Арбитражный суд РТ потребовал от НКНХ заплатить ТФБ 478 млн рублей по процентам за использование выданного на бумаге в 2016 году кредита в 4 млрд рублей, который был частью схемы по фиктивному увеличению капитала мусинского банка. Таким образом, для компании стала еще более отчетливой перспектива окончательного поражения в многомесячной битве с агентством по страхованию вкладов. «БИЗНЕС Online» узнал, на что надеются юристы НКНХ, которые готовятся к решающей битве.
Арбитражный суд РТ потребовал от НКНХ заплатить ТФБ 478 млн рублей по процентам за использование выданного на бумаге в 2016 году кредита в 4 млрд рублей
КАК ФИКТИВНАЯ СХЕМА ПО СПАСЕНИЮ ТФБ ОБЕРНУЛАСЬ РЕАЛЬНЫМ ДОЛГОМ ДЛЯ НКНХ
Состоявшиеся в минувшую пятницу слушания в Арбитражном суде РТ стали очередным раундом эпической полуторалетней битвы между агентством по страхованию вкладов (АСВ), которое является конкурсным управляющим Татфондбанка, и группы ТАИФ, основные активы которой — «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» — были задействованы летом 2016 году в операции по фиктивной накачке капитала уже тогда тонущего (при этом занимавшего второе место по значимости) банка Татарстана.
«БИЗНЕС Online» уже неоднократно и подробно описывал перипетии судебных разбирательств. Вкратце напомним историю. 18 июля 2016 года «Казаньоргсинтез» разместил в Татфондбанке субординированный депозит на 4 млрд рублей. Одновременно с этим ТФБ выдал два кредита на 1,8 млрд и 2,2 млрд рублей другой структуре ТАИФа — НКНХ.
В тот же день было подписано соглашение о перемене лиц в кредитном договоре – обязательства НКНХ переходили принадлежащему Роберту Мусину ООО «Новая нефтехимия». Кроме этого, был подписан договор о переуступке «Казаньоргсинтезом» все той же «Новой нефтехимии» прав требований по субординированному депозиту. Причем соглашения о перемене лиц вступали в силу только в «час икс»: либо в случае падения норматива достаточности базового капитала (Н1.1) ТФБ ниже 4,5%, либо наступления даты 1 июля 2018 года. Это было сделано для того, чтобы обезопасить ТАИФ от потери денег при возможном крушении ТФБ: «Новая нефтехимия» должна была сделать взаимозачет всех обязательств между КОС, НКНХ и ТФБ с нулевой суммой. Письмом от 9 декабря 2016 года Мусин уведомил НКНХ о том, что норматив Н 1.1 стал ниже 4,5% и сделка по переводу долга была проведена.
Для группы ТАИФ, основные активы которой «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез», стала еще более отчетливой перспектива окончательного поражения в многомесячной битве с АСВ
Схема сработала бы безукоризненно, однако в сентябре 2016 Банк России выдал кредит Татфондбанку очередной займ в размере 3,1 млрд рублей под залог высоколиквидного актива — как раз того самого кредитного договора с НКНХ на 4 млрд рублей. И когда ЦБ РФ узнал, что залог у него уплыл из рук, то подал в Арбитражный суд РТ иск о признании перевода долга на «Новую нефтехимию» недействительным.
В суде Банк России сумел доказать, что ни 9, ни 10 декабря 2016 года норматив Н 1.1 не падал ниже 4,5%, а значит, не было причины исполнять договор. В результате Арбитражный суд РТ удовлетворил требования финансового регулятора и восстановил записи о задолженности по кредиту на ссудном счете «Нижнекамскнефтехима». Апелляционная инстанция оставила это решение в силе, но после Арбитражный суд Поволжского округа отменил ее постановление и отправил дело в апелляцию на новое рассмотрение.
Впрочем, победа оказалась временной. В июне 2018 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд снова подтвердил решение арбитража Татарстана, который обязал восстановить задолженность компании «Нижнекамскнефтехим» на сумму 4 млрд рублей перед обанкротившимся Татфондбанком.
Cуд удовлетворил требование ТФБ о выплате НКНХ 478,7 млн рублей
«ЕСЛИ СУД ПРИЗНАЛ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬ СДЕЛКИ, ТО И ВСЮ СДЕЛКУ МЫ СЧИТАЕМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ»
В минувшую пятницу АС РТ рассматривал иск ТФБ о взыскании с НКНХ набежавшей с 21 сентября 2016 года по 20 марта 2018 года суммы процентов по кредитам в размере 478,4 млн рублей, а также неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по погашению кредитной задолженности в размере 345,2 тыс. рублей.
Представитель НКНХ в суде юрист Эмиль Гатауллин попытался убедить судью дать оценку того обстоятельства, что вступила в силу вторая предусмотренная договором о переуступке долга причина его исполнения – а именно наступление даты 1 июля 2018 года. При этом он ссылался на решения пленума ВС РФ от 23.06.2015. По мнению Гатауллина, соглашение о перемене лиц в кредитном договоре является неотъемлемой частью «большого» кредитного договора — без этого соглашения НКНХ просто бы не заключала кредитный договор. «Соответственно, если суд признал недействительной часть сделки, то и всю сделку мы считаем недействительной, то есть у НКНХ нет кредитных обязательств перед ТФБ», — настаивал юрист.
Однако судья Андрей Горинов не пошел на поводу у защиты. «Ваш долг установлен вступившим в силу решением суда, и переоценивать мы его не имеем права. Сейчас мы можем обсуждать только точность расчетов истца при определении суммы иска», — отметил судья.
При этом он напомнил, что 9 октября в Арбитражном суде Поволжского округа будет рассматриваться кассационная жалоба на решение АС РТ о признании недействительным перевода долга на «Новую нефтехимию» и предложил юристу там изложить свои доводы. По всей видимости, судья Горинов попал в точку, и тезис о недействительности кредитного договора в связи с признанием недействительности соглашения о перемене лиц в договоре, а также попытка реанимировать соглашение в связи с наступлением даты вступления его в силу станут основой защиты юристов НКНХ.
В итоге суд удовлетворил требование ТФБ о выплате НКНХ 478,7 млн рублей. Десяток присутствовавших на слушании представителей пострадавших клиентов ТФБ, которые дежурят почти на всех слушаниях по делу о банкротстве банка, встретили это решение аплодисментами. Впрочем, НКНХ преисполнен решимости дать последний бой 9 октября в Арбитражном суде Поволжского округа — один раз там уже удалось победить и вернуть дело на новое рассмотрение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.