Динамика фондового рынка практически любой страны базируется на трех китах: параметрах оценки, темпах роста прибылей и ликвидности. При этом государство вполне может повлиять на все три компоненты, но самое быстрое и непосредственное влияние оно оказывает именно на ликвидность через инструменты ЦБ. 

Однако для многих развивающихся стран, особенно с авторитарным или поставторитарным режимом управления, участие государства в жизни рынка акций дополняется еще фактором политической стабильности/нестабильности, влияющей на настроения иностранных инвесторов, и стремлением к приватизации государственной собственности. 

Китай в этом смысле — самая показательная страна, в которой было несколько периодов очень сильного влияния факторов приватизации и активности ЦБ, которые накладывались на завышенные параметры оценки или риски «жесткой посадки» китайской экономики. 

Первый период бурной приватизации и IPO частных компаний Китая пришелся на 2003-2005 гг. Именно тогда рынок почувствовал на себе «горячее дыхание» власти. В то время как все остальные фондовые рынки мира и развивающихся стран восстанавливались от рецессии начала 2000-х гг. (MSCI Emerging Markets и РТС выросли в 2003-2005 гг. в 2,5 и 3 раза соответственно), китайский фондовых рынок захлестнула волна новых акций, да и параметры оценки были крайне завышены — отношение капитализации к прибыли (P/E) рынка составляло в 2002 г. 40-50. Как следствие, локальный рынок китайских акций потерял за 2003-2005 гг. 15% своей стоимости (55% с максимума 2001 г. до минимума 2005 г., но там было и влияние американского кризиса). И, что еще более интересно, за этот же период акции китайских компаний, торгующихся в Гонконге, выросли в 2,7 раза! Все потому, что стартовали они с P/E=10-12x и не испытывали на себе этой волны «народных IPO».

Второй эпизод оборотной стороны «китайского чуда» разыгрывается сейчас и связан уже с действиями Народного банка Китая, который сначала надул пузырь денежной массы в стране, а теперь пытается его аккуратно сдуть. В разгар глобального финансового кризиса НБК ничего не оставалось, как впрыснуть в финансовую систему такое количество денег, чтобы экономика смогла пережить падение экспорта и отток иностранных инвестиций. Более того, было принято решение остановить процесс постепенной ревальвации юаня, что потребовало также дополнительной активности от НБК по скупке валюты у экспортеров. Также было решено отложить решение проблемы плохого банка, в котором накопились плохие активы более чем на 2 трлн юаней, еще на 10 лет. 

Все вместе это привело к повышению темпов роста кредитования с 14-16% в 2006-2008 гг. до 35% в 2009 г., создало пузырь на рынке недвижимости и глобальном сырьевом рынке и, как следствие, привело к росту инфляции до 5% по индексу потребительских цен, 7% по индексу цен производителей и 12% по закупочным ценам на сырье. За счет этого же китайский Shanghai Composite стал первым индексом, который уже в июле 2009 г. удвоился от кризисных минимумов. НБК отреагировал немедленно, хоть и не агрессивно: ставка резервирования была повышена с 15,5 до почти 20%, а ставка рефинансирования выросла с 5,3 до чуть больше 6%. И это только начало цикла ужесточения монетарной политики, которое уже привело к сильному падению рынка акций и как минимум год еще будет мешать локальному рынку обыгрывать другие рынки.

Ведомости