Международная научная конференция «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани», стартовавшая накануне в Казани, продолжила череду немногочисленных мероприятий, посвященных Году Марджани в Татарстане. О чем сожалел Дамир Мухетдинов, почему форум проигнорировали представители татарстанского муфтията и как Василь Шайхразиев пропагандировал русский язык — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Международная научная конференция продолжила череду немногочисленных мероприятий, посвященных Году Марджани в РТ
«К СОЖАЛЕНИЮ, В ЗАЛЕ ОЧЕНЬ МАЛО ЛЮДЕЙ В ЧАЛМАХ»
«Национальный герой», «татарский Геродот», «ученый-энциклопедия», «поборник свободомыслия, знания и прогресса» – такими эпитетами награждали накануне ученые из различных стран мира известного татарского богослова, основоположника татарской нации Шигабутдина Марджани: в Академии наук РТ стартовала международная конференция, посвященная 200-летию со дня его рождения. К слову, весь 2018 год в нашей республике посвящен Марджани.
О том, что указом президента Татарстана Рустама Минниханова 2018-й объявлен в республике Годом Марджани и именно к этой дате и приурочена данная конференция, напомнил собравшимся председатель нацсовета «Милли шура», заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев. Однако его заверения о том, что за этот год было сделано многое и столько же еще предстоит, убедило далеко не всех. Так, поприветствовав участников конференции от имени председателя СМР Равиля Гайнутдина, его первый зам по ДУМ РФ Дамир Мухетдинов выразил сожаление, что в зале очень мало людей в чалмах. «Хотя мы смотрим на баннер конференции и видим прежде всего ученого, теолога в большой прекрасной чалме. Или же мусульманское сообщество, духовенство мало информировано о том, что происходит в стенах столь уважаемой академии? Либо же, как и 100 лет назад, в дни молодости и жизни Шигабутдина хазрата, не до конца все мусульманские богословы и муллы его принимали и считались с ним?» — задался вопросом гость из Москвы. При беседе же с корреспондентом «БИЗНЕС Online» религиозный деятель отметил, что, на его взгляд, мы недостаточно подготовились к проведению Года Марджани. «По крайней мере, даже в раздаточном материале я не обнаружил фундаментальных трудов, переводов, посвященных Марджани, или факсимильного издания его трудов. Думаю, сама тема обозначена, вектор выбран правильно, но надо приложить усилия со стороны научных, академических кругов и духовных деятелей, чтобы они работали сообща в этом направлении», — добавил он.
Зал Академии наук был не то, чтобы на половину пуст, он был полон лишь на четверть!
В зале не было видно не только «людей в чалмах», но и простых смертных: зал Академии наук был не то чтобы на половину пуст, он был полон лишь на четверть — в основном непосредственно участниками самой конференции и представителями СМИ. На отсутствие ученых и представителей духовенства посетовал и профессор, директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов. «Наверное, это касается не только Марджани, а вообще всей нашей истории, — отметил он. — К сожалению, мы сейчас очень неохотно обращаемся к историческому прошлому, к историческому опыту, не понимая сути и значения истории для нынешнего дня. Пример Марджани, мне кажется, такой показательный. Марджани — это очень большая фигура, очень значимая, но многое осталась на уровне интеллектуалов. И эта конференция стала показателем: здесь нет даже представителей духовенства, хотя здесь должны сидеть не только участники конференции, не только профессионалы-историки, но, на мой взгляд, эта конференция должна была быть гораздо более представительной. Хотя сам форум очень значимый и гости уважаемые, очень хорошая программа по тематике, однако есть какое-то определенное противоречивое отношение». Под представителями духовенства Гилязов имел в виду муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который был заявлен в программе среди выступающих, но на публике так и не появился. Оказалось, он находится с рабочим визитом в Дагестане, где проходит всероссийская богословская конференция «Роль религии в укреплении единства народов России». А его первый заместитель Рустем Валиуллин в это время вспоминал покойного Валиуллу Якупова: в Российском исламском институте аккурат минута в минуту с конференцией, посвященной Марджани, начались ежегодные Якуповские чтения.
Отдуваться за муфтия на конференции пришлось ректору Болгарской исламской академии и РИИ Рафику Мухаметшину
«В ТАТАРСТАНЕ ЕСТЬ ВСЕГО ТРИ УЧЕНЫХ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ НАСЛЕДИЯ МАРДЖАНИ. НА ЭТОМ НАШЕ «МАРДЖАНИЕВЕДЕНИЕ» ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ»
Отдуваться за них пришлось другому заму — ректору Болгарской исламской академии и РИИ Рафику Мухаметшину. Выступая, он отметил, что Марджани, безусловно, был выдающимся деятелем, имел мировое имя и до сих пор для многих ученых, занимающихся вопросами мусульманского права, работы татарского ученого служат настольными книгами. «Приезжая в Казань, они первым делом посещают могилу нашего просветителя. Для нас это, конечно, важно, но сегодня мы должны больше говорить о том, как изучать наследие такого великого ученого и богослова», — добавил при этом он. Мухаметшин отметил, что сегодня в Татарстане есть всего три ученых, которые занимаются изучением наследия Марджани. «На этом пока что наше „марджаниеведение“ исчерпывается», — развел руками ректор БИА. Мухаметшин ответил, что мы должны больше говорить о том, как будем дальше изучать наследие нашего богослова: «У нас еще больших заслуг в этой области нет. Нет у нас и методологии изучения богословского наследия, не только в Татарстане, но и во всей России». При этом ректор БИА выразил надежду, что именно в стенах Болгарской академии появятся ученые, способные систематизировать труды Марджани. «Мы должны вкладывать общие усилия, чтобы ввести в научный оборот многочисленные рукописи на арабском языке, которые впоследствии станут доступными для нашей ученой прослойки и помогут сформировать пул молодых ученых, которые смогут объективно оценивать наше богатое богословское наследие», — резюмировал он.
О необходимости перевода на современный язык трудов Марджани в беседе с «БИЗНЕС Online» высказался и известный исследователь Золотой Орды профессор из Америки Юлай Шамильоглу: «Татарское книжное издательство» попросило меня написать научно-популярную книгу о Марджани, вот в прошлую пятницу я передал им свою рукопись. Немного припозднился, но они обещают успеть выпустить ее до конца этого года, — начал он с рассказа о своем вкладе в празднование Года Марджани. — Я знаком со всеми трудами Марджани, написанными им на татарском языке, постарался собрать весь архив его трудов, написанных на арабском языке. Сейчас моя библиотека находится на растаможивании на границе Казахстана. И, к сожалению, я не смог найти ни одного его труда в интернете в формате pdf. Это же не так сложно сделать! Можно было бы собрать все его труды, перевести их в pdf и разместить либо на сайте КФУ, либо на сайте Института истории имени Марджани. Говорить о наследии Марджани, о нем самом, не держав в руках его трудов, может, и не бесполезно, но рановато. Возможно, в Казани и можно найти его труды в библиотеке, например, но я не могу приезжать каждый раз в Казань, чтобы почитать их. Большинство работ Марджани написаны на арабском языке, не все могут его освоить. Но, даже зная арабский язык, необходима серьезная подготовка, как минимум уровня аспирантуры, чтобы понять весь смысл написанного им. Например, даже если я изучал арабскую филологию и имею степень доктора по исламской истории, мне этих знаний недостаточно, чтобы проанализировать труды Марджани. Это работа не одного дня и не одного человека. Должна собраться группа ученых, изучить, проанализировать его труды и переложить на современный, понятный широкой общественности язык. Мы пока далеки от этой работы». Что касается книги, то в нее, по словам ученого, вошли его собственные рассуждения и взгляд на татарскую историю. «Там же я упоминаю, что эту теорию заложил Марджани, что именно он написал историю современного татарского народа. У каждого народа есть историк, который заложил основы в теорию истории своего народа. Если у русских это Карамзин, то у татар — Марджани», — провел параллели он.
Назвав Марджани родоначальником многих научных направлений, президент АН РТ Макзюм Салахов отметил: можно с полной уверенностью утверждать, что многие труды Марджани намного опередили его время. «Достаточно лишь обратиться к его трудам об истории Болгара и Казанском ханстве, где он выстраивает преемственность Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства», — отметил он. «Марджани напомнил всему миру о многовековой государственности, непреходящих традиций и духовных ценностей, родном языке и, самое главное, об исторически оправданном этнониме татарского народа, — вторил главе академии заместитель директора Института истории им. Марджани Радик Салихов. — Он впервые на основе редких источников и материалов представил обобщенную историю татар с древнейших времен до XIX столетия. В дальнейшем его ученики и последователи, — Риза Фахретдин, Гата Габаши, Хади Атласи, Мурат Рамзи, Газиз Губайдуллин и другие выдающие ученые — создали оригинальную историографическую традицию, плодами которой мы с благодарностью пользуемся».
«ОН ОБОСНОВАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ШАРИАТОМ»
Возвращаясь к выступлению Шайхразиева, невозможно не обратить внимания на одну существенную деталь. В год, когда татарский язык почти ушел из обязательной школьной программы, «главный татарин всего мира» размышлял не о перспективах татарского, его богатстве и потенциале, его проблемах и реанимации, а вдруг устами Марджани стал как-то неуклюже пропагандировать обязательное изучение русского (в аудитории, кстати, где все блестяще им и так владели). «Кроме всем нам известных трудов по истории, Марджани был еще и педагогом, — рассказал вице-премьер. — Он преподавал в медресе при мечети Марджани, которое стало передовым для своего времени». Там, по словам Шайхразиева, преподавали не только религиозные предметы, но и математику с астрологией (здесь вице-премьер, видимо, оговорился, перепутав запрещенную в исламе астрологию с вполне себе разрешенной астрономией), историю. «Марджани одним из первых религиозных деятелей начинает преподавать в татарской учительской школе, открывшейся в Казани в 1876 году. Он призывает изучать языки. Ратует за то, чтобы татарская молодежь, помимо своего родного языка, изучала еще и русский. Он обосновал необходимость изучения русского языка шариатом», — заявил Шайхразиев.
И все дальнейшие доклады в рамках пленарного заседания конференции звучали исключительно на языке Пушкина, и только ученый из Турции, Ибрагим Мараш, прервал этот круг, выступив... нет, не на турецком, а на татарском языке! «Я могу выступить и на турецком, но хочу на татарском, поскольку конференция проходит в Татарстане и посвящена татарскому ученому. Кто не понимает, тут есть перевод», — уверенно заявил он.
Шайхразиев же еще раз напомнил, что 2018-й — Год Марджани: «Мы проводим много мероприятий, народ в них массово участвует. Форум имамов был посвящен Марджани, мы провели его под девизом „Если пойдем по стопам Марджани, то не пропадем“. И эта работа продолжается. В правительстве прошло большое собрание, по результатам которого будет сформирована группа ученых, которая отправится в Самарканд и Бухару, где учился Марджани, чтобы поработать там в библиотеках, найти работы ученого», — отчитался он и заявил, что до конца года в Татарстане пройдет еще не одно мероприятие, посвященное великому татарскому богослову и ученому, в рамках которых, возможно, откроется наконец музей Марджани и анонсированный еще в начале года памятник. Ведь еще в январе президент Татарстана, посещая дом, в котором жил Марджани, сказал, что дом-музей ученого — это своего рода лицо Казани, лицо татарской нации, так как там представлен быт татарской просвещенной элиты XIX века. Как пояснил тогда «БИЗНЕС Online» префект Марат Усманов, в планах — восстановление интерьеров дома, на проектные работы уже выделены деньги, а также президент РТ поручил сделать красивый проект.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 111
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.