСТА»

Тем временем «БИЗНЕС Online» стали известны интересные подробности приключений Окуня. По информации наших собеседников, за два дня до возбуждения дела он, находясь в Москве, решил покинуть Россию. Вылетел за пределы страны он 31 июля 2016 года. За это время Окунь успел пожить какое-то время в Таиланде. «Незапланированный отпуск» закончился 16 апреля. С ним связался адвокат Валеев, который рассказал, что суд заочно арестовал и Дениса, и Екатерину. По информации собеседника нашей газеты, еще до ареста Окунь несколько раз связывался с руководителем следственной группы и вроде бы пытался договориться о своем возвращении и сдаче правоохранительным органам. И даже сумел договориться, потому решением суда (как и самим ходатайством следствия о заочном аресте) Окунь был просто шокирован и все равно решил вернуться на родину.

Окунь решил возвращаться окольным путем. На тот момент он находился в Турции. Сел в самолет и улетел на Украину. Оттуда – уже наземным путем – переехал в соседнюю Беларусь, из которой и планировал вернуться в Россию. Однако решил остановиться в одной из минских гостиниц, расположенной в самом центре города. Поддельных документов у него не было. Так что местным правоохранителям не составило труда вычислить едва заселившегося фигуранта дела. Кроме того, как оказалось, федеральный розыск, в который был объявлен Денис, распространяется и на Беларусь. В итоге местная милиция задержала семейную пару в их номере.

Несколько месяцев чете пришлось провести в беларусском СИЗО, затем все формальности были соблюдены, Окуня и его супругу довезли на машине до границы России, а затем пересадили в поезд, который сначала доставил их в Смоленск, где они провели 11 дней в местном следственном изоляторе. Затем были еще четыре-пять суток в СИЗО Саратова, лишь затем поезд доставил фигурантов дела до Казани. Там их уже ждали в СИЗО-2. Казанский изолятор в итоге стал пятым по счету для четы челнинских «финансистов». По словам адвоката Валеева, он направил жалобу в ЕСПЧ на все нарушения закона при экстрадиции и этапировании своих доверителей.

«СЕЙЧАС НЕ 30-Е ГОДЫ, КОГДА ЗА ПРОСТУПОК ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА САЖАЮТ В ТЮРЬМУ ВСЮ СЕМЬЮ»

По информации собеседника «БИЗНЕС Online», близкого к следствию, в ближайшее время с Окунем невозможно будет проводить следственные действия. Виной тому – бюрократические формальности. По законодательству, следствие обязано запросить разрешение на изменение квалификации обвинения у правительства страны, которая производила задержание. По оценкам, разрешение может быть получено лишь через несколько месяцев, то есть с запланированными очными ставками и допросами, которые анонсировало следствие, придется подождать.

Между тем уголовное дело, по которому задержаны и арестованы Денис и Екатерина Окунь, преодолело психологический рубеж – расследование длится уже больше года. По информации «БИЗНЕС Online», всего в деле на данный момент 23 фигуранта. Не считая Дениса и Екатерины, под стражей сейчас находятся лишь четверо – Лилия Акмалова, Денис Сердюков, Ринат Каримов и некий господин Фролов, имя которого источниками не уточняется. Остальных арестантов давно отпустили.

Источник «БИЗНЕС Online», близкий к правоохранительным органам, рассказывает: в фабуле следствия все 23 фигуранта поделены на 7 групп, которые якобы контролировал Окунь. Однако очных ставок между участниками предполагаемых групп не проводится. Еще одна любопытная деталь заключается в том, что, по рассказам собеседника нашего издания, подсчитывая сумму ущерба, следствие попросило помощи у одного из фигурантов дела, который, к слову, является родственником Окуня. Изначально в фабуле дела ущерб оценивался в 52 млн рублей, теперь он составляет 19 миллионов.

По версии нашего собеседника, обвинение на данный момент по большей части строится на показаниях Эльвиры Арслановой, которая также была задержана по данному уголовному делу. Следствие приписывает ей роль неформального бухгалтера предполагаемой группы. Якобы в ее квартире и хранилась большая часть «черной бухгалтерии» обнальщиков. Однако тот же собеседник отмечает: ни одной очной ставки Арслановой с другими фигурантами дела не было. Более того, она уже успела признать свою вину и согласилась на досудебное соглашение. Уголовное дело в отношении нее было выведено в отдельное производство и в итоге уже передано в суд.

Интересно, что, по информации «БИЗНЕС Online», следствие не определилось с ролью супруги Окуня – Екатерины. Ранее наши собеседники утверждали, что на нее был зарегистрирован ряд подставных фирм, однако эта информация пока не подтверждается. По оперативным же данным, она – по просьбе мужа – перевозила деньги и печати. «С каких пор просьбы мужа – это преступление? – задается адвокат Валеев. – Она не знала, с какой целью передавала печати, документацию. В ее действиях не было состава преступления. Сейчас не 30-е годы, когда за проступок одного человека сажают в тюрьму всю семью». Валеев уверен, что обвинения с Екатерины вовсе должны быть сняты.