Сама идея нового судоустройства была одобрена всероссийским съездом судей еще в 2016 году. Всего на создание 9 кассационных судов будет выделено 3,5 млрд рублейФото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

КАК ВЛАДИМИР ПУТИН ФОРСИРОВАЛ СУДЕБНУЮ РЕФОРМУ

Разработчик проекта закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» — Верховный суд РФ. Законодательная инициатива предусматривает создание надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции по аналогии с существующей вертикалью арбитражных судов. К примеру, если сегодня решения районных судов республики можно обжаловать в Верховном суде РТ, а затем в Верховном суде РФ, то теперь появляется еще две ступени: кассационный окружной суд для обжалования решения районных судов и апелляционный — для оспаривания актов Верховного суда республики. Всего законопроект предусматривает создание и размещение в разных городах России 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции, территория подсудности которым не будет совпадать с административными границами субъектов РФ.

Сама идея нового судоустройства, напомним, была одобрена всероссийским съездом судей еще в 2016 году, а затем о создании кассационных и апелляционных судов в январе этого года заявил Владимир Путин на мероприятии, посвященном 95-летию со дня основания Верховного суда РФ. Президент РФ рассказал, что окружные суды открывают новые возможности для обжалования судебных решений, а экстерриториальный принцип позволит повысить их независимость. После выступления Путина работа над законопроектом ускорилась, и уже 16 февраля он был принят в первом чтении. Ожидается, что Госдума на следующей неделе примет его во втором и третьем чтениях, а после вступления его в силу будет объявлен конкурс по замещению вакансий председателей новых судов, которые могут быть назначены уже до конца нынешнего года. После этого начнется передача дел новым судам и формирование их кадрового состава. Полностью реализация реформы, включая размещение судов, заполнение вакансий судей и аппарата и их материально-техническое обеспечение, может быть реализована не раньше чем через год, заявил «Коммерсанту» глава комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников Полностью реализация реформы, включая размещение судов, заполнение вакансий, материально-техническое обеспечение, может быть реализована не раньше чем через год, заявил Павел Крашенинников Фото: duma.gov.ru

В КАЗАНИ КАССАЦИОННЫЙ СУД МОГ ПОЯВИТЬСЯ НА МЕСТЕ МОСКОВСКОГО РАЙСУДА

Однако ко второму чтению в законопроекте наметились существенные перемены. В нынешней версии кассационные суды должны появиться в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Кемерове, Сочи, Пятигорске, Казани, Перми и Владивостоке. Апелляционные суды предлагалось создать в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске, а также — на выбор — в Воронеже или Иваново, Краснодаре или Сочи. Однако по сообщению на сайте Госдумы в системе кассационных судов произошло несколько изменений. В частности, Калугу было решено заменить на Саратов, Пермь на Челябинск, Сочи на Краснодар, а вместо Казани суд будет создан в Самаре. Этот суд будет рассматривать жалобы на судебные акты, принятые судами Башкортостана, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, а также Кировской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской областей, Приволжского окружного военного суда и гарнизонных военных судов, относящихся к его юрисдикции.

Отметим, расходы судебного департамента, связанные с созданием кассационных судов, могут составить 3,5 млрд рублей. Дополнительные расходы судебного департамента, связанные с созданием федеральных апелляционных судов, могут составить 828 млн рублей. Из средств федерального бюджета потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в объеме до 555 млн рублей (расходы разового характера), в том числе на выплату выходного пособия судьям — 390 млн рублей, на оснащение рабочих мест и залов судебных заседаний техническими средствами — 164 млн рублей.

В пояснительной записке к законопроекту указана штатная численность будущих кассационных судов общей юрисдикции. В частности, в Шестом кассационном суде, который должен был расположиться в столице Татарстана, будут работать 457 человек, из них 113 судей, 192 помощника судей, 38 секретарей судебного заседания, 92 сотрудника аппарата, 22 охранника и обслуживающего персонала. Отметим, должностной оклад председателя кассационного суда составит 30 476 рублей. Зарплата судьи – 27 767 рубля.

В Казани кассационный окружной суд должен был разместиться на ул. Правосудия, 2, следует из пояснительной записки к законопроекту. Сейчас там располагается Московский районный суд.

В Казани уже размещен суд кассационной инстанции — Арбитражный суд Поволжского округа Фото: prav.tatarstan.ru

«ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ЭТО НЕ ЕСТЬ ХОРОШО»

Как объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» член совета судей РФ Радик Габдуллин, причина перевода кассационного суда из Казани в Самару связана с возможным конфликтом интересов. В Казани уже размещен суд кассационной инстанции — Арбитражный суд Поволжского округа на ул. Красносельской, 20, рассматривающий жалобы на решения, которые выносятся арбитражными судами Пензенской Самарской, Ульяновской, Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей, а также Республики Татарстан. Кроме того, на рассмотрение этого суда попадают жалобы на решения судей 11-го Апелляционного арбитражного суда, который размещается в Самаре, и 12-го Апелляционного арбитражного суда в Саратове.

«Два окружных кассационных суда — арбитражный и суд общей юрисдикции — в одном городе не должны находиться, — пояснил Габдуллин новую политику. — Поэтому их решили разделить по разным городам и перенести кассационный суд в Самару. Причем решение это было принято уже после принятия законопроекта в первом чтении, поэтому и начали переводить суды в другие города». Эта ситуация типична и для других регионов. Так, Арбитражный суд Центрального округа находится в Калуге, и поэтому было принято решение также перевести кассационный суд в Саратов.

«Конечно, большинство субъектов предпочли бы разместить эти судебные органы у себя, естественно, это для них хорошо», — признает Габдуллин. Поэтому для Татарстана передислокация кассационного суда — это потеря, полагает он. «Для нашей республиканской судебной системы это не есть хорошо. Если бы кассационный суд разместили в Казани, была бы возможность продвижения по службе для наших судей, которые специализируются на кассационном рассмотрении дела, — заметил собеседник издания. — Возможность перевода на более высокую должность, конечно, остается, но теперь это осложняется необходимостью переезда в Самару».

Вместе с затруднением доступа к кадровому лифту Татарстан потерял значительную долю средств, которые поступили бы на размещение и содержание суда. Впрочем, для самих жителей республики это не большая утрата. «Рассмотрение кассаций — это процесс во многом письменный, жалобы подаются по почте, в такой же форме приходит ответ, поэтому сторонам процесса не придется ездить в Самару для участия в заседаниях, а если и придется, то это не такое большое расстояние», — заключил Габдуллин.

«Если бы кассационный суд разместили в Казани, была бы возможность продвижения по службе для наших судей, которые специализируются на кассационном рассмотрении дела» Фото: prav.tatarstan.ru

«ЭТО БУДЕТ ЦЕНТР, ПОХОЖИЙ НА ТОТ, ЧТО СЕГОДНЯ ЕСТЬ В КАЗАНИ В ВИДЕ ПОВОЛЖСКОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА»

Большинство адвокатов, с которыми беседовали корреспонденты «БИЗНЕС Online», в курсе принятия законопроекта о реформе судоустройства. В разговоре они обеими руками поддерживают инициативу Верховного суда (ВС). Так, управляющий партнер адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Вячеслав Яблоков считает, что создание надрегиональных кассационных и апелляционных судов «дело давно решенное». Коллега Яблокова — заведующий филиалом №4 «Октябрьский» Самарской областной коллегии адвокатов Дмитрий Тараборин не скрывает своего удовлетворения от решения перевести кассационный суд из Казани в Самару, поскольку открытие в городе Шестого кассационного суда добавит региону дополнительный центр силы. «Это будет центр, похожий на точно такой же, какой сегодня есть в Казани в виде Поволжского апелляционного суда», — заметил он. При этом Тараборин полагает, что никаких неудобств для жителей Татарстана это нововведение за собой не повлечет. «Мне кажется, что казанцам не стоит переживать, им не придется ездить в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в Самару. Для этого будет активно использоваться видеосвязь. Таким же образом будет происходить рассмотрение дела», — заметил он.

Адвокат из Новосибирска Ирина Гребнева считает, что «хуже, чем есть, уже не будет». «Любые реформы – это благо, это прогресс. Что касается удобства людей и сомнений по поводу того, что гражданам придется ездить в другие города, то у нас все суды общей юрисдикции, все до одного, оборудованы системами видеоконференции, и на примере арбитражных судов мы видим, что это прекрасно работает. Поэтому кому хочется ездить – будут ездить, а кто не хочет — станет отправлять ходатайства почтой».

Адвокат Ирина Хрунова полагает, что участники судебных процессов привыкнут к созданию новой структуры и порядку, который появится с ее появлением. «Вспомните, как много было противников, когда принимали Кодекс административного судопроизводства, и тем не менее КАС работает, и все нормально, — рассказала Хрунова. — То же самое было с разделением жалоб на кассацию и апелляцию. Ничего, все очень быстро привыкли. Поэтому предсказать, будут ли кассационный и апелляционный суды работать хорошо или плохо, сложно, надо попробовать, чтобы сделать выводы. Прочитав законопроект, я для себя пока не увидела существенных проблем. Сработаемся, у нас нет других вариантов».

Однако полновесная ложка дегтя в принятом законопроекте для Татарстана все же есть, полагает собеседница нашего издания. «С переводом кассационного суда в Самару мы лишаемся возможности быстрого реагирования на судебные заседания, — полагает Хрунова. — Одно дело, когда суд в одном городе с тобой, и, даже если ты узнаешь, что заседание завтра, все равно на него успеешь, и другое — когда надо ехать в другой регион. Придется тщательнее отслеживать расписание. С другой стороны, казанские адвокаты избалованы близостью к Верховному суду РТ. Адвокатам из других районов республики приходится точно так же ездить на процессы, иногда и издалека».

Адвокат также заметила, что законопроект принят только в первом чтении и ему еще предстоит доработка, а значит, права Самары на дислокацию кассационного суда еще могут поколебаться в пользу столицы РТ. «К примеру, Казань может по финансовым причинам победить — решат, что у республики больше финансовых возможностей построить здание для суда», — отметила она.