Рифкат Минниханов — глава ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов — глава ГБУ «Безопасность дорожного движения» Фото: Сергей Елагин

«КОГДА ТЕЛЕФОН МОЛЧИТ, ДУМАЕШЬ, ЧТО ОН НЕ РАБОТАЕТ»

Чуть больше года прошло с тех пор, как в прошлом году бывший начальник ГИБДД РТ Рифкат Минниханов возглавил ГБУ «Безопасность дорожного движения». С того, что изменилось в жизни Минниханова за это время и чем живет ГБУ, начался разговор на интернет-конференции «БИЗНЕС Online».

В ГБУ сейчас трудятся почти 1,2 тыс. человек, а в самом ГИБДД работают меньше 1,8 тыс. человек. «Но ГБУ — это не параллельная структура, это обеспечивающая структура, — подчеркнул Минниханов. — Бюджетное учреждение есть бюджетное учреждение. Правда, у меня один коммерсант спросил, сколько я получаю. В среднем я получаю в пределах 80–90 тысяч рублей, но и пенсия 33 тысячи. Он сказал, что я получаю большие деньги. Наверно большие, но хотелось бы больше», — посмеялся Минниханов, отвечая на мнение одного из читателей «БИЗНЕС Online» о том, что ГБУ сидит на денежных потоках и управляет ими по своему желанию. На протяжении всего разговора руководитель дирекции неоднократно повторил: «Все штрафы идут напрямую в бюджет республики».

Уточнить, о какой сумме ежегодных штрафов идет речь, Минниханов затруднился, но не исключил, что это может быть 2–3 млрд рублей. В то же время ежегодно на программные мероприятия (в рамках целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах) из бюджета выделяют около 1,6 млрд рублей. «У нас не концессионная схема, которую используют многие регионы, — объяснил Минниханов. — Там приходят компании, заключают договор и от каждого штрафа получают какую-то сумму. Такая схема есть, она имеет право на жизнь, но у нас вкладывается бюджет, и бюджет же получает. Мы можем поставить прибор там, где есть аварийный участок, а нарушений нет — бюджет позволяет. А по концессионной схеме возникнут вопросы, там надо отрабатывать. Не надо превращать безопасность в бизнес!»

В ГБУ сейчас трудится почти 1,2 тыс. человек, а в самом ГИБДД работает меньше 1,8 тыс. человек В ГБУ сейчас трудятся почти 1,2 тыс. человек, а в самом ГИБДД работают меньше 1,8 тыс. человек Фото: «БИЗНЕС Online»

Минниханов заявил, что «ломки» после ухода с поста начальника ГИБДД он не почувствовал, наоборот, появилось ощущение падения с плеч большого груза, но признался также, что неприятные симптомы были. «Для этого нужно оказаться сначала в первой шкуре, а потом — во второй. Конечно, когда телефон молчит, думаешь, что он не работает. Это, наверно, отчасти благо. Секрета нет, руководитель автоинспекции работает на всех, но не на себя. Все звонки, которые были, — это решение чьих-то вопросов. В каком-то смысле ты становишься „решальщиком“ — для работы времени практически не остается».

Впрочем, с момента повсеместного внедрения камер (10 лет назад) сам Минниханов, попавшись два-три раза на превышении, после оплаты штрафов «письма счастья» больше не получал. Со своим водителем в этом плане он также строг. Крупным предпринимателям, которые пользуются услугами шоферов, глава ГБУ «БДД» дал совет: хотите перестать тратить деньги на штрафы из своего кармана — вычитайте их из зарплаты водителя, и он перестанет нарушать. 

«У нас, к сожалению, уже системы навигации говорят о камере. Почему к сожалению? Потому что после этого водитель гонит. Последнее и стало причиной введения камер с вычислением средней скорости движения (система «Автодория»)» «У нас, к сожалению, уже системы навигации говорят о камере. Почему «к сожалению»? Потому что после этого водитель гонит». Последнее и стало причиной введения камер с вычислением средней скорости движения (система «Автодория») Фото: Егор Алеев/ТАСС

«АВТОДОРИЯ» ОТ КАЗАНИ ДО ЧЕЛНОВ И БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ НАПРАВЛЕНИЙ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ

В ответ на неизбежные вопросы читателей нашего издания о камерах, фиксирующих нарушения, руководитель учреждения заявил, что эти приборы желательно поставить везде. «Зная, что камеры везде, люди бы не нарушали. У нас 400 штук имитаторов-пищалок, дающих сигнал радар-детекторов. Они дешевые, мы их ставим на столбы, на эвакуаторы. У нас, к сожалению, уже системы навигации (например, сервис „2ГИС“ — прим. ред.) говорят о камере. Почему «к сожалению»? Потому что после этого водитель гонит». Последнее и стало причиной введения камер с вычислением средней скорости движения (система «Автодория»). Самые короткие участки, где установлена эта система, составляют 1–3 км, самый длинный размещен на Оренбургском тракте в Казани (протяженность замера — 56 км). Над увеличением расстояния с замером средней скорости в ГБУ уже работают — ожидается, что к осени этого года система покроет всю трассу Казань — Набережные Челны. При этом поднимать максимальную скорость движения на безопасной вроде бы территории с 90 до 110 км в час не будут.

«Для того чтобы поднять, должна быть автомагистраль, у нее есть определенные требования, есть написанные кровью правила дорожного движения, — пояснил Минниханов. — Да, дорогу улучшили до двух рядов. Я вам скажу: через разделительные полосы перелетали и перелетают. Чудес не бывает. Пока не будет все разделено, как на автобане, вопрос о повышении скорости стоять не будет. Выезжайте заранее, иначе вообще можете не приехать».

Глава ГБУ не уточнил, насколько сейчас Татарстан охвачен камерами. «Сейчас мы контролируем более тысячи направлений, — отметил он. — Мы так и не реализовали план по установке хотя бы одной камеры в райцентрах. У нас же еще есть полицейские задачи, мы же не только нарушения фиксируем. Мы не можем везде камеры ставить». Стоп-фактором для создания тотальной сети контроля за водителями являются деньги — покупка одной камеры обходится бюджету от 2 до 4 млн рублей в зависимости от количества датчиков. 

Говоря о решении транспортной загруженности Казани, Минниханов сообщил, что проблема пробок после Универсиады частично решилась – «разрулили» около 155 конфликтных мест, появились развязки, адаптивная система, запрет левых поворотов Говоря о решении транспортной загруженности Казани, Минниханов сообщил, что проблема пробок после Универсиады частично решилась — разрулили около 155 конфликтных мест, появились развязки, адаптивная система, запрет левых поворотов Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЧЕМУ ЗАГЛОХЛА ЧИПИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И СКОЛЬКО НАРУШЕНИЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ В КОРЗИНЕ

Говоря о решении проблемы транспортной загруженности Казани, Минниханов напомнил, что после Универсиады пробок стало гораздо меньше — разрулили около 155 конфликтных мест, появились развязки, адаптивная система, запрет левых поворотов. Если строительство новых развязок городу пока не светит, а адаптивная система развита по максимуму, то запрет левых поворотов, по мнению главы ГБУ, остается перспективным направлением, как и установка светофоров с вызывными устройствами для пешеходов.

Не исключает Минниханов и возможности введения одностороннего движения на въезд и выезд из центра города. «Уже есть эффект от запрета на въезд грузовиков в город, — говорит Минниханов. — Днем используются малые формы перевозки. Сегодня платный въезд в город сделать проще, есть камеры, но тут нужна политическая воля. Не будем гадать».

Два года назад широкая общественность из уст Рифката Минниханова узнала об идее тотальной RFID-идентификации машин (проще говоря, о метках радиочастотной идентификации). Система, которая занимается контролем весогабаритных параметров, нарушений ПДД, оплаты за проезд с применением RFID-технологий, в пилотном проекте была опробована на окружной дороге в Казани. Для проекта был разработан новый пластиковый номер с радиометкой, который, по словам разработчиков, «дешевле алюминиевого и не потребует дополнительных вложений». «К сожалению, Москва не очень нас поддерживала в этом направлении», — признал Минниханов. По его словам, за год в РТ выявляют 6 млн нарушений правил дорожного движения, а штрафы выписывают только по 4 миллионам. 


«2 миллиона в корзине», — с сожалением констатирует Минниханов. По его словам, при плохой погоде 10–15% номеров не распознаются, еще часть номерных знаков грязные. Радиочастотные метки обеспечат гарантированное считывание номеров на расстоянии. 

«Эта тема заглохла, но два года назад мы готовили заседание по безопасности дорожного движения с участием Владимира Путина в Ярославле, и с нашей подачи мы в протоколы поручения этот вопрос внесли, — рассказывает глава ГБУ. — Поручение есть, но оно не исполнено, как и ряд других». 

Минниханов подробно ответил на целый ряд вопросов наших читателей, например о том, советуется ли с ним его брат, президент РТ Рустам Минниханов, перед принятием решением. Глава ГБУ также объяснил, почему полковник Минниханов так и не стал генералом, хотя для этого были все предпосылки, и из-за чего отказался от предложения возглавить КАИ, будучи преподавателем этого вуза в звании доктора технических наук. Об этом и многом другом читайте в полной стенограмме интернет-конференции, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».