«У НАС ПОЛНОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С НОВЫМ РУКОВОДСТВОМ ФЕДЕРАЦИИ ТЕННИСА ТАТАРСТАНА»

«У нас установилось полное взаимопонимание с нынешним руководством федерации тенниса Татарстана Маратом Наилевичем Зариповым и председателем попечительского совета федерации Павлом Михайловичем Николаевым, – заметил в начале разговора председатель тренерского совета федерации тенниса России Геннадий Жуков. – Мы продолжаем вести систематическую регулярную работу по внедрению „Программы развития тенниса“, которая началась ранее. При поддержке нового руководства мы перешли к осуществлению второго этапа развития нашей совместно программы. Мы понимаем, какие задачи были решены, что еще требует завершения, и сейчас приступили к решению тех задач, которые были намечены до 2020 года. Новое руководство федерации Татарстана продолжает совместную работу по решению самых главных, магистральных, направлений, которые были намечены нами прежде».

По словам Жукова, в рамках осуществления первой части «Программы развития тенниса в Татарстане» теннис начал активно развиваться на юго-востоке РТ, в частности в Альметьевске, Лениногорске, где были построены современные центры тенниса. Предполагается строительство теннисных центров в Азнакаево, Бавлах, Бугульме, Набережных Челнах, Нижнекамске.

Если говорить о спортивной составляющей, то лучшими результатами отметились татарстанские юниоры. Из последних результатов стоит отметить, что Мария Бондаренко в составе сборной страны стала бронзовым призером чемпионата Европы (до 14 лет), а в личном первенстве – серебряным призером турнира Tennis Europe Junior Masters, который проходил в Италии. Эти соревнования можно отнести к неофициальному чемпионату Европы среди юниорок, в финале которых Бондаренко уступила другой россиянке, Диане Шнайдер. Помимо спортивных успехов, можно отметить, что Бондаренко, а также другой татарстанский теннисист, Марат Шарипов, стали стипендиатами фонда Ельцина.

Авелина Сайфетдинова, выступающая в составе сборной России, стала победительницей в парном и финалисткой в одиночном разряде теннисного турнира 14-го Европейского юношеского олимпийского фестиваля, который проходил в Венгерском городе Дьёре.

Юные татарстанские теннисисты стабильно занимают призовые места на первенстве России, тем самым выведя Татарстан в число ведущих регионов страны по развитию тенниса. Мы стали системно добиваться хороших результатов на национальном уровне

«НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ НЕХВАТКИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ»

На базе Поволжской академии спорта была открыта кафедра тенниса и бадминтона под руководством Ольги Жихаревой. Она кандидат педагогических наук, доцент, является заместителем руководителя комплексно-научной группы федерации тенниса России. Жихарева также была задействована в проекте с самого его начала: преподавала студентам на отделении тенниса, помогала правильно организовать всю работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На кафедру привлекли опытный тренерско-преподавательский состав, и в 2018 году будет осуществлен уже второй выпуск студентов, среди наиболее известных выпускников которого — воспитанник местной школы тенниса Тимур Киямов, а также приехавший сюда на обучение из Тольятти, а впоследствии ставший членом сборной Татарстана Александр Боборыкин.

Решение проблемы тренерских кадров, по мнению куратора проекта, является одной из второстепенных. По словам Жукова, был период, когда опытные тренерские кадры достаточно хорошо работали со всеми возрастами, но в дальнейшем в связи с определенными проблемами покинули Академию тенниса, поэтому существует вариант сделать ставку на собственные кадры, учитывая, что не все выпускники Академии спорта готовы приступить к тренерской деятельности сразу после окончания вуза, намереваясь продолжить выступления на соревнованиях. Помимо этого, необходим опыт, не только игровой, поэтому Жуков предположил, что молодым спортсменам, желающим начать тренерскую карьеру, следует стартовать со вспомогательных ролей. К примеру, воспитанницы татарстанского тенниса Полина Новоселова и Сабина Шайдуллина, сестры Аида и Ралина Калимуллины, которые в свои 21–22 года накопили большой соревновательный опыт, способны работать в связке с опытными наставниками, будучи их помощниками. В теннисной работе много амплуа, и желательно, чтобы каждый обучающийся определился с тем, что ему ближе больше всего.

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ШКОЛА ПО ТЕННИСУ НУЖНА, НО ОНА ДОЛЖНА НОСИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР»

Коснулся Жуков и вопроса открытия детско-юношеской школы по теннису, обозначив, помимо проблемы небольших зарплат у детских тренеров, и еще один аспект.

«Увы, беда муниципальных школ заключается в том, что там делается упор на массовость, а мы должны говорить о мастерстве, – посетовал председатель тренерского совета федерации тенниса России. – Массовость в данном случае неприемлема потому, что она породит „палочную систему“, погоню за большим количеством учеников в ущерб более углубленной работе с ними, поэтому практически невозможно вырастить классных спортсменов в рамках работы обычной детско-юношеской школы.

Помимо этого, говоря о создании детской спортивной школы, стоит отметить, что сейчас даже в случае ее создания нам негде будет ее разместить, как бы парадоксально это ни звучало, потому что, если попытаться ответить на вопрос, возможно ли вписать детскую спортивную школу в существующую базу Академии тенниса, обнаружится несколько препятствий. Во-первых, там элементарно нет времени для проведения дополнительных занятий. Центр тенниса должен осуществлять задачу обучения студентов кафедры тенниса и бадминтона Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Академия тенниса должна осуществлять хозяйственную деятельность, предоставляя платные услуги населению. Помимо этого, там тренируется сборная команда Татарстана, а это порядка 40 человек. Когда они все возвращаются с соревнований и сборов, там реально возникает проблема с временем, а мы еще хотим вписать туда время для занятий учеников ДЮСШ (200–250 детей). Им там физически негде и некогда будет заниматься. Как выход из положения возникло предложение строительства еще одного, более скромного, теннисного центра, допустим, на другом конце Казани, на базе которого можно было разместить ДЮСШ». 

«Но эта школа должна быть экспериментальная, – подчеркивает Жуков. – Она не должна руководствоваться теми нормативами и документами, которые предписывают работу муниципальной ДЮСШ, где упор сделан на количество занимающихся. Здесь должны работать на качество. Что это означает? К примеру, нормативные документы обычной ДЮСШ предполагают нахождение на площадке единовременно до полутора-двух десятков детей. Это может быть оправданно, когда мы говорим, к примеру, о футболе или хоккее, видах спорта с большим количеством игроков. А теннис – это другая игра, где не получается выполнения эффективной работы с большим количеством детей на одной площадке единовременно. Увы, пробить эту стену не получается на федеральном уровне, поскольку там зависла тема введения новых федеральных стандартов». По его словам, федерация тенниса России еще год назад, в марте 2017-го, подготовила проект нового федерального стандарта, согласно которому должна строиться работа на площадке экспериментальной детско-юношеской школы по теннису. К сожалению, в связи с определенными проблемами, которые существуют в минспорте России, Центре спортивной подготовки (ЦСП), пока решение по этому вопросу не продвинулось. Поэтому идею о создании спортшколы в Казани Жуков охарактеризовал позитивно, но, если не учесть перечисленных вопросов, так или иначе вскоре придется столкнуться с проблемами их решения. Причем это является консолидированным мнением всего руководства федерации тенниса России, включая ее президента Шамиля Тарпищева

Партнерский материал