Многочисленные восторги вокруг недавней - первой за 12 лет - премьеры татарской оперы в ТАГТОиБ им. Джалиля, судя по всему, никак не отразятся на судьбе постановки Многочисленные восторги вокруг недавней — первой за 12 лет — премьеры татарской оперы в ТАГТОиБ им. Джалиля, судя по всему, никак не отразятся на судьбе постановки

«ДО НОВОГО ГОДА «СЮЮМБИКЕ» ТОЧНО НЕ БУДЕТ»

«Премьера оперы „Сююмбике“ — это знаковое событие для нас. Мы гордимся, что национальная опера, которая создавалась профессионалами, нашими специалистами, имеет такой успех. Опера зрелищна и наполнена историей, нашей историей. Мы должны знать нашу историю. Премьера прошла на достойном уровне. Татарстан может гордиться тем, что такой продукт появился у нас. Это событие обязательно войдет в историю!» — такой была реакция президента Татарстана на премьеру национальной оперы «Сююмбике» композитора Резеды Ахияровой в постановке петербургского ветерана оперной режиссуры Юрия Александрова на сцене театра им. Джалиля в конце сентября. Билеты на два показа (26 и 27 сентября) были раскуплены еще летом, а республика, в свою очередь, не пожалела средств на постановку — только на изготовление декораций к «Сююмбике» государственный театр потратил более 10 млн рублей.

С определением «знаковое событие» действительно не поспоришь: последний раз премьера татарской оперы проходила в театре им. Джалиля аж в 2006 году — это была «Любовь поэта» все той же Ахияровой. Соответственно, и резонанс по итогам показов был серьезным, к тому же нельзя забывать, что произведение, посвященное национальной истории, было представлено зрителю на фоне всех последних событий вокруг татарского языка, в ответ на которые республиканские власти пообещали уделять пристальное внимание всему, что связано с национальной историей и культурой. В общем, ажиотаж случился и у публики, в том числе и в читательских комментариях на сайте «БИЗНЕС Online» под материалами и новостями о «Сююмбике» можно было встретить вопросы о том, когда можно будет посмотреть спектакль и где купить билеты. Впрочем, на сайте театра им. Джалиля никакой информации о новых показах нет, а в кассе казанской оперы нам ответили: «До Нового года „Сююмбике“ точно не будет».

Последний раз премьера татарской оперы проходила в театре им. Джалиля аж в 2006 году, это была «Любовь поэта» все той же Ахияровой Последний раз премьера татарской оперы проходила в театре им. Джалиля аж в 2006 году — это была «Любовь поэта» все той же Ахияровой

Как известно, существует две основные модели функционирования оперных театров. Есть традиционные репертуарные театры со своей постоянной труппой, а также так называемая система стаджионе, принятая в мире, когда спектакль прокатывается двумя-тремя большими сериями (под него специально подбираются певцы), после чего либо снимается с афиши, либо консервируется до дальнейшего возобновления. К примеру, Большой театр использует комбинированную модель: с одной стороны, есть постоянный репертуар, с другой — постоянно реализовываются проекты, под которые специально приглашаются уникальные голоса.


Что же до театра им. Джалиля, то здесь эта комбинированная модель работает традиционно с толикой абсурда. То есть, с одной стороны, в казанской опере, по сути, нет своей труппы, а есть лишь несколько певцов, приписанных к театру, с другой — приглашенные солисты работают здесь не серией из четырех-пяти спектаклей подряд, как принято при системе стаджионе, а обходятся одним, в лучшем случае двумя выступлениями. В результате, если при стаджионе спектакль двумя-тремя сериями могут показать за год в театре 12–13 раз, то в Казани иная репертуарная постановка может добраться до 13-го показа на пятом-шестом году своего существования. И это при традиционно серьезных миллионных затратах на те же самые декорации!

А все из-за того, что, как уже не раз писал «БИЗНЕС Online», казанская опера работает на своей родной сцене даже меньше, чем на европейских гастролях. Госзаказ для театра им. Джалиля составляет чуть больше 100 постановок, а в небольших городах преимущественно Голландии ежегодно показывается 120 спектаклей. При этом надо понимать, что радость встречи с прекрасным зрителей европейской провинции все равно оплачивается из бюджета Татарстана.

В это сложно поверить, но, к примеру, в ноябре в театре им. Джалиля покажут только три (!) репертуарных спектакля: 1-го числа — балет «Коппелия», 15-го и 18-го — оперы «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник». А еще будут гастроли театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — его возглавляет… все тот же Александров, который регулярно ставит спектакли в Казани. В общем, ни о каком разнообразии предлагаемого продукта для публики и речи не идет.

Резеда Ахиярова:  «Из-за этих декораций мы оказались в ловушке, сами с тревогой думаем о будущем этой постановки» Резеда Ахиярова:  «Из-за этих декораций мы оказались в ловушке, сами с тревогой думаем о будущем этой постановки»

РЕЗЕДА АХИЯРОВА: «ТАКАЯ СУДЬБА МОИХ ОПЕР И БАЛЕТА, К СОЖАЛЕНИЮ, ХОТЯ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ У ЛЮДЕЙ ПОКАЗАТЬ ЭТО В МИРЕ»

О будущей судьбе новой громкой татарской оперы «БИЗНЕС Online» поинтересовался у ее автора — композитора Ахияровой.

— Резеда Закиевна, поздравляем вас с премьерой «Сююмбике». Каковы ваши впечатления от спектакля Юрия Александрова?

— Лично я, конечно, довольна, что это произведение было реализовано на сцене, потому что данного события ждала уже давно. В целом бывают какие-то маленькие моменты, которые могут быть лучше, но у меня хорошие впечатления от игры актеров, от постановки, от всего процесса, а также от премьерных спектаклей.

— В том числе и наши читатели активно интересуются: когда «Сююмбике» вновь покажут на сцене театра имени Джалиля?

— Этот момент пока для меня самой загадка. Точно так же я каждый год не знаю, как часто будут идти «Любовь поэта», «Золотая Орда». Конечно, нам хочется, чтобы это было чаще, но тут я не в курсе, какие возможности у театра…

В данный момент мне сказали, что «Сююмбике» покажут только в апреле, а в афишу Шаляпинского фестиваля спектакль не будет включен, к большому сожалению для публики и нас — авторов. У них будет премьера «Царской невесты» Римского-Корсакова режиссера Михаила Панджавидзе. Первым спектаклем Шаляпинского они ставят «Царскую невесту» — пять фур из Москвы, их очень долго собирать, а потом очень долго разбирать. А в середине фестиваля после «Царской невесты» уже нельзя ставить «Сююмбике», потому что сначала должны идти премьеры. Вот так объяснили, поэтому спектакли будут только в апреле. Но потом, возможно, в театре будут собирать и разбирать быстрее…

«В середине фестиваля после «Царской невесты» уже нельзя ставить «Сююмбике», потому что сначала должны идти премьеры. Вот так объяснили, поэтому спектакли будут только в апреле» «В середине фестиваля после «Царской невесты» уже нельзя ставить «Сююмбике», потому что сначала должны идти премьеры. Вот так объяснили, поэтому спектакли будут только в апреле»

— Да и на гастроли спектакли по вашим произведениям казанская опера не вывозит…

— Так получается, к сожалению. В «Любови поэта» у нас трансформируется сцена. Когда мы были номинированы на «Золотую маску», то не могли повезти этот спектакль никуда, кроме московского  театра имени Станиславского. Но там у них были свои спектакли номинированы, москвичи нам сцену просто не дали. В балете «Золотая Орда», я считаю, не такие большие декорации, но по какой-то причине его тоже не вывозили.

Хотя и про «Любовь поэта», и про «Золотую Орду» знатоки и дирижеры, в частности итальянец Марко Боэми, говорят, что они могут иметь фурор в любой стране мира, что их надо показывать в Европе. Критики, менеджеры приезжали… Но никуда вывезти не можем до сих пор. Такая вот судьба моих опер и балета, к сожалению, хотя есть желание у людей показать это в мире. Не знаю, как будет с «Сююмбике»... Из-за этих декораций мы оказались в ловушке, сами с тревогой думаем о будущем данной постановки.

Ждать «Сююмбике» придется еще полгода. И, скорее всего, оперу ждет судьба «Любови поэта» и «Золотой Орды», которые в Казани показывают один-два раза в год Ждать «Сююмбике» придется еще полгода. Скорее всего, оперу постигнет судьба «Любови поэта» и «Золотой Орды», которые в Казани показывают один-два раза в год

«В КАЗАНИ ВООБЩЕ СПЕКТАКЛИ РЕДКО ИДУТ, ОНИ БОЛЬШЕ НАЦЕЛЕНЫ НА ПОЕЗДКИ В ГОЛЛАНДИЮ»

Так что ждать «Сююмбике» придется еще полгода. Скорее всего, оперу постигнет судьба «Любови поэта» и «Золотой Орды», которые в Казани показывают один-два раза в год. В Голландии же, понятно, татарские спектакли никто не ждет, тамошние менеджеры предпочитают покупать «Риголетто» или «Искателей жемчуга».

Эта ситуация еще более обидна, так как в премьерных показах «Сююмбике» участвовало большое количество местных певцов, которых еще недавно директор театра Рауфаль Мухаметзянов называл «местечковым казусом». Например, знаковой получилась роль Шах-Али, которую по очереди исполнили звезда татарской эстрады Филюс Кагиров и солист уфимской оперы Ильгам Валиев. Для первого это была интересная и яркая проба пера на оперной сцене, для второго — возможность наладить сотрудничество с театром им. Джалиля, которое никак не складывалось.

«Я очень рад, это был и для театра нужный проект, и в целом для татарского народа очень нужный проект, потому что Сююмбике осталась в истории великой царицей. Такие постановки очень важны для будущего поколения, чтобы оно знало свою историю, хотя, возможно, в опере есть и неточности, такие моменты всегда бывают, без них никак. Не можем же мы говорить об исторической достоверности, ведь каждый историк по-своему трактует былое. Поэтому нужно на оперу смотреть как на произведение искусства, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Валиев. — Я очень обрадован своим участием в этом проекте. Мой герой Шах-Али весьма противоречивая фигура, для татарского народа отрицательная, но, как говорится, хороших или плохих ролей не бывает. Спасибо театру, что доверили. Резеда апа, спасибо».

Солист уфимской оперы отметил, что пока его не приглашали еще раз спеть в «Сююмбике»: «В Казани вообще спектакли редко идут, они больше нацелены на поездки в Голландию. У каждого театра своя политика, ничего не поделаешь».

Что же в сухом остатке? Итак, оперу показали, президенту понравилось, теперь Мухаметзянов может вернуться к текущей работе, которой национальный театр, кажется, только мешает. Ну а еще можно вновь посоветовать посмотреть татарские спектакли «в записи», как предлагал недавно заместитель Мухаметзянова, Юрий Ларионов. Ведь в театре им. Джалиля уверены (цитата): «Мы никому ничего не должны».