«ПУСК ТЕПЛА – ЭТО НЕ ПРОСТО «НАЖАТЬ КНОПКУ»

– Марат Абдулхаевич,  не сегодня завтра стартует отопительный сезон. Готовы ли дома, входящие в зону ответственности вашей управляющей компании, к подаче тепла?

– В начале нашей беседы мне сразу бы хотелось расставить акценты: в компании «Уютный дом» большой жилой фонд – 552 дома, а это большая ответственность. Поэтому важно не столько говорить об успехах и достижениях, сколько о проблемах, которые сегодня существуют в системе ЖКХ.

По поводу подготовки к зиме. Известно, что у нас зимний период занимает практически половину года и любая оплошность может привести к серьезным последствиям: перебой в отоплении даже на несколько часов «заморозит» весь дом и даже целый квартал. Поэтому мы начинаем готовиться к отопительному сезону сразу же, как завершается текущий – с начала мая. А план подготовки верстаем еще предыдущей зимой с учетом тех проблем, с какими мы столкнулись в этот период: поднимаем заявки от жителей, анализируем их. Все мероприятия по утвержденному графику завершены, дома промыты, опрессованы, паспорта готовности к отопительному периоду получены. Мы уже начали заполнять систему отопления теплоносителем.

– То есть, условно говоря, осталось только «нажать кнопку» – и тепло появится в домах казанцев?

– Пуск тепла – это не просто «нажать кнопку», это сложный технологический процесс, требующий квалифицированных действий специалистов. Сегодня система отопления связана с электроникой и автоматикой, поэтому даже по закону дается три недели для регулирования систем отопления в период запуска тепла. Часто так бывает, что жители звонят и жалуются: «Вчера дали команду на пуск тепла, а у меня его сегодня нет!» Но надо понимать, что сразу же  со дня официального старта отопительного сезона невозможно одновременно запустить тепло во все без исключения дома. Даже если очень сильно этого захотеть. Во-первых,  нельзя одновременно включать все дома, иначе будет сбой в энергосистеме, нарушится гидравлика, поэтому тепло подключаем по графику. Второе – есть такое понятие, как завоздушивание, когда воздух внутри системы не дает теплоносителю циркулировать. Приходится стравливать воздух и регулировать гидравлику этого дома. Так что необходимо некоторое время на отладку всей системы отопления в момент подачи тепла. Тем не менее мы готовы подать тепло хоть сегодня. Однако надо понимать: в каждом доме установлены счетчики тепла, и чем раньше мы его запустим, тем раньше счетчики начнут насчитывать его расход, а значит, и плату за отопление. Есть правило: если в течение 5 суток среднесуточная температура будет ниже 8 градусов, мы обязаны запустить тепло, и мы это сделаем.

–  А как подготовлена компания к будущим снегопадам? Центральные улицы, дороги в Казани убираются, но вот к уборке дворов всегда много претензий…

– Подготовка к зиме включает целый ряд мероприятий, а не только обеспечение бесперебойного отопления. Это и обучение кадров, и подготовка инструментов, песко-соляной смеси, техники, и многое другое. Если говорить о технике, то ее у нас более чем достаточно: порядка 50 единиц, вся она подготовлена, часть отремонтирована, часть заменена на новую. Но как бы мы ни готовились, вы все знаете, что снегопад идет одновременно везде, а не по очереди в разных микрорайонах. Тут хоть 50, хоть 250 единиц техники выведи – невозможно в короткое время одновременно везде убраться. В любом случае определенное недовольство будет. Но проблема не только в наличии техники, у нас-то как раз этой проблемы нет. Вопрос в том, что технику порой невозможно рационально использовать при уборке дворов. Посмотрите на наши дворы: они просто оккупированы машинами! Как правило, техника во время снегопада выезжает в три-четыре часа утра, а в это время все машины стоят во дворах, их хозяева спят. В результате ничего сделать невозможно! При этом мы предупреждаем, вешаем объявления на подъездах заранее, чтобы люди убрали свой транспорт, потому что предстоит уборка двора. А толку? Вторая проблема, о которой мы часто слышим от населения: снег накапливается, а жилищники его не вывозят. Хотелось бы пояснить: до этого года у нас в тарифах вывоз снега с дворовых территорий не был предусмотрен. В тарифах заложены уборка снега и его складирование на газонную часть или в другое свободное место. Понять жителей можно. Но как быть нам? Вывоз снега – затратная часть: за погрузку, вывоз, утилизацию снега на снегоплавильнях нужно платить. А с каких средств, если они не заложены в тарифе? К сожалению, жители не принимают участия в формировании тарифов, хотя это их право, и они могли бы предусмотреть в них услугу по вывозу снега.

БЛАГОУСТРОЕННЫЙ ДВОР – ЭТО НЕ ПРОСТО ТРИ СКАМЕЙКИ

– Еще один животрепещущий вопрос – благоустройство дворов. «Уютный дом» ежегодно благоустраивает несколько дворов – планируете продолжать эту работу?

– Это уже стало традицией нашей компании: благоустройством дворов занимаемся с 2007 года, потому что поняли: только заменой труб и латанием кровли  жителям не покажем свою работу, это невидимая ее часть. При этом подход у нас комплексный, а не так, что  три скамейки поставили – и все. Если нет комплексного решения, то назвать такой двор благоустроенным нельзя. Но  проблема благоустройства есть. Первая проблема – асфальтовое покрытие, у которого уже кое-где прошел трехкратный срок эксплуатации. А у нас процентов 70 обращений от жителей именно по этой тематике. В настоящее время действует программа по ремонту внутриквартальных  проездов – спасибо нашему президенту и мэру, они нас услышали. Сначала в рамках этой программы меняется асфальтовое покрытие, а дальше уже мы, жилищники, выполняем остальные работы – устанавливаем малые архитектурные формы, спортивные, детские, игровые площадки. Но потребность в средствах многократно больше выделяемых финансов. Здесь также требуется активность собственников по принятию решения самофинансирования данного вида работ.

– А за счет чего выполняете благоустройство? Ведь такой строки расходов в счетах нет.

– Действительно, в счет-фактурах строка оплаты за благоустройство отсутствует. При этом люди требуют, и требуют справедливо. Но оплаты-то нет! Возможно включение в тариф затрат на благоустройство в будущем, но пока мы в какой-то мере идем на нарушение – за счет оптимизации расходов и экономии средств на основные статьи. Конечно, по закону мы должны вернуть сэкономленные средства жителям, но по согласованию с ними же направляем эти деньги на благоустройство: в каждом доме у нас есть совет многоквартирного дома, мы встречаемся с ним и согласовываем все подобные вопросы. Второй источник – у нас 11 подрядных организаций обслуживают жилые дома, и каждая из них ежегодно проводит в одном дворе благоустройство. То есть в год благоустраивается подрядчиками 10–11 дворов. В этом году было благоустроено 10 придомовых территорий, в настоящее время на проспекте Фатыха Амирхана, 22 и 24 ведется капитальный ремонт асфальтового покрытия придомовой территории и детской площадки. Конечно, средств на все недостаточно, тем не менее каждый год несколько дворов ремонтируется. Здесь хотелось бы отметить, что и самим жителям надо быть активнее, почувствовать себя хозяевами. Приведу пример: мы провели благоустройство во дворе дома №74 по проспекту Ямашева, после чего жители собрались и решили: их двор для людей, а не для  машин. А стоянку под автомобили обустроили позади дома за собственный счет. Теперь у них во дворе чистота и порядок.

КАК КАМЕРА В ПОДЪЕЗДЕ ПОМОГЛА ВЫЧИСЛИТЬ ПРЕСТУПНИКА

– В этом году был проведен масштабный проект по организации видеонаблюдения во дворах домов на территории УК «Уютный дом». Как оценили новшество жители и есть ли эффект от его внедрения?

– Мы одна из управляющих компаний в Казани, которая установила во всех дворах по три камеры на дом в рамках программы «Безопасный город». В 57 домах камеры установлены внутри в подъездах, и дальше эту работу мы продолжаем. Если говорить об эффективности, то ежедневно порядка 20 сообщений уходит к правоохранителям по результатам видео с камер. Раскрываемость увеличивается. Приведу только два примера: видео с камеры в одном из подъездов дома на улице Чуйкова помогло раскрыть тяжкое преступление – нападение с ножом на девушку. Видео с другой камеры раскрыло тайник – так называемую закладку наркотических веществ. Камеры помогают сохранять общедомовое и личное имущество граждан, причем современные камеры – высокого разрешения, оснащены инфракрасным  освещением, могут работать и в полной темноте. Кстати, установка камер в подъездах совершенно бесплатна. Единственное – нужно будет ежемесячно оплачивать 45 рублей за ее обслуживание. При этом каждый житель получает ключ доступа к видео: в реальном режиме можно будет наблюдать за детьми на улице, за машиной во дворе. Люди уже оценили преимущество – это же вопрос безопасности.

– Вопрос по капитальному ремонту. Сколько домов было отремонтировано в этом году, какие запланированы на следующий год? Можете назвать самый масштабный проект в рамках капремонта?

– В текущем году выполняется капитальный ремонт в 15 жилых домах, из них комплексный ремонт – на 9 домах, выборочный – на 6. Общая сумма выполнения ремонтных работ – 290,89 миллиона рублей. В 11 жилых домах запланирована замена лифтового оборудования в количестве 33 штук на сумму более 670 миллионов рублей. В 6 домах устанавливаются узлы погодного регулирования тепловой энергии. Если говорить о крупнейших объектах капитального ремонта, то один из них – жилой дом №41 по проспекту Фатыха Амирхана: сумма ремонта 9-этажного 8-подъездного жилого дома составила более 55 миллионов рублей. Там проведен полный ремонт – от подвала до кровли с заменой всех внутридомовых сетей.

На 2019 год в программу капитального ремонта включены 11 жилых домов по ремонту инженерных коммуникаций, 12 домов по замене лифтового оборудования в количестве 40 штук. Сумма титула составляет 311 миллионов рублей. Кстати, любую информацию по своему дому жители могут изучить в открытом доступе: на сайте управляющей компании, в государственно-информационной системе – ГИС ЖКХ, на сайте исполкома Казани.

«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ПОЛУЧАТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ, НАДО ИХ ОПЛАЧИВАТЬ»

– В прошлом году был реализован масштабный проект по устройству ИТП в многоквартирных домах Казани. Жителям обещали, что  с этого момента они получат качественную услугу по поставке горячей воды. Однако именно после установки ИТП стало поступать много жалоб на то, что горячая вода не соответствует заявленному качеству. В чем причина? Как планируете решать эту проблему?

– Эта мера принята не от хорошей жизни, она была вынужденной, потому что все коммунальные сети действительно сильно изношены. И как быть в такой ситуации? Посчитали расходы на замену ЦТП, внутриквартальных сетей горячего водоснабжения – вышло порядка 3,5 миллиардов рублей. И второй вариант –установить в жилых домах индивидуальные тепловые пункты – ИТП, на их установку потребовалось 1,2 миллиарда рублей. С точки зрения экономической целесообразности был выбран второй вариант – перевод системы централизованного  горячего водоснабжения на ИТП. Эта работа была выполнена. Понятно, что были и пока остаются определенные технические сложности: многим  нашим домам по 25–50 лет, трубопроводы горячей воды могут быть забиты, пропускная способность уменьшена. В управляющую компанию поступают обращения жителей на отсутствие горячего водоснабжения или на недостаточную температуру. При возникновении этих проблем их устраняем, где-то, к примеру, устанавливаем дополнительные насосы. К каждому дому требуется индивидуальный подход, у каждого дома свой диагноз. Так что это вопрос отладки оборудования. Конечно, было проще, когда вода шла по трубе, но надо понимать: другого пути решения проблемы не было, иначе в один прекрасный день весь город мог бы остаться без горячего водоснабжения.

– Еще один вопрос – о тарифах. Насколько они покрывают все необходимые расходы по обслуживанию жилого фонда?

– Тарифы за жилищные услуги не менялись с 2014 года. А за это время на сколько увеличилась стоимость материала, ГСМ, коммунальных услуг, выросла инфляция? При этом мы должны в таких условиях выполнять  прежний объем работ!  Я уже говорил о том, что в тарифе не предусмотрен вывоз снега, нет строки  на благоустройство, а по остальным позициям цена в тарифе вообще не менялась за четыре года! Да тот же фонд оплаты труда не меняется на протяжении многих лет, а прожиточный уровень жизни не стоит же на месте. И если в 2014 году зарплата наших сотрудников их более-менее устраивала, то сейчас из-за того что у нас увеличивается расходная часть (а мы же не можем без труб и других материалов что-то делать!), на зарплату почти ничего не остается. Получается замкнутый круг. В результате мы теряем хорошие квалифицированные кадры. У нас средняя зарплата в подрядной организации 20 тысяч рублей – вот скажите, какой мужчина согласится работать за эти деньги? А ведь ему надо кормить семью! Конечно, люди ищут, где платят больше и уходят. Мы вынуждены принимать людей с улицы, учить их в нашем учебном центре. Но если мы хотим, чтобы наши жилые дома обслуживали квалифицированные работники, чтобы у нас всегда была горячая вода, чтобы были специалисты, которые могут отрегулировать ИТП, а этим должны заниматься профессионалы, значит, им нужно достойно платить. А заработная плата напрямую зависит от тарифов. Тарифы по закону сегодня должны принимать собственники, но, к сожалению, мы видим пассивность населения, а ведь все в руках жителей.

– Одна из главных проблем в системе ЖКХ – долги населения. Сколько сегодня задолжали жители? Как решаете вопросы с ликвидацией задолженности, особенно с теми должниками, которые не платят годами?

– Наши законы в системе ЖКХ написаны для идеальной жизни. По закону одна сторона обязана оказывать качественные услуги, а другая – добросовестно их оплачивать. Таков паритет обязательств. Но, к сожалению, на сегодняшний день долг населения в нашей управляющей компании составляет порядка 350 миллионов рублей. А мы обязаны ежемесячно оплачивать в полном объеме за тепло, воду, электроэнергию, за жилищные услуги, потому что людям надо зарплату платить. Как в этом случае можно говорить об идеальном качестве услуг?

Если мы хотим получать качественные услуги, первое – надо принимать реальные тарифы, второе – эти тарифы оплачивать. А сегодня у нас есть квартиры с долгом по 1–1,5 миллиона рублей! И совершенно очевидно, что долги эти никогда не будут выплачены. Вот представьте: ветеран войны, лежачая бабушка, в одной квартире с ней живут и прописаны 12 человек – вся ее семья, среди них есть и несовершеннолетние дети. И куда их всех? Выселить? Таких примеров несколько – это многодетные семьи, в свое время от государства получившие большие квартиры, оплачивать которые они не в состоянии. Полагаю, что в таком случае надо решать вопрос адресно, в индивидуальном порядке оказывать этим семьям помощь со стороны государства за счет субсидий, которые они не получают.  Но есть и такие, кто не платит из принципа,  по другим  причинам.  Мы ведем активную работу с долгами за жилищно-коммунальные услуги. Основное направление – претензионная работа. В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами производится ограничение коммунальных ресурсов – электроэнергии, водоотведения. Часто бывает и так, что, когда подаем на неплательщика в суд либо приходим отключать ресурсы, деньги на оплату услуг сразу находятся.

Как бы мы ни хвалились, у нас еще не все сделано, и это планы на завтра: новые проекты  по капитальному и текущему ремонту, по благоустройству. Так что недостатка работы у нас не будет никогда.

Фотографии Андрея Логинова, предоставлены ООО «УК «Уютный дом»