Спустя два месяца следствия вокруг ИнтехБанка экс-председатель правления Марсель Зарипов помещен под домашний арест

КАК БЫВШИЙ ЗАММИНИСТРА ЭКОНОМИКИ ТАТАРСТАНА ОКАЗАЛСЯ ПОД АРЕСТОМ

Сенсационная новость стала известна «БИЗНЕС Online». Источники нашего издания сообщили о том, что бывший председатель правления ПАО «ИнтехБанк» Марсель Зарипов отправлен под домашний арест. 51-летний банкир подозревается в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ). Фигурантом уголовного дела он стал еще в конце марта. Максимальный срок лишения свободы, который грозит Зарипову, – 10 лет.

Зарипов – уроженец Зеленодольска. Он выпускник КГФЭИ по специальности «финансы и кредит» с присвоением квалификации «экономист», начинал трудовую карьеру в 1992 году экономистом, а затем работал начальником бюро на Зеленодольском машиностроительном заводе. В 1995 году его назначили заместителем главы Зеленодольского района, а заодно председателем комитета по управлению коммунальным имуществом. Весомый пост Зарипов получил через 5 лет – в 2000 году его назначили заместителем министра экономики РТ, при Сергее Когогине.

На госслужбе Зарипов пробыл недолго: уже через год он возглавил ОАО «Финансовая Лизинговая Компания». Затем до 2006 года возглавлял ОАО «Ак Барс Лизинг». А позже, до 2010 года, Зарипов был начальником отдела лизинговых операций управления по работе с корпоративными клиентами ОАО «АИКБ „Татфондбанк“». Свое последнее кресло – предправления ИнтехБанка – Зарипов занял в 2011 году и проработал в этой должности 6 лет.

Как сообщает источник нашего издания, 15 мая сотрудники УЭБиПК принесли Зарипову повестку на допрос и сопроводили до следственного комитета. Там после беседы со следователем бывшего предправления «Интеха» и задержали. О чем конкретно его спрашивал следователь, наши источники не сообщают. Больше суток Зарипов провел в стенах ИВС. А затем, утром 17 мая, его доставили в суд.

Интересно, что следком проявил некую гуманность и сам попросил для Зарипова домашний арест – оставить бывшего предправления банка в камере и не пытались. По нашим данным, не последнюю роль здесь сыграла позиция фигуранта уголовного дела – он не закрывался и развернуто отвечал на вопросы следователей.

В итоге суд, как уже было сказано, ходатайство следствия удовлетворил. В стенах своего дома экс-руководитель ИнтехБанка пробудет до 19 июля, если, конечно, это решение не изменит Верховный суд Татарстана. Позиция фигуранта пока неизвестна. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с адвокатом Зарипова – Тамази Кварцехелии, однако защитник отказался от каких-либо комментариев.

Как уже было сказано, Зарипов стал фигурантом уголовного дела в конце марта. Однако намеков на его задержание органы не давали. По словам источников нашей газеты, объем следственных действий внушительным назвать нельзя. Фактически расследование уголовного дело ограничивалось изучением изъятых ранее документов, а также допросом свидетелей – собеседники сообщали о допросе главбуха «Интеха» Натальи Молевой. Также по ходатайству следкома 9 апреля суд арестовал часть имущества Зарипова. «Почему так долго не задерживали? Собирались доказательства», – объясняет длительную паузу органов наш собеседник.

Свое последнее кресло – предправления ИнтехБанка – Зарипов занял в 2011 году и проработал в этой должности 6 лет

В ЧЕМ СУТЬ ДЕЛА ИНТЕХБАНКА

Фабула уголовного дела не нова и подробно описывалась нашей газетой 26 марта этого года. Изначально оно возбуждалось в отношении первого заместителя Зарипова – Елены Наумовой. В начале первого месяца весны следком совместно с УБЭП провел обыски в ее доме, а поводом стало именно дело о злоупотреблении полномочиями.

Следственный комитет посчитал, что Наумова и на тот момент «неустановленные лица из числа руководства банка», прекрасно осознавая неплатежеспособность «Интеха», вывели активы на сумму в 873,6 млн рублей. По яркой вывеской «вывода активов» – следующая история: в декабре 2016 года, за считанные дни до введения временной администрации, Наумова подписала договор о выкупе кредита, ранее выданного казанскому ООО «Андан». Организация, по некоторым данным, была близка к империи бенефициара банковской группы Роберта Мусина.

По данным нашего издания, следком оценил эти действия руководства как крайне невыгодные для банка, а также в целом они повлекшие «существенный вред имущественного характера». Ведь уже через несколько дней после того, как кредитный портфель компании «переехал» в «Интех», «Андан» подал заявление на ликвидацию.

Уголовное дело «Интеха» – логическое продолжение расследование краха ТФБ. Наши собеседники утверждают, что в УБЭП о сомнительной сделке знали еще летом прошлого года. Уже тогда оперативники были не против побеседовать с руководством кредитно-финансовой организации. Тем же летом с заявлениями в прокуратуру, МВД и СК обратилось и АСВ. 

27 марта, на следующий день после публикации статьи на страницах «БИЗНЕС Online», следственный комитет России через свой официальный Telegram-канал сообщил о том, что в уголовном деле появился новый фигурант – руководитель Наумовой Зарипов.

«АНДАН»: КРЕДИТОРКА ИСЧЕЗЛА, ДЕБИТОРКА ОСТАЛАСЬ

По сведениям источников «БИЗНЕС Online», суть сделки, насторожившей АСВ и правоохранителей вплоть до возбуждения уголовного дела, состояла в следующем. Злополучный кредит «Андану», очевидно, невозвратный, изначально принадлежал «АК БАРС» Банку, в процессе масштабной чистки его активов от наследия Мусина в 2015–2016 годах долг выкупил «Интех», но не напрямую, а через стороннюю фирму. Агентство по страхованию вкладов нам ее назвало – ООО «ПСФ „Строительный центр“». «По результатам рассмотрения заявления Банка России 19 февраля 2018 года СУ СК России по Республике Татарстан в отношении первого заместителя председателя правления банка [Наумовой] возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ по факту злоупотребления полномочиями при приобретении прав требования к ООО „Андан“.  По результатам мероприятий по выявлению сомнительных сделок банка в Арбитражный суд Республики Татарстан подано 381 заявление о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности. В том числе оспаривается договор уступки прав (требований) к ООО „Андан“, заключенный между банком и ООО „ПСФ „Строительный центр“», – сообщило нам АСВ в ответ на запрос об уголовном деле. Известно, что расчеты шли долгое время (вероятно, месяцами), мелкими траншами и закрылись, когда банк уже был в агонии, – 19 декабря 2016-го. 

Судя по судебным документам, на данный момент картина вокруг «Андана» получается очень и очень неоднозначная. Еще в марте, когда разворачивалась активная подача к нему кредиторских требований, казалось, что это контора с многомиллиардными долгами – их предъявляли и Татфондбанк, и ИнтехБанк, и целый ряд фирм, аффилированных с ретейлером DOMO, – все вместе на сумму более 5 млрд рублей. Впоследствии всем им арбитраж отказал. В итоге спустя почти год со старта банкротства компании на конец апреля в реестре кредиторов «Андана» оказались требования всего лишь на 37 млн рублей. При этом конкурсный управляющий обнаружил дебиторскую задолженность «Андана» в 5,2 млрд рублей. Другой момент, что вся эта дебиторка принадлежит конторам, близким DOMO – «Умная электроника», «Бытовая электроника», «Югра-электроникс», «Сателлит» и прочим фирмам-банкротам, так что ждать от них возврата явно не приходится. 

Странно также и то, что кредиторские требования ИнтехБанка к «Андану» в 780 млн рублей, которые легли в основу уголовного дела, также были отметены судом, и в картотеке не просматривается даже апелляции АСВ по этому решению. Куда же делся долг? То ли он был закрыт, то ли переуступлен. Есть и вполне вероятный вариант, что АСВ успешно оспорило сам факт продажи кредитного портфеля от ПСФ «Строительный центр» к ИнтехБанку, ведь о процессе оспаривания этой сделки нас информировало само агентство. Найти судебные решения на этот счет нам не удалось, но ясно, что агенство заинтересовано «отмотать» сделки по переуступке до платежеспособного «АК БАРС» Банка, всучив ему кредитный портфель «Андана» и вернув назад живые деньги.