Традиционный полуденный намаз в казанской мечети «Иске-Таш» в Ново-Татарской слободе прошел сегодня в необычном формате — начался с проповеди. Имам мечети Харис Назмиев посвятил ее памяти погибших при взятии Казани в середине XVI века

ВОЗРОЖДЕНИЕ «ИСКЕ-ТАШ»

Традиционный полуденный намаз в казанской мечети «Иске-Таш» в Ново-Татарской слободе прошел сегодня в необычном формате — начался с проповеди. Имам мечети Харис Назмиев посвятил ее памяти погибших при взятии Казани в середине XVI века. Культовое сооружение имеет непосредственное отношение к событиям 1552 года, ведь, согласно легенде, именно сюда свозили тела защитников города. Чтобы братская могила не затерялась, на месте захоронения тогда установили большой старый камень, что звучит по-татарски как «зур иске таш», отсюда и название объекта, построенного через 215 лет после потери Казанским ханством своей независимости.

По этим соображениям часть активистов национального движения решила, что память мучеников за веру нужно почтить именно здесь. «Мечеть является символом защитников Казани, кроме того, мы решили ее оживить, ведь сюда ходит не так много народу, привлечь к ней внимание, так как восстановление „Иске-Таш“ идет лишь  силами прихода», — говорит заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов.

Сюда свозили тела защитников города. Чтобы братская могила не затерялась, на месте захоронения тогда установили большой старый камень

Между тем мулла рассказал собравшимся о событиях 465-летней давности, призвал мусульман сохранить родной язык, быть верными традициям, своей религии. Говорил он о существующих проблемах открыто, а вот у устроителей митинга в сквере им. Тинчурина с этим оказались некоторые проблемы. По словам одного из организаторов, заместителя председателя ВТОЦ Галишана Нуриахмета, «изначально мы планировали поднять на митинге проблемы татарского народа, в частности, ситуацию с национальным языком в школе, и почтить память павших, но разрешение дали только на последнее».  А отклонение от заданной темы предусматривает административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). То есть на «Хәтер көне» («Дне памяти») разрешили касаться лишь событий 1552 года. Первоначально организаторы Дня памяти даже хотели пройти шествием до Казанского кремля и у башни Сююмбике коллективно помолиться, но им дали понять, что, согласно «закону  Яровой», делать это вне культовых сооружений категорически запрещено.


«ЗАПРЕТИТЬ МОЛИТЬСЯ НАМ НЕ МОГУТ, ВЕДЬ У НАС СВОБОДА СОВЕСТИ»

Особенностью «Хәтер көне – 2017» явилось место его проведения. Начиная с 1989 года более 20 лет митинг проходил на площади Свободы, потом его оттеснили к площадке перед национально-культурным центром, а в прошлом году поминали предков уже возле Камаловского театра. Теперь же местом для митинга городскими властями был определен  сквер им. Тинчурина, куда в этом году пришли порядка 300 человек. Среди узнаваемых лиц корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил литераторов Роберта Миннуллина, Ркаила Зайдуллу, Газинура Мората, Равиля Файзуллина, а также председателя союза писателей Татарстана Данила Салихова, журналистов и общественных деятелей Римзиля Валеева, Вахита Имамова, Фандаса Сафиуллина, актера театра Асгара Шакирова, первого муфтия Татарстана Габдуллу Галиуллина и других.

Местом для митинга городскими властями был определен им. сквер Тинчурина, куда в этом году пришли порядка 300 человек. Среди них были журналисты и общественные деятели Римзиль Валеев, Вахит Имамов, Фандас Сафиуллин

Религиозные деятели пришли как рядовые участники митинга, а вот «имам и муфтий ВТОЦ» Гумар Батырша был намерен совершить молитву за упокой душ защитников Казани. Он недоумевал, почему нельзя было это сделать возле башни Сююмбике: «Запретить молиться нам не могут, ведь у нас свобода совести. Молитва — это форма поклонения, то есть если запрещать молиться, значит, нарушить Конституцию РФ. Непонятно, почему городские власти запретили идти к башне Сююмбике. Это от недопонимания идет».

Публицист Искандер Сираджи также был недоволен этим запретом: «Странно, но ведь еще недавно 21 июля именно в Кремле прошел крестный ход, будет он и в День народного единства 4 ноября. Почему „закон Яровой“ не распространяется на него, им можно, а нам нельзя, это что, политика двойных стандартов?» А самая известная активистка национального движения Фаузия Байрамова другое табу со стороны властей — запрет говорить с трибуны на тему преподавания татарского языка — назвала в разговоре с «БИЗНЕС Online» глупостью: «То, что нация оказалась в плачевном состоянии, язык исчезает, а государственности, пусть даже на бумаге, уже нет, — все это результат разрушения Казанского ханства. Как мы можем не говорить о таком безрадостном результате. Ведь если у народа не будет языка, то и он исчезнет. Поэтому об этом нельзя не говорить». В итоге не только «татарская Жанна д’Арк», но практически все выступающие так или иначе все-таки касались тем как национального образования, так и будущего татарского народа в целом.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил литераторов Роберта Миннуллина, Ркаила Зайдуллу, Газинура Мората, Равиля Файзуллина

«ТЕПЕРЬ ТАТАРАМ УЖЕ И СТОЯТЬ НЕЛЬЗЯ, ГДЕ ХОТЯТ»

Стоявшего с флагом соседней Марий Эл активиста движения «Марий ушем» («Союз мари») Георгия Ашкельдина на митинг привело беспокойство за судьбу нерусских языков России. Он считает, что с его родным языком положение еще хуже, чем с татарским в Татарстане: «У нас просто не включают марийский язык в школах, нет марийских изданий. В национальных республиках надо на это обращать внимание, мы тихонько вырождаемся, надо так сделать, чтобы местные руководители продвигали этот вопрос».

Академик АН РТ, бывший ректор педуниверситета профессор Рузаль Юсупов — один из крупнейших специалистов по татарскому языку — считает, что попытки ограничить его в школах противозаконны. Что касается методики преподавания, тот факт, что после 11 лет обучения выпускники средней школы даже не могут составить предложения на языке Тукая, — вина министерства образования. «Я уже 20 лет это критикую в своих статьях, министерство не прислушивается. Одна из причин того, что русские ученики не хотят ходить на уроки татарского, — низкая подготовка учителей, плохая методика. Министерство никогда не интересовалось этим. Нужно развивать коммуникативные методы, а не делать упор на грамматику, ведь сейчас дети самостоятельно не могут выполнять задания. У меня две внучки, они с бабушкой готовили домашнюю работу. Это преступление — обучать в течение 11 лет, тратить на это колоссальные деньги и иметь нулевой результат», — уверен Юсупов.

С опозданием почти на полчаса митинг объявили открытым, но тут произошла стычка с одним из сотрудников полиции. Он потребовал от людей с плакатами, чтобы те слезли с фонтана, заколоченного ДСП, мол, это не трибуна. Стоявшие наверху возмутились: «Теперь татарам уже и стоять нельзя, где хотят», «Везде гонят». Ведущий митинга активист национального движения Рауф Ибрагимов объявил: «Если не боитесь последствий, оставайтесь». В итоге сотрудник правоохранительных органов ушел, а его предписание так и не было выполнено.  

«Теперь татарам уже и стоять нельзя, где хотят», «Везде гонят» «Теперь татарам уже и стоять нельзя, где хотят»

«ЧТО В ЧУВАШИИ, ЧТО В ТАТАРСТАНЕ НАДО ЛЮДЕЙ УБЕЖДАТЬ, ЧТОБЫ УЧИЛИ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ»

Начался сам митинг с чтения Корана и молитвы за упокой душ защитников Казани, вознес которую Батырша, после чего дали слово Байрамовой, которая, как и обещала, не обошла проблему сохранения языка и государственности стороной. Практически все говорили об этом. Так, гость из Новочебоксарска Владимир Тимофеев коснулся и политики: «Мы знаем, что политика России в отношении Украины неуважительная... Естественно, о своем будущем мы задумываемся, что будет через 30 - 40 лет, поэтому такие митинги нужны. Надо развивать языки, у нас было тяжелое советское наследие, жили мы по принципу, что будет нужен только один русский язык, это все надо исправлять. Что в Чувашии, что в Татарстане надо людей убеждать, чтобы учили родные языки».

Фаузия Байрамова: «То, что нация оказалась в плачевном состоянии, язык исчезает, а государственности, пусть даже на бумаге, уже нет — все это результат разрушения Казанского ханства» Фаузия Байрамова: «То, что нация оказалась в плачевном состоянии, язык исчезает, а государственности, пусть даже на бумаге, уже нет, — все это результат разрушения Казанского ханства»

К микрофону подходили народный артист РСФСР Шакиров, ветераны национального движения Рафаэль Мухаметдинов и Альмира Адиатуллина. Народный артист Татарстана Мингол Галеев ко всему прочему исполнил мунаджат, посвященный героям, павшим при взятии Казани. Кстати, памятник им до сих пор не установлен. 

По окончании митинга была принята резолюция из 8 пунктов, где есть требования — провести  в ноябре внеочередное заседание Госсовета Татарстана, на котором бы подняли вопрос о продлении договора между республикой и федеральным центром, а также принять специальную программу, направленную на то, чтобы сохранить обязательное преподавание татарского языка в школе. Кроме того, митингующие потребовали у депутатов ГС РТ принятия обращения к президенту России и Федеральному Собранию РФ в защиту татарского языка как государственного. Также, по мнению националов, у учеников должно быть право сдавать ЕГЭ на родном языке. Кроме того, среди требований есть и такое: «Объявить 15 октября „Хәтер көне“ памятной датой и проводить в этот день траурные и культурные мероприятия».