... Ильсур Метшин: «Генплан задает четкие правила — для собственников, для жителей, для бизнеса, инвесторов»
Фото: kzn.ru

У КОМИТЕТА ЖКХ — НОВЫЙ НАЧАЛЬНИК СО «ЗНАКОВОЙ ЗАПИСЬЮ» В ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ

С приятной спортивной новости открыл сегодняшний деловой понедельник мэр Казани Ильсур Метшин. Накануне волейболисты казанского «Зенита» в шестой раз в истории и четвертый раз подряд стали победителями Лиги чемпионов.

«Это большая лепта наших спортсменов в спортивную славу Казани, Татарстана, России», — поздравил команду градоначальник, подчеркнув, что этот год для волейболистов чемпионский — одновременно завоевано пять титулов. А затем Метшин перешел к кадровым вопросам исполкома и объявил, что новым главой комитета ЖКХ Казани стал Дмитрий Анисимов, который четыре последних года возглавлял единый расчетный центр города.


Напомним, что должность председателя комитета на протяжении 7 лет занимал Искандер Гиниятуллин, с 2016 года совмещая ее с должностью замруководителя исполкома Казани. По словам мэра, теперь «жилищник до мозга костей», освобожденный от текущих в прямом и переносном смысле слова проблем, займется «стратегическими вопросами и задачами». Кстати, свое видение этих вопросов Гиниятуллин недавно представил на страницах «БИЗНЕС Online» — публикация вызвала живое обсуждение среди читателей, которые оставили под текстом 375 комментариев. 

До назначения в ЕРЦ Анисимов был заместителем мэра Деревни Универсиады. А первая запись в его трудовой книжке — «дворник» — сделана в 16 лет. «Знаковая запись, поэтому не нужно ничего дополнительно объяснять. Человек подготовленный», — сказал мэр города и, как всегда в таких случаях, попросил исполком «любить и жаловать» нового главу комитета.


КАК КАЗАНЬ ВЫРОСЛА ИЗ ГЕНПЛАНА-2007

Главным же вопросом повестки дня стала организация публичных слушаний по новому генплану города до 2035 года. Этот документ специалисты НИИ генплана Москвы разрабатывали с 2015 года. Контракт стоит 80 млн рублей.

«Сложнейшая работа по разработке нового генерального плана близится к концу», — сказал Метшин и передал слово главному архитектору города Татьяне Прокофьевой.

Генплан разрабатывался и раньше, однако в советский период он был в основном воплощением в жизнь либо интересов страны, либо конкретных ведомств, пояснила главный архитектор. Собственно, тем же грешил и документ 2007 года. Принятый в 2007 году генплан должен был действовать до 2020 года, но резко изменилась демографическая ситуация. Планируемую к 2020 году численность населения город достиг уже в 2014 году, что привело к повышенной нагрузке на социальную инфраструктуру.

Так что сейчас ситуация иная, и новый генеральный план разработан как стратегия развития города. Он, по словам Прокофьевой, основан на балансе государственных, общественных и частных интересов — участников градостроительной деятельности.

Подробнее с материалами, графиком, местом и временем проведения слушаний можно познакомиться здесь
Чтобы увеличить, нажмите

Принципиально новое отличие градостроительной политики — переориентация на развитие территории города в существующих границах. Планируется воссоздание исторического своеобразия города, развитие общественных, культурных и представительских центров, модернизация промышленных зон и вынос вредных предприятий из центра города. Разумеется, жителей ждет также развитие и обустройство общественных пространств. Если предыдущий генплан лишь «наживил» основы зеленого каркаса, то теперь создана продуманная система озелененных территорий, выполнена подробная карта и перечень элементов природно-рекреационного комплекса. Один только перечень зеленых территорий — это 115 страниц генплана. В целом площади зеленых зон к 2035 году должны вырасти в 1,8 раза. Площадь парков и скверов, бульваров должна вырасти с 360 га до 2,3 тыс. гектаров.

Помимо генплана, готовится также единая комплексная система градостроительных документов: местные нормативы градостроительного проектирования, сам генплан, правила землепользования и застройки, программы комплексного развития социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, а также документация по планировке инфраструктуры. Все эти документы должны быть взаимосвязаны с программой экономического развития РТ и стратегией развития Казани – 2030.

Впервые в генплане ярко выражены агломерационные процессы, так как жилищное строительство вышло за пределы Казани. Глубоко обдумывались экологические аспекты — выполнена подробная карта и перечень элементов природно-рекреационного каркаса, сохранение и создание новых зон отдыха. На проект генплана уже получены согласования глав Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского и Верхнеуслонского районов, входящих в Казанскую агломерацию. Не ответил пока только глава Зеленодольского района. Республика согласовала проект генплана города с условием ряда доработок до утверждения, федеральные органы направили замечания, которые разработчики в основном устранили.

Впервые в генплане ярко выражены агломерационные процессы, так как жилищное строительство вышло за пределы Казани, а также экологические аспекты Впервые в генплане ярко выражены агломерационные процессы, так как жилищное строительство вышло за пределы Казани, а также экологические аспекты

ПОЛИЦЕНТРИЗМ В РАССЕЛЕНИИ И 13 ПЛОЩАДОК ДЛЯ СЛУШАНИЙ

«БИЗНЕС Online» ранее уже описывал основные параметры документа. Напомним, что численность населения Казани увеличится к 2035 году до 1,4 млн человек, а средняя обеспеченность жилплощадью вырастет с нынешних 24,7 кв. м до 32 кв. м на человека. Разработчики генплана заложили 100-процентную обеспеченность населения социальными объектами.

В основе генплана лежит полицентрическая система расселения. «Кроме центрального ядра, большое внимание уделяется гармоничному развитию всех районов города, — сказала Прокофьева. — У нас не должно быть окраин! Новый генеральный план выражает новый подход к градостроительной политике и закладывает механизм его воплощения».

Ответила главный архитектор и на вопрос, почему генплан Казани не предусматривает строительство метро. Действительно, в документе километраж подземки остается на уровне существующих 17,3 км, и все... Это не значит, что на метро поставили крест окончательно: просто с точки зрения экономики перевозок в Казани нет загрузки для метрополитена — она в два-три раза меньше, чем необходимо. И тем не менее в генплане закладываются «коридоры» под будущие станции и туннели. «Но мы не рассчитываем, что строительство станций будет идти в плановом порядке», — добавила Прокофьева.

Публичные слушания по проекту генплана начнутся с 29 мая по 6 июня и пройдут на 13 площадках (подробнее с материалами, графиком, местом и временем проведения слушаний можно познакомиться здесь). До этого (21 мая) управление проведет обсуждение всех разделов проекта с профессиональным сообществом. 22 мая предстоит встреча с депутатами Казгордумы, а уже завтра начнется обсуждение с экологами, где им представят доработанный по их же замечаниям экораздел. Кроме того, запланирована и пресс-конференция разработчиков совместно с главным архитектором Казани. Планшеты с проектом нового генплана сегодня-завтра появятся в торговых центрах «Южный», «Кольцо», «Горки Парк» — можно подойти и посмотреть на карты лично.

Планшеты с проектом нового генплана сегодня-завтра появятся в ТЦ «Южный», «Кольцо», «Тандем» и «Горки парк» Планшеты с проектом нового генплана сегодня-завтра появятся в ТЦ «Южный», «Кольцо», «Тандем» и «Горки Парк»

«Мы постарались найти различные формы демонстрации генерального плана для различных слоев населения», — сказала Прокофьева, уточнив, что на слушаниях обсудят утверждаемую часть проекта (текстовая, графическая часть). И даже эти материалы в управлении архитектуры считают рабочей версией. Их доработку проведут по результатам публичных слушаний. Впрочем, кардинальных изменений ждать не стоит.

«Вы просто не представляете, это многократно и стократно выверенные в том числе коридоры дорог, — отметила в общении с журналистами Прокофьева. — Будут небольшие корректировки, но стратегические дороги, крупные стройки останутся».

После этого проект вновь разместят в федеральной государственной информационной системе для согласования. Окончательно генплан утвердят в сентябре-октябре этого года.


КАК ДОМА В ПОСЕЛКАХ ОКАЗАЛИСЬ В ЗОНЕ НОВЫХ ДОРОГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВОЗМОЖНЫЙ СНОС КАК КОМПРОМИСС В ИНТЕРЕСАХ БОЛЬШИНСТВА

По словам мэра, в генплан вложен огромный труд сотен специалистов со всей России, профессионалов, лучших в этой отрасли. Привлекали и зарубежных экспертов.

«Генплан задает четкие правила — для собственников, для жителей, для бизнеса, инвесторов, — добавил Метшин. — Соразмерно развитию города предусмотрены новые магистрали, новые объекты социальной инфраструктуры и выравнивание условий между высотной жилой застройкой и пригородами. Публикация проекта генерального плана уже вызвала массу очагов непонимания в связи с планируемым строительством дорог. Хочу сказать, что такие ситуации возможны, но делаются они в интересах большинства. И если кто-то говорит о том, что „не предупредили“ — это бессмысленно, это невозможно предусмотреть и предугадать. Все решения в генплане предложены специалистами, профессионалами-градостроителями на основе глубокого анализа и выбраны из нескольких возможных вариантов. Жизнь в большом городе — это всегда компромисс между комфортом, удобствами, возможностями и какими-то ограничениями, но всегда в интересах большинства жителей».

Главный архитектор Казани по итогам совещания ответила журналистам на вопрос о возможном сносе домов в поселках из-за строительства дорог. Так, крайне обеспокоены и протестуют против дороги мимо своих домов жители Больших Клыков. В Новой Сосновке люди неожиданно обнаружили, что «стратегическая дорога» пустит под бульдозер их дома (правда, окончательного решения пока нет).

«У нас практически не появилось ни одной дороги, которая бы не была указана в действующем генеральном плане, — сказала Прокофьева. — Кто-то знал, кто-то не знал, что дорога предусмотрена. Абсолютно все дороги были сохранены, мы не можем от них отказаться. Есть несколько поселков, которые оказались под двойным давлением, например Новая Сосновка». По словам Прокофьевой, в управлении архитектуры ситуацию с этим поселком рассматривают отдельно. Значение имеет не только дорога (ее пытаются проложить в другом коридоре), но и конфигурация площади участка аварийной посадки самолетов. «Мы не можем это контролировать, вопрос регулируется совершенно другим документом. Это отдельный вопрос», — сказала Прокофьева.

Главный архитектор подчеркнула, что разрешения на строительство домов в поселках, где действующим генпланом заложено строительство дорог, не выдавались, а возведенные постройки считаются самостроями. «Здесь есть юридическая двойственность, — оговорилась, впрочем, Прокофьева. — Очень многие здания были оформлены в собственность не решением города, а федеральных структур в соответствии с дачной амнистией. Но на самом деле разрешения на строительство домов в таких коридорах будущих дорог не выдавались никогда».

А вот ситуацию в поселке Карьере Прокофьева назвала несколько раздутой: по факту стройки пока нет, но она может произойти в будущем. «Там не так много домов попадает в зону дороги, которая также была заложена в действующем генеральном плане, — сказала главный архитектор. — Если дом попадает в эту зону, то до строительства дороги жить в таком доме можно, никто никого не выгоняет. А после принятия решения о начале строительства конкретной дороги разрабатывается проект, город получает финансирование, которое идет на выкуп участков. Выкуп предусмотрен законодательством».

Да, ситуация неприятная, людям не позавидуешь, согласилась главный архитектор. Но опять же есть интересы огромного города, интересы стратегического предприятия. И все это ложится на весы, требуется принятие непростых решений. Причем проблема с дорогой с точки зрения генплана — просто частный случай. Генплан гораздо масштабнее. Подумайте только: сейчас в Казани — более 10 тыс. га сельхозугодий, но к 2035 году не останется ни одного. И это значит либо праздник на улице владельцев, если земли переведут под жилье, либо горе и разорение, если там по генплану какой-нибудь парк. Так что стоит внимательно присмотреться к вашим владениям и даже вашему дому или квартире — что планируется по соседству в ближайшие десятилетия? И если вам есть что сказать — добро пожаловать на слушания.